Людмила Кичигина и Борис Чигишев...

Людмила Коншина
ФОТО БОРИСА  ВАСИЛЬЕВИЧА  ЧИГИШЕВА -  ЛЮДМИЛА   КИЧИГИНА (КОНШИНА)
_____________________________________________________

http://proza.ru/2022/04/25/1880

Уважаемые  читатели хочу  поделится  с  Вами воспоминаниями о  замечательном  человеке...С нелёгкой  судьбой ...с  которым  мне  довелось  работать  в  Театре  музкомедии  г  Омска ..Чигишев Борис Васильевич ..супер  профессионал  и  мастер
Много  фото  работ  создано  этим  великим  мастером ...у  меня  в  архиве  тоже  есть фото от  Бориса  Чигишева..которые  постоянно  я  использую  в  своих  творческих  видео  клипах. Часто  взглянув  на  фотографии  вспоминаю Бориса.В Омске  мы  были  соседями и жили  в  центре ..на  улице  Ленина..Борис  с  Леной  над  магазином  Восход ...а  мы  напротив .И поэтому  было время и для  беседы  и для  чая ..Мои  дети   Настя  и  Максим  ходили  в  нему в  фото  кружок  при доме  пионеров  где  он  так же  работал ..Вообщем  найдите  на  страницах  интернета  его  работы  и  получите  огромное  удовольствие от супер  фото  большого  мастера...А сегодня фото великого мастера  не  вошедшее  не  в  одни  выставки ..Мы  выезжали  за  город  все  вместе Борис с Еленой  и мы ..
________________________________________________



https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=author&i=33

Чигишев Борис Васильевич  (р.1926)
  морской офицер, фотожурналист, педагог
1926. — Родился в деревне Усть-Тальменка Алтайского края в крестьянской семье. Отец – Василий Тимофеевич Чигишев.

1930-е гг. — Переезд семьи в город в связи с угрозой раскулачивания. Работа отца на строительстве. Учеба Б. Чигишева в школе.

1937. — Арест отца. (Расстрел. Посмертная реабилитация.)

1940. — Переезд в Омск. Учеба в ремесленном училище.

1941. — Работа слесарем-сборщиком на опытном военном авиационном заводе.

1943, июль. — Уход добровольцем в армию. Окончание военно-авиационной школы.

1945. — Участие в освобождении Южного Сахалина.

1947. — Вступление в партию.

Поступление в Киевское военно-морское политическое училище.

1952. — Брак с Еленой Ивановной Ленинг.
Письмо в редакцию газеты «Правда» с критикой марксистской теории.

1953. — Рождение сына Владимира.
Окончание училища. Переезд с семьей в Ригу по месту воинской службы. Избрание секретарем комсомольской организации, затем – партийной организации.

1957, декабрь. — Направление в ЦК КПСС критической статьи «Марксизм-ленинизм и социализм». Доставка в психиатрическое отделение окружного военного госпиталя. Прохождение медицинской комиссии. Беседа с главным психиатром ВМФ академиком Н.Н. Тимофеевым. Признание Б.В. Чигишева психически здоровым в личной беседе и психически больным в официальном медицинском заключении. Выписка из госпиталя. Инвалидность.

1958, февраль. — Увольнение из рядов ВМФ по болезни.
Рождение дочери Ольги.
Работа слесарем-сборщиком радиоаппаратуры. Отъезд жены и детей в Омск. Написание исследовательской статьи «Социализм наша действительность» и отправка ее в ЦК КПСС и Академию наук СССР.

1959. — Переезд к семье в Омск. Работа на авиационном заводе. Поступление на исторический факультет педагогического института (заочное отделение).

1960. — Визит сотрудников КГБ. Обыск. Изъятие рукописей. Вызов на беседу в КГБ. Арест. Допросы. Следователь лейтенант Жданов. Отправка в Лубянскую тюрьму в Москве. Допросы. Следователь подполковник Зотов.
Направление на экспертизу в Институт судебной психиатрии имени Сербского. Признание психически здоровым. Требование Б.В. Чигишева восстановления в должности на флоте и беседы в ЦК КПСС. Вызов к заместителю председателя КГБ СССР генералу Тикунову.
Повторное обследование в Институте судебной психиатрии им. Сербского. Подтверждение медицинского заключения о психическом здоровье Б.Г. Чигишева.
Подготовка дела Б.В. Чигишева для рассмотрения военным трибуналом. Дача подписки об «отказе от занятий марксистско-ленинской теорией». Решение об освобождении до суда из-под стражи за отсутствием состава преступления.

1961, 21 марта. — Освобождение. Возвращение в Омск. Работа художественным редактором в Омском театре музыкальной комедии.

1967. — Окончание педагогического института. Работа руководителем фотостудии в городском Дворце пионеров. Участие в фотовыставках. Сотрудничество в газетах и журналах.
Написание и опубликование книги «Этот прекрасный мир».
Краеведческий лекторий ОМСК-300
15 мар 2021 в 11:38
Сегодня исполняется 95 лет БОРИСУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЧИГИШЕВУ (1926-2010) – одному из известнейших представителей омской фотографии, талантливому педагогу, человеку неуемной творческой натуры.

