Трое в Волге. ч. 1 Операция Кислородное голодание

Алексей Гречко
Белая «Волга» 1988 года выпуска держалась на расстоянии два-три метра за фурой. Скорость около 90 км/ч. Такой режим движения, на протяжении уже километров 50, напрягал водителя фуры, не понимающего с чего это к нему прилипла старая рухлядь, а также меня – водителя «Волги», требуя излишней концентрации и напряжения. Зато это позволяло сэкономить топливо, двигаясь в аэродинамическом затенении от грузовика. А нужда в экономии была. Экипаж наш состоял из трех человек – одного офицера запаса, одного офицера находящегося в процессе увольнения и одного действующего офицера Вооруженных сил Российской Федерации. Наш возраст и жизненный опыт позволяли принимать правильные решения в условиях дефицита информации и времени, решать задачи практически любой сложности, но еще не позволял отказываться от авантюр и поиска приключений на свою жопу.

Кстати, о нашем замысле. Идеальное его воплощение нам с Николаем, чуть ранее, довел разработчик и вдохновитель плана «Кислородное голодание», Алексей:

- Мы должны добраться до границы с сопредельным дружественным государством, пересечь, непроходимое для «Волги» высохшее русло ручья пешим порядком с баклажкой бензина и аккумулятором. Добраться до гаражей военного городка. Подготовить, хранящийся в одном из них, «Запорожец» к запуску (заправить, установить АКБ), запустить машину, загрузить в него кислородный баллон, пропановый баллон, запчасти и инструменты. Перевезти все это сокровище, нажитое мной и Николаем, за время службы в этой военной части к оставленной «Волге», перегрузить все в неё. Перегнать «Запорожец» обратно в гараж на сопредельную территорию, вернуться пешком к «Волге» и победно вывезти всё в Волгоград. Там материальные средства будут храниться в другом гараже, доступные и готовые к использованию.

Согласитесь, ну идеальный же план и любой поступил бы подобным образом с оставленным ценным скарбом, но конечно не все смогли бы предложить такое красивое решение задачи по вывозу ценностей.

На постсоветском пространстве было разбросано множество военных объектов - осколков Советской империи. Некоторые продолжали использоваться по своему прямому, иногда кривому, зачастую секретному, назначению, в них была убрана территория, были побелены бордюры, бойцы как могли латали периметры ограждений, шагали строевым шагом и иногда орали песни по команде дембелей. Некоторые гарнизоны были покинуты военными и были расхищены, рачительными местными жителями, себе в хозяйство, или, алчными апологетами вандализма - на металлолом. Некоторые объекты блестели новой краской и серебрились рядами колючей проволоки, по капонирам стояла новенькая диковинная техника, по ровным дорожкам пытались маршировать, сбиваясь со строевого шага, нестройные «коробки» военных с натовскими нашивками, при этом слово маршировать, применяю к ним потому, что рассказ мой художественно-фантастический, а так поищите их «маршировку» в сети – позорище. 

Некоторые военные объекты продолжали функционировать в структуре ВС РФ, но приходили в упадок, в виду изменения режима их использования и хронического недофинансирования. Именно такая точка и была целью нашего путешествия. Дома офицерского состава (ДОСы) – несколько пятиэтажек, плюс штаб, казарма и еще несколько построек. Раньше это были объекты большого авиационного полигона на бескрайних просторах СССР. Теперь рядом прошла граница и всё оказалось перечеркнуто ею по живому, военный городок - цель нашего вояжа, оказался на чужой территории. Пока есть межправ соглашение – всё работает по-старому, но с учетом пограничного режима. И хотя до России от крайней пятиэтажки напрямую 200 метров, чтобы официально пересечь границу нужно ехать через пункт пропуска, до которого примерно 25 километров. Понятно же, что это не наш вариант и совсем не из-за расстояния, которое нам не крюк, а из идейных соображений.

Вот мы и подошли к нашим героям. Леха и Колян в этих непростых условиях, в соответствии с графиком нарядов, а иногда и вне очереди, несли службу, стойко перенося её тяготы и лишения. Участвовали в руководстве полетами авиации на полигоне, при применении средств поражения, а также измерении различных параметров, при движении боеприпасов к цели, с наземных пунктов. Вы конечно друзья мои понимаете, что я и так, выложил много секретной информации, в расчете на вашу порядочность. Это чтобы вы смогли окунуться в атмосферу повествования. Служба перемежалась с изрядным количеством свободного времени, которое, в подобного рода местах, располагало к поиску смысла жизни, распитию крепкого алкоголя, изобретательству, конструированию, проведению мероприятий увеселительного характера, причем часто именно в такой последовательности. Хорошо хоть платили в то время офицерам не много, и сильно развить какое-то из этих направлений возможности не было. Но некоторые успехи были достигнуты.

