Воспоминания о Люпусе и иже с ним

Вольфганг Акунов
REX LUPUS DEUS

"Человек, обладающий бедным воображением, получает пищу для размышлений непосредственно из событий реальной жизни, но Киёаки как человек, наделенный богатым воображением, был склонен воздвигать над реальностью чертог фантазий и плотно закрывать в нем окна, чтобы не видеть реальности".

Юкио Мисима. "Весенний снег".


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Время от времени, уважаемые читатели, Ваш покорный слуга роется в своих, хотя и прореживаемых периодически разного рода жизненными обстоятельствами, но все же ставших, с течением лет, поистине необозримыми архивах. И вот сравнительно недавно, в ходе очередной генеральной уборки, мне попалась на глаза старая, в потрепанной обложке, общая тетрадь, в которой, среди массы бессвязных записей, рисунков и эскизов (в нашей школьной среде было принято заполнять рисунками поля не только тетрадок, но даже учебников) я обнаружил почти вытесненный житейской суетой за пределы как короткой, так и долгой памяти рисунок флага. Прямоугольное полотнище из трех продольных полос. Верхняя полоса - синяя, центральная - белая, со схематичным изображением черной волчьей головы в профиль (выполненным, мягко говоря, отнюдь не опытной рукой взрослого художника-анималиста!), а нижняя полоса - в косую красно-белую полоску. Флаг некогда могущественного  островного государства, расположенного на далекой от Земли планете Плутон - княжества Люпус - правителем которого на протяжении пяти лет (с третьего по восьмой "Б" класс московской спецшколы №13 с преподаванием ряда предметов на немецком языке) имел честь и удовольствие быть автор этих строк. Однако расскажем обо всем по порядку.

Класса примерно с третьего (если только мне не изменяет память) мы с друзьями начали совмещать игру в расколовшие годом раньше наш "Б"-класс надвое организации королевских мушкетеров и орденских рыцарей с новой игрой - "в планеты". Суть игры, идея которой зародилась в многомудрой голове нашего одноклассника и закадычного друга Виктора Милитарева ("Крепыша", "Инжира", "Эмбриона", "Мелика", "Милитарши", "Милишвили", "Милитопика", "Молли Белого Хвостика" - прозвищ у нашего друга было не счесть, и голова ему была дана явно не только для того, чтобы "в неё есть"), заключалась в следующем.

Все желающие участвовать в новой игре, обещавшей стать весьма увлекательной, ученики нашего "Б"-класса разыгрывали, при помощи кубика от одной из весьма распространенных в то время настольных игр (уже не помню, какой именно), планеты нашей Солнечной системы, кроме нашей родной "голубой планеты" Земля вкупе с ее спутником - Луной (в Землю мы стали играть несколько позже, классе в седьмом). В результате самому "Инжиру" достались самая крупная планета нашей солнечной системы - Юпитер (переименованная впоследствии в Зевс), выдуманная им планета Вулкан (расположенная ближе всех планет к Солнцу) и планета Фаэтон (Фаэна), выдуманная весьма популярным в нашем "Б"-классе (как и вообще в тогдашнем СССР)  писателем фантастом Александром Петровичем Казанцевым - нашим с "Остапом" (о котором еще пойдет речь далее) соседом по даче в  подмосковном Абрамцево -, описавшем в своей антиутопии (или, в соответствии с официальным советским литературным лексиконом - "романе-предупреждении", переименованном впоследствии в "научно-фантастический роман") "Гибель Фаэны" (впоследствии - "Фаэты") самоуничтожение Фаэтона в результате ядерной войны и заселение своевременно спасшимися с него фаэтами нашей "голубой планеты", чьи аборигены сочли этих цивилизовавших примитивных обитателей Земли "гостей из космоса" богами. Моему закадычному другу Андрею Баталову ("Бате", "Мэтру", "Апостолу") досталась в удел планета Сатурн (впоследствии - Крон). Мишке Эйдинову ("Медведю" или "Эйде") - планета Нептун (впоследствии - Посейдон). Сашке Вахмистрову ("Вахме" или "Брахмапутре") - планета Венера (переименованная несколько позднее в Афродиту). Володьке Малюкову ("Старику") - планета Марс (впоследствии - Арес). Андрею Крылову ("Крылу" или "Прылу") - планета Меркурий (позднее - Гермес*). Сашке Денисову (носившему звучный "планетный" псевдоним "Алекс де Нисяка") - планета Уран (другого названия, как "Инжир" для нее подбирать не стал, ибо она и так, в отличие от большинства других планет Солнечной Системы, носила не латинское, а изначально греческое название). Автору же настоящих строк, как подоспевшему из-за очередной простуды (в детстве я часто болел из-за хронического тонзиллита, опасались даже гайморита, но Бог спас, хотя гланды и аденоиды пришлось, в конце концов, говоря по-научному, подвергнуть эктомии уже в тринадцатилетнем возрасте), так сказать, к шапочному разбору, пришлось удовольствоваться расположенной "на отшибе" солнечной системы планетой Плутон (впоследствии - Аид), да и то поначалу - не всей.

Следует особо подчеркнуть, что все участники "игры в планеты" в нашем классе "Б" (вначале - по незнанию, объяснявшемуся нашим малолетством - не учитывая, а впоследствии, несколько войдя в возраст - ради удобства, совершенно игнорируя разницу в массе, силе притяжения, составе атмосферы, температуре и прочих природных факторах) исходили из того, что условия жизни на всех "наших" планетах ничем не отличались от земных.

"Игры, в которые мы играли в школе, были совершенно не похожи на те, какие я выдумывала для себя дома" - писала Маргарет А. Сэлинджер в своих воспоминаниях "Над пропастью во сне. Мой отец Дж. Д. Сэлинджер". В отличие от дочери бессмертного автора "Над пропастью во ржи", мы многогрешные играли и в школе, и дома в одни и те же игры, а вернее - в одну и ту же игру.

Та половина наших одноклассников, что состояла в соперничавшей с нами (рыцарями Ордена, несколько раз менявшего свое название и ставшего, наконец, Орденом тамплиеров) Организации Мушкетеров, принять участие в "розыгрыше" планет нашей Солнечной Системы гордо отказалась, утверждая, что обладает своей собственной, искусственного происхождения, планетой под незамысловатым названием "Мушкетерия" - в то время была весьма популярной идея известного советского астронома академика Иосифа Самуиловича Шкловского об искусственном происхождении одного из двух спутников Марса - Фобоса (а может быть, Деймоса, точно не помню). Планета "Мушкетерия" была, якобы, "бегающей", то есть не имеющей собственной орбиты - мушкетеры могли направлять ее в любом направлении, как гигантский космический корабль (подобно столь популярной в наши дни среди сторонников палеоконтактов гипотетической планете Нибиру, Х или Мардук, о которой мы в то время, конечно, и слыхом не слыхивали). Уж не помню, от какого источника энергии питалась мушкетерская планета, хотя то ли глава мушкетеров - их капитан д'Артаньян ("Вова-Корова" Смелов), то ли игравший роль Арамиса Колька Хлыстов по прозвищу "Хлыст", то ли уже упоминавшийся выше и игравший роль Атоса "Остап" - Сашка Шавердян, имевший и второе прозвище - "Шава" (того, что "шава" на санскрите означает "труп", мы тогда, разумеется, еще не знали) - точно не помню! - мне сию материю достаточно долго и подробно излагал. Впрочем, особого значения это не имело, поскольку мушкетеры в основном играли в свою "бегающую" планету сами, крайне редко вступая с нами, рыцарями, в контакт по этому поводу (хотя неутомимый "Инжир" постоянно пытался всех объединить, учредить "Верховный Совет Планет Солнечной Системы" и даже "Большой Всегалактический Совет" для тех, кто создал свое государство за пределами нашей солнечной системы - как, например, Сашка Лазарев ("Горыныч", "Лазарь" или "Грударь"), учредивший свою державу на Веге - каким именно образом - неясно, ибо Вега, как известно, не планета, а звезда, то есть гигантское небесное тело, состоящее не из плотной материи, а из раскаленных газов, но... игра есть игра). Мы же, рыцари, какое-то время играли дружно, устраивая на своих планетах разные государства, войны и прочее по своему вкусу, иногда воюя и друг с другом. Мы не сразу сообразили, что не так-то просто воевать друг с другом не в эпоху развития техники, даже более высокого, чем на современной нам Земле, а в прошлом - например, в эпоху Древности или Средневековья, пребывая на разных планетах. Поначалу "Инжир" придумал некий якобы знакомый древним, но со временем забытый способ путешествовать в пространстве и во времени (не без влияния весьма популярного в пору нашего детства романа Айзека Азимова "Конец вечности", опубликованного, если мне не изменяет память, в одном из первых томов "Библиотеки современной фантастики в 15 томах"; впоследствии число томов в ней возросло до 25, к которым затем добавился 26-й, дополнительный, с рассказами Рея Брэдбери), вышедшей в издательстве "Молодая гвардия" (считавшемся в пору наших невозвратных  детства-отрочества-юности отнюдь не "ретроградным" или там "консервативным" - как сейчас, в кругах "шибко продвинутой" интеллигенции, а очень даже "прогрессивным"). Затем "Крепыш", однако нашел для нас более простой способ общаться в далеком прошлом. "Молли-Белый-Хвостик" предложил просто-напросто взять да и перенести все материки, архипелаги и отдельные острова всех наших планет на одну огромную планету (со временем перенеся туда даже все земные острова и континенты). Таким образом препятствие в виде межпланетного пространства оказалось устраненным, и мы - повелители планет - смогли общаться, торговать (а чаще - воевать), начиная с самых ранних исторических эпох. Но до этого даже наш премудрый "Эмбрион" додумался не сразу, не говоря уже об остальных, не столь "яйцеголовых" (в смысле, разумеется, "высоколобых").

