Потери советских торпедных катеров. 1941 год

Олег Каминский
На снимке: захваченный немцами советский торпедный катер ТК-47 в порту Либавы.

     Задолго до начала второй мировой войны руководство советского Военно-морского флота придавало большое значение развитию лёгких сил флота, особенно торпедных катеров. Поэтому к началу Великой Отечественной войны СССР имел 269 торпедных катеров типа Ш-4, Г-5 и Д-3. Затем, уже в ходе войны отечественной промышленностью было построено ещё не менее 154 торпедных катеров, в том числе 76 катеров типа Г-5, 47 катеров типа Д-3 второй серии, 31 катер типа «Комсомолец» проекта 123бис. Кроме того, 166 (по другим данным даже 205) торпедных катеров типа «Хиггинс» и «Воспер» было получено от союзников по программе ленд-лиза. То есть, недостатка в торпедных катерах советский флот практически не испытывал.

     Правда, неожиданно высокой оказалась нагрузка на катерников – ведь, кроме своей основной задачи по поиску и атакам кораблей на коммуникациях противника, торпедным катерам во время войны пришлось выполнять дополнительные боевые задачи. Такие, как, например, разведка и дозор, высадка и эвакуация разведывательно-диверсионных групп, охрана прибрежных конвоев, минные постановки, борьба с подводными лодками в прибрежных водах и многое-многое другое.

     Не удивительно, что такое интенсивное использование торпедных катеров, причем, часто в несвойственном им виде, приводило к ощутимым потерям. Так, только за первые шесть месяцев войны, погибло почти 40 торпедных катеров, а всего за годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, было потеряно 139 советских торпедных катеров.   

     Список торпедных катеров Военно-морского флота СССР, погибших в годы Великой Отечественной войны:
         
1941 год.

ТК-27 (типа Г-5) командир лейтенант Сафронов.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе катера были атакованы четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. После боя ТК-27 оторвался от группы и следовал самостоятельно. Вскоре он был атакован бомбардировщиками противника и от полученных повреждений затонул.
По другим данным, утром при выходе из гавани Лиепаи он был обстрелян и потоплен двумя немецкими истребителями Bf-109. Личный состав был снят катером ТК-37.

ТК-47 (до 25.05.1940 – ТК-163) (типа Г-5) командир главстаршина (старшина первой статьи) Ф. Зюзин.
27 июня 1941 года совместно с тремя другими торпедными катерами обеспечивал эвакуацию командования и штаба Либавской военно-морской базы в Виндаву. На переходе отряд был атакован четырьмя немецкими торпедными катерами S-31, S-35, S-59 и S-60 из 3-й флотилии торпедных катеров. В завязавшемся бою ТК-47, прикрывая отход остальных катеров, получил тяжелые повреждения и израсходовал горючее. Двое суток катер дрейфовал в открытом море и после новых повреждений полученных в результате пулеметного обстрела вражеского истребителя был оставлен экипажем. Соорудив из бензобаков катера плоты, пять моряков и три офицера штаба базы направились к берегу. Утром 1 июля они пристали к берегу в районе Вентспилса, были взяты в плен айзсаргами и переданы немцам.
Оставленный катер был захвачен немцами, которые передали его финнам. В финском флоте катер назывался «Viima».

ТК-12 (типа Г-5) командир старший лейтенант М. В. Злочевский.
3 июля 1941 года подорвался на плавающей мине и затонул западнее Балаклавы (Черное море). Весь экипаж погиб.

ТК-123 (типа Г-5)
18 июля 1941 года при дневной атаке конвоя противника в Ирбенском проливе был подожжен артиллерийским огнем немецких тральщиков и затонул.

ТК-71 (до 25.05.1940 – ТК-123) (типа Г-5) командир лейтенант Н. С. Скрипов.
22 июля 1941 года сопровождал буксир «Лачплесис» от острова Эзель в Палдиски. В Рижском заливе к югу от острова Абрука был атакован немецкими торпедными катерами S-28 и S-29 из 3-й флотилии торпедных катеров. Загорелся, взорвался и погиб со всем личным составом.

