Русь православная Гл. 8 Мудрость бо велика есть

Лариса Даншина
     Часть 2: Распространение православия. Крещение Руси
     Глава 4: Мудрость бо велика есть

Испокон веков знанье славилось –
Многомудрия и прибавилось.

Православная Русь по капельке
Собирала всё, взвились маковки.(1)

Золотом горят, колокольные
Слышим звуки мы, многозвонные.

Златоструйная, Русь Великая,
Ты прекрасная, многоликая!

Осветилась Русь, православная,
Наша Матушка – Матерь Славная!..

«Кроме благотворительного значения монастыри имели для общества ещё значение просветительное, были рассадниками церковных учителей, распространителями книг» (Знаменский П.В.)

В монастырях и церквях сосредоточилась православная культура, были организованы библиотеки, где собрано огромное количество книг. По указу Ярослава Мудрого большое количество писцов переписывали книги  и в том числе переводили с греческого
на славянский. Для обучения детей грамоте: монастыри и церкви устраивали школы.

Ещё при Ярославе был составлен «Древний летописный свод». Хоть и не был писан по годам, но отражал рост Русского государства и начинался с легенды о Кие – основателе Киева. Летописание началось при Софийском соборе, в дальнейшем это перешло в Киево-Печерский монастырь, где летописный свод вёл Никон, прозванный современниками – Великим (ХI-ХII в.в.).

На себя взял труд описания,
Никон славный муж – весь в старании.

Стал Великим он по прозванию,
Оценили ум и старание.

Уезжал не раз,(2) твёрдой волею,
Никон обладал, непреклонною.

Он легенд в себя много впитывал,
В «Летописный свод» всё записывал.

Много сделано, много собрано,
И по датам в своде подобрано.

Русь славянскую прославляющий,
Книг значение понимающий.

Нрав крутой имел, был он деятель,
Православия славный сеятель.

О стране родной позаботился,
Свой нашёл покой, успокоился…

Никогда не вёл жизнь отшельника –
Игумен Иван стал приемником.

Дело Никона вновь продолжено,
И события вновь изложены.

Дело жизни всей было сделано,
Слово вечное было сказано.

Не мирился он с враждой,(3) каяться,
Говорил князьям – не меняются.

Схвачен игумен,(4) в Туров кинутый,
И казалось, всеми покинутый.

Но недолго был в заточении,
Его кончились злоключения.(5)

Мономах помог, верил, знание
Нужно так Руси и признание.

Не ошибся он, слово писано,
Дальше в своде всё и записано.

И не брошено дело нужное,
Для родной страны очень важное.(6)

Летописцем стал Нестор праведный,
Божьею рукой он направленный.

То, что кратко было записано,
Летописцем позже расписано.

Время древнее, свитки старые,
И события не бывалые.(7)

Амартала(8) книгу почитывал,
Договоры русских записывал.(9)

Об Олеге(10) было дополнено,
И прекрасным слогом наполнено.

Птиц не позабыл, всё рассказано –
Как горели, в «Повести» сказано.(11)

Всё мечталось о мире, сплочённости,
Не терзали землю, чтоб горести.

Он Россию видел свободною,
И вошёл он в память народную.

Очень жаль, что «Повесть временных лет» не дошла до нас в том виде, как написал её Нестор. В Выдубицком монастыре «Повесть» уже была коллективным трудом, переработана игуменом Сильвестром и сохранилась в Лаврентьевской летописи.

Игумен добавил легенду об Апостоле Андрее, а также повесть о вероломном ослеплении князя Василька Теребовльского(12) Святополком Киевским и Давидом Игоревичем в 1097 году. В конце игумен Сильвестр написал:

«Игумен Сильвестр святого Михаила,(13) написал эту книгу, летописец, надеясь от Бога милость получить, при князе Владимире Мономахе, когда княжил он в Киеве, а я то время игуменствовал у святого Михаила в 1116 году. А кто читает книгу эту – помяни меня».

«Повесть временных лет» сокровищница русской земли, как и «Слово Даниила Заточника», написанная Даниилом Заточником в ХII или ХIII веке; «Слово о полку Игореве» так же шедевр нашей земли. Существует версия, что Владимир Ярославич, сын Ярослава Осмомысла, из галицкой династии, мог быть автором этого произведения, так как он, будучи в изгнании, нашёл приют у Игоря Святославича, который был женат на его сестре Ефросинье Ярославне и был свидетелем похода князя Игоря во всех его подробностях в 1185 году.