Сразу оговорюсь, что стимулом к нашей "игре в планеты Солнечной Системы" ни в коей мере не послужили сочинения весьма популярного в тогдашнем СССР детского писателя Льва Абрамовича Кассиля, в которых фигурировали выдуманные им экзотические страны Джунгахора, Синегория**, Швамбрания, Кальдония, Бальвония, Гирляндия, Пилигвиника и проч. Впервые автору этих строк довелось увидеть телеспектакль "Кондуит и Швамбрания" по книге Кассиля (ухитрившегося в крайне игривой, занимательной манере смешать с грязью в глазах нескольких поколений советских школьников память о русской классической гимназии, да и вообще об исторической России) только в пятом классе, а прочитать его пятитомник - еще позднее.

"Было что-то упоительное в том, чтобы править целым миром (пусть и миниатюрным) и определять ход его жизни", как признавался в свое время Говард Филлипс Лавкрафт, имевший в детстве опыт, сходный с нашим, в письме Дж. Вернону Ши...

Следует заметить, что мы играли "в планеты" не все сразу и не все вместе, а как бы "парами" - "Милитарша" с "Эйдой", "Эйда" с "Вахмой", "Милитарша" с "Батой", "Бата" с Вашим покорным слугой, Ваш покорный слуга - с "Милишвили" и т.д.

Чаще всего мы играли "в планеты" (по отдельности) с "Батой" и с "Инжиром".

Главное государство "Милитарши", расположенное на Юпитере, именовалось "Милисланд". Это была настоящая империя со структурой, не менее сложной, чем у земной средневековой Священной Римской империи германской, или немецкой, нации, состоявшее из множества автономных государств с разной степенью подчиненности имперскому центру. Запомнилось мне название одного из этих вассальных государств - Хорозонда. Возглавлявший его князь Хорозондинский с совершенно непроизносимым (и потому напрочь забытым автором этих строк именем), носивший, между прочим, фрак, цилиндр, трость и штиблеты с белыми гамашами, был одним из ближайших советников милисландского императора, а два сына хорозондинского владыки - Наморангин и Китторамбин (вот их-то, прямо скажем, нетривиальные имена я, как ни странно, запомнил совершенно точно!) - видными милисландскими полководцами. Впоследствии "Мелик" ухитрился разными способами распространить свою власть также на Меркурий, Венеру, Марс и Уран, на которых существовало множество вассальных государств с причудливыми и даже комическими названиями (самым забавным из которых был Тутуй). Во главе Милисланда стоял некто Ведер Милис (со своими не претендовавшими на престол братьями Меллером и Францем Милисами), передавший со временем трон своем сыну Джонатану Милису, по прозвищу "Ренни" ("Резвый"), которому подчинялся (а порой не подчинялся, учиняя заговоры и бунты, создавая антиимперские конфедерации и коалиции) многочисленный и буйный клан Милисов (был среди них воинственный Вальдемар Милис (правивший под емким и звучным латинским девизом "REX EST LEX" ("ЦАРЬ ЕСТЬ ЗАКОН"), были и еще какие-то Милисы, имен которых я сейчас уже не вспомню). Со временем, объединив то силой, то хитростью весь Юпитер, Джонатан Ренни принялся воевать с государством "Эйды" - Антидой ("футбольным", а впоследствии - "хоккейным" государством, чей флаг - увы! - совершенно изгладился из моей памяти), напоминавшим своим устройством США, во главе с родом миллиардеров Круцких и президентом, носившим звучное имя Битлс Роллинг (в честь переживавших в то время пик своей популярности - даже в СССР, невзирая на все официальные запреты! - "Битлс" и "Роллинг Стоунс") - одновременно знаменитым футболистом, хоккеистом и бит-музыкантом (тогда говорили о "бит-музыке", понятие же "рок-музыки" распространялось исключительно на рок-н-ролл в стиле Чака Берри и Элвиса Пресли), длинноволосым, словно настоящий "битник" или "битломан". Вообще "Эйда" занимался на своей планете главным образом отправкой в дальний космос экспедиций, участников которых награждал по возвращении Рубиновыми Звездами Героев Космоса (позаимствованными из популярной тогда в кругах советских школьников, переведенной с чешского языка, фантастической повести для детей "Семь дней на "Луне-1" - прекрасно, на высоком художественном уровне проиллюстрированная, эта вышедшая в пражском издательстве "Артия" книга-альбом имелась и в библиотеке автора настоящей мемории), и организацией всепланетных и межпланетных чемпионатов по футболу и хоккею с шайбой. Кроме того, немалую роль в жизни "эйдовской" Антиды играла радикальная партия максималистов во главе с неким Стивенсоном Ивенсом, чем-то напоминавшая порой - по крайней мере, в плане атрибутики и антуража - наши земные национал-социалистические или фашистские партии. Тогда на советский киноэкран как раз вышел небывалый дотоле двухсерийный документальный фильм Михаила Ильича Ромма "Обыкновенный фашизм", весьма впечатливший наши юные умы обилием "фашистского" антуража, и тем самым произведший - во всяком случае, на часть зрителей - эффект, противоположный ожидаемому режиссером (хотя кто знает - возможно автор метил не только в национал-социализм, но и в большевизм, наглядно демонстрируя их разительное сходство - не зря, говорят, главный идеолог тогдашней правящей партии КПСС - Михаил Андреевич Суслов, пригласив своего тезку-кинорежиссера для беседы "по душам", спросил его: "За что же Вы так нас не любите?" -, а до выхода фильма "Обыкновенный большевизм", уже не роммовского, и не в распавшемся к тому времени СССР, а в РФ, нам, грешным, оставалось ждать почти полвека!); вслед за "Обыкновенным фашизмом" на советском киноэкране появился целый ряд посвященных той же теме документальных фильмов меньшего калибра - "Тень ефрейтора", "С нами бог" (именно так - с маленькой буквы!), "Если дорог тебе твой дом" и др. - чаще всего мы смотрели их в кинотеатре документального фильма "Наука и знание" на Арбате, близ военной комендатуры. Помню, что программа "эйдиных" максималистов состояла из двух частей - "Национального Минимума" (программы-минимум) и "Национального Максимума" (программы-максимум) - совсем по Ленину -, которые Стивенсон Ивенс со своими присными намеревались претворять в жизнь последовательно, одну за другой. Автору этих строк, позабывшему государственный флаг Антиды, как это ни странно, хорошо запомнился флаг антидской политической партии максималистов: черная заглавная буква "М" (или два черных прямых скрещенных остриями вверх меча с крестообразными рукоятками) в черном же кольце, с расходящимися во все четыре стороны света черными стрелами, заключенными еще в одно черное кольцо, большее по размеру, на белом поле. Кроме того, довольно часто залы съездов и конференций антидской партии максималистов были украшены полотнищами и плакатами с изображением двух букв "М" - большой и маленькой (символизировавших, как объясняли нам "Эйда" с "Крепышом", соответственно. "Национальный Максимум" и "Национальный Минимум"). Был у Стивенсона Ивенса "со товарищи", впрочем, и другой вариант партийного флага: две черные буквы "М" - большая и маленькая - в белом круге на черном полотнище (иногда эти две буквы "М" были обрамлены круглым венком из золотых или серебряных листьев - дубовых или лавровых). Носили ивенсовские максималисты и полувоенную партийную форму: белые рубашки с погончиками и нагрудными карманами, черные поясные ремни с массивными пряжками-бляхами и портупеями через правое плечо, черные брюки с черными же ботинками или черные бриджи с черными же сапогами (или крагами) и черные нарукавные повязки с двумя черными скрещенными мечами в белом круге. Максималисты практиковали политический террор. Так, например, их боевик стрелял в противника максималистов Карла Черного (впоследствии переименованного "Эйдой" в Карла Шварца), тяжело ранив его в легкое "атомной пулей".

