Мариуполь и художник А. И. Куинджи

Альфид Лысов
М  А  Р  И  У  П  О  Л  Ь
Сейчас на дворе апрель 2022 года. Россия проводит специальную военную операцию по оказанию помощи Донбассу и по денацификации и демилитаризации Украины. У всех на слуху город Мариуполь, стоящий на берегу Азовского моря при впадении в него реки Кальмиус, который действующие украинские власти неофициально объявили столицей той части Донецкой области, которая не занята, как они говорят «сепаратистами». Украина 8 лет готовилась к военным действиям и ВСУ превратили Мариуполь в крупный укреплённый опорный пункт, в котором властвует националистический батальон «Азов». Уже больше месяца продолжаются бои за освобождение Мариуполя от профашистских вооружённых формирований.

Какова история зарождения этого города?
На этом месте при раскопках были обнаружены следы ранневековых маленьких поселений. Недалеко отсюда, на реке Калке, в 1223 году произошло известное сражение русско-половецких войск с монголо-татарами, которое закончилось полным поражение русских. Позднее, в XVII веке, здесь стали селиться старообрядцы, бежавшие от церковной реформы патриарха Никона. Современная история Мариуполя начинается примерно с 1776 года. Изначально на этом месте появился населённый пункт Павловск, который был основан и назван так в честь старшего сына Великой Княгини Екатерины – Павла, ставшего впоследствии российским императором. Придя к власти, Екатерина начала активно проводить в жизнь проект по выходу России к южному Чёрному морю и завоеванию земель северного Причерноморья, которые принадлежали Турции. За эти территории Россия во второй половине XVIII веке провела с Турцией две войны: в 1768-1774 и 1787-1791 годах. Если можно так сказать, «попутно», в промежутке между войнами, к России удалось присоединить полуостров Крым в 1783 году.

Присоединение Крыма проходило не просто. Это была идея князя Потёмкина, а Екатерина долго колебалась, опасаясь протестов со стороны Турции и европейских государств. Сначала Потёмкин смог посадить на трон в Крыму удобного для России хана Шахин-Гирея, но крымско-татарская элита была настроена против присоединения к России.
Коренное население, крымские татары, занимались в основном скотоводством и торговлей, и платили незначительные налоги в крымскую казну. Основные налоги поступали от ремесленников и земледельцев, а этими делами занимались греки, армяне, грузины и другие  народности некоренной национальности. С целью ослабления экономики Крыма и усиления Новороссии князь Потёмкин, под предлогом освобождения от исламского насилия, затеял переселение православного населения из Крыма в Новороссию. Он полагал, что эта мера сделает крымскую элиту более сговорчивой. Население Крыма, которое пустило корни в этом краю, не хотело переселяться. Тогда были объявлены большие льготы для переселенцев: подъёмные пособия, безвозмездное предоставление земельных участков, освобождение от налогов на 10 лет, освобождение мужчин от рекрутской зависимости на 30 лет, обеспечение стройматериалами и хозяйственным инвентарём и др. Однако, всё равно большинство православного населения уезжать из насиженных крымских мест не стремилось. Тогда началось принудительное переселение, осуществление которого было поручено известному военачальнику генералу А.В.Суворову, командующему российскими войсками а Крыму и на Кубани. Суворов за несколько лет справился с этой задачей, за что получил от императрицы орден и денежную премию. Русские солдаты собирали домашний скарб переселенцев, сажали народ на специально заказанные телеги и – сопровождали их в путь, так сказать «на материк».
В конечном итоге всё это закончилось согласием крымской элиты и её хана на присоединение к России, что и произошло в 1783 году.

Переселенные греки долго искали себе место для строительства города и остановились на берегу Азовского моря, на Павловске и его окрестностях. 29 сентября 1779 года строящийся город по Указу Потёмкина был назван Мариуполь. Есть две версии происхождения этого названия. Первая – в честь иконы Святой девы Марии, которую крымчане очень почитали и привезли её с собой, для неё был построен специальный храм. Вторая версия – Потёмкин назвал город в честь жены Павла Петровича, Марии Фёдоровны, невестки императрицы Екатерины II.
Можно с уверенностью сказать, что Мариуполь был построен греками.