-Николай, а почему в нашем благоприятном сухом и жарком климате мы не используем кабриолет в качестве транспортного средства? - спросил однажды Алексей. Мысли к Алексею приходили в целом хорошие, но не всегда своевременные, можно было бы назвать это придирками, но на улице в тот момент, был разгар зимы, минус 20 и вьюга.

 -А ведь это неплохая мысль, она и у меня крутилась, при обдумывании смысла жизни, - не стал зарубать идею сразу Николай. – Боюсь, в этом месте планеты, для проведения подобных экспериментов, мы можем сейчас рассчитывать максимум на «Запорожец».

В распоряжении наших энтузиастов в то время их было уже два Синий и Красный (тут нужно сделать справку, вдруг мой читатель молодой человек, «Запорожец» - недорогой советский автомобиль, выпускался на Запорожском автомобильном заводе на Украине в нескольких модификациях  ЗАЗ-965/966/967/968 все они седаны) Алексей не увидел в словах Николая причин для отказа от прекрасной идеи, а увидел возможности для её осуществления. Так бы сформулировал эту авантюру специалист личностного роста на своей лекции. Но наша личность уже выросла несколько лет назад в военном авиационном училище, не нуждалась в лекциях, поэтому решение было принято правильно, быстро и, как всегда, без колебаний. «Запорожцы» в то время продавались ещё часто, но уже дешево. Нужно заострить ваше внимание, что это была не блажь, с которой долго возятся и потом не могут закончить, или не знают, как применить. Казалось бы, спонтанное решение, было принято, реализовано, доведено до рабочего образца и долгое время применялось для других интересных проектов и радовало своих создателей.

Синий ЗАЗ-968 сначала использовался как обычное транспортное средство, и был недолгий период, когда на нем ездили в Ахтубинск и даже в Волгоград без страховки и по доверенности. Но лазейка в законе закрылась, и он без колебаний был переоборудован в кабриолет, путем срезания крыши, несмотря на зимние условия резко континентального климата степной полосы. Кабриолет неплохо проявил себя при поездках по ближайшей округе под защитой статуса российских военных и «не останавливай их, хрен знает, что от них ещё можно ждать». Зависть он вызывал у немногочисленных наших военных и местных чабанов, с которыми, на почве любви к кабриолетам, легко налаживались контакты. Они пригодятся нам в последствии.

Второй ЗАЗ – Красный, был переоборудован в грузовой вариант повышенной проходимости, для этого из него убрали пассажирское сиденье. Также после одного из увеселительных мероприятий он лишился переднего багажника, сам виноват, нажали же на тормоз – остановись, нет давай юзом ехать, как последняя БМВуха, до угла пивного магазина. В общем теперь у него не было переднего свеса совсем (напомню, что двигатель у «Запорожца» находиться сзади). Сразу за передним, кабинным стеклом шла металлическая переборка, на которой по центру висела фара. Звался он теперь Красный или Одноглазый. В процессе нескольких лет службы были, тем или иным способом, получены в распоряжение наших автолюбителей еще Зеленый, Золотистый и Белый.

Полигон был огромный и машинки были очень востребованы в повседневной жизни небольшого гарнизона. Их гоняли в хвост и в гриву, и передавали друг другу, по мере необходимости.