"Милишвили" долго воевал с постоянно бросавшим ему вызов "Медведем", в основном на территории планет, на которые они оба предъявляли взаимные претензии - так, например, немало крови виртуальных солдат и офицеров было ими пролито за сравнительно небольшой остров Утику (или Утичку). В конце концов каждый из соперников объявил о том, что завоевал земли другого и присоединил их к своим владениям. Поскольку мне было не интересно играть с "Эйдой" (слишком сфокусированным, на мой взгляд, на футболе, хоккее с шайбой, освоении космоса и сочинении возвышенных стихов о космонавтике, в которых, если мне не изменяет память, "сверкали метеорные частицы,/как золото трассирующих пуль"), то играл я, главным образом, с "Милишвили" и "Батой", считавшими земли "Эйды" завоеванными "Крепышом".
 
Помнится, в ходе наших войн широко применялись так называемые "шагающие разрушители", представлявшие собой боевых роботов с корпусами из твердейшего сплава, имевших форму кабачка или же огурца, увенчанные боевыми рубками или башнями с лазерными пушками, ракетными установками, радиолокационными антеннами и прочими атрибутами, передвигавшихся на нескольких парах суставчатых металлических "ног" с присосками вместо подошв, и орудовавших в ближнем бою несколькими парами суставчатых металлических "рук", вооруженных гигантскими "ножницами" или "секаторами" для отрезания "рук", "ног" и палубных надстроек аналогичных "шагающих разрушителей" неприятеля.

"Инжир" со временем переименовал своего Джонатана Милиса-Ренни в императора Милисланда Роллана. Супругой Роллана была красавица императрица Лилиана, урожденная де Ламбоньер (дочь повелителя Сатурна - императора Лученбурга Андриа Дротеля де Ламбоньера, за которого играл выдумавший его "Бата" и о котором будет еще подробнее сказано ниже). Судя по запомнившемуся мне генеалогическому древу рода Милисов, которое мой друг Виктор Милитарев (с ним мы тогда сидели за одной партой, хотя чаще всего я сидел за одной партой с Андреем Баталовым) рисовал в школьной тетрадке на уроке, вероятно, математики (я запомнил, что тетрадка была в клетку), у императрицы Лилианы была любовная связь с неким обер-капитаном Штурмом. Этот адюльтер был обозначен "Милитаршей" в родословной знаком полумесяца (видимо, намеком на тайные встречи Лилианы со своим лихим гвардейцем при луне). Запомнился мне и нарисованный Витюшей в тетрадке и даже подаренный им автору этих строк групповой поясной портрет Роллана (в парадной форме с эполетами, шейным "рупрехтовским" крестом (о форме которого еще пойдет речь далее), шестиконечной нагрудной звездой и орденской лентой) и неверной Лилианы (с "клеверным" крестом, подвешенным к ожерелью из огромных жемчужин размером с каштан или грецкий орех). Царственные супруги, изображенные в профиль, были обращены лицами друг к другу, в под ними "Милитарша" поместил латинскую надпись REX AUGUSTUS ET REGINA AUGUSTA. В силу каких причин "Инжир" решил понизить царственную чету в ранге с императорского до королевского, для меня так и осталось загадкой. Я несколько раз намеревался спросить его об этом, но неизменно забывал - такое, к сожалению, случается (и не только с Вашим покорным слугой).

При Роллане Милисе государственный флаг Милисланда, представлявший собой три черные пятиконечные звезды, расположенные в форме равностороннего треугольника вершиной вверх на красном поле, был заменен новым, представлявшим собой двухполосное черно-голубое полотнище. Верхняя, голубая, продольная полоса, по словам "Инжира", обозначала правящее сословие, аристократию "голубой крови", господствующую над чернью, непривилегированным простонародьем, символизируемым нижней, черной продольной полосой двухцветного флага Милисланда. Кстати говоря, у кого-то из Милисов рангом пониже имелся свой собственный флаг - три белые пятиконечные звезды на зеленом поле, также расположенные на нем в форме треугольника вершиной вверх, а еще у кого-то из членов этого беспокойного могущественного клана, распространившего, в пору расцвета Милисланда, свою власть чуть ли не на все планеты Солнечной системы (правда, ненадолго, да и то исключительно по мнению моего друга "Милитарши") - три расположенные треугольником вершиной вверх красные пятиконечные звезды на черном поле (я вспомнил об этом только что, ЧИСТО АССОЦИАТИВНО).

Гербом (или, по крайней мере, геральдическим символом) Милисланда был красный (а не рыжий), в черную полоску, тигр. Мне запомнилась картинка, изображенная сидевшим со мной (на тот момент) за одной партой "Милишвили", на которой был представлен милисландский тигр, попирающий и терзающий поверженную лученбургскую пантеру - эмблему моего друга "Баты" (между которым и "Милитаршей" в описываемое время разыгрался очередной планетарный, или, выражаясь точнее, межпланетный военно-политический конфликт).

Среди других государств, входивших в учрежденную под эгидой милитаревского Милисланда Федерацию Планет Солнечной Системы (ФПСС) было, в частности, расположенное на Венере-Афродите государство Аэродэнз (запомнившееся мне по сей день своим характерным названием). Если не ошибаюсь, государственный флаг Аэродэнза представлял собой состоявшее из двух продольных полос - светло-зеленой и черной - прямоугольное полотнище с расположенным в центре красным кольцом. А вот имелся ли флаг у самой ФПСС - я сейчас с уверенностью утверждать не могу - стариковская память подводит. Хотя, по здравом рассуждению, принимая во внимание основательность, с которой мой друг "Мелик" подходил буквально ко всему, трудно себе представить, что он не позаботился о том, чтобы снабдить флагом столь важную межпланетную организацию.

Какую-то (причем достаточно важную) роль в милисландских делах играли сравнительно небольшие, но агрессивные государства Зендрен и Бендрен, а также постоянно бряцавшие оружием (и периодически пускавшие его в ход) воинственные братья Зигфрид и Пауль фон дер Зигены, чье государство называлось Зиген (или Зигенланд), а столица - Зигенбург (или Зигенштадт). Государственный флаг Зигена-Зигенланда представлял собой прямоугольное полотнище красного цвета с белым косым ("андреевским") крестом). Но больше я о Зигенах и их деяниях, как это ни печально, ничего не помню...

Крупнейшей державой на "батином" Сатурне была уже упомянутая выше, без сомнения, могучая, но - увы! - отнюдь не унитарная, а крайне рыхлая, лоскутная империя Лученбург, получившая это название от своего основателя Дротеля Луче, построившего на Сатурне города Лученбург, Буйдерлон, Релюом и Хабриды. Лученбургская империя состояла из целого ряда феодальных владений различного размера и устройства. Вашему покорному слуге сейчас трудно вспомнить все эти "субъекты федерации", но кое-какие из них я все-таки постараюсь воскресить в памяти. Это были, если не ошибаюсь:

1)Джосенланд;

2)Цитония (Протия);

3)Самерия (Пицпротия);

4)Ути(ч)ка (Цикантея);

5)Пуника;

6)Андриада;

7)Дротельланд;

8)Хабриды;

9)Хагия;

10)Лигия;

11)Эсфилия;

12)Седера;

13)Попия (именно так!);

14)Сан-Лиана (если не ошибаюсь, королевство);

15)Доррена (островное государство, в котором, помнится, после высадки десанта корпуса лученбургской морской пехоты - "синих (голубых) воротников" -, по сообщениям милисландских газет, всегда злорадствовавших по поводу смут и неурядиц в Лученбурге, якобы не осталось девственниц);

16)Дор-Санская земля ("Дор-Саном" именовался глава всей лученбургской церкви, имевший однако и свои собственные земельные владения, в которых правил, как самодержавный светский государь, наподобие земного папы римского в "патримонии, или уделе, Святого Петра");

17)Шандемари (или Шан-де-Мари - мой друг "Бата" в разное время писал его название по-разному).

Королевство Шандемари располагалось на крайней северной оконечности огромного Лученбургского континента (кстати, автор этих строк, странным образом, не может сегодня с полной уверенностью сказать, существовало ли там государство Лученбург как таковое, хотя, вроде бы, имелся, во всяком случае, на протяжении какого-то периода, некий "Лученбургский деспотат"), но впоследствии, в результате серии разрушительных землетрясений и гигантского тектонического разлома, превратилось в остров, отделенный от материка довольно узким проливом и, кстати говоря, весьма напоминавший своими очертаниями изображение предназначенной к разделке бараньей туши. На стенах тогдашних мясных отделов гастрономических магазинов (гастрономов) непременно висели застекленные таблоиды с изображением таких бараньих, а также говяжьих и свиных туш, с непременным указанием, какие части туши, как-то: рулька, спинно-лопаточная часть, голяшка, окорок и т.д. - относятся к какой категории, что было связано с ценой). Мы с моим другом Андреем Баталовым очень любили рассматривать эти таблоиды (бабушки, забрав нас из школы, часто заходили с нами в магазины за продуктами), и, полагаю, один из них навел "Бату" на мысль о том, какие очертания придать островному королевству Шандемари, долго и доблестно противостоявшему агрессивному лученбургскому империализму и великодержавному шовинизму.

