***

Анатолий Шульга
  ПАСХАЛЬНЫЕ ШТАНЫ

Во времена моего глубокого детства, которое я провёл на хуторах и деревнях Западной Белоруссии у народа основным (после Нового Года и сопутствующим ему праздникам от язычества до коммунизьма) была  ПАСХА.

Правда, у нас она обзывалась в силу местного говора «ПАСКА».
Означала она переход от тягомотной зимы к началу нового жизненного цикла-весны.
Вседеревенское «свято»  - это по- русски просто праздник.
Бабы вытаскивали из сундуков вышитые «хвартухи», кофты и платки, мужики одевали вместо порток из домотканого льняного полотна  более приличные штаны.
 К весне детвора также переходила на более лёгкую одежду.
 Бегали босиком, условная дежда - рубашонка и трусы.
 Но чтобы «выйти на сэло», то есть в центр поселения, необходимо было одеваться- обуваться, так как было принято предками.

Итак, не только мне но и многой пацанве к «паске» шили штаны.
 Местные портнихи старались соорудить их не из домотканого, а из «городского» материала, что было дороговато, это не для всех.
  И вот, у сельпо и клуба роится толпа детворы, которые хвастаются обновками. 
Оттель и пошёл термин «пасхальные штаны»
Лично я употребил этот термин даже в 1998 году в калининградском ателье на Ленинском проспекте у полузнакомой портнихи. Она не особо знала меня, но услышав «пароль» моментально поняла и приняла заказ.
 Эти «пластмассовые» штаны я носил  где-то около двух лет.
Давно было...