Борис Васильевич был участником Великой Отечественной войны, военным лётчиком и моряком, театральным художником. Он остался легендой омской культуры не только благодаря своим работам. Ряд известных сегодня фотохудожников, фоторепортёров, телеоператоров Омска — ученики мастера светописи Чигишева.
Фотостудию во Дворце пионеров Куйбышевского района он создал в 1968 году. Это была первая в стране творческая организация юных фотографов. И выдающийся педагогический талант Бориса Васильевича в полной мере проявился в воспитании плеяды учеников, многие из которых обрели собственный почерк в фотоискусстве и сами стали признанными мастерами.
Борис Чигишев запечатлел на фотоснимках Омск и омичей, картины природы и бытовые сценки. Долгие годы он сотрудничал с Омским отделением Всероссийского театрального общества, и прекрасные лица артистов омской сцены, а также советских знаменитостей 1960-х — 1980-х годов нам сохранили выполненные мастером фото.

С 1995 года Городской музей «Искусство Омска» проводит выставки, посвящённые творчеству Бориса Васильевича и его учеников
К 90-летию фотокорреспондента «Омской правды» Бориса Чигишева. И в небе, и на дне Его жизнь была переполнена событиями – порой неожиданными, а нередко драматическими. Уже в военные годы в 15 лет  Борис Чигишев по утрам гордо шагал на авиационный завод – нынешний «Полет». Ему повезло: он попал в группу авиаконструктора Андрея Туполева на сборку самолетов. Парнишка знал, что Туполев хоть и не был арестован, но находился под строгим присмотром. В 1943 году, в 17 лет, Борис пошел в армию – добровольцем! Стал воздушным стрелком-радистом, участвовал в освобождении Южного Сахалина. – После такой «начальной школы» у меня был один выбор: продолжать учебу в этом направлении, – рассказывал позже Борис Васильевич. – И я поступил в Киевское военно-морское политическое училище. После его окончания меня направили в Ригу, на Балтийский флот. Прослужив полтора года в дивизионе торпедных катеров, я был направлен на курсы подводников в Ленинград. После учебы я стал заместителем командира подводной лодки, базирующейся в Риге. И вот сейчас, после столь героического вступления в биографию моряка-подводника, я должен плеснуть в оптимистическую бочку бытия моего друга беспощадную ложку дегтя: в декабре 1937 года его отца Василия Тимофеевича Чигишева арестовали и через полмесяца расстреляли. За что? Ни за что! Без объяснения причины казни. Ну а с Чигишевым-младшим случилось нечто страшное. В военно-морском училище Борис увлекся политучебой и вдруг засомневался в верности одной «формулы», автором которой был сам товарищ Сталин. Я, репортер, не буду влезать в суть заочного спора Сталина и курсанта. Скажу только, что Борис от своего мнения не отказался, несмотря на то что ему пришлось побывать и на Лубянке, и в психушке, где его обещали в пыль стереть, если он не бросит заниматься вредной философией. Но, как бы Борис Васильевич ни был упрям, его в конце концов заставили-таки подписать обязательство, что он не будет заниматься марксистско-ленинской теорией. Все это, конечно, ужасно. Об этой ситуации Чигишев написал книгу «Топор под компасом». Книгу он подарил мне, а я передал ее в библиотеку «Омской правды». Из рабочих – в фотокоры Итак, отслужив 15 лет на Балтийском флоте, Чигишев вернулся в Омск. Увы, во флоте служить ему запретили, мол, какая служба с такой «болезнью». Бориса выпустили под негласный надзор органов. Его жена Елена, в Риге работавшая в театре оперетты, блистала на сцене Омского театра музкомедии. У Бориса Васильевича не было гражданской профессии, и он, смирив гордыню, пошел в тот же театр рабочим сцены. Но судьба улыбнулась подводнику, и скоро он стал художником-декоратором музкомедии. И вот еще одна случайность. Пришел к отцу сын Володя и попросил: «Папа, научи меня фотографировать». И отправился отец в магазин, купил фотоаппарат, стал разбираться в фоточудесах, о которых не имел ни малейшего представления. Но у сына очень скоро начисто пропал интерес к фотоделу, а отец, наоборот, настолько увлекся фотографией, что сделал ее второй своей профессией. Кто бы мог подумать, что подводное военное искусство станет у Чигишева вровень с манипуляциями в полутемной фотолаборатории?! Но Борис Васильевич добился того, что якобы легкомысленная детская забава стала оружием, которое могло крепко ударить по жизненным гримасам, имела возможность превратить прекрасные мгновения в долгожителей, помогала открывать неожиданные дерзкие таланты у тех, кто отважился взять в руки аппарат!  Чигишев стал внештатным фотокорреспондентом газеты, а первый снимок он опубликовал в «Омской правде» 4 сентября 1965 года. Та – первая! – фотография была обыкновенной, ничем не примечательной, однако она долгие годы грела сердце Бориса Васильевича. Секрет в том, что моряк впервые выступил в роли фоторепортера! Кружок изменил жизнь Хочешь глубоко освоить ремесло – заведи себе ученика. К 1967 году  мой друг заочно окончил педагогический институт и решил стать руководителем фотокружка. В это время как раз освободилось место руководителя кружка во Дворце пионеров, который тогда стоял на Соборной площади. Но вот беда: зарплата руководителя фотокружка была мизерной – 62 рубля 50 копеек в месяц. Для вчерашнего подводника, да еще имеющего семью, это было маловато. Можно было  вести два кружка и работать на две ставки. Это разрешалось, но встал вопрос: где взять учеников? Ведь требовалось привлечь к занятиям  90 человек! 