Замечу по ходу дела, что названия столиц наших "планетных" государств обычно состояли из названия соответствующего государства с добавлением на конце частицы "-штадт" или "-бург" (как-никак мы учились в немецкой спецшколе!), например: "Зендренбург" или "Бендренштадт" (за исключением стольных градов Дор-Санской земли и Шандемари, носивших незатейливые названия Дор-Санск и Шандемарийск).

Кроме вышеперечисленных светских государств и удела Дор-Сана, на территории, подвластной сатурнианской (и в лучшие годы - частично - плутонианской) империи моего друга Андрея Баталова, располагались и владения трех духовно-рыцарских, или военно-монашеских, орденов:

1)Воранского;

2)Мавронского;

3)Гурландского.

Входили в состав Лученбургской империи и еще какие-то феодальные государства (если я вспомню их названия, то непременно пополню приведенный выше список). Кажется, были среди них государственные образования Сан-Теодор (остров в форме ската-торпедо), Нуэво-Рико (остров в форме, кажется, медузы), Ла-Гор-Тук (чьи географические контуры изгладились из моей памяти), Премлан (остров в форме морского полипа или каракатицы - родина прославленного монаха-воителя епископа Рэпинаса), Васлаб (чей герб, возникший в голове автора настоящих строк не без воздействия описанного в любимой всеми нами книге Райдера Хаггарда "Дочь Монтесумы" государственного символа ацтеков, представлял собой изображение ворона с раскинутыми крыльями, держащего в когтях извивающуюся змею, обрамленное сверху лентой с надписью "ВОРОН ВАСЛАБА"; изначально правителями Васлаба были ВОльф Акунов, САшка ЛАзарев и Андрей Баталов, так что своим названием ВАСЛАБ был обязан начальным буквам их имен и фамилий), Цупик (остров, в форме прямостоящей левосторонней свастики, или крюкового креста, название которого было, вероятно, скалькировано с имени одного из героев антиутопии только входивших тогда в моду братьев Аркадия и Бориса Натановичей Стругацких "Трудно быть богом" - отца Цупика, лидера арканарских серых штурмовиков), но я, откровенно говоря, не могу сегодня с уверенностью утверждать, что они располагались на "батином" Сатурне и вообще фигурировали в нашей классной "игре в планеты", а не в совсем другой игре, в которую Ваш покорный слуга играл за пределами своего класса, со своим любимым старшим другом и кузеном Петей (впоследствии - Петром Федоровичем) Космолинским и некоторыми из Петиных одноклассников (объединенных им в клан "Мак Кау" - "Сыны Коровы", на гербе которого была изображена голова веселой коровы с высунутым языком и цветком во рту, а также, одновременно - в клуб под названием "Мамонты", и носившими изготовленные Петей маленькое металлическое изображение мамонта в петлице) - там у нас были совсем другие вымышленные государства - Вирджиния (имевшая флаг желтого цвета с синей латинской буквой "V", то есть "VIRGINIA"), Галипихра (имевшая флаг с тринадцатью белыми пятиконечными звездами в красном прямоугольнике-"крыже" у древка, шестью синими и семью белыми полосами) и проч. ; но эта тема достойна отдельного рассказа) - скорее всего, Нуэво-Рико, Сан-Теодор, Премлан и Цупик были из этой, не нашей "Б"-классной, а совсем другой, акуновско-космолинской, "оперы".

С сегодняшней, ретроспективной, точки зрения представляются крайне странными следующее обстоятельства. Мой друг "Бата" почему-то, в силу каких-то ведомых лишь одному ему причин, совершенно не использовал имеющиеся у Сатурна кольцо и целых девять (!) спутников, хотя  именно их наличие превращало принадлежавшую Андрею планету в совершенно уникальное небесное тело. Достаточно только представить себе ночную прогулку по ее поверхности, озаренной сияющим кольцом и девятью разноцветными лунами - настоящая иллюминация! О том, что кольцо Сатурна - не сплошное, а состоит из каменных обломков различной величины, автору этих строк к описываемому времени уже было известно, в том числе из научно-фантастического романа упомянутых выше братьев Стругацких "Стажеры", один из героев которого даже гибнет со своим космическим кораблем при попытке изучить обнаруженного им в недрах образующих кольцо Сатурна каменных глыб какого-то "(меж)звездного паука", переползающего с глыбы на глыбу. Однако при "игре в планеты" мы с одноклассниками об этом как-то не задумывались.

Впрочем, "Милитарша" и другие повелители планет, обладающих собственными спутниками, из числа наших одноклассников, эти спутники (которых у Юпитера было больше всех - целых двенадцать)  также не заселяли и не использовали - единственным исключением было разве что эпизодическое использование Фобоса и Деймоса, спутников Марса, в качестве военно-космических баз в период войн между антидской и милисландской коалициями.

Мой закадычный друг Андрей Баталов очень любил всевозможные отборные (или, по-современному, элитные) войска, а точнее говоря - воинские сословия. Таковыми в Лученбурге были:

1) айры;

2) рагусты;

3) рейнары;

4) ранвальдцы (ронвальдцы - в разное время Андрей именовал их по-разному);

5) хаги (хагийцы);

6) лигийцы;

7) утиканцы (цикантейцы);

8) пуниканцы;

9) ле-ле;

10) гуды.

Айры, вооруженные ракетными пистолетами системы "клаус" и (кажется, лучевыми, точно не помню) пистолетами системы "глэдис", носили стальные каски (очень похожие на наши, земные, средневековые шлемы-салады), и колючие, усеянные шипами кольчуги. "Баталозавр" (еще одно из его прозвищ) вообще отличался редкостным пристрастием к украшению всех видов защитного вооружения своих лученбургских героев - шлемов, щитов, кольчуг и лат - прямыми и изогнутыми шипами разных форм и размеров. Особенно большие острые шипы торчали в центре лученбургских щитов - там, где обычно помещается шишка-умбон. Это позволяло в ряде ситуаций пользоваться щитом в рукопашном бою, как колющим оружием. Скорее всего, "Бата" превратил своих айров в "стальных ежей" под влиянием византийского хрониста Иоанна Зонары, описавшего в своем известном "Сокращении историй" античных пеших (равно как и конных) "слоноборцев", из шлемов и щитов которых торчали длинные и острые шипы (об этом я как-то поведал "Бате", пересказывая ему немецкое издание Зонары, имевшееся в нашей домашней библиотеке). Но возможно, на моего друга Андрея оказала влияние и английская баллада о рыцаре Море из Мор-Холла, выступившем в доспехах, утыканных острыми шипами, словно "дикобраз из африканских стран", на бой с похожим на выросшего до невиданных размеров водяного червя Уонтлейским драконом, которого шипы на доспехах Мора изорвали в мелкие клочки (или изрезали на мелкие кусочки, точно не помню). Самой баллады об Уонтлейском драконе в нашей домашней библиотеке тогда не было, и Ваш покорный слуга пересказывал ее своему другу "Бате" по "Истории Нью-Йорка" незабвенного Вашингтона Ирвинга:

Так страшен был он в этот час,
Так грозен, дик и рьян,
Что вы решили бы как раз:
Наверно, это дикобраз из африканских стран.

Он насмерть всех перепугал: коров и лошадей,
И кошек и дворовых псов, баранов и свиней.
Всяк улепетывал, дрожа, поджавши хвост, бежал,
И думал, будто повстречал заморского ежа.
      
Рагусты (это слово явно происходило от слова "гусары", хотя "Бата" никак в этом не желал признаваться) составляли отборную кавалерию и внешне походили на гусар - как панцирных "крылатых" польских, так и легковооруженных венгерских (хотя в мирное время, вне строя, они, судя по рисункам "Баты", напоминали скорее на запорожцев, в мерлушковых шапках со шлыками, шароварах и коротких безрукавках, для которых "Бата" изобрел диковинное название "полуверх").

Рейнары (несомненно, производное от слова "рейтары") - также являвшиеся легкими кавалеристами, внешне чем-то напоминали донских казаков, были вооружены длинными пиками, кривыми саблями и носили на головах нечто среднее между папахами и сербско-югославского типа пилотками, с подбородочными ремнями, украшенными длинным кудрявым пером и большими лапчатыми крестами, напоминающие германские железные кресты или кресты на шапках русских ополченцев времен Отечественной войны 1812 года; крест такой формы (украшавший грудь милисландского "рексам августа") в отечественной геральдике именуется "руп(п)рехтовским", "рупрехтовым" или "крестом Рупрехта".

Рагусты и рейнары, между прочим, немалую часть своего служебного времени посвящали борьбе с конными, по преимуществу, шайками разбойничьих атаманов. Помнится, самыми опасными среди них были атаманы Муха, Луковица и Чеснок. Их бесконечные приключения, в том числе и конные схватки с рагустами и рейнарами, преследовавшими удалую степную вольницу не менее усердно, чем венгерские пандуры - бетяров (по тогдашнему советскому телевидению часто транслировались приключенческие сериалы про капитана Тенкеша, благородного разбойника Шандора Розу - или Рожу, точно уже не помню, Яносика и иже с ними), были предметом множества рисунков "Баты" (обычно в школьных тетрадках и на полях учебников), которые мы очень любили разглядывать во время уроков - к огромному неудовольствию учителей.