Сейчас, когда разворачивались описываемые события, Алексей служил в середине европейской части России, исходя из условий секретности, я вам про него и так сболтнул лишнего. Николай, познав с полна, формирующую и воспитательную роль российской армии, занимался привлечением граждан к исполнению воинской обязанности в ряды вооружённых сил, вне зависимости от их желания, в Волгоградском военкомате. Он был призывателем духов. Став, под давлением обстоятельств, фанатами автомобилей марки ЗАЗ, друзья не сгибались под тяжестью научно-технического прогресса и продолжали использовать «Запорожцы». Золотистый «Запорожец» был переведен уже в Волгоград, но по мере эксплуатации требовал техобслуживания и замены деталей. Богатый запас инструментов запчастей и кислородный баллон с пропановой горелкой находились, при этом, на сопредельной территории, в пределах досягаемости. Оборудование было накоплено друзьями с хозяйской заботой в течении службы, но не вывезено. Не в нашей традиции было оставлять на произвол судьбы такое добро. Был проведен военный совет, заслушаны предложения, выработаны решения, намечены цели, поставлены задачи. Вывезти всё это хозяйство на «Запорожце» посчитали невозможным. Зато у меня была «Волга» ГАЗ-24-10, я был фанатом этого представителя отечественного автопрома. Как-нибудь расскажу вам историю про «Волгу», вы будете рыдать. Я уже давно был уволен в запас с должности старшего летчика Миг-29, после двух лет службы в боевых полках, при этом, не имея ни часа налета на этом замечательном самолете. Уже несколько лет я познавал чудеса и радужные перспективы свободного рынка, занимаясь куплей-продажей связно;го оборудования в Волгограде. Военное авиационное училище, у меня в активе, снабдило полезными знаниями и навыками во многих областях знаний, а также верными и надежными друзьями, рассеянными теперь по всему миру. Зовут меня Алексей и предлагаю вернуться к нашему повествованию.

У меня было последовательно три «Волги». Выезд за оборудованием мы планировали на «Волге» номер три, куплена она была за смешные деньги, запас прочности был еще далеко не исчерпан. Когда группа энтузиастов довела до меня план действий и все резоны, я немедленно согласился участвовать, вы же видите, всё было обоснованно и продуманно безупречно.

И вот мы летим в аэродинамическом затенении фуры, экономя топливо в сторону Ахтубинска. Расход на «Волге» по трассе литров 10-11, мы укладывались в 7. GPS навигатор, помогал нам в штурманском плане, хотя Леха и Коля знали дорогу с закрытыми глазами. Поездка и не думала быть томной, нас остановили на посту ГИБДД у КапЯра. Сержант полиции откровенно скучал, но интуитивно понимал, что с нами что-то не так, знаете, наверное, как это бывает. Он проверил документы, а они у меня на «Волгу» были в полном порядке, попросил открыть багажник. Я не стал сопротивляться, молча открыл, источая оскорбленную невинность. Багажник был почти пуст, в нем легко попались на глаза аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. Сержант заскучал сильнее и вдруг выйдя вперёд, радостно, сообщил нам, что не горит правая фара. По-хорошему неисправность нужно было устранить на месте, иначе предупреждение или штраф. Я не силен в таких тонкостях правил дорожного движения и в основном ничего не нарушаю, кроме скоростного режима. Зато я, за несколько лет эксплуатации, неплохо узнал ГАЗ-24-10 и даже не полез проверять лампочку, а открыл блок предохранителей, провел по ним пальцем. Легкий щелчок, лампочка зажглась. Сержант отработанным движением вяло отдал честь и мои документы, мы с гордыми профилями, глядя на горизонт, двинулись дальше.

-Обратно мы так легко этот пост не преодолеем. - Николай озвучил общую мысль, -на обратном пути нужно продумать пути объезда.

Сомнений в успехе нашего мероприятия, в этот момент, не было ни у кого. К вечеру добрались до Ахтубинска, заскочили в продуктовый взяли колбасу, хлеб, чай. Тут, при проведении доразведки обстановки, выяснилось, что Анатолий - сослуживец Алексея и Николая, который продолжал службу на полигоне и был распорядителем наследства, у которого хранятся ключи от гаражей, ничего не подозревая о нашем плане, уехал в Волгоград.

-Кто-нибудь звонил Толику, доводил ему наш план? – Алексей, имея уже богатый опыт армейской службы, попытался найти крайнего и уйти от ответственности.

-Ты должен был звонить, твой же план. – Николая таким неизощрённым намёком не проведешь.

-Я вообще про Анатолия первый раз слышу. - Я тоже технично съехал, на всякий случай.

План был под угрозой срыва. Поступило предложение остаться в Ахтубинске и кутить всю ночь, благо было множество знакомых одного и другого пола и известны все злачные места. Подобное малодушие было подавлено в зародыше, не скажу кем. Решено продолжать движение, учитывая, что в гарнизоне у кого-то должен быть ещё ключ от квартиры Анатолия, в которой ключи от гаража, или в крайнем случае будем действовать фомкой.

***  часть 2. *** http://proza.ru/2022/04/25/1225