90! Цифра фантастическая для 60-х годов. В фотокружках тогда царил вечный недобор. Было так: в начале учебного года в кружок приходило по 10–15 пацанов. Многие из них, научившись кое-как щелкать затвором, бросали учебу. Объявления о наборе не помогали. Тогда Чигишев пошел в школы сам. Ученикам 5–7-х классов рассказывал, что фотография не забава, а вторая профессия на всю жизнь. Именно Чигишев первым стал проводить родительские собрания в фотокружке. На этих собраниях он не разбирал легкомысленное поведение своих воспитанников, а призывал родителей относиться к занятиям их детей в фотокружке, как к учебе в  школах – музыкальных, художественных, спортивных. – Увидите, они скоро станут лидерами или героями своих классов и школ, – говорил мамам и папам удивительный наставник. «Какими героями?!» – удивлялись мамы-папы. – «Двоек бы не приносили!» Но Чигишев знал, что говорил и делал: научив новичков владеть фотоаппаратом, он поручил своим воспитанникам подготовить классные и даже школьные стенные фотогазеты. И вот тут-то начались сбываться мечтания Чигишева: авторитет его воспитанников невероятно вырос. Оценить или просто посмотреть классные фотогазеты приходила вся школа. И как бы неожиданно фотокружок Дворца пионеров занял первое место на областной выставке детской фотографии. Как, что, почему? Секрет успеха прост: раньше на  выставках преобладали фотографии милых кошечек, собачек, а чигишевцы  представили фотогазеты с репортажами о школьной жизни. Потом возникла проблема: что же делать с юными фотолюбителями летом, когда кружок не работает? И Чигишев решил отправлять юных подмастерьев в пионерские лагеря, чтобы организовывать там фотокружки, учить желающих фотоделу и выпускать фотогазеты.  Юный Сергей Антонюк был командирован в поход на теплоходе по Иртышу до Салехарда и сделал незабываемый до сих пор репортаж «Ходили мы походами». А в будущем Сергей Антонюк стал фотокорреспондентом центральной газеты «Труд». Как-то в кружок пришла директор детской клинической больницы и попросила сделать репортаж об одном дне в больнице. Сам Чигишев в клинику не пошел, а поручил выполнение ответственного – пионерского! – заказа двум своим воспитанницам, которые позже с отличием окончили Кемеровский институт культуры и стали его преподавателями. Чигишев понимал, что личный пример руководителя значит много. Но на свою первую персональную выставку он решился только в 1974 году. И она прошла на высоком уровне: были изготовлены специальные планшеты для фотографий, издан каталог, организовано музыкальное сопровождение. Вместе с работами мастера на выставке были представлены 30 фотографий, сделанных его воспитанниками. А традиционную ленточку при открытии вернисажа разрезал совсем юный Сергей Мальгавко. Через два года в 16 лет  Сергей провел свою «персоналку». Позднее он окончил Московский институт культуры, стал редактором тарской газеты. – Такие творческие отчеты вошли в практику фотокружка, – вспоминал потом Чигишев. – И если раньше мы отваживались на одну «персоналку» в год, то потом дошли до пяти.  К вопросу о таланте Он много раз выкладывал передо мной свою мечту: написать бы книгу размышлений руководителя кружка. Мне чигишевская задумка была непонятна: ладно, помечтает и забудет. И вдруг в 1988 году на прилавке книжного магазина я увидел книжку, изданную в Омске. «Этот прекрасный мир» – так назвал свою педагогическую поэму мой друг. Эта книжка удивительна, во-первых, тем, что она единственная  такого рода. И она вовсе не сухая инструкция. Она отвечает на вопросы, которые страшно даже себе задать. Например, считая, что детским фотокружком обязательно должен руководить талантливый человек, Борис спрашивает: «Талантлив ли я?» Ох, не каждый человек отважится задать себе такой вопрос. А Борис Васильевич решился, зная, что дает повод по меньшей мере для иронических улыбок. И ответил: «Да, я талантлив!» И приводит десять доказательств своего права учить других: честолюбие, развитое критическое начало, стремление к творчеству и т. д. «Меня поражения не обескураживают, а победы не развращают», – писал Чигишев. И добавлял, что жаден до жизни, не устает от работы. Настоящий характер Борис Чигишев всегда был на виду. Утром он совершал пробежки по Иртышской набережной, потом шел в «Омскую правду». Любопытно, что я никогда не видел его в транспорте, а всегда видел его широко шагающим с висящим на плече фотоаппаратом. В редакцию он приходил почти каждый день, раздавал готовые фотографии, брал новые задания. И практически каждый вечер Бориса Васильевича можно было встретить в одном из омских театров или в Концертном зале. Было время, когда я писал о звездах эстрады, и Чигишев делал мне снимки. В 1980 году он сфотографировал Аллу Пугачеву, да так, что она на портрете была непохожа на саму себя. Алле Борисовне понравился портрет, и она оставила на нем свой автограф. Так у Чигишева родился новый фотожанр – звезда с автографом. Борис постоянно публиковался в «Омской правде», и были годы, когда в каждом номере в обязательном порядке был его снимок и работа одного из его воспитанников. А о его кружке говорили: «Разве это фотокружок? Ведь это фотошкола!» И вдруг случилось неожиданное. В 1988 году Борис Чигишев с супругой Еленой Ивановной переехал на постоянное местожительство в Покров Владимирской области. По слухам, не сошелся характерами с руководителями омских пионерских дворцов.  А когда в Омске стал создаваться городской музей «Искусство Омска», в 1994 году Борис Васильевич приехал в родной город и подарил музею более ста своих лучших фотографий. В 2008 году он отправил в адрес музея богатейшую коллекцию фотографий, негативов, альбомов и своих книг – 12000 единиц хранения. Вот такой он был щедрый человек, а с чиновниками от педагогики, увы, «не сошелся характером». А был он выдающимся Мастером! Нынче ему исполнилось бы 90 лет.

