6 уровней религиозности

Андрей Аливердиев
1. Атеисты
С ними всё ясно, они не верят ни в какие сказки, и прямо об этом говорят.

2. Агностики
Не вдаваясь в вопрос о познаваемости мира, в данном случае это такие атеисты, которые называть себя атеистами не хотят. Как далеко не все, признающие себя атеистами, хотят называть себя безбожниками, так кому-то и атеистом признать себя стрёмно. А агностиком (дескать, ну не знаю я, отвяжитесь!) можно. Да еще те, кто называет себя агностиками, любят говорить, что всё-таки верят в то, что «что-то такое есть». И с этим глубокомысленным заявлением трудно поспорить.

3. Верующие современные
Это такие агностики, которые уже и агностиками называть себя не хотят, и которым по каким-то причинам приятно причислить себя к какой-то религии. Причин может быть множество. Например, чтобы отвязаться от наиболее долбанутых родственников (да верю я, верю, отвяжись!), или наоборот, приобрести (не потерять) приятных друзей (дескать, мы с тобой одной крови; в незапущенных случаях это не всегда плохо). Наконец, потому что традиция, потому что так испокон веков и т.д. Тоже не самая плохая мотивация, опять-таки, если без фанатизма. Человек искренне надеется, что только такие традиционные духовные скрепы отличают его мир от варварства и дикости. Как поется в одной хорошей песне, «он неправ, но не спеши его судить по себе; по земле гуляет ветер, каждый ловит свой кайф».
Как правило, современные верующие не соблюдают (да обычно и вообще не знают) практически никаких религиозных обрядов и ограничений, берут из «веры» только то, что в данный момент прикольно и ненапряжно, а все остальное вполне здраво полагают отжившими рудиментами и аллегориями. Разумеется, ни внешне, ни по повадкам современные верующие любой религии не отличаются от атеистов, агностиков и таких же представителей других вер. Да и собственно веры тут нет. Есть надежда, что принадлежность к той или иной религии всё-таки полезна и на этом, и на том свете. Причем сам подход тут, как правило, скорее эзотерический, нежели религиозный. «Продвинутые» представители современных верующих полагают, что каждая вера создает некие эгрегоры (это слово им, как правило, знакомо), которые реально существуют независимо от нас и нет-нет помогают и здесь, и там. Менее продвинутые особо не заморачиваются подобными размышлениями (и слово эгрегор им часто незнакомо), но интуитивно у них складывается примерно такая же картина.
Где-то между третьей и четвертой группой проходит граница между собственно верующими и неверующими. Тоже размазанная, но гораздо более существенная, чем две предыдущие границы.
Помните детскую загадку о том, до каких пор заяц может бежать в лес? Правильный ответ: до середины леса, потому что дальше он будет бежать из леса. Вот примерно как-то так и здесь. По мере увеличения того, во что человек верит и уменьшения того, что считает аллегорией, он (часто незаметно для себя) действительно становится скорее верующим, чем неверующим, и переходит в разряд верующих обыкновенных.

4. Верующие обыкновенные
Итак, верующие обыкновенные. В верхнем пограничном случае они практически не отличаются от верующих современных. Одеваются нормально, в обыденной жизни отдают безусловный примат мирским проблемам – от чисто житейских до науки и искусства. Без особого напряга могут дружить с иноверцами и атеистами. И даже бракосочетаться. Искренне считают, что честный и отзывчивый атеист или иноверец ближе к богу, чем гадкий единоверец. В храмы ходят редко или вообще не ходят (времени просто нет: работа, дети, в общем, мирская суета) и, таким образом, постоянных религиозных наставников не имеют. Эпизодическое проведение каких-то обрядов греет душу, отсутствие же возможности проведения – не напрягает.
Где-то в середине четвертой группы начинает просматриваться внутреннее подразделение верующих на традиционных (то есть тех, кто верит в то же самое и тем же макаром, что и их папы-мамы, бабушки-дедушки и прочее окружение по детству) и неофитов (тех, кто пришли к данной вере самостоятельно).
Очевидно, что у «традиционалистов» нет выбора. Их приучили к вере с рожденья. В слаборазвитых (но так или иначе развивающихся) странах с «традиционным» укладом «традиционалисты» (как правило, принадлежащие следующим двум группам) составляют подавляющее большинство. Отказ же от веры расценивается как измена родине с соответствующими последствиями.
Преобладание неофитов в относительно узкий отрезок времени может быть обусловлено недавним (и, как правило, насильственным) насаждением религии на данной территории. В частности, оно иногда реализуется в быстро деградирующих обществах, что мы сегодня наблюдаем в ряде мест на постсоветском пространстве. Это совсем иная ситуация относительно «традиционного общества». Однако, в виду того, что «следование традициям» является одной из сильнейших мотиваций, очень часто у религиозных деятелей просматривается стремление представить очевидного неофита (чьи папа и мама всю жизнь были атеистами) – традиционалистом, потому что родители должны по рождению принадлежать той или иной религии. Сама же религиозная экспансия преподносится в виде возрождения, каковой ни в коей мере не является.
По мере укрепления веры религия начинает входить во все сферы жизнедеятельности адепта. Это отражается на одежде и поведении. Таким образом, мы опять практически незаметно переходим к следующей группе – верующих соблюдающих.

5. Верующие соблюдающие
Представители этой группы уже испытывают реальный дискомфорт от невозможности соблюдения каких-то обрядов, а в повседневной жизни начинают одеваться несколько иначе, чем атеисты, агностики, а также современные и обыкновенные верующие. Кроме того они чаще всего имеют духовных наставников, практически контролирующих их жизнь.
В незапущенных случаях, пограничных к четвертой группе, это всё не так страшно. Однако, хотим мы или не хотим, но по мере усиления религиозности соблюдающие верующие начинают в лучшем случае отгораживаться от любых иноверцев, к которым причисляют и «несоблюдающих» единоверцев. По достижению же локального большинства «соблюдающих», с их стороны практически неизбежно давление на оставшихся «неверных», потому как для подавляющего большинства фанатичных адептов практически всех религий (исключения вроде сикхов редки) любая гадость, сделанная иноверцу, гадостью не считается. И это уже «совсем не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже».
Таким образом, мы подошли к последней группе – верующих на всю голову.

6. Верующие на всю голову
Это уже клинический случай. Тем не менее, в ряде слаборазвитых стран именно они составляют большинство населения. Опыт рубежа ХХ-ХХI веков показывает, что к этому можно и возвратиться.

В развитых же странах подавляющее большинство населения (более 90%) входит в первые четыре группы. Причем в наиболее развитых именно первые три составляют более половины. В периоды прогресса население постепенно перераспределяется по восходящей, а регресса – по нисходящей в данной системе.