У-1 (до апреля 1941 — ТК-134)
13 августа 1941 года на переходе Очаков — Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

У-2 (до апреля 1941 — ТК-144) (типа Ш-4)
13 августа 1941 года на переходе Очаков — Николаев (Черное море) был обстрелян береговой артиллерией противника, получил серьезные повреждения и был затоплен личным составом.

ТК-103 (типа Г-5)
28 августа 1941 года, во время перехода Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт, в районе острова Прангли погиб под обстрелом советских кораблей (лидера «Минск», эсминцев «Скорый» и «Славный»), принявших ночью группу своих торпедных катеров за катера противника.
По другим данным, подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда (Финский залив).

ТК-34 (до 7.09.1941 — ТК-93) (типа Г-5) командир лейтенант В. И. Белугин.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

ТК-74 (до 7.09.1941 — ТК-17) (типа Г-5) командир лейтенант И. С. Иванов.
17 сентября 1941 года при отходе советских войск был затоплен экипажем в бухте Кейгусте острова Эзель в связи с тем, что не успел закончить ремонт повреждений, полученных 7 сентября от авиации противника.

У-4 (типа Ш-4)
18 сентября 1941 года в порту Свободный от близких разрывов авиабомб получил серьезные повреждения и затонул.

ТК-91 (до 7.09.1941 — ТК-94) (типа Г-5) командир лейтенант Аристов.
20 сентября 1941 года в 14 часов 10 минут в районе острова Соммерс в Финском заливе был подожжен немецким гидросамолетом Ar-95 из SAGr.125, взорвался и затонул.

ТК-12 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Г. Свердлов.
23 сентября 1941 года около 15 часов 40 минут во время атаки конвоя в Финском заливе был потоплен артиллерийским огнем немецких сторожевых кораблей V-305, V-308 и V-313 в районе банки Орренгрунд (в районе Суурсаари).

ТК-24 (до 7.09.1941 — ТК-83) (типа Г-5) командир лейтенант М. П. Кременский.
27 сентября 1941 года во время атаки немецких крейсеров «Leipzig», «Emden», миноносцев Т-7, Т-8 и Т-11 в бухте Лыу (остров Эзель) затонул от попадания снаряда. Экипаж снят другими катерами.

ТК-114 (до 7.09.1941 — ТК-184) (типа Г-5)
1 октября 1941 года вечером в 20 часов 50 минут во время перехода был ослеплен прожектором с финского острова Ранкки и сел на камни возле Рейпон севернее острова Гогланд в Финском заливе. На следующий день был обстрелян немецким разведывательным самолетом и в 9 часов 25 минут взорвался. Личный состав снят катером ТК-53.

ТК-151 (до 7.09.1941 — ТК-154) (типа Г-5) командир старший лейтенант И. В. Ткаченко.
3 октября 1941 года по неизвестным причинам погиб на переходе от острова Даго к Ханко (Финский залив). Весь экипаж пропал без вести.
По одним данным, 3 октября 1941 года он был потоплен авиацией противника на выходе из Ирбенского пролива, по другим данным 5 октября 1941 года был потоплен вражескими миноносцами при отходе от острова Сырве. 

ТК-21 (до 7.09.1941 — ТК-24) (типа Г-5)
8 октября 1941 года при стоянке в гавани острова Соммерс в Финском заливе подвергся налету бомбардировочной авиации противника, получил большие повреждения и затонул.

ТК-52 (типа Д-3) командир старший лейтенант А. Т. Колбасов.
14 октября 1941 года на переходе Гогланд — Ханко (Финский залив) в составе отряда в шторм, оторвался от остальных катеров в районе банки Каллбедари. 18 октября западнее острова Борстё (западнее Ханко), катер и 6 членов экипажа были захвачены финнами. В финском флоте получил название «Vasama» и использовался в качестве сторожевого катера.

ТК-64 (до 7.09.1941 — ТК-121) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Viima».