Ранвальдцы (ронвальдцы) были конными стрелками, происходившими из пограничной с варварскими кочевыми племенами области Ранвальд (Ронвальд) (или Ранвальдо (Ронвальдо), одетыми в черные плащи и широкополые шляпы на манер ковбойских, вооруженными заткнутыми за пояс пистолетами и карабинами, стрелявшими, если мне не изменяет память, особыми смертоносными зарядами, напоминавшими внешне кубической формы кусочки сала, прожигавшие, по утверждению моего друга Андрея, насквозь не только человеческое тело, но даже самую прочную броню.

Сатурнианские хагийцы и лигийцы (последние - в отличие от оседлых лесовиков-лигийцев из романа "Камо грядеши" Генрика Сенкевича) были конными кочевниками, чем-то средним между гуннами, аварами, торками, печенегами, кипчаками, татарами, монголами, киргизами, казахами, маньчжурами, башкирами и калмыками. Их вооружение и одежда были соответствующими, при этом рогатые шлемы хагийцев (хагов) с лисьими хвостами (а порой - просто лисьи шапки) были украшены синими, а шлемы лигийцев - желтыми конскими хвостами. Хагийцы и лигийцы (в особенности богатырь-герой последних Тайк Лигийский, срубивший множество голов своим двуручным мечом, которым рассекал всадников вместе с конями) в свое время оказали существенную поддержку и помогли захватить власть над всем Сатурном одному из величайших властителей Лученбурга - Дротелю Великому, потомку по прямой линии основателя державы Дротеля Луче. Андрей очень любил рисовать в своих "планетных игровых тетрадках" (которых было немало у каждого из нас, так что они со временем стали занимать целые портфели, ранцы или ящики письменных столов, что, впрочем, не мешало нам рисовать на полях учебников и школьных пособий) Дротеля Великого в виде величественного всадника в золотых латах на белом коне, окруженного преданными ему не на жизнь, а на смерть хагийскими и лигийскими конными лучниками и копейщиками. Именно с помощью хагийцев (и, по-моему, лигийцев) Дротель Великий сумел, после долгой борьбы, победить войска шандемарийского короля Дренкватера, а впоследствии - также армию его преемника и наследника Дерховерта, равно как и неких злокозненных и непокорных феодалов (то ли рыцарей-разбойников вроде "Арденнского вепря" Гильома де ла Марка из любимого нами "Квентина Дорварда" сэра Вальтера Скотта или Реджинальда Фрон де Бефа из его же не менее любимого нами "Айвенго", то ли претендентов на престол) Элимаела и Элевела (кроме их имен и какой-то памятной надписи в честь Элимаела я - увы! - ничего вспомнить не могу)...

Утиканцы (происходившие из Утики, или Утички, не раз служившей, из-за своих природных богатств и полезных ископаемых - золотых, серебряных и урановых рудников и россыпей драгоценных камней, а также конских табунов - подлинным "яблоком раздора" между баталовским Лученбургом, милитаревским Милисландом и даже эйдиновской Антидой) также были племенем конных варваров, носивших меховые колпаки и бурки. Мне запомнились два их вождя с наиболее экзотическими именами: Хаси-Бхай-Бхай и Герюэ. Ути(ч)ка (название которой, вероятнее всего, было "позаимствовано" моим другом "Батой" у одной из североафриканских колоний Карфагена - Утики, упоминаемой в романе Гюстава Флобера "Саламбо" - чуть ли не самой любимой книги нашего детства) именовалась также Цикантеей.

Чем-то вроде утиканцев-цикантейцев были и другие "конные варвары" - пуниканцы (с острова Пуники).

Кстати говоря, аналогичную функцию отборных лейб-гвардейцев в милитаревском Милисланде играли горцы-тэлоранды во главе со своим ужасно гордым князем по имени Нор Гелиани (внешне весьма смахивавшие на грузин, других кавказцев или терских казаков, в папахах и чухах-черкесках с газырями на груди, шашками и огромными, как у лермонтовского "заклятого друга" Мартынова, кинжалами).

Пигмеи племени ле-ле представляли собой одну из многочисленных первобытных народностей (на взгляд неискушенного землянина - помесь индейцев Амазонии с негритосами и папуасами), которыми так изобиловали дебри сохранившихся кое-где на Сатурне тропических джунглей и портреты наиболее колоритных представителей которых мой друг "Бата" так любил, подобно всем нам, рисовать, как уже говорилось выше, на полях школьных учебников, школьных и специально приносимых им собой в школу "планетных" тетрадок, снабжая их крайне экзотическими этнонимами (настолько экзотическими и труднопроизносимыми, что Ваш покорный слуга запомнил только два: проглотиты и ле-ле). Воины племени ле-ле носили головные уборы из перьев и не имели себе равных в прицельном метании отравленных стрел из дыхательных трубок-"сумптаманов" (вроде "наших, земных" яванских сумпитанов или сарбаканов индейцев Латинской Америки). Мне запомнилось довольно экзотическое имя  из их вождей, похожего, если судить по рисунку "Баты", на помесь австралийского аборигена и новозеландского маори. Его звали Скунси Лява.

Гуды по всем статьям весьма напоминали конных индейцев, населявших земные прерии, и в свободное от службы лученбургским властителям время враждовали с ранвальдцами.

Несколько особняком в ряду отборных войск самодержцев Лученбурга стояли так называемые "синие воротники" (именуемые моим другом Андреем порой "голубыми воротниками"), уже упомянутые выше (в связи с захватом ими острова Доррены и поголовной дефлорации тамошних девиц) - элитный корпус морской пехоты (названный так, вне всякого сомнения, по аналогии с американскими морскими пехотинцами, по прозвищу "Кожаные затылки" или "Кожаные воротники", которым было посвящено немало карикатур весьма популярного в СССР датского художника Херлуфа Бидструпа - если мне не изменяет память, даже коммуниста; что Вы хотите от западного интеллигента, хронически, со времен Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Оуэна, Фурье, Кабе и прочих разных, зараженного бациллами неисправимой левизны...).

Как рагусты с рейнарами, так и "синие воротники" носили не сапоги, а штиблеты с кожаными крагами на пуговицах (к которым "Бата" отличался не меньшим пристрастием, чем к шипам на щитах и доспехах).

Помнится, долгое время упомянутому выше лученбургскому императору Андриа Дротелю де Ламбоньеру, вкупе с его первым министром графом Финтимонти, пришлось бороться с незаконным претендентом на престол Лученбурга - неким Фероном (Фароном), пользовавшимся политической, финансовой и даже военной поддержкой Милисланда (хотя милисландский император Джонатан Милис, как нам уже известно, был женат на сестре своего лученбургского противника - писаной красавице Лилиане де Ламбоньер, втихомолку изменявшей ему с обер-капитаном Штурмом). Выплывает из глубин моей памяти также имя какой-то лученбургской вдовствующей императрицы по имени Кибилла (Цибилла), но вот чьей вдовой она была  - хоть убейте, не помню. Как-то три лученбургских герцога - Алибастро (ставший со временем фаворитом императора Андриа Дротеля де Ламбоньера), Герцберг и еще один, имя которого - увы! - совершенно изгладилось из памяти автора этих строк (если вспомню - вставлю его в текст), явились во дворец Кибиллы, предъявили страже свои гербы (используемые ими, по воле "Баты", в качестве карманных удостоверений личности), проникли в покои императрицы и зарубили ее мечами (по-моему, даже отрубив ей голову) во избежание затеваемой Кибиллой в Лученбурге смуты.

Совершенно не помню, какой у Лученбурга был государственный флаг (как не запомнил и государственные флаги составных частей баталовской империи, кроме, разве что флага королевства Сан-Лианы, состоявшего из трех продольных полос - синей, белой и зеленой; то, что белая полоса была средней, помню точно, а вот в порядке расположения на полотнище синей и зеленой полос не уверен).

Если мне не изменяет память, роль флагов в Лученбурге выполняли пышные, средневекового типа, знамена с замысловатыми геральдическими изображениями и эмблемами, важнейшее место среди которых занимала "пантера" (похожая, впрочем, не на фантастическую огнедышащую "пантеру-пандиру" нашей земной геральдики, а реального зверя из рода кошачьих), а наряду с пантерой - лев, магическая человеческая ладонь пальцами вверх с изображением раскрытого глаза ("зрячая ладонь", как выражался сам "Бата"), орлы, короны и даже...черт (присутствовавший, если мне не изменяет память, в качестве своеобразного щитодержателя, на одном из вариантов герба Андриады; запомнился мне, впрочем, и другой вариант андриадского герба, на котором из-за верхнего левого угла гербового щита выглядывала рогатая ушастая голова черта анфас, из-за нижней части щита справа - кончик чертячьего хвоста с кисточкой, а справа вверху и слева внизу виднелись когти черта, которыми он держал щит, или же сам держался за края щита).

