Корабли, шедшие погибать

Вячеслав Прытков
                КОРАБЛИ, ШЕДШИЕ  ПОГИБАТЬ

ОНИ  НОСИЛИ  ГРОМКИЕ  ИМЕНА  РЕВОЛЮЦИОННЫХ  ВОЖДЕЙ – «ЛЕНИН», «ИОСИФ  СТАЛИН», «КАРЛ  МАРКС».

Грузопассажирский  пароход  «Ленин», построенный  в  1904  году, сначала  носил  название  «Симбирск». На  нём, в  своё  время  побывали  маршал  Маннергейм, когда  ещё  служил  России, революционный  поэт  В. Маяковский  и  даже  конструктор  космических  кораблей  С. Королёв. Война  круто  изменила  дальнейшую  судьбу  корабля. Пароход  под  командованием  капитана  И. Борисенко  участвовал  в  эвакуации  беженцев, покидавших  осаждённую  Одессу. По  приказу  руководства  Черноморского  пароходства  на  его  борт  было  принято  более  4000  человек  гражданских  и  1200  военных, а  также  погружено  около  500  тонн  слитков  цветного  металла. И  всё  это  на  пароход, вмещавший  около  600  пассажиров.
Вместе  с  «Лениным»  в  Мариуполь  вышли  пароходы  «Ворошилов», «Березники»  и  две  шаланды. Странным  покажется  то, что  корабли  не  имели  карт  минных  заграждений, связи  с  командованием, даже  маяки  не  работали  по  пути  следования  отряда. Во  время  перехода  отказал  двигатель  у  парохода  «Ворошилов», поэтому  перегруженный  «Ленин»  повёл  его  на  буксире  в  Севастополь. Из  Севастополя  дальнейшую  проводку  «Ленина»  осуществлял  лоцман – лейтенант  И. Свистун, обладавший  весьма  скромными  познаниями  в  лоцманском  деле   и  не  имевший  опыта  работы. Положение  судна  усугублялось  тем, что  оно  было  предоставлено  воле  случая: эхолот  и  лаг  не  функционировали, а  магнитный  компас  давал  неточности. Продвижение  парохода  становилось  крайне  опасным  ввиду  реальной  минной  угрозы.
Беда  случилась  у  мыса  Сарыч, когда  в  районе  трюмов  по  левому  борту  раздался  взрыв. Перегруженный  «Ленин»  стал  стремительно  тонуть. Всё  было  кончено  за  каких – то  10  минут. Оказалось, на  судне  не  было  пассажирских  спасательных  поясов, их, администрация  изъяла, чтобы  они  не  использовались  в  качестве  подушек.
В  результате  расследования  НКВД  стало  известно  о  спасении  только  600  пассажиров  из  5200  человек  и  43  членов  экипажа  из  92  человек. Капитан, его  помощники  и  лоцман  покинули  пароход  последними. Однако, истинной  причины  гибели  «Ленина»  установить  так  и  не  удалось. Выдвигались  версии  подрыва  на  мине, либо  торпедная  атака  румынской  подводной  лодки  «Дельфинул». И. Свистун  был  расстрелян, а  в  1992  году – реабилитирован.


На  Балтике  во  время  войны  турбоэлектроход  «Иосиф  Сталин»  вошёл  в  состав  Краснознамённого  Балтийского  флота, так  как  почти  все  грузовые  суда  были  уничтожены  при  участии  в  Таллиннском  прорыве. Корабль  получил  военное  обозначение  «ВТ – 521», на  нём  находилась  военная  команда, его  и  решили  использовать  для  эвакуации  гарнизона  полуострова  Ханко, оставшегося  там  после  Финской  войны  1939 – 40  годов.
Командовали  турбоэлектроходом  капитан  Н. Степанов  и  капитан  1  ранга  Евдокимов. До  Ханко  корабль  сопровождали  эм  «Стойкий»  и  «Славный», до  десятка  тральщиков. Погрузку  произвели  благополучно, загрузив  5589  человек, боеприпасы, продукты  и  оружие. В  сопровождении  конвоя, находясь  между  эсминцами, с  тральщиками  впереди, «Иосиф  Сталин»  пошёл  на  Ленинград. Финский  залив  был  буквально  напичкан  минными  заграждениями.
Ночью  3  декабря  1941  года  «ВТ – 521»  напоролся  на  мину, затем  прозвучали  ещё  три  взрыва, в  результате  чего  лайнер  лишился частей  кормы  и  носа, правого  крыла  мостика, кают  2  класса  и  ресторана. Положение  стало  ещё  более  ужасным, когда  подорванный  корабль  обстреляла  финская  артиллерия  с  острова  Макилуото, прямым  попаданием  поразив  трюм  с  боеприпасами, мешками  с  мукой, на  которых  сидели  люди. К  сожалению, не  удалось  завести  буксирный  трос  на  эсминец  «Славный». Переполненный  «Иосиф  Сталин»  уходил  под  воду  передней  частью, обезумевшие  от  страха  сотни  людей  пытались  спастись, но  военная  команда  начала  стрелять  в  паникёров.
Находившийся  на  флагманском  эсминце  «Стойкий», вице – адмирал  В. Дрозд  отдал  команду  всем  кораблям  подходить  к  тонущему  лайнеру  для  спасения  его  пассажиров. Прыгающих  в  воду  людей  подбирали, но  не  всех  удалось  спасти. С  останков  «ВТ – 521»  сняли  1740  человек. Участь  остальных  была  ужасной, некоторые  бойцы, отчаявшись, даже  стреляли  в  себя. Капитан  Степанов  остался  на  гибнувшем  корабле.
На  рассвете  корабли  отошли  от  места  трагедии, затем  останки  лайнера  понесло  к  берегу. Оставшиеся  в  живых, кому посчастливилось уйти  на  плотах, ждали  своей  участи. Через некоторое  время  туда  подошли  два  тральщика  под  немецкими  и  финскими  флагами, затем  баржи. Они  забрали  с  собой  всех  спасшихся  людей  с  «Иосифа  Сталина». Сколько  их, кто  они? Пока  не  известно, архивы  молчат.

КАЖДАЯ  ТРАГЕДИЯ  НА  МОРЕ  ТРЕБУЕТ  ТЩАТЕЛЬНОГО  РАССЛЕДОВАНИЯ  И, КОНЕЧНО, ОБЪЯСНЕНИЯ, ПУСТЬ  ДАЖЕ  ЭТО  БУДЕТ  ГОРЬКАЯ  ПРАВДА.

Примечание: на фото – композиция  погибшим  кораблям – стекло.

25  апреля  2022  года                Вячеслав  Прытков