ТК-141 (до 7.09.1941 — ТК-144) (типа Г-5)
16 октября 1941 года при переходе мыс Колгания - Кронштадт (Финский залив) в пургу стал на якорь у мыса Сейвисте, был снесен ветром и выброшен на камни у острова Бьорке (в районе Койвисто). Получил повреждения и был оставлен экипажем. В ноябре 1941 года был обнаружен финнами, отремонтирован и введён в состав ВМС Финляндии под названием «Vihuri».

ТК-131 (до 7.09.1941 — ТК-134) (типа Г-5)
17 октября 1941 года в период 13.45-15.00 на переходе юго-западнее Гогланда (Финский залив) был атакован и потоплен пулеметным огнем двумя финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30.

ТК-13 (до 7.09.1941 — ТК-11) (типа Г-5)
22 октября 1941 года затонул в районе острова Лавенсаари в Финском заливе в результате аварии.
По другим данным, был потоплен авиацией противника.

ТК-74 (до 1937 – ТК-23) (типа Г-5)
26 октября 1941 года при стоянке в Новороссийске (Черное море) на катере произошел пожар, взорвались бензиновые цистерны и он затонул.
По другим данным, сгорел при переходе из Севастополя в Новороссийск.

ТК-72 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-88 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-102 (типа Д-3)
1 ноября 1941 года в период 9.25-10.15 при следовании в составе звена к Ханко в 5 км восточнее острова Сескар (Финский залив) был атакован пятью финскими самолетами Fokker D-21 из LLv 30, от пулеметно-пушечного огня взорвался и затонул со всем экипажем.

ТК-72 (типа Г-5) командир П. Я. Коновалов.
1 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул в Черном море.

ТК-71 (типа Г-5) командир Л. М. Золотарь.
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден и затонул. Позже был поднят, отремонтирован и введен в строй.

ТК-142 (до 11.08.1941 – ТК-145) (типа Г-5)
12 ноября 1941 года при бомбардировке Геленджика (Черное море) был поврежден взрывом бомбы и затонул.

ТК-21 (до 13.11.1940 – ТК-181) (типа Г-5) командир Романов.
17 ноября 1941 года в 23 часа при переходе из Севастополя в Геленджик вместе с ТК-11 столкнулся с ним в районе мыса Сарыч возле Ялты (Черное море) и затонул. Личный состав был спасен.

ТК-12 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом в районе острова Лавенсаари (Финский залив).

ТК-42 (типа Д-3)
11 декабря 1941 года при эвакуации гарнизона с острова Гогланд был раздавлен льдом и затонул в районе острова Лавенсаари (Финский залив). Экипаж спасен канонерской лодкой «Волга».

ТК-92 командир старший лейтенант Б. Г. Коломиец.
26 декабря 1941 года во время высадки десанта в районе Эльтигена (Керченский пролив) был выброшен волной на берег, и позднее расстрелян береговой артиллерией противника. Погибли 2 члена экипажа.
По другим данным, после Керченской операции катер был доставлен в ремонтную базу с огромными повреждениями (имел 272 пулевых и осколочных пробоин), но был полностью восстановлен и снова вошел в строй.

ТК-85 (до 13.11.1940 – ТК-142) (типа Г-5) командир лейтенант Жуланов.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) в результате попадания мины противника получил пробоину и затонул в районе судоремонтного завода. Из состава экипажа погибли 3 человека.

ТК-105 (до 13.11.1940 – ТК-62) (типа Г-5) командир лейтенант И. Н. Васенко.
27 (28) декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был выброшен штормом на берег и 29 декабря 1941 года уничтожен минометно-артиллерийским огнем противника. Погибли 3 члена экипажа.
По другим данным, был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выбросился на берег.

ТК-24 (типа Г-5) командир лейтенант А. Ф. Крылов.
29 декабря 1941 года при высадке десанта в порту Камыш-Бурун (Керченский пролив) был подожжен минометно-артиллерийским огнем противника и выброшен штормом на берег. Погибли 3 члена экипажа.

Продолжение следует…