Немного об истории

Аркадий Кузнецов 2
  (Вступление первое)

(Материал предназначается для тех,  у кого не было курса Введение в историю в 3 (4) классе)

  Ты, конечно, уже знаешь слово история.  Но употребляешь его в разных значениях.  Прежде всего историей ты назовёшь любой занимательный рассказ (Он рассказал мне историю).
  Но история - это прежде всего прошлое Земли, и одна из наук,  и рассказывает она о прошлом людей.
Вопрос:  Вспомните,  какие вы ещё знаете науки.
  Впервые историю как науку выделили мыслители Древней Греции. Поэтому это слово греческое и означает рассказ о событиях . Вначале история и состояла из занимательной рассказов о прошлом.
  Для чего нужно знать историю?
  Ты живёшь в мире,  в котором жили тысячи предшествующих тебе поколений.  Они создали всё, чем пользуемся мы - города и сёла, станки и книги, игры и сам язык, на котором мы говорим. Они создали и представления о жизни,  которые усваиваешь и ты - о труде и вознаграждении за него, о дружбе и любви, красоте и благородстве. Не правда ли, ты не сможешь прожить, не думая хотя бы немного о тех, кто трудился, боролся, любил и ненавидел задолго до тебя. История может многому научить, указать на хорошее и предостеречь от плохого. 
  Особенно важно знать историю своей страны,  земли, которая тебя окружает, начиная с твоего города,  посёлка, деревни, района. Прошлое - и в названиях ваших улиц,  и в зданиях,  которые ты видишь. Многое напоминает об известных событиях нашей истории и известных людях.
Вопрос: Какие рассказы о прошлом ты изучал в начальной школе?
  История продолжается и в наши дни. На твоих глазах перестал существовать Советский Союз и возникли новая Россия и другие независимые государства.
  Но для того, чтобы знать о далёком и недавнем прошлом,  надо изучать  многие свидетельства о нём.

...Пятиклассник Андрей вдруг услышал рядом чей-то тонкий и очень похожий на свой голос.
- Это я, Внутренний Человечек.  Я поведу тебя в далёкое прошлом. . Но сначала я расскажу о том, что увидел на улице, на которой проводились ремонтные работы. После того, как экскаватор вырыл котлован,  под асфальтовым покрытием открылись несколько прежних слоёв асфальта, а ещё ниже - булыжника.
- Вот это да!
- Так и в земле можно найти много следов людей, живших в прошлом, и чем глубже будет находка..,
- Тем она старее.
- Совершенно верно. За многие годы и века на месте, которое покинули люди, остатки построек покрыли слоем песка, глины, принесённых талой или дождевой водой. На них выросли кустарники и деревья!

  Двести лет назад начались раскопки древнего города Помпеи в Италии, засыпанного пеплом при извержении вулкана Везувий. С тех пор в различных странах обнаружены останки вымерших животных, отпечатки растений, кости и орудия труда древнейших людей. Найдены развалины древних городов среди песков пустынь и на дне морей,  где вода затопила прежние берега.
  Вопрос:  Что ты знаешь о работе археологов?
  Находки археологов позволяют судить о том, как жили люди прошлого, какими орудиями труда они пользовались. Но мы не узнаем, как назывались их города, на каком языке они говорили и о многих событиях в их жизни, если не будет прочитаны письменные документы.
  Письменность появилась около шести тысяч лет назад. Конечно,  люди далеко не сразу стали писать на бумаге. Древние письмена на находят на коре, дощечках, глине, на камнях и скалах. Многие народы писали знаками,  не похожими на наши буквы, на языках, на которых сейчас никто не говорит. Немало учёных занимается расшифровкой рукописей. Так были прочитаны древние законы, хроники событий, литературные произведения и переписка между людьми. Изучение рукописей называется палеографией (по-гречески - "древнее письмо").

  Внутренний Человечек показал Андрею пожелавший от времени лист какого-то растения с таинственным рисунками и закорючками.
  - Смотри, это - древний папирус.
  - А что такое папирус?
  - Это растение, листья которого были прекрасным материалом для письма в Древнем Египте. Об этой стране ещё пойдёт речь в учебнике.
  - А что тут нарисовано?
  - Да не нарисовано, а написано! Эти письмена рисунками обозначают слова и слоги. Представим себе,что эту рукопись изучает учёный. Сначала он должен понять, что обозначают эти знаки, а потом, зная древнеегипетский язык, ещё перевести этот текст на современный язык.

  Есть и другие источники наших знаний истории.
  Вопрос: Объясни слово "источник".
  У многих народов остались обычаи, обряды, верования, сохраниашиеся ещё с первобытных времён. Ещё больше следов старины в сказках.

  Перед нами - избушка на курьих ножках.
  - Та самая, из сказки?  Где живёт Баба Яга?
  - Конечно, Баба Яга - костяная нога.
  - Причём же тут история?
  - Да это же глубокое прошлое!У восточных славян когда-то люди поклонялись и боялись духа умершего предка,А хоронили умерших тогда в гроба на курьих ножках, в дремучем лесу, Теперь я говорю:"Избушка,  избушка, стань ко мне передом, к лесу задом!" Это не что иное, как древнее заклинание, чтобы задобрить духа!
  - Я вижу,  избушка отворилась и на крыльце стоит Баба Яга.
  - Теперь она будет помогать герою сказки.И костяной нога у неё Й примета мертвеца... Это она мне сама рассказала.  Только условие: не есть пищу, которую бабушка ставит на стол: в древности верили, что живые не должны есть пищу мёртвых...
  - Пища мёртвых?
  - Но ведь до сих пор в России на Пасху несут на кладбища крашеные яйца.
  Вопрос:  А о чём в жизни людей в старину напоминают старшие дети,  получающие наследство, и младший, которому ничего не достаётся? 

  Изучением старинных обычаев, костюмов, предметов быта, народного творчества занимается этнография (по-гречески  "описание народов").
  Изучив многие исторические источники, писатели воссоздают прошлое в повестях, рассказах, романах, стихах.  В конце учебника ты можешь прочесть список таких книг, которые расскажут тем, кто интересуется, много дополнительного об исторических событиях, древних людях, племенах, государствах. Эти знания дополнят исторические фильмы и телепередачи. Много даст тебе и знакомство с прошлым твоего края в музеях.
  Вопрос: Какие исторические произведения знакомы тебе? В каких музеях ты уже побывал?