Хочется вспомнить таких авторов древности как:

1. Илларион, митрополит Киевский (ХI век), автор «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры», «Слово на оновление десятиной церкви». Время написания примерно 1037-1050 годы.

2. Иаков Мних (монах), постриженик монастыря на реке Альте, возле Переяславля русского. Здесь по преданию был убит князь Борис. Иаков написал «Сказание о Борисе и Глебе» (ХI век).

3. Георгий, митрополит Киевский (ХI век), автор «Стязание латиной», «Древнерусские афоризмы».

4. Лука Жидята, новгородский епископ – «Поучение к братии»… Его считают едва ли не первым церковным политическим деятелем Киевской Руси (ХI век).

5. Кирик новгородский (учёный ХII века, монах Антониева монастыря, родился в 1110 году, умер после 1156-1158 года). Выдающийся русский учёный оставил после себя такие произведения: «Вопрошание Кирика» (где он обращался к епископу Нифонту, игумену Аркадию и др.) и «Учение о числах» (математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летосчисления).

6. Кирилл Туровский (умер до 1182 года), прославился как второй Златоуст. Написал: «Повесть о белоризце – человеке и о монашестве», «Притча о человеческой душе и теле», «Слово о расслабленном» и др.

7. Игумен Даниил, оставивший описание своего паломничества (ХII век).

Сколько вас славных мужей русских, запечатлевших для потомков человеческую мысль, её мудрость, сохранивших для нас историю прошлого, жизнь наших предков. Хочется закончить такими словами:

«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами, крутыми холмами, чистыми польми, дивными зверьми, различными птицами, бещислеными городы великыми, селы дивными, винограды обительными, домы церковьными, и князьями грозными, вельможами многими. Всего еси исполнена о правоверная вера хрестияньская». (Из «Слова о гибели Русской земли», ХII век)

_________________________________________
1 - Взвились маковки – т.е. купола церкви в виде маковок, говорили в народе.
2 - Уезжал не раз… – в Тмутаракань сперва из-за спора с митрополитом, второй раз из-за отказа признать власть Святослава, т.к. он прогнал своего старшего брата Изяслава из Киева.
3 - Не мирился он с враждой… – княжеские раздоры разжигали междоусобную войну, в то время на Киевском столе сидел Святополк, сын Изяслава.
4 - Схвачен игумен – Святополк был в ярости от изобличений игумена Ивана, приказал его схватить и заключить навечно в темницу в Турове.
5 - Его кончились злоключения… – т.е. его спас от смерти Владимир Мономах, его мытарства закончились.
6 - Для родной страны очень важное – предполагают, что Святополк поручил Печерскому монастырю составить новый «Летописный свод», так была составлена знаменитая «Повесть временных лет». Новый свод был составлен монахом Нестором, прозванным Летописцем.
7 - И события не бывалые – Нестор использовал материал русский, славянский и византийский, рассказал о расселении славян, о нашествии кочевых орд – обров, хазар, печенегов.
8 - Амартала – Георгий Амартал, византийский хронист IХ в., написавший исторический труд, который охватывает период от «сотворения мира» до 842 г., переведён на русский язык в Х-ХI в.в.. Нестор им пользовался.
9 - Договоры русских записывал – в государственном архиве нашёл договоры русских с Византией. Эти договоры внёс в свою летопись под соответствующими годами.
10 - Об Олеге… – Нестор приводит развёрнутый рассказ об обстоятельствах смерти Олега.
11 - Как горели, в «Повести» сказано – речь идёт о птицах, которые сожгли Искоростень, где убили мужа Ольги, Игоря. Привязав трут-гриб к птицам, подожгли и выпустили, в результате вернувшись в свои гнёзда в городе, подожгли его.
12 - Василька Теребовльского – Теребовль, ныне Набовля, город в Тернопольской области.
13 - Святого Михаила – т.е. из монастыря святого Михаила, из Михайло-Выдубицкого монастыря.

Используемая иллюстрация: икона "Летописец Нестор"