Как я стал героем. Часть вторая. Молчание золото

Виктор Гранин
Продолжение от http://proza.ru/2022/04/21/479

                Вы спросите – что же такого мне надо было тогда на омском вокзале, что я довёл себя до чрезвычайной ситуации?  Здесь читателю со мной повезло. Отвечаю просто: -купить местную газету.
                Посмотрите на этого умника! – язвительно отреагируют многие.
                Действительно!

                И вот если бы я с рождения своего так и остался навсегда жителем своей деревни, то со временем первая моя приобретённая причуда читать что ни попадя, без особого вреда затихла бы постепенно. Тогда жизнь принудила бы меня обратиться в обыкновенного обывателя, снедаемого примитивными пороками; со своими интересами, возбуждаемыми только изощрённо деструктивным контентом телевизионных программ; коммуникации же с миром простирая лишь до посещения большого города, да и то в квартале центрального рынка.

                Реальные же обстоятельства оказались таковы что я с малолетства оказался склонным к побегам.  Не раз уж я рассказывал, как искала меня матушка повсюду, заглядывая даже в колодец. Ну а, подрастая, убегал и за речку, обнаруживая там тихое обаяние первозданной сибирской природы. Мало-помалу оказалось так что стал я чем-то подобным перекати-полю. Ну, не совсем уж бессмысленно расширял я свой ареал общения с миром людей и знакомством с разнообразием природной среды. Кое-чем всё-таки и занимался. Кого-то этим напрягая, а кое у кого и вызывая чувство одобрения. Но, скажу честно, мнение о себе и тех, и других, и третьих… меня мало заботит. С некоторых пор более всего  интересна мне сама кинематика внутренних пружин механизма общечеловеческих отношений, как-то всё менее радостных, и всё более озадачивающих пренебрежением постулатами элементарной логики на фоне природы, оказавшейся обескураживающе податливой на наши сумасбродства.
                Избегу, однако же, здесь демонстрации метаморфоз в своём понимании этого онтологического парадокса. А лучше расскажу о том, какое же повелительное нечто выставило меня на тропу, где оказались возможны происшествия мои, подобные только что доложенным про героя-дуралея на железной дороге.
                Вот теперь пора и поделиться с вами своими мыслями об одной из наших особенностей восприятия действительности. Оказывается, нам мало довольствоваться своими инструментами прямого реагирования на действующие раздражители. Сильна тяга и к получению дополнительной информации из источников иных, чем собственные органы чувств.
                Тут-то кстати и оказывается приобретённая привычка к чтению. Но не просто любопытства ради, а для непрерывной корректировки своего понимания всего того, что происходит в этом мире. А такое продуктивно лишь при изучении большого разнообразия источников: и общедоступных и специальных средств массовой информации.
                При этом надо иметь ввиду целую сеть глубоко законспирированных ловушек, под общим названием Архивы. Уж они-то, заявляя о своей заботе  сохранения документов, на самом-то деле отрабатывают поразительно эффективные приёмы перекрытия дорожки к ним не подготовленному специально пользователю. Когда же пользователь уже начинает строить свои домыслы, исходя из мнения непрофессионалов, его обезоруживают приглашением к открывшемуся доступу в сокровищницу. К тому времени архив надлежащим образом подготовлен, вычищен, а самые важные документы переведены в закрытую часть архива.
                При этом исследователя ожидает ещё одна проблема.  Всякий документ далеко не обязательно отражает реальность. Обычно документы готовятся с умыслом умело скрыть неудобные моменты.

                Предупреждаю сразу: занятия мои на ниве историко-социальных реконструкций не совершаются последовательно в ходе методически выверенной целенаправленной деятельности. А явно носят характер занимательности для собственного моего интереса. И свобода дилетантских построений позволяет мне задавать вопросы там, где действуют прочно устоявшиеся представления, как бы дискредитируя этим его величество Документ.
 
(Да ладно придуриваться-то – скажу я обидевшемуся Документу. Зна-а-ю я происхождение таких как ты. Сам, грешен, немало воспроизвёл вас для удовольствия получателю. Бывало шлёшь шифрованную радиограмму ни о чём…)

                Разумеется, и у меня, но уж как-то сам собой, да сложился свой метод исследования отношений между людьми. Сейчас бы я назвал его собственной разновидностью, основанной на представлении о контент-анализе.
                Вообще-то контент-анализ (узнал я не так уж давно) – на самом-то деле применяется как научный метод, предполагающий формализованное исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения, представленных в них социальных, культурных, ментальных особенностей.  Контент-анализ так же применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой массив.
                Мне же он интересен тем, что, соотнося содержание различных источников по какому-то либо одному предмету исследования, обнаруживаешь противоречия в устоявшихся о нём представлениях. Эти-то противоречия и направляют исследователя на поиск скрытых фактов.

                Однажды я стал свидетелем как нечто подобное использует группа особистов, прибывшая для расследования обстоятельств хищения автомата в одной из рот воинского подразделения. Действуя таким образом, они за ночь установили не только обстоятельства, но и личность того, кто его спёр, плюс их, и автомата и похитителя местонахождение.