Хотя, если хорошенько подумать, сказанное мною выше о лученбургской геральдике относится преимущественно к периоду правления любимого андреевского императора Лученбурга - Андриа Дротеля де Ламбоньера, в которого "Бата" (и, соответственно, мы с "Батой") играл чаще и больше всего (в ходе игры "в планеты" мы, естественно, свободно двигались взад-вперед по "шкале времени", переходя из времен седой древности в далекое будущее и наоборот). Когда же этот Андриа, устав от державных трудов, ушел на покой, передав власть и престол своему брату Эдварду Дротелю де Ламбоньеру (alias де Леэру), уделявшему в лученбургской геральдике традиционной пантере меньше внимания и места, чем своему собственному гербу - стоящей вертикально пальцами вверх человеческой пятерне с раскрытым глазом на ладони, у Лученбурга совершенно точно появился государственный флаг, который я к моменту, когда пишу эти строки, вспомнил во всех его деталях. Он так и стоит у меня перед глазами: обрамленное черной каймой прямоугольное голубое полотнище с изображением серебряной (белой, с черным контуром) описанной выше "зрячей ладони" в более узкой части, ближе к древку, отделенной узкой черной вертикальной полосой от основной части полотнища с изображением расположенного по диагонали, как бы "падающего" в сторону от древка, серебряного латинского (с удлиненным нижним лучом) креста в обрамлении шести (или восьми, точно не помню) серебряных шестиконечных звезд, размещенных по краю полотнища выше и ниже креста (эти шестиугольные звезды запомнились мне в двух вариантах - как контурные и как гексаграммы, образованные двумя наложенными друг на друга равносторонними треугольниками, один из которых был расположен вершиной вверх, а другой - вершиной вниз).

Вообще-то следует заметить, что мой закадычный друг Андрей Баталов измыслил свой Лученбург (причем расположенный отнюдь не на далекой планете Сатурн, а на нашей грешной матушке Земле) еще задолго до начала игры "в планеты". Когда мы только познакомились с ним во втором классе, "Бата" под большим секретом рассказал мне следующую историю. Когда он отдыхал с родителями на литовском курорте Друскининкай и купался в море, волны как-то раз прибили к берегу старинный деревянный чан, наполненный монетами неизвестного государства (то, что этот чан не утонул, делало рассказ еще удивительней и интересней). Кроме монет, закопанных столь чудесно обретшим их Андреем в надежном месте (о котором он обещал рассказать мне как-нибудь потом, да и не только рассказать, но и откопать его вместе со мной в урочный час), чан содержал летопись неизвестного государства Лученбург (на неизвестном языке, который мой друг Андрей смог расшифровать лишь по наитию). Летопись он якобы также спрятал в надежном месте, но самые важные моменты истории Лученбурга запомнил и переписал в заветную тетрадку, снабдив хронику картами и всевозможными иллюстрациями. Сперва Андрей только показывал мне эту тетрадку, затем стал читать и рассматривать ее вместе со мной, а потом даже давать ее мне, как своему лучшему другу, на дом. Если мне не ошибаюсь, Лученбург возник на одной из частей Антарктического материка, отколовшейся от пятого континента в связи с потеплением, таянием льдов и, как было написано в тетрадке, "биением ключей" (скажу заранее, что со временем этот чудесный остров, в ходе очередного похолодания, снова скрылся под многокилометровой толщей льда). Открыл его для цивилизованного человечества отважный мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий Джон(с) де Латур (о его национальной принадлежности Андрей не особенно-то распространялся), изображаемый моим другом в тетрадках, альбомах и на полях страниц наших школьных учебников в виде коренастого, с оспинами на лице и в завитом длинном парике, "морского волка", опирающегося на корабельный штурвал, со свернутой рулоном картой в руке, окруженного земными и небесными сферами, астролябиями, компасами, секстантами и прочей "нептуновой" атрибутикой. Заселил Лученбург "отец-основатель" - сквайр Джимми Ларсен - брюнет с бородкой а ля сэр Филипп Сидней, одинаково безупречно владевший пером и шпагой (он и был изображен со шпагой и пером в чернильнице - видимо, славный сквайр положил начало и лученбургскому летописанию). А уж от него-то пошла, через его потомка Дротеля Луче, и династия лученбургских королей из рода Дротелей. Вторым по величине городом на острове, после Лученбурга (давшего всему острову  свое название), были богатые Хабриды, третьим - Буйдерлон (перенесенные впоследствии Андреем с Земли на Сатурн).

Славный остров Люпус, получивший свое название от латинского слова, означающего "волк", соответствующего немецкому слову "Вольф" - сокращенной форме моего полного имени "Вольфганг" ("Идущий за волком", в смысле "имеющий много мяса" - ведь у древних германцев считалось, что волк никогда не поедает свою добычу полностью, оставляя часть мяса следующим за ним), покоренный (частично) великим межпланетным завоевателем Люпусом Непобедимым (а затем окончательно завоеванный его потомком Реджинальдом Люпусом), был Великим Княжеством, и имел, подобно Милисланду и Лученбургу, достаточно сложную федеративную структуру.

Своими очертаниями остров Люпус напоминал человеческую голову с бородкой и косичкой парика (признаться, я срисовал его с силуэта одного из моих любимых героев - барона Карла-Иеронима фон Мюнхгаузена).

По аналогии с перечисленными выше военными сословиями Лученбурга, Ваш покорный слуга создал в сердце своей собственной державы на Плутоне - славном острове Люпус, о котором будет подробно рассказано далее -, собственные сословия, носившие, впрочем, скорее характер наследственных каст.

Вершину социальной иерархии на Люпусе занимали риганы (сословие аристократов, прямых потомков завоевателя планеты Плутон - Люпуса Непобедимого, его родичей и ближайших соратников -  нечто вроде римских патрициев или афинских эвпатридов). Глава риганов именовался "риганфюрером" ("вождем риганов"). Эмблемой риганов была золотая, то есть желтая заглавная латинская литера "Р" (R), начальная буква слова "Риган" (Rigan), на зеленом поле (или же зеленая латинская литера "Р" на серебряном, то есть белом поле; почему не на золотом, то есть желтом - сам не знаю), изображаемая, не только на их знаменах, флажках и нарукавных повязках, но и в качестве опознавательного знака на экипажах, автомобилях, кораблях, военной технике, ракетах, самолетах, вертолетах, дирижаблях, воздушных шарах-аэростатах, стратостатах, космических станциях и т.д. Кстати говоря, "первенствующее" (дворянское, аристократическое, господствовавшее над простонародьем) сословие типа люпусских риганов существовало и в Лученбурге, только вот не помню, как "Бата" его называл. Зато помню, что члены этого сословия носили на внутренней стороне лацкана специальный значок - по-моему, золотую звезду типа шерифской; количество лучей у этой звезды я запамятовал - то ли пять, то ли шесть, то ли семь, то ли восемь, но только не девять, ибо девятиконечная звезда была государственной эмблемой Девятинской республики (получившей свое название от остановки "Девятинская улица" маршрута троллейбуса "Б", на котором мы ездили от школы по Садовому кольцу до дома "Милитарши", жившего тогда на Большой Колхозной, ныне - Сухаревской - площади). Андрей как-то рассказал мне во время игры, что всякий лученбургский дворянин, входящий в общественный транспорт и видя, что все места в салоне заняты пассажирами, был вправе подойти к любому из них, даже к женщине (что "Бата" почему-то счел необходимым особо подчеркнуть), отвернуть лацкан и показать свою золотую звезду, после чего ему немедленно уступали место. Когда автор этих строк поднял "Бату" на смех, сказав: "Хороши же твои дворяне, Андрюшенька, раз они заставляют женщин уступать им места в троллейбусе!", сконфуженный Андрей сразу же исправился, сказав, что попросту оговорился: привилегия-то эта у лученбургских дворян имеется, но, разумеется, на практике его галантные кавалеры этой привилегией в отношении едущих в общественном транспорте дам (не важно, какого сословия), разумеется, не пользуются, ибо "положение обязывает"...

Кроме возникшего, я думаю, не без влияния образа долго не сходившего с советских киноэкранов Фантомаса титула вышеупомянутого графа Финтимонти, у Андриа Дротеля де Ламбоньера были и враги, носившие похожие имена - некий злокозненный рыцарь-разбойник и опаснейший мятежник Финтимос, и брат Финтимоса - Монтис (Демонтис).

