Забыть нельзя. Помнить!

Ирина Бим
Нет-нет, да и слышу: «Это всё давно пора забыть. Вторая мировая уже история. Скоро вообще никто не вспомнит Великую Отечественную». Или ещё: «Ничего страшного, что во всей Европе сносят памятники героям ВОВ. Это их дело».
Сейчас много говорят о патриотическом воспитании молодёжи и о том, как исправить эту ситуацию, вернуть память тем, кто успел позабыть то, что забывать — преступление по отношению к нашим предкам.
Я, как педагог, как человек, как мать, как та, кто в школьные годы вела в своей родной минской школе №136 экскурсии в музее партизанского отряда «Пламя» и как могла вкладывала свои силы в увековечивание памяти героев войны, попробую высказать свою точку зрения на этот счёт.
Видимо, и правда: если ситуация не касается лично тебя или хотя бы очень-очень близкого и пока ещё живущего человека, в глаза которого ты реально можешь заглянуть, на чужую беду сердце не отзывается, как говорит сейчас молодежь, «всё по барабану».
Ничего не трогает человека так сильно, как личная боль, лично испытанный страх за свою жизнь и жизнь своих близких. И сколько бы взрослое поколение ни говорило, сколько бы ни объясняло, увы, до молодых сердец доходят только капли. Что значат для них такие названия, как «Брестская крепость», «Хатынь», «Ола» и другие?
Бесспорно, на уроках истории или на торжественных линейках, посвященных Дню Победы, молодые люди хором расскажут вам заученные слова, а вот трогают ли они их по-настоящему? Вы когда-нибудь об этом задумывались? Как достучаться до сердец молодых людей так, чтобы они не только запомнили уроки истории, но и передали свои знания следующим поколениям?
Думаю, что в нашей стране, родной Беларуси, делается для этого очень и очень многое, но осмелюсь добавить и от себя: не нужно так уж чрезмерно оберегать психику молодых людей. Обучение не всегда должно проходить в щадящей форме, иногда и небольшой пендель — с пользой. Так что же я предлагаю?
Во-первых, надо помочь им испытать реальные эмоции. Так, на уроках ли, в музеях ли просто необходимо дать возможность молодым людям физически прочувствовать на себе бомбёжку — например, через те же ими любимые игры с дополненной реальностью. Только вместо бесполезных танчиков и всякой чуши с девятью жизнями пусть они «испытают» на себе то, что пережило поколение их прадедов, хотя бы в малой доле. Стресс? Да, стресс, но с пользой.
Очень полезно организовать совместный с родителями и учителями просмотр фильмов военной тематики. Нет, не просто фильмов, а хороших, качественных, реально трогающих за душу, таких как «Помни имя своё», «Баллада о солдате», «Офицеры», «Они сражались за Родину», наконец, более современный вариант «Мы из будущего». Почему вместе с родителями? Потому что и дома дети смогут продолжить обсуждение, заодно будут видеть реакцию своих родных, а это и есть главное зерно воспитания.
Чтение хорошей литературы, несмотря на то, что молодёжь нынче не очень желает читать. Это был бы неплохой вариант закрепить в памяти реально происходившие исторические факты.
Вариантов много, но самое главное – это достучаться до глубинных, искренних чувств каждого, вызвать настоящие эмоции, а не просто получить от них «добровольно-принудительное участие» в мероприятии.
Теперь несколько слов родителям.
Я помню: моя бабушка рассказывала мне о том, как в 1942 году на её глазах фашисты расстреляли нашего деда-подпольщика, которому тогда едва исполнилось 30 лет… Я хорошо помню слёзы на её глазах. Я помню, как она рассказывала о горящем доме, из которого она в последнюю минуту успела выбросить из разбитого локтем окна двух своих малюсеньких деток, включая мою маму. Дом подожгли, стреляя из автоматов, немцы, охранявшие проходившую мимо колонну советских военнопленных. Я помню её рассказ, как она потом до конца войны выживала с детьми в соседском сарае и почти умирала с голоду…
Да, я всё это помню, потому что это рассказывала моя родная и любимая бабушка. Я помню свои эмоции, я помню её дрожащие руки и полные слёз глаза…
Таких людей старшего поколения, как я, помнящих рассказы своих родных, много. Пока ещё много. Но мы не вечны. Рассказывайте своим детям семейные истории! Рассказывайте, не молчите: дети должны знать, кто в их семье воевал, кто погиб и как всё это было на самом деле.
Очень хочется верить, что нацизм никогда не вторгнется на белорусскую землю, что подрастающее поколение никогда не позволит снести здесь памятники героям Второй мировой войны, что оно никогда не поверит «великим западным учёным», переписывающим нашу историю, и останется верным памяти тех, кто отдал жизнь за нашу землю, за то, чтобы её никогда более не топтал сапог коричневой чумы с именем «фашизм».
Я, как создатель и руководитель Электронного справочника абитуриента KudaPostupat.by, вот уже более пяти лет в канун Дня Победы провожу специальную ежегодную акцию — галерею «Ты — потомок победителей».
Принять участие может каждый желающий, в семье которого помнят близких людей, воевавших против фашистов на фронтах или в партизанских отрядах, в тылу врага, работавших на заводах и фабриках, обеспечивавших фронт всем необходимым. Их подвиг — бессмертен! Вспомним всех поименно!