Читать далее: http://omskregion.info/news/46788-moryak_iz_fotokrujka/
© Иhttps://pokrovcity.ru/city/veterans/Chigishev.phpнформационное агентство «ОМСКРЕГИОН»

Выставки и коллекции музея «Искусство Омска»

Светопись Бориса Чигишева
30 марта 2011 года, 17:01
Борис Васильевич Чигишев (1926–2010) остался легендой омской культуры не только благодаря своим работам. Ряд известных сегодня фотохудожников, фоторепортёров, телеоператоров Омска — ученики мастера светописи Чигишева.

Фотостудию во Дворце пионеров Куйбышевского района он создал в 1968 году. Это была первая в стране творческая организация юных фотографов. И выдающийся педагогический талант Бориса Васильевича в полной мере проявился в воспитании плеяды учеников, многие из которых обрели собственный почерк в фотоискусстве и сами стали признанными мастерами.

Борис Чигишев запечатлел на фотоснимках Омск и омичей, картины природы и бытовые сценки. Долгие годы он сотрудничал с Омским отделением Всероссийского театрального общества, и прекрасные лица артистов омской сцены, а также советских знаменитостей 1960-х — 1980-х годов нам сохранили выполненные мастером фото.

С 1995 года Городской музей «Искусство Омска» проводит выставки «Борис Чигишев и ученики. Три поколения».

Фото из собрания Городского музея «Искусство Омска».

Подборка фоторабот Бориса Чигишева
30 мар, 2011 в 20:06
аватар
Вот что человек делал без фотошопа!
В подборке пейзажи, жанровое фото и портреты известных деятелей культуры – омских и советских. Кондратий Белов, Татьяна Ожигова, Наталья Гундарева, Олег Басилашвили, Нани Брегвадзе, Алла Пугачёва…
Мария Логвинова (на одном из фото) – театральный художник. Её чудесные эскизы костюмов для спектаклей театра музкомедии можно увидеть в музее музыкального театра.

Борис Чигишев. Автограф на память. Выставка портрета из коллекции Городского музея «Искусство Омска»

c 5 по 14 февраля 2016 Омская область
Чигишев Б.В. Певица Алла Пугачева. 1980
Чигишев Б.В. Артистка Татьяна Ожегова. 1980
Чигишев Б.В. Композитор Арно Бабаджанян. 1980
Музей «Искусство Омска» отмечает 90-летие фотографа Бориса Чигишева выставкой портрета «Автограф на память. Борис Васильевич Чигишев (1926-2010) – один из известнейших представителей омской фотографии, талантливый педагог, человек неуемной творческой натуры.
Увлечение театром пришло к Борису Чигишеву много раньше увлечения фотографией. Его супруга Елена была артисткой Омского театра музыкальной комедии. В начале 1960-х Борис Васильевич устроился туда же художником-декоратором. С большим интересом он вникал в тонкости работы всех подразделений театра, присутствовал на читках и репетициях спектаклей, был дружен с артистами.

В 1963 году Чигишев приобрел фотоаппарат для сына Володи, и всерьез увлекся фотографией сам. Активный, деятельный, всегда глубоко погружающийся в свое дело, он самостоятельно освоил азы фотожурналистики, и уже в 1965 году его снимки появились в областных газетах. Главной темой для начинающего фотографа стал театр, люди культуры и искусства. По признанию Чигишева, первым серьезным испытанием для него как фотожурналиста стал приезд в Омск Московского театра им. Маяковского в июне 1970 года. Борис Васильевич на протяжении всех гастролей сопровождал коллектив. В итоге набралось снимков на небольшой фотоальбом, где артисты оставили свои автографы.