Вторым по знатности и важности сословием на Люпусе были авры (воинское сословие, нечто среднее между римскими всадниками-эквесами и кшатриями ариев Древней Индии). Глава авров именовался "аврлейтером" ("руководителем авров"). Эмблема авров представляла собой серебряную заглавную латинскую литеру "А" на червленом, то есть красном поле (или такую же красную литеру "А" - начальную букву слова "Авр" - на серебряном, то есть белом поле), также изображаемая на всем, что принадлежало аврам - от знамен и нарукавных повязок до зданий и техники. Следует заметить, что авры, с одной стороны, считались наследственным воинским сословием, наподобие российских казаков, австрийских граничаров-гренцеров, с другой же стороны, имели на острове Люпус собственную самоуправляемую территорию - квазигосударство под названием Авритания (по аналогии, например, с казачьей областью войска Донского, Терского или Кубанского времен Всероссийской империи). У риганов же такого собственного квазигосударства, если мне не изменяет память, не было (как, впрочем, не имелось собственного государства на территории Российской империи и у благородного дворянского сословия).

Ниже авров в социальной иерархии стоял "народ" (нечто вроде афинского демоса, римских плебеев и индоарийских вайшьев), чей глава назывался "начальник народа".

Что касается правящего Люпусом, под звучным и не менее авторитарным, чем упомянутый выше девиз рода Милисов, латинским девизом "REX LUPUS DEUS" ("ЦАРЬ ВОЛК БОГ") в качестве своеобразного "коллективного сюзерена", или, если угодно, "коллективного суверена", княжеского рода Люпусов, потомков Люпуса Непобедимого, то его положение во властной иерархии было не вполне ясным даже мне самому. Люпусы то ли возвышались над всеми сословиями моего островного государства, то ли входили в состав первенствующего сословия риганов. Их было довольно много: Реджинальд Люпус, Вольфганг Люпус, Александр Люпус, Герман Люпус. Когда папа подарил мне, перешедшему в пятый класс, ставшие одной из моих любимых книг "Очерки по истории Великих Географических открытий" и я узнал из нее об особенно поразивших меня деяниях португальских мореплавателей, флотоводцев и военачальников Алмейды и Албукерки, среди представителей правящего рода измышленного мною островного государства появились Алмей Люпус и Албукер Люпус.

Иногда риганы забывали о присяге на верность, принесенной ими правящему князю Люпуса и устраивали заговоры или бунты. Так, например, один из обойденных при наследовании престола постепенно вырождавшихся потомков Люпуса Непобедимого - неукротимый Николаос Люпус - долгое время вел безнадежную борьбу с уступавшим ему по всем параметрам, кроме владения люпусским княжеским престолом, правящим князем, опираясь на часть недовольных ограничением их привилегий режимом риганов. Николаос, как дерзновенный покоритель воздуха Робур Завоеватель из одноименного романа Жюля Верна, рассекал люпусские небеса на летающем корабле под названием "Рекс Люпус Деус" (как уже говорилось выше, именно таким был государственный девиз княжества Люпус со времен Люпуса Непобедимого) - чем-то вроде богдановского "аэронефа" (хотя о Богданове я тогда и слыхом не слыхивал) или начиненного всевозможной техникой небесного крейсера из японского мультипликационного боевика "Корабль-призрак" (вышедшего на экран, однако, гораздо позднее, чем автор этих строк выдумал своего Николаоса, чей корабль был совершенно не компьютеризован, ибо Ваш покорный слуга имел в школьном возрасте весьма смутные представления о "цифровых машинах" или "ЭВМ", как тогда говорили!), снабженном защитным полем и вооруженном самыми современными средствами уничтожения - от "параболоидов" (боевых излучателей вроде гиперболоида инженера Гарина, героя весьма популярной в нашем классе книги и не менее популярного кинофильма с молодым - тогда! - Евгением Евстигнеевым в роли главного героя) до ядерных ракет - и способном служить аэродромом и ракетодромом для более мелкой космической и авиатехники (подобно громадным НЛО, служащим, по разным сведениям, базами для более мелких "летающих тарелок", способных покидать его для выполнения различных заданий, а потом снова возвращаться на эту парящую в небесах базу). Девиз "REX LUPUS DEUS" гордо красовался на черной броне корабля из твердейшего сплава, многократно превосходящего по прочности земной титан - его не брали даже лазерные пушки. У Николаоса Люпуса, не снимавшего с лица черной бархатной маски, имелся собственный флаг, состоявший из трех продольных полос - синей, белой и красной - с зеленой латинской заглавной литерой "R" ("P") - начальной буквой слова "Rigan" ("Риган") - на средней белой полоса. Все члены команды кораблей Николаоса Люпуса (заведшего себе со временем второй воздушный корабль, под названием "Крейсер", или "Kreuzer", а впоследствии - и третий, под еще более звучным названием "Квазар"), да и сам он, были вооружены лучевыми ружьями, напоминавшими серебристые жезлы с цилиндрическими навершиями, и облачены в зеленые мундиры с красными накидками на манер епанчей и зеленые широкополые шляпы, заменяемые в период боевых действий зелеными же касками в форме шляпок грибов-подберезовиков. Радисты, операторы радиолокаторов и прочие технические специалисты, носили черные комбинезоны и кепи, с наушниками и микрофонами. Малая "летающая лодка" Николаоса Люпуса (нечто вроде его личной "воздушной яхты"), имела, в отличие от остальных, в носовой части особую эмблему в форме равноконечного черного креста на красном поле.

Кроме трех воздушных кораблей (и появившихся впоследствии орнитоптеров-птицелетов) неудачливого претендента на люпусский княжеский престол Николаоса, небеса над славным островом бороздил также снабженный гипер-атомным двигателем (представление о котором сложилось у автора этих строк не без влияния книг "Я, робот" и "Стальные пещеры" Айзека Азимова, по сей день остающегося одним из моих любимых писателей) воздушный корабль "Файербол" (к тому времени я уже узнал от папы, что "файерболом" астрофизики и астрономы именуют "первичный огненный шар" - изначальное состояние Вселенной), принадлежащий еще более таинственной личности, носившей прозвище "Зеленая Маска". Ее наряд состоял из скрывавшей лицо зеленой бархатной маски, пурпурного плаща, кожаного костюма и черной широкополой шляпы а-ля Зорро (хотя современные фильмы про Зорро еще не вышли на советские экраны, мой старший друг - "Билл", сиречь папин аспирант дядя Слава Белоконь, когда-то видел на "закрытом показе" черно-белый американский боевик с Дугласом Фэрбенксом в роли Зорро и пересказал мне его содержание, что, несомненно, повлияло, вместе с жюль-верновским воздухоплавателем Робуром Завоевателем/Властелином Мира и необычайно популярным в среде нашей тогдашней молодежи Фантомасом, на возникновение в воображении автора этих строк зловеще-привлекательных фигур "небесных мстителей за попранную справедливость"). "Зеленая Маска" вел собственную, на свой страх и риск, партизанскую войну как с Николаосом Люпусом, так и с правящим люпусским режимом (и отдельно - с угнетавшими простой народ своекорыстными, забывшими свой долг перед страной и княжеским  престолом риганами, как некий Робин Гуд). Его статус "Робин Гуда" как бы подчеркивал и флаг, представлявший собой прямоугольное красное (реже - малиновое) полотнище, в центре которого был изображен вертикально расположенный лук с оперенной стрелой, направленной острием наконечника в сторону древка (и лук, и стрела были зеленого цвета). Иногда, правда, сторонники "Зеленой Маски" использовали зеленый флаг, изображенные на котором лук со стрелой были, соответственно, красного (или малинового) цвета.

Лук на флагах сторонников таинственной "Зеленой Маски" был так называемой (с легкой руки древних греков) "скифской" формы. В действительности якобы "скифский" лук (scythicus arcus, как его называли древние римляне) этой формы использовался не только ираноязычными кочевниками скифами, но и многими другими народами в течение длительного исторического периода. Он был окончательно разработан в IX в. до Р. Х. киммерийцами (гимирру), от которых, по мнению Роберта Ирвина Говарда, происходил знаменитый Конан-варвар, жившими к северу от Кавказа. Позднее скифы принесли этот лук в Древнюю Грецию. У "скифского" лука, имеющего форму лука греческого божка любви Эрота (у римлян - Амура), утопленная рукоять, а концы упругих плеч выгнуты вперед. Благодаря такой конструкции, которой свойственна значительная изогнутость в центральной части, а также наличию гибких плеч, длина натяжения тетивы достигает почти 76 см (при общей длине лука около 127 см).

Кстати говоря, риганы тоже не всегда выступали единым фронтом против своих политических противников, но порой тоже делились на различные партии. Так, одно время среди них существовали сторонники особой политической партии риганов-максималистов, чье партийное знамя представляло собой белое полотнище с зелеными заглавными латинскими буквами "RM" ("РМ"). Эта партия (явно ориентировавшаяся на антидскую партию максималистов Стивенсона Ивенса) содержала даже собственную хоккейную команду (выступавшую под аналогичным знаменем) - одно время Люпус, под влиянием "Эйды", активно участвовал в планетарных и межпланетных спортивных состязаниях (главным образом, по футболу и по хоккею с шайбой, ибо бейсбол никакой роли не играл даже для наиболее "американизированного" из нас "Медведя" - слишком мало об этой популярнейшей в США игре было известно не только тогдашним советским школьникам, каковыми являлись все мы, но и вообще большинству граждан тогдашнего СССР). Вспомнил по ассоциации, что, разбирая недавно давнишний архив, обнаружил картинку, изображающую матч двух люпусских хоккейных команд - риганов-максималистов и авров -, игроки которых выступают, соответственно, под белым флагом с зелеными литерами "RM" и под разделенным наискось красной диагональной полосой из угла в угол черно-белым флагом (висящими над воротами соответствующих команд).

