Дранка

Михеева Ирина Фирсовна
На берегах Волги.
Часть десятая Что такое дранка
В конце лета вся наша детская кампания стала готовиться к школе. Я была там самой младшей и собиралась пойти в первый класс. Мы с сестрой Светланой сходили в школьную библиотеку за учебниками, это было мое первое знакомство со школой, в которой нам предстояло вскоре учиться.
Школа наша располагалась в барской усадьбе, которая уцелела во время войны. Усадьба размещалась на въезде в деревню и там у немцев во время войны был штаб. Видимо, по этому усадьба уцелела, в отличии от церкви, которую разбомбили.
В последствии в усадьбе размести школу и контору колхоза.
Учебники нам с сестрой, как и другим ребятам нашей деревни, выдали в библиотеке. Она размещалась в одном из самых больших классов, который отделялся от школьного книгохранилища небольшой перегородкой, увешенной стеллажами с книгами.
Вход в это помещение был посредине класса. Поэтому, повернув направо от двери, можно было попасть в просторный светлый класс, а повернув налево, в маленькую полутемную библиотеку.
Ходить в школу нам предстояло через всю деревню, минуя Юркин дом, пруд и церковь, где постоянно жужжал странный агрегат, делающий из деревянных чурок дранку.
Наверное уже мало кто помнит, что в начале шестидесятых годов крыши деревенских домов все еще покрывали дранкой, такой своеобразной деревянной черепицей. Эта дранка была не очень долговечной и требовала постоянного обновления. Поэтому спрос был, и колхоз хорошо подрабатывал на этом деле.
Эхо агрегата причудливо преображалось под сводами церкви: то повизгивая щенком, то рыча грозным тигром, то мяукая котенком. Нас это веселило, мы хохотали, пытаясь подражать этим звукам.
Я тоже смеялась и кривлялась вместе со всеми, но мне больше всего нравился приятный запах свежей древесины, издаваемый этим агрегатом. Доходя до церкви, я останавливалась на немного, вдыхая приятный аромат и наблюдая, как из небольшой дверки дрожащего металлического шкафа высыпалась дранка — ровные деревянные дощечки размером с лист из школьной тетрадки.
Когда возле стены шкафа набиралась целая куча деревянных листов, агрегат останавливали. Рабочие оттаскивали при помощи лебедки емкость, куда сыпалась дранка, и подгоняли новую. Та была похожа на металлическую четырехугольную корзину, одну стенку которой сняли, чтобы ближе подогнать к стене затихшего шкафа.
Потом с невидной для меня стороны в шкаф загружали деревянные чурки и включали его. Шкаф взвывал звуком пространство и начинал трястись. Рабочие замечали меня и отгоняли, так как сбоку от дверки, откуда сыпалась дранка, была еще одна, расположенная внизу. Оттуда ссыпались щепки и опилки, которые иногда причудливо отскакивали в сторону и рабочие боялись, что они меня могли поранить.
Я спохватывались и бежала догонять свою сестру и других ребят, которые уже поворачивали на приусадебную, покрытую брусчаткой, тропинку, которая вела в нашу школу.

Начало: http://proza.ru/2022/03/25/762
Продолжение : http://proza.ru/2022/04/29/548