Позже эти первые снимки с автографами стали частью целого проекта, замысел которого появился у Бориса Чигишева благодаря Алле Пугачевой. В 1980 году певица посетила Омск с гастролями, и Борису Васильевичу нужно было подготовить о ней материал. По просьбе Пугачевой он принес ей несколько отпечатанных фото. Борис Чигишев своих воспоминаниях писал: «Снимок увидела ее костюмер и попросила Аллу подарить ей на память. Алла, долго не думая, взяла фломастер и на лицевой стороне фотографии оставила автограф, безупречно вписав его в композицию кадра. Откровенно говоря, фотография сама по себе была не таким уж большим творческим достижением, но автограф сразу придал ей новое качество. Пока я шел домой, у меня созрело намерение начать делать серию портретов с автографами».

Серия портретов пополнялась снимками, подписанными известными режиссерами и артистами, писателями и поэтами, исполнителями композиторами. Ценность этих снимков не только в наличии автографов, но и в том, что они позволяют услышать интонацию диалога фотографа с артистами – обоюдное расположение, взаимное уважение к профессии и мастерству, открытость и совместная творческая работа, результатом которой и стал снимок. В экспозицию вошло более 50 фотографий из серии портретов.

Для нас, хранителей и созидателей творческого наследия большого мастера, серия этих снимков – автограф Бориса Чигишева, оставленный на память о замечательном фотографе и большом человеке.

Куратор выставки – старший научный сотрудник музея, хранитель фонда «Фотографии и негативы» Анастасия Гараева

www.museum.ru/N60853
Ваше мнение »»

»» Городской музей "Искусство Омска"
Адрес: Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, 5а, лит. М
Проезд: Авт. до ост. "ул. Партизанская", тролл. до ост. "КДЦ им. Маяковского"
Телефоны: (3812) 95-73-75
сайт: искусствоомска.рф
EMail: iskusstvo_omska@mail.ru
Омск, 2 февраля - АиФ-Омск, Ольга Минайло.
Омичи смогут увидеть раритетные фотографии звёзд на выставке «Автограф на память» в музее «Искусство Омска» с 5 по 14 февраля.

Автор снимков Борис Чигишев (1926-2010) – один из известнейших представителей омской фотографии и талантливый педагог. Однако театром он увлёкся раньше, чем фотографией. Его супруга Елена была артисткой Омского театра музыкальной комедии, и в начале 1960-х годов прошлого века Борис Васильевич устроился туда же художником-декоратором. Фотографией он увлёкся в 1963 году. Главная тема его снимков - театр, люди культуры и искусства.

Чигишева, первым серьёзным испытанием для него как фотожурналиста стал приезд в Омск Московского театра им. Маяковского в июне 1970 года. Борис Васильевич на протяжении всех гастролей сопровождал коллектив. В итоге набралось снимков на небольшой фотоальбом, где артисты оставили свои автографы. Позже эти первые снимки с автографами стали частью целого проекта, замысел которого появился у Бориса Чигишева благодаря Алле Пугачевой. В 1980 году певица посетила Омск с гастролями, и Борису Васильевичу нужно было подготовить о ней материал. По просьбе Пугачевой он принёс ей несколько фотографий. Артистка оставила на снимке автограф, что натолкнуло Чигишева на мысль сделать подобную серию портретов.
КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТ БОРИС ЧИГИШЕВ
Борис Васильевич ЧигишевБорис Васильевич Чигишев – человек в Покрове известный. Он видный фотохудожник, писатель и талантливый педагог, у которого есть достойные ученики. Он показал мне выпущенные ими фотоальбомы, за которые учителю не только не стыдно, но и самому хотелось бы выпустить такие. Но он увлекся несколько иным – выпустил уже три книги и готовит к изданию четвертую. В них с помощью текста и фотографий автор подводит итог своей непростой и полной самых различных событий жизни. Пройдут годы, и эти авторские свидетельства происходящих в стране процессов, простые житейские наблюдения и рассказы о многочисленных встречах обязательно понадобятся тем, кто будет жить значительно позже. Вон как всколыхнулась страна, готовясь к 60-летию Победы, как важно стало в этот период все, связанное с войной, как дороги воспоминания и простого солдата, и командира. Стало очевидным, как много мы упустили в то время, когда ветеранов войны было еще много и они жили рядом с нами.

Борис Васильевич Чигишев – ветеран Великой Отечественной войны. Родился он на Алтае, под Барнаулом, на станции Усть-Тальменка. В эту деревню, расположенную рядом с железной дорогой, его предки переехали в конце 19-го века с Рязанщины. Здесь в 1926 году и родился наш герой. До коллективизации население занималось земледелием и жило натуральным хозяйством. Когда началось раскулачивание, мать прятала у соседки в чулане свое единственное богатство – швейную машину «Зингер», боялась, что отберут. Отец решил не вступать в колхоз вместе с деревенскими пьяницами, и семья, бросив недостроенный домишко, сдвинулась с местам. В г. Нижне-Удинске отец закончил краткосрочные курсы и стал строить элеваторы. Ему, как прорабу, дали казенную квартиру, где вместе с родителями жили и учились в школе сыновья Борис и Виктор.