Против князей из династии Люпусов, доведших в определенный период милитаризацию всех сторон государственной, общественной и даже частной жизни до предела (все поголовно были обязаны с утра до вечера заниматься военной подготовкой, жить и питаться в казармах, носить только военную или полувоенную форму и проч.) в один прекрасный день подняли бунт возмущенные подданные, принципиально отказавшиеся от всех прелестей военизированного существования и жизни "только по Уставу", в том числе и от ношения формы. Бунтовщики объединились в "Лигу Цивилистов" и довольно продолжительное время оказывали упорное вооруженное (вопреки своему идейному антимилитаризму!) сопротивление княжеским армии и полиции, пока не отвоевали себе кусок люпусской территории (на правах автономии), где князь Люпус оставил их в покое - пусть себе строят "гражданское общество", а мы поглядим, что из этого выйдет. Флаг Лиги Цивилистов представлял собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех продольных полос - красной, синей и красной. Посредине центральной продольной синей полосы располагался белый ромб со вписанным в него прямым черным крестом.

Помнится, промелькнул на люпусском военно-политическом небосклоне эфемерной кровавой кометой некий искатель приключений по имени Эммануил Вольфбранд, захвативший каким-то образом чуть ли не всю территорию Люпуса и гордо назвавший свои владения "империей Вольфбранд", но затем разбитый силами реакции и порядка и бесследно исчезнувший с подмостков истории. Флаг империи Вольфбранд походил на флаг Великого княжества Люпус, за исключением двух деталей:

1) нижняя продольная полоса его была не в диагональную красно-белую полоску, а просто красного цвета;

2) черная волчья голова на средней продольной белой полосе флага Вольфбранда была изображена более реалистично, чем на флаге Люпуса.

Перейдем, однако, к рассмотрению государственной структуры Великого Княжества Люпус. В него входили следующие провинции (изображенные на карте, помещенной в заголовке настоящей краткой мемории, датируемой, если мне не изменяет память, 1966 годом от Рождества Христова, начерченной в школьной тетрадке ценой в три копейки собственноручно автором этих строк, совсем недавно случайно обнаружившим сию крайне раритетную карту в архивных залежах друга своего детства "Остапа", с которым автор продолжает дружить по сей день):

1)Округ Люпусбург (с одноименным столичным городом, считавшимся одновременно столицей всего островного государства, представлявшего собою, в сущности, конфедерацию);

2)Авритания;

3)Дагония

4)Нью-Сан-Лиана (основанная в свое время колонистами с сатурнианской Сан-Лианы);

5)Земгауэрс (имевший статус вольного города - фактически, город-государство);

6)Реджинальдум;

7)Килз;

8)Мигенна (Люпус-Майген);

9)Гамбероль;

10)Зембурос;

11)Гамберра (расположенная на отдельном островке под самым "носом" основного острова - см. карту);

12)Линдигас;

13)Лидинген (Лайдинга);

14)Дзирден (туземный автономный округ);

15)Цио-Цао.

Мигенна (Люпус-Майген), хотя и считалась провинцией, представляла собой особую, достаточно обширную, территорию, предназначенную для испытаний авиакосмической техники и различных видов оружия массового поражения (уничтожения) и вообще всевозможных секретных экспериментов в духе тогдашней научной фантастики;

Туземное княжество Цио-Цао (Дзицао) со столицей под названием Цио-Цайск (Дзицайск), хотя и считалось провинцией, представляло собой на деле нечто вроде самоуправляющейся резервации, в которой проживали остатки туземного темнокожего населения острова, недобитые его завоевателями из рода Люпусов, среди которых, наряду с самим Люпусом Непобедимым и славным воителем Реджинальдом Люпусом, особенно прославились своими подвигами на поле брани Ремуль VII Славный (у меня долгое время хранился его портрет, изображавший его лысым, как коленка, с круглой черной "шкиперской" бородкой без усов, в черном камзоле и белом налатнике-сюрко с черным фигурным крестом, на манер орденского креста тевтонского рыцаря) и Роман VI Храбрый (его портрет, изображавший князя-ратоборца в завитом каштановом парике а-ля Людовик XIII или XIV, коричневой широкополой шляпе с пышным кудрявым сиреневым пером, в голубом камзоле и супервесте с черным крестом, подобным кресту на спине у паука-крестовика, в общем, выглядевшим вполне "по-мушкетерски", также много лет хранился в "планетном" архиве автора настоящих строк), а также снабженный позитронным мозгом (опять спасибо Айзеку Азимову!) кибернетический полусферический Железный Диктатор на восьми железных лапах, с множеством антенн и прочих высокотехнологичных атрибутов, на фоне лихо козырявших ему офицеров люпусского Генерального Штаба в белых мундирах с золотыми пуговицами, погонами и аксельбантами (его портреты также много лет хранились в моих архивных ранцах и портфелях) - именно этот грозный кибер-воевода успешно завершил покорение цио-цайцев, причем самыми крутыми методами типа полива их жидким огнем, зажимания в стальные клещи и т.д.

Какое-то время на острове Люпус существовали автономные княжества Реджинальдум-Цезарион и Реджитальдум, в которых правили представители боковых ветвей великокняжеского рода Люпусов, но их существование оказалось весьма эфемерным и заметных следов в истории Люпуса не оставило (я уж и не помню точно, с какой целью их придумал).

Древние римляне говорили: "Repetitio est mater studiorum", что по-нашему, по-русски, означает: "Повторенье - мать ученья!". Поэтому напомню уважаемым читателям, что государственный флаг Люпуса представлял собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех продольных полос. Верхняя полоса, как нам уже ведомо, была синей, средняя - белой, а нижняя - белой с косыми диагональными красными полосками. На среднюю белую полосу была наложено схематическое изображение черной волчьей головы в профиль (что и понятно: волк по-немецки "Вольф", а по-латыни - "Люпус").

Флаг Лидингена (или Лайдинги) представлял собой прямоугольное полотнище серебряного (белого) цвета с широкой лазурной (синей) каймой и изображением золотого (желтого) солнечного диска без лучей в центре полотнища.

Флаг Зембуроса - изображение змеи или дракона, держащего в пасти то ли шар, то ли планетную сферу (цветов изображений на флаге я, увы, не помню).

О флагах Авритании и мятежника-воздухоплавателя Николаоса Люпуса уже говорилось выше.

Флаг Нью-Сан-Лианы в моей памяти, увы, не сохранился (в отличие от флага ее метрополии - Сан-Лианы, представлявшего собой полотнище из трех продольных полос - синей, белой и зеленой). Возможно, флаг Нью-Сан-Лианы имел аналогичную расцветку, но с голубой верхней полосой вместо синей.

Помнится, было еще какое-то графство Илиада (или Элиада), имевшее флаг в виде прямоугольного полотнища, разделенного по диагонали проходившей из правого верхнего в левый нижний угол красной молнией с двумя зигзагами на две половины - левую верхнюю зеленого и правую нижнюю - синего цвета. Но больше никаких подробностей об истории данного графства в памяти автора этих строк, увы, не сохранилось.

Государственный герб Великого княжества Люпус (он же - фамильный герб княжеской династии Люпусов) представлял собой схематичное изображение (в профиль) черной волчьей головы (аналогичное тому, что украшало среднюю полосу трехполосного люпусского государственного флага) в центре геральдического щита "норманнской" ("варяжской") формы, рассеченного наискось тремя диагональными полосами - синей, белой и белой в косую красную полоску.

Впоследствии мой друг Андрей Баталов назвал нашу "планетную игру" мистическим опытом преодоления повседневности. Автор этих строк не мог (и до сих пор не может) с ним не согласиться.

Здесь конец и Господу Богу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЯ

*Переименовывая "большую" планету Меркурий в Гермес, "Милитарша" не принял во внимание факт существования в нашей Солнечной системе другого Гермеса - "малой" планеты (планетоида или астероида), открытого немецким астрономом Карлом Рейнмутом (или Райнмутом), приближающегося к Солнцу сильнее, чем Венера, и временами оказывающегося ближе в Земле, чем ее единственный спутник - Луна. Впрочем, данный просчет "Милитопика" представляется вполне извинительным - никто из нас в то время не был особенно искушен в астрономии, и потому мы попросту не знали о существовании многочисленных планетоидов, получивших от наших земных астрономов имена греческих божеств.

**Между прочим, воспетые Львом Кассилем в повести "Дорогие мои мальчишки" синегорцы боролись со злом под семицветным радужным знаменем и гербом в форме обвитой плющом стрелы, наложенной на радугу (что, по нынешним временам, вполне сошло бы за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений).