2. Первому воронежскому воеводе не везет

Иван Болдырев
В конце первого десятилетия или в самом начале двадцатилетия двадцать первого века в воронежской периодической печати появилась статья талантливого литератора и критика Анны Жидких « Первая конная». Такой неожиданный заголовок тянул в гражданскую войну. Именно тогда громко славилась красная кавалерия с таким  названием. Но в статье Анны Жидких разговор совсем не о том. В ней детальный разбор памятника тогда еще только набирающего известность художника и скульптора Александра Егоровича Козинина, который работал над памятником создателя Воронежа Семена Федоровича Сабурова.

Все шло как нельзя удачно. Все организационно-творческие вопросы у скульптора с областной властью были разрешены. Александр Козинин был на высоте творческого подъема. Все, кто мало-мальски разбирался в скульпьптурном творчестве, были от работы Александра Егоровича в восторге. Анна Владимировна Жидких не была в этом случае исключением. Вот и взялась с большим  желанием дать профессиональную оценку создаваемому  Козининым произведению.. Причем анализ сделан глубокий и профессиональный. Еще в те давние времена Александр Егорович Козинин встретил его с полным удовлетворением. И это не удивительно. Творческие возможности Анны Владимировны ценились довольно высоко. Вот что говорили об этом литературоведе люди знающие: Анна Владимировна Жидких родилась в Воронеже. Окончила химический факультет Воронежского технологического института, Литературный институт им. А. М. Горького. Работала журналистом, специалистом по связям с общественностью Воронежского театра кукол «Шут». Публиковалась в журналах «Литературная учеба», «Знамя», «Подъём», в «Литературной газете». Автор пяти сборников стихотворений, книги публицистики «На фоне Пушкина». Лауреат премии «Кольцовский край». Член Союза российских писателей».

Очень жаль, что этому талантливому человеку судьба отпустала так мало жизненного срока. Анна Владимировна покинула этот мир на пятьдесят восьмом году. Этр произошло вечером 18 апреля 2019 года.

И со судьбой памятника Семена Федорович Сабурова стали происходить странные события. В областном руководстве вдруг появилось убеждение, что  Александр Егорович Козинин хороший скульптор. Но в стране есть такие мастера, которые могут изобразить  Сабурова лучше. Были проведены конкурсы. Вот что написал об этом один из комментаторов этого сомнительного и весьма спорного события:
«Говорят, худрук одного привилегированного театра и весьма затратного фестиваля искусств выступил против установки в Воронеже памятника основателю города воеводе Семёну Сабурову. Мол, это русопятство. Да и денег уйдёт много, лучше их потратить на фестиваль. Так это или нет, сказать трудно. Но факт остаётся фактом – фестиваль проедает ежегодно сотни миллионов рублей, а памятника как не было, так и нет.

Самое время вспомнить, что в 2011 году вопрос установки памятника практически был решён. Пусть с опозданием на десятилетия (если не столетия) Воронеж решил исполнить свой долг перед человеком, основавшим один из главных городов России. Идею горячо поддержал тогдашний губернатор Алексей Гордеев. Но потом вдруг передумал.

Был объявлен конкурс, на котором победила работа выдающегося московского скульптора, народного художника России Андрея Ковальчука. По единодушному мнению художников, – памятник Сабурову стал большой удачей скульптора, настоящим произведением искусства. Монумент и в самом деле – гармоничный, выразительный, эффектный.

Сегодня я спросил у председателя правления регионального отделения Союза художников России Алексея Смирнова, не изменилось ли его мнение о монументе. «Изменилось», – ответил Алексей Ефимович и добавил: «В лучшую сторону». По мнению Алексея Смирнова, памятник выдержал испытание временем и доказал свою исключительную художественно-историческую ценность.

Величественный памятник «Основателям Воронежа» должен был встать на бугре рядом с Покровским собором. Уже было разработано архитектурное решение, но потом Сабурову было указано на дверь. Зато возник фонтан, где нынче неглиже купаются стар и млад. В реконструкцию площади было вложено в пять раз больше денег, чем стоила бы установка памятника Сабурову!

Сегодня оптимальный вариант – установка памятника на Университетской площади, старейшей в Воронеже. Андрей Ковальчук может немного уменьшить размеры монумента в тех же пропорциях – с тем, чтобы многофигурная композиция органично смотрелась в ограниченном пространстве.

Исторически появление памятника именно здесь более чем оправдано. Ведь именно рядом с этим местом и была основана крепость Воронеж. Кончено, Сабуров сотоварищи лучше смотрелся бы на фоне разрушенного Благовещенского собора Митрофанова монастыря, но что поделаешь – теперь тут невыразительное строение, именуемое главным корпусом ВГУ.

Ровно год назад мы провели опрос с целью выяснить отношение воронежцев к памятнику Сабурову. Более 70 процентов опрошенных сказали, что монумент должен быть установлен и 55процентов участников опроса высказались за Университетскую площадь.

Теперь свой опрос организовало правительство Воронежской области  и ВКонтакте. И вновь подавляющее большинство участников опроса говорят, что памятник городу нужен и должен быть установлен. Воля народа явлена однозначно.
А тем временем Воронеж обнаружил себя в хвосте райцентра Новая Усмань. Здесь на главной площади установили памятник основателю этого населённого пункта воеводе Борису Собакину. На открытие пришли тысячи человек, а монумент местным жителям быстро полюбился.

Мало кто знает, что автор этого монумента скульптор Александр Козинин изначально ваял… Семёна Сабурова! Но потом немного переориентировал творческий замысел и создал прекрасный памятник Собакину.

А в Воронеже памятника нет».
Вот так изложил ситуацию  комментатор, фамилия которого в тексте, к сожалению не указана. А очень жаль. В его тексте каждая строчка в точку.