В Мариуполе родился и жил первые годы своей жизни известный художник Архип Иванович Куинджи, грек по происхождению. Точное время его рождения не известно: у него после смерти обнаружилось три паспорта, в которых указывалась разная дата рождения 1841, 1842 и 1843 годы. Считается наиболее предпочтительной дата 1842 год, которая подтверждается и другими документами.
Архип в трёхлетнем возрасте потерял отца, а через несколько лет умерла и мать. Мальчик воспитывался дядей и тётей по отцу. Жили бедно, Архип не закончил даже начального училища, плохо учился и рано начал трудиться. Он пас гусей, работал у подрядчика по учёту движения кирпича, работал у хлеботорговца.  С раннего детства у него обнаружилась тяга к рисованию. Этот хлеботорговец, заметив способности мальчика, посоветовал дяде отправить его к художнику Айвазовскому. Архип пешком пришёл  в Феодосию, где пристроился в художественную мастерскую, но Айвазовский не увидел его способностей и доверял ему только растирать краски, да однажды поручил покрасить забор. Мальчик пробыл у Айвазовского всего несколько месяцев и вернулся домой в Мариуполь, но польза от его похода была. Он окунулся в мир живописи, увидел вживую работу настоящих художников, проникся творческой работой и твёрдо решил, что станет художником.

Когда Архип подрос, он влюбился в дочь достаточно богатого местного купца, который тоже был греком. Звали девушку Вера Кетчерджи-Шаповалова. Ей тоже приглянулся этот упорный черноглазый юноша, с густой копной тёмных волос, в немодной поношенной одежде и соломенной шляпе. Куинджи сделал ей предложение и попросил её руки, но её отец категорически отказал нищему малограмотному молодому человеку, да ещё и мечтавшему стать художником, с ненадёжной профессией. В шутку отец Веры сказал: «Вот заработаешь 100 рублей золотом, тогда отдам за тебя дочь». И Архип решает ехать в Петербург на заработки, а Вера пообещала его ждать. Разве она могла подумать, что это ожидание затянется на 10 лет!

Куинджи хватался в Петербурге за любую работу, копил деньги, а в свободное время готовился к поступлению в Академию Художеств. Репин говорил, что он буквально " рыл землю", жил впроголодь, экономя на всём. Он поступил в Академию с третьего раза и то его приняли только на правах вольного слушателя. Заметив его способности, ему сделали скидку при поступлении, освободив от некоторых экзаменов по общеобразовательным предметам,  которые он никак не мог осилить.

Куинджи даже продал несколько своих начальных художественных работ, он при этом увлёкся исследованиями учёного-химика Д.И.Менделеева и с большим интересом посещал вместе с художниками-передвижниками лекции профессора Ф.Ф.Петрушевского, которые были посвещены «свойствам различных красок» и физической природе света.
И Куинджи достиг невиданных успехов, используя научные знания по химии и физике в своём творчестве. Он стал всерьёз изучать природу света и цвета: световой спектр, цветовой круг, основные и дополнительные цвета, их сочетание и взаимодействие. Он стал экспериментировать новыми красками на основе битума и делать другие эксперименты.
Куинджи выставлял свои работы в рамках Передвижных художественных выставок, где пользовался неизменным успехом. И.Е.Репин писал, что «иллюзия света стала его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда». О Куинджи громко заговорили, и он, поверив в свои силы, перестал посещать занятия в Академии.
У него появились немалые деньги от продажи картин, и он занялся коммерцией: покупал старые жилые дома в Петербурге, реконструировал их и продавал, неплохо на этом зарабатывая.
Куинджи не забыл свою возлюбленную, в 1875 году он, вместе с Репиным, побывал во Франции, где приобрёл фрак с цилиндром для свадьбы. Из Франции он поехал в Мариуполь, где его ждала верная Вера, обвенчался с ней и привёз её в Петербург.
      В свадебное путешествие он с Верой поехал на остров Валаам, о чудо-пейзажах и уникальной природе которого был наслышан. Ладожское озеро, на котором находится этот остров, очень бурное и коварное, со шквалистами неожиданными ветрами. Вышло так, что их корабль попал в бурю, его разбило о подводные  камни, а путешественники чудом спаслись, пересев на шлюпки, которые с трудом достигли Валаама.
   Шторм на Ладоге - это не редкость, это озеро за его буйный нрав не зря многие называют морем. При царе Петре ежегодно в этом море тонула 1/3 кораблей с грузом. Поэтому царь начал строить вдоль южного берега Ладоги канал для спокойного прохода судов от рек Волхов и
Сясь до Невы. Этот канал так и называли Петровским или Староладожским, он существует и сейчас, однако, давно уже не используется по назначению. Мало того, при Александре ll был построен второй канал - Новоладожский, который тоже уже потерял свою актуальность и был закрыт для прохода судов в 1940 году.

Таким образом, судьбе было угодно сохранить для искусства Куинджи и его жену. Позднее художник несколько раз посещал Валаам и сделал там несколько потрясающих картин.