                Но, более всего – обнаружил я - вопросы, возникающие в процессе анализа данных, возбуждают себя там, где, казалось бы, им и не на чём строить свои претензии.
                Это фигуры умолчания. И это больше, чем просто одна из риторических фигур; намеренная недомолвка, или намёк о недоговорённом, невысказанном.
                Раньше меня до этого додумался мой народ. Слово серебро, а молчание золото. В доме висельника не говорят о верёвке.
                Последняя эта сентенция раскрывает всю содержательную глубину умолчания.  Если при всём многословии, замечаешь лакуну в теме, где естественно упоминание верёвки, это вовсе не значит, что верёвка не присутствует в качестве предмета реальности; а, более того, верёвка-то и является решающим звеном в цепи обстоятельств, упоминание которых настоятельно нежелательно.
                Но не о верёвке мой интерес.

                А о том, что моя версия контент-анализа позволяет мне внедряться в сферы, защищённые от внимания людей, неподготовленных к столкновению с реальностью.
                Ко времени моего геройства на омских станционных путях, даже намёка на нынешнюю глубину моего метода не было в моём сознании. Дуралей – дуралеем – это как раз о мне тогдашнем.
                Но давало о себе знать странное пристрастие собирать для прочтения местные публикации везде, где только я был представлен рабочими обязанностями. Чтение досок с приказами на всяком заводе, предприятии, учреждении – занятие это было того же порядка.

                Только стал я замечать, что по мере возрастания гласности, доступность элементарных источников стала всё заметнее снижаться. Ту же газетёнку, типа, ударный рабочий или мухостранная правда, уже не купишь прямо на перроне поезда, хотя какие-нибудь весёлые эротические картинки или просто оболванивающие кроссворды – пожалуйста. К сему надо добавить странный обычай останавливать проходящие поезда на самых удалённых путях, до которых и добраться-то можно только путём мытарств с багажом в подземелье, да из него на верхотуру переходных эстакад. В то время, как на первом пути в одиночестве прогуливается туда-сюда маневровый локомотив.
                Видимо и в этой загадке скрывается какой-то высокий смысл.
               
                И всё-таки, мало по малу, в том своём путешествии набралось у меня довольно много одновременных газет. А время было уж к концу сентября.  И вот в маленькой газетёнке главный инженер предприятия - производителе минеральных удобрений поздравляет своих сотрудников с Днём Работников… Атомной (!) Промышленности. Даже одно это, казалось бы, малозначащее обстоятельство, при спонтанном моём контент-анализе образовавшегося таким нехитрым способом сгустка информации обнаружило в публикациях и других газет некую последовательность, которая, подхватив былые мои крупицы знания, открыла дорогу к самому фундаментальному основанию всей крепости жизни моей страны. Всё что происходило и в крепости, и с нами с того дня – всё свито в один клубок ложных и лживых отсылок, пустопорожних прогнозов (и даже обещаний), с реальными проблемами для каждого из нас в нашей общей судьбе.

                Даже и не рассчитывайте обнаружить во мне некоего здесь оракула. Единственно что я могу - это поставить заинтересованного читателя, к примеру, в самое начало пути. Это 28 сентября 1942 года. Москва. Государственный совет обороны. 

                А дальше уж могут быть самым контентно критическим способом использованы бесчисленные воспоминания непосредственных участников от министра до радиста; учёного сообщества - от главного кагэбэшника через академиков к лаборанту.  Причём, высокие наши мемуаристы всенепременно сообщают об особом даре предвидения. Это, как если бы родитель, отправляя сына первый раз в первый класс, изготовил ремень на тот случай, когда сынок в День знаний восьмого класса придёт домой поздно, весьма нетрезвым и со следами губной помады на лице.
                Этаких рассуждений не встретишь почему-то если добавишь -  в качестве контрольного индикатора - ещё и, например,  понимание  стержневой нашей проблемы исследователем какого-то там Принстонского университета.

                Думаю что здесь уместно воспроизвести имевший в своё время хождение анекдотичный сказ о том, что когда к только что назначенному министру прибыл для представления главный разведчик, то невоенный до поры министр нетактично и спросил того о численности его службы. Дело в том, что её особенностью является то, что численность ту  НЕ СПОСОБЕН узнать  никто абсолютно. Но разведчик нашёл для себя приемлемый вариант числа.  Министр, однако же ещё сохранил свои гражданские компетенции,  и, сопоставив полученные данные о площади недвижимости и нормы положености её  на одного служащего, ошарашил конспиратора поразительной, в пределах косвенной точности, осведомлённостью в предмете тщательно сберегаемой тайны.

                Контент-анализ и не на такие чудеса способен. А всё сказанное тебе прямо, напористо и навязчиво, следует особенно тщательно проверять. Чаще всего именно так действует сила, мобилизующая тебя на соучастие в своекорыстных неблаговидных целях.

                Ещё я хочу попросить читателя – не считать меня шпионом.
                О существовании такой разведывательной дисциплины как Open Source Intelligence (OSINT) я узнал буквально вчера.  Хотя и давно уж предполагал, что профессионалы каждой из стран отнюдь ни пренебрегут возможностью, которая даёт поиск информации по открытым источникам, выбор и сбор, а также дальнейший анализ её для целей разведки.

                Мне-то и нет нужды шпионить за своей страной, но уж и стремление понимать - что и почему происходит с нами на всём протяжении моей жизни добропорядочным, ответственным и активным в своих делах и мыслях гражданином – всё никак не могу отключить, даже под угрозой оторвать за это мои гениталии. Однако, поздно, мой экзальтированный соотечественник. В смысле репродукции ты опоздал на десятилетия. Таковые возможности уже реализованы самым естественным образом. А ни противоестественными, ни сверхъестественными свойствами я не обладаю. Более того: и золото – это не про меня.

21.04.2022 19:56