Это относительное благополучие закончилось в 37-м году. Отца, как и многих других, забрали и вскоре расстреляли. Мать из квартиры выселили, и она, неграмотная женщина, осталась с двумя детьми практически на улице в чужом городе, где не было ни хозяйства, ни родственников, которые могли бы помочь в трудную минуту. Поэтому семья разделилась: Борис поехал к деду в Новосибирск, где тот работал ломовым извозчиков, а мать с младшим братом отправилась к своему родному брату в Омск.

«Дед нередко брал меня с собой как помощника, - говорит Борис Васильевич, - вспоминаю, как мы с ним грузили какие-то коробки или ящики, и я заработал свои первые три рубля».

Как выясняется, сложные обстоятельства помогают человеку мобилизовать свои усилия и возможности. Мама, Наталия Ивановна, сумела в Омске закончить курсы лаборантов, устроиться работать на элеватор и получить казенную жилплощадь –комнату в барачном доме, куда и поселилась вместе с детьми. Здесь, в Омске, в 40-м году Борис Чигишев пошел в 7-й класс.

«В начале лета 41-го года мы работали в подшефном колхозе, помогали пропалывать картошку, помидоры, огурцы. Здесь и узнали о начале войны, - вспоминает Борис Васильевич. - Роста я был высокого, поэтому дружил с ребятами старше меня. Так, вместе с десятиклассниками прямо из колхоза пошел в военкомат. Но в 15 лет добровольцев на фронт не брали. Мне посоветовали идти учиться в ремесленное училище».

В ремесленном училище он получил профессию слесаря-сборщика и поступил работать на военный авиационный завод, эвакуированный из Москвы. На заводе работала группа Туполева, куда и направили молоденького слесаря. Но сам Туполев и все его КБ находились под арестом, и на завод их приводили вод охраной.

Так прошли полтора года. Это было суровое время, ненормированная работа и строгий спрос на выполненное задание по меркам военного времени. В 43-м в город прибыл представитель школы морской авиации с Дальнего Востока. Учиться в ней рекомендовали комсомольцам с хорошей производственной характеристикой. Жизнь предлагала Борису Чигишеву дерзнуть, и он от этой возможности не отказался, уехал к Тихому океану, отучился полгода в школе, получил специальность воздушного стрелка-радиста и был направлен в полк морской авиации в Новонежино под Владивостоком. Летал на скоростных бомбардировщиках-торпедоносцах. В начале 45-го года на флот прибыли американские самолеты «Каталина», предназначенные для разведывательных целей. Они были оборудованы радиолокационной системой. Потребовались радиометристы, и Борис Чигишев вновь отправляется в знакомую школу морской авиации, где получает необходимую профессию. В августе 45-го года его направляют старшим радиометристом в Советскую Гавань, где базировался авиационный полк «Каталин».

8 августа началась война с Японией. В этот день вместе с экипажем ему довелось высаживать десант на о. Сахалин. Сели в бухте г. Отомари - нынешнего г. Корсаков. Радиометристов в полку не хватало, поэтому пришлось летать не только со своим экипажем. В целом сделал 21 боевой вылет. Война с Японией была короткой, но полтора миллиона жизней с нашей стороны она все же успела забрать.

Служба на Дальнем Востоке проходила неплохо, было интересно, требовалось хорошее знание воинской специальности, дисциплинированность, умение проявить себя и в общественной работе. Со всем этим у нашего героя обстояло более, чем нормально. На фотографиях тех далеких лет он в компании сослуживцев постоянно с аккордеоном, играть на котором научился по самоучителю. А в армии, да и не только, музыкант – первый человек, душа компании. Это и почет, и дополнительная нагрузка одновременно, но в те годы отношение к самодеятельности было самое серьезное.

Безусловно, в судьбе каждого человека случай играет важную роль.

«Так случилось, что с нашим экипажем, где я был радиометристом, летел как-то командующий ВВС Северо-Тихоокеанского флота генерал Г. Дзюба, - вспоминает Борис Васильевич. - Он, видимо, предметно присмотрелся ко мне и взял на заметку, потому что ему был нужен адъютант. Из всех предложенных кандидатур он выбрал именно меня, так что целый год потом я служил при генерале, не имея больше над собой никаких других командиров. Это было приятно». Но Г. Дзюба через год перешел работать в Генеральный штаб, а на его место прибыл с Черноморского флота генерал-майор А. Наумов, Герой Советского Союза.

Так на адъютантской службе прошел еще год с лишним, как вдруг произошел такой случай. Один из экипажей посадил самолет на запасной аэродром и ушел в ближайшую деревню по своим житейским делам. Механик, оставшийся у самолета, завел моторы и улетел через Татарский пролив в Японию. За это ЧП командующего отстранили от службы и с понижением в должности направили на Черное море.

«Я как адъютант провожал его до Москвы. Здесь мы поселились в гостинице, и по просьбе командующего я подготовил все необходимое для встречи гостей, которые собирались навестить своего друга. Это были в основном генералы, один из которых предложил и мне перевод на Черное море. Я выразил такое желание, он записал мои данные, но в серьезность этого разговора за столом что-то не очень верилось».

И напрасно, как выяснилось позже. По прибытии в Советскую Гавань сержанта Чигишева ожидал вызов в Севастополь. Случай в очередной раз решал его судьбу. Так в 1949 году он попал на Черноморский флот и продолжил службу на полуострове Херсонес в качестве радиста узла связи. А чуть позже стал освобожденным комсоргом.

В 50-м году в Севастополь из Киевского военно-морского училища приехал офицер для набора курсантов. По рекомендации начальника политуправления флота Борис Чигишев был направлен для учебы в Киев. Через три года в звании лейтенанта он продолжил службу на торпедных катерах на Балтике, а позже, закончив в Ленинграде курсы подводников, стал служить заместителем командира подводной лодки. В те годы у военных моряков постоянно проводились учения, совершались автономные плавания с временным базированием. Дома не были по полгода, а у нашего героя уже была семья. В Риге жила жена и маленький сын.

Все хорошо быть не может, обязательно случается что-то такое, что делает на судьбе глубокую зарубку. И это что-то было в судьбе лейтенанта Бориса Чигишева. Нет, не подумайте, он не попался по пьяному делу, не связался с женщиной, не украл, не ввязался в драку, не совершил ничего такого, что было бы более понятно для последующего наказания. Он совершил интеллектуальный проступок: еще учась в военно-морском училище, он обнаружил нарушение элементарной логики в последней работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Свои выводы относительно учения И. Сталина, не применимые для социалистического строя, он изложил в своем письме в газету «Правда». На 7 марта 53-го года было назначено партийное собрание с рассмотрением его персонального дела. Мудрые люди уговаривали его отказаться от своих убеждений, но не тут-то было.

В первый раз повезло потому, что умер Сталин. К тому же из газеты «Правда» пришло письмо, в котором говорилось: «те, кто с Вами спорит, серьезно не вникли в работы Сталина».

Однако эта история имела продолжение. В 56-м году культ Сталина разоблачил Никита Сергеевич Хрущев, пришедший ему на смену. Наш герой пишет новую работу и посылает ее в ЦК КПСС.

В результате его изыскания на тему «Марксизм, ленинизм и социализм» заканчиваются психиатрическим отделением Рижского военного госпиталя, признанием его психически больным и второй группой инвалидности. В 58-м году с флота его демобилизовали и семья, обменяв квартиру, переехала в Омск. Жизнь продолжалась работой на заводе авиационных моторов, учебой в пединституте. Но бдительный КГБ опального человека из вида не упустил. К нему однажды явилось человек шесть представителей этого мрачного органа, произвели обыск, изъяли все его рукописи и даже книги Ленина с его пометками на полях. В 60-м году Б.Чигишева исключили из партии, и довелось ему узнать, как выглядят Бутырка и Лубянка. Но благодаря тому, что свои работы он тайно не распространял, а, желая помочь родной партии своими размышлениями, посылал их в ЦК КПСС и Академию наук СССР, вроде как особой вины в этом не просматривалось. Словом, судить его было не за что. В институте судебной психиатрии им. Сербского Б. Чигишева признали психически нормальным. Однако в КГБ заставили дать расписку, что никаких работ по вопросам марксизма-ленинизма больше писать не будет. С тем и отпустили домой. Однако пришло время - и предсказанный им крах государственного капитализма, спрятанный под личиной социализма, в СССР все же наступил.

Прибыл после ареста в Омск, а жена, актриса музыкального театра, собиралась на гастроли и посетовала о том, что вновь придется расставаться. Но выход нашелся. Борис Васильевич устроился в театр на время гастролей рабочим сцены, и в один из моментов в Челябинске выручил театр, заменив художника, сломавшего ногу. Тогда оставленные во дворе декорации попали под дождь и пришли в негодность. Как флотский человек, он хорошо освоил малярное дело и по старым следам декорации восстановил. Так, благодаря случаю, на шесть предстоящих лет он стал художником и научился смотреть на все под особым ракурсом.

Подросший сын мечтал о фотоаппарате. Отец пошел вместе с ним в магазин, купил ему «Смену» и вместе с ней «купил» себе дальнейшую судьбу. Навыки фотодела он получил еще ребенком до войны, и вот уже его первые снимки опубликовали омские газеты.

В 1967-м году Борис Васильевич, чтобы основательно овладеть искусством фотографии, взялся работать руководителем фото- кружка в городском Дворце пионеров: «Научу – не научу кого-либо, но сам-то разберусь в том, чему буду учить». Через 3-4 года фотографии Бориса Васильевича и его учеников завоевывают успех на всесоюзных и международных выставках, на ВДНХ СССР, открываются персональные фотовыставки. Издаются небольшие каталоги «Мир глазами детей», «Начало пути», а затем и более крупный каталог «Открываю мир».

«Необходимость составлять тексты к фотографиям и сделала меня писателем, - считает Борис Васильевич. - Первой такой пробой пера стала книга «Этот прекрасный мир».

Работа с детьми принесла замечательный результат: в Омске остались ученики Чигишева, которые выросли в замечательных фотохудожников. Да и в Покрове такие ученики появились. Когда вместе с женой в 88-м году он переехал в Покров, поближе к дочери, игравшей в Москве в баскетбольной команде ЦСКА, то первое, с чего начал, - это организовал фотокружок для детей. Но помещение, где пять лет располагалась детская студия, продали под магазин, а фото-окна Чигишева в «Спутнике» запретили. Так что возможности делать персональные фотовыставки в Покрове практически нет. И создается такое впечатление, что городу они просто не нужны. А вот в Москве 18 мая 2005 г. в Центральном федеральном округе по инициативе фото-центра Союза журналистов России открылась фото-выставка «Связь времен», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Борис Васильевич Чигишев как участник этой выставки и ветеран войны награжден дипломом и подарком. Прямо с выставки в форме капитан-лейтенанта с медалями он приехал в гости к дочери и удивил ее вместе с внуками своим бравым видом. Она ведь таким его ни разу не видела, поскольку росла, когда отец уже не служил на флоте. У нее в доме все баскетболисты: сама – тренер, сын и дочь пошли по ее стезе и играют в разных командах. Так что медали им знакомы только спортивные.

Сейчас Борис Васильевич продолжает работу над своей четвертой книгой «Наедине с собой», три другие - «Топор под компасом», «Переписывая день вчерашний», «Ожерелье осени» - вышли раньше. В них он рассказывает о том, что видел и что почерпнул на дорогах своей жизни, на которых чести своей фамилии не посрамил.

Галина Фомичева

БЪЕКТИВный взгляд на мир
09.09.2004
Репортажи
В Омск приехал известный фотограф, воспитавший не одно поколение наших фотомастеров, Борис Васильевич Чигишев. Участник Великой Отечественной войны, военный лётчик и моряк, театральный художник, фотограф и талантливый педагог. 8 сентября он собрал в Доме журналиста своих учеников, друзей и почитателей.

Борис Васильевич Чигишев
Сейчас Чигишев живёт в Покрове, а в Омск приезжает, по выражению Евгения Кармаева, фотокорреспондента ряда изданий корпорации «ТРИЭС» и председателя секции фотожурналистов Омского отделения Союза журналистов России, «чтобы подзарядиться» от своих творческих учеников и «подзарядить» их. Вместо обычной для Мастеров пресс-конференции получился непринуждённый разговор. Многие из учеников Бориса Васильевича посвятили свою жизнь фотографии. И темы, которые поднимались на встрече, были связаны с фотоделом: общественная организация фотохудожников, издание книг и художественных фотоальбомов, создание выставок, методы успешности в современном мире. «Я человек скромный, – говорит Чигишев, – и считаю, что в Омске должен быть Дом фотографии – ни мало, ни маленько».

Вспомнил учитель и старый Дворец пионеров, свой кружок, «тёмную комнату», в которой происходило таинство фотографии. Зарплата руководителя фотокружка в то время была сравнима с зарплатой уборщицы. «Уважающий себя человек пойдёт на такую ставку? Только чокнутые, такие, как я, могли пойти», – говорит Чигишев. Однако старый учитель, какими бы словами сам себя ни называл, и поныне большой авторитет в кругу матёрых омских фотохудожников. И рядом с ним его 30-40-50-летние ученики по-прежнему «ребята», дворцовские студийцы.

Странно было слышать от одного из популярнейших омских мастеров, чигишевского ученика, издавшего порядка десяти роскошных подарочных фотоальбомов, о нехватке денег на организацию работы местного отделения Союза фотохудожников. Чигишев на время и на безденежье не жалуется. Наоборот, он говорит о необозримых возможностях сегодняшнего дня. И в совершенстве владеет лексикой пользователей персональных компьютеров, потому что и сам принадлежит к их числу. Он издаёт книги, организовывает выставки и, как прежде в Омске, активно интересуется творческими судьбами своих студийцев, работающих в Омске, Таре, Москве…


С 1988 года Борис Васильевич живёт в Покрове. Но в Омск он приезжает с завидной регулярностью. Здесь — огромный скол его жизни и судьбы; здесь — многочисленные ученики его, давно уже ставшие фотомэтрами (Евгений Кармаев, Сергей Антонюк, Сергей Сарсекеев, Сергей Мальгавко… ... Ну а уж выходы в свет своих книг Чигишев неизменно «отмечает» в Омске. Так было с книжкой «Этот прекрасный мир» (1988, Омск), так было с автобиографической повестью-раздумьем «Топор под компасом» (Омск-Покров, 1996), так было с книгой «Перелистывая день вчерашний» (Покров, 1999).

КАК ПРИЯТНО  ВСПОМНИТЬ  МОЛОДЫЕ ГОДЫ  И  ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО  ЧЕЛОВЕКА ...ВЕЛИКОГО  ФОТОМАСТЕРА  БОРИСА  ЧИГИШЕВА ...