Очень показателен успех его работ на примере картины «Лунная ночь на Днепре». Эта работа была написана в 1880 году, когда Куинджи уже вышел из состава Общества Передвижников, в котором он состоял всего несколько лет. Он устроил в зале Общества поощрения художников в Петербурге на Большой Морской выставку одной единственной картины. Для усиления эффекта восприятия все окна в зале были плотно занавешены чёрной тканью, картина освещалась одним ярким лучом света! Был создан эффект психологического воздействия на зрителя в стиле Куинджи!
Вся изюминка этой картины была в чудо-красках. Она построена на контрасте глубокого украинского чёрного неба и точнейшего, эффектнейшим образом переданного, свечения луны и лунной дорожки на водной глади реки Днепр. Некоторые полагали, что Куинджи подмешивал в краски золотой или серебряный тальк, который заставлял краски светиться удивительным светом. А некоторые считали художника просто колдуном, имеющим связи с потусторонними силами.
           По городу полетела молва об уникальном произведении живописи и производимом им удивительном эффекте. Петербург просто сошёл с ума: народ толпился в бесконечных очередях, стремясь посмотреть на чудо, созданное греком Куинджи. Некоторые посетители заглядывали за полотно, предполагая увидеть там источник света, который подсвечивает картину насквозь с тыльной стороны. Художник снимал огромные гонорары. Однажды эту удивительную выставку одной картины посетил член императорской фамилии Великий Князь Романов Константин Константинович, известный поэт, выступавший под псевдонимом «КР». Он купил эту картину за 5 тысяч рублей и не расставался с ней до конца жизни. Картина висела у него в кабинете над письменным столом.  Он даже взял её с собой в кругосветное путешествие, которое продлилось 2 года. Писатель И.С.Тургенев, встретившись с Константином Романовым в Париже, уговаривал оставить полотно в местном музее, не рисковать этим удивительным произведением искусства. Однако, Великий князь не согласился.
Закончилось тем, что краски на картине стали жухнуть, от воздействия сырого воздуха, наполненного испарениями солёной морской воды. Романов попросил Куинджи реставрировать картину, тот долго с ней возился, но получить первоначального потрясающего эффекта – не получилось! В настоящее время этот шедевр Куинджи экспонируется в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Художник создал ещё несколько ночных картин с передачей лунного освещения, например «Украинская ночь». Эту картину он показывал прямо в мастерской на Васильевском острове, запуская посетителей в течение не более двух часов в день, естественно за деньги. Сам лидер передвижников Крамской признавался Репину: «Я совершенный дурак перед этой картиной – свет на белой избе так верен, что у меня глазу больно». Если великие профессиональные художники давали такие лестные оценки, то нет смысла удивляться восхищению обыкновенного обывателя!

Можно назвать ещё одну потрясающую картину Куинджи «Берёзовая роща», где художник натурально сумел передать солнечные блики на стволах берёз, на фоне тёмной зелени окружающего леса.

Поразительно, но Куинджи, не закончивший полного курса обучения в Академии и получивший диплом классного художника, дававший право только преподавания рисования в школах, был приглашён на должность профессора Академии Художеств и возглавил мастерскую пейзажной живописи. Студенты его боготворили!

У Куинджи не было детей, зато была любимая и любящая жена, слава и много денег. Однако, чета Куинджи жила очень скромно, всё по дому делали сами, не имели прислуги. Большую часть денег Куинджи направлял на поддержку молодых талантливых или бедных художников. Был даже создан денежный фонд его имени, за счёт которого отправлялись в пенсионные поездки за границу талантливые художники.

У Куинджи было много учеников, с которыми он не расставался до самой смерти. На пике славы он вдруг перестал выставляться, хотя, как оказалось, продолжал работать: после его смерти было обнаружено около 500 картин, которые он считал не достойными для выставок. Он говорил: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, есть голос. А как только голос спадает, надо уходить, не показываться, чтобы не  осмеяли…».

Куинджи очень любил птиц, которых кормил и сам лечил у себя на мансарде. На кормёжку слетались птицы со всей округи, у него кормились все: и голуби, и вороны, и синицы, и воробьи – никому не отказывал.

Куинджи умер в 1910 году, в возрасте 68 лет. Похоронили его в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга, где на его могиле сохранилось великолепное надгробие с бюстом художника. За гробом шло большое количество людей, включая художников, многие из которых даже не подозревали, что пользовались его благотворительностью, а высоко в небе летали и провожали в последний путь добрейшего человека, своего бессменного кормильца, осиротевшие птицы…

Куинджи заработал на своих картинах огромные финансовые средства, которые почти все оставил Обществу поощрения художников.
В настоящее время на Васильевском острове Санкт-Петербурга, существует музей-квартира этого великого художника-экспериментатора, непревзойдённого мастера света и цвета, Архипа Ивановича  Куинджи.

Апрель 2022, Санкт-Петербург                Лысов А.В.
Библиография: Макарова Людмила. Под крылом судьбы. Журнал «Загадки истории», №27, 2019, с. 30-31.