КОРАБЛИ, ШЕДШИЕ ПОГИБАТЬ
ОНИ НОСИЛИ ГРОМКИЕ ИМЕНА РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВОЖДЕЙ – «ЛЕНИН», «ИОСИФ СТАЛИН», «КАРЛ МАРКС».
Грузопассажирский пароход «Ленин», построенный в 1904 году, сначала носил название «Симбирск». На нём, в своё время побывали маршал Маннергейм, когда ещё служил России, революционный поэт В. Маяковский и даже конструктор космических кораблей С. Королёв. Война круто изменила дальнейшую судьбу корабля. Пароход под командованием капитана И. Борисенко участвовал в эвакуации беженцев, покидавших осаждённую Одессу. По приказу руководства Черноморского пароходства на его борт было принято более 4000 человек гражданских и 1200 военных, а также погружено около 500 тонн слитков цветного металла. И всё это на пароход, вмещавший около 600 пассажиров.
Вместе с «Лениным» в Мариуполь вышли пароходы «Ворошилов», «Березники» и две шаланды. Странным покажется то, что корабли не имели карт минных заграждений, связи с командованием, даже маяки не работали по пути следования отряда. Во время перехода отказал двигатель у парохода «Ворошилов», поэтому перегруженный «Ленин» повёл его на буксире в Севастополь. Из Севастополя дальнейшую проводку «Ленина» осуществлял лоцман – лейтенант И. Свистун, обладавший весьма скромными познаниями в лоцманском деле и не имевший опыта работы. Положение судна усугублялось тем, что оно было предоставлено воле случая: эхолот и лаг не функционировали, а магнитный компас давал неточности. Продвижение парохода становилось крайне опасным ввиду реальной минной угрозы.
Беда случилась у мыса Сарыч, когда в районе трюмов по левому борту раздался взрыв. Перегруженный «Ленин» стал стремительно тонуть. Всё было кончено за каких – то 10 минут. Оказалось, на судне не было пассажирских спасательных поясов, их, администрация изъяла, чтобы они не использовались в качестве подушек.
В результате расследования НКВД стало известно о спасении только 600 пассажиров из 5200 человек и 43 членов экипажа из 92 человек. Капитан, его помощники и лоцман покинули пароход последними. Однако, истинной причины гибели «Ленина» установить так и не удалось. Выдвигались версии подрыва на мине, либо торпедная атака румынской подводной лодки «Дельфинул». И. Свистун был расстрелян, а в 1992 году – реабилитирован.
На Балтике во время войны турбоэлектроход «Иосиф Сталин» вошёл в состав Краснознамённого Балтийского флота, так как почти все грузовые суда были уничтожены при участии в Таллиннском прорыве. Корабль получил военное обозначение «ВТ – 521», на нём находилась военная команда, его и решили использовать для эвакуации гарнизона полуострова Ханко, оставшегося там после Финской войны 1939 – 40 годов.
Командовали турбоэлектроходом капитан Н. Степанов и капитан 1 ранга Евдокимов. До Ханко корабль сопровождали эм «Стойкий» и «Славный», до десятка тральщиков. Погрузку произвели благополучно, загрузив 5589 человек, боеприпасы, продукты и оружие. В сопровождении конвоя, находясь между эсминцами, с тральщиками впереди, «Иосиф Сталин» пошёл на Ленинград. Финский залив был буквально напичкан минными заграждениями.
Ночью 3 декабря 1941 года «ВТ – 521» напоролся на мину, затем прозвучали ещё три взрыва, в результате чего лайнер лишился частей кормы и носа, правого крыла мостика, кают 2 класса и ресторана. Положение стало ещё более ужасным, когда подорванный корабль обстреляла финская артиллерия с острова Макилуото, прямым попаданием поразив трюм с боеприпасами, мешками с мукой, на которых сидели люди. К сожалению, не удалось завести буксирный трос на эсминец «Славный». Переполненный «Иосиф Сталин» уходил под воду передней частью, обезумевшие от страха сотни людей пытались спастись, но военная команда начала стрелять в паникёров.
Находившийся на флагманском эсминце «Стойкий», вице – адмирал В. Дрозд отдал команду всем кораблям подходить к тонущему лайнеру для спасения его пассажиров. Прыгающих в воду людей подбирали, но не всех удалось спасти. С останков «ВТ – 521» сняли 1740 человек. Участь остальных была ужасной, некоторые бойцы, отчаявшись, даже стреляли в себя. Капитан Степанов остался на гибнувшем корабле.
На рассвете корабли отошли от места трагедии, затем останки лайнера понесло к берегу. Оставшиеся в живых, кому посчастливилось уйти на плотах, ждали своей участи. Через некоторое время туда подошли два тральщика под немецкими и финскими флагами, затем баржи. Они забрали с собой всех спасшихся людей с «Иосифа Сталина». Сколько их, кто они? Пока не известно, архивы молчат.
КАЖДАЯ ТРАГЕДИЯ НА МОРЕ ТРЕБУЕТ ТЩАТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ И, КОНЕЧНО, ОБЪЯСНЕНИЯ, ПУСТЬ ДАЖЕ ЭТО БУДЕТ ГОРЬКАЯ ПРАВДА.
Примечание: на фото – композиция погибшим кораблям – стекло.
25 апреля 2022 года Вячеслав Прытков