Блок. Снега - краткое содержание

Виталий Литвин
А. Блок. Снега – конспект

     1. Снежное вино – новое появление Незнакомки, теперь как повелительницы снежных змей.
     2. Снежная вязь   –  путаница реальностей и времен: воспоминания путаются с фантазиями, город с Городом, улицы с небосводом, звезды со снегом.
     3. Последний путь – вспоминание о кораблях Лучезарной.
     4.  На страже – страж судьбы Блока заносит ещё одну строку в список «всех моих измен».
     5. Второе крещение –  отказ от прежней «подруги» и её обманувшей «весны».
     6. Настигнутый метелью – космогония явления кометы вьюг  не может заглушить воспоминания о царствии,  несомом Её кораблями.
     7. На зов метелей – «их» полет сквозь снега небес.
     8. Ее песни   – «она» поет  о том же полете.
     9. Крылья –  тот же полёт, «его» впечатления.
     10.  Влюбленность – сумрак влюбленности не могут рассеять даже мечи грозных ангелов.
     11. Не надо –  полет, окончен и ничего больше не надо, ибо «нет моей завидней доли –// В снегах забвенья догореть».
     12. Тревога –  моление о новом полете.
     13. Прочь – к нему пробиваются  «рая дщери» с призывом вернуться к служению, но он их гонит: «Прочь! Летите прочь!»
     14. И опять снега – и опять он на пристани, на сцене начала цикла, здесь всё по-прежнему – опять  снега.
     15. Голоса –  и опять совместный  полет, как извечная погоня мужчины за женщиной.
     16. В снегах – наблюдая за «тонущим кораблем заката», герой понимает, что и здесь он обманут Вечностью.



А. Блок. Снега – краткое содержание

     Ещё одно явление Незнакомки:
     «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено.»
     Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма».

     Но если в стихотворении и пьесе Незнакомка – вне неба, в реальности Блока, то здесь поэт – в её реальности.
     Встреча (1-2), мучительные рефлексии по этому поводу (3-5), совместный полет (6-9), восторженные рефлексии по этому поводу (10-13), новый полет (14-15), разочарованные рефлексии по этому поводу (16).
     «…Я стою перед созданием своего искусства и не знаю, что делать. Иначе говоря, что мне делать с этими мирами, что мне делать и с собственной жизнью, которая отныне стала искусством, ибо со мной рядом живет мое создание – не живое, не мертвое, синий призрак. Я вижу ясно "зарницу меж бровями туч" Вакха ("Эрос" Вяч. Иванова), ясно различаю перламутры крыльев (Врубель – "Демон", "Царевна-Лебедь") или слышу шелест шелков ("Незнакомка"). Но все – призрак.»
     Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма».

     В данном варианте  – снежный призрак:

                Звезда богини,
                Снежно стонет
                Мне.

                И я…
                Тобой обманут,
                О, Вечность!