Дежавю

Николай Лятошинский
     ( О Пушкине и не только)

                Эссе

    "Они кричат, они грозятся:
"Вот к стенке мы славян прижмём!"
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своём!.."

         Фёдор Тютчев " Славянам"


      Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Две вершины русской поэзии, великие мыслители и патриоты России. Им так и не довелось встретится. Пушкин ни разу в жизни не выезжал за пределы российской империи, Тютчев же, наоборот, большую часть жизни провёл в Европе. Однако, когда уже после смерти Пушкина, Тютчев вернулся в Россию, то самыми близкими его друзьями стали прежние друзья Александра Сергеевича - Жуковский, Чаадаев, князь Вяземский, Тургенев...  Нужно заметить, что и не любили, и презирали они  тоже одних и тех же людей, в частности ярого русофоба и интригана графа Нессельроде и его окружение.

      Каждой зимой, обычно в январе, я перечитываю свои любимые книги о Пушкине. Этой традиции уже много лет,  просто вдруг понимаю, что очень хочется снова окунуться в мир Александра Сергеевича, освежить давнее знакомство с князем Петром Вяземским и его супругой, с Натальей Николаевной, с Жуковским, с Дельвигом, Данзасом, Плетнёвым...  а также, конечно, с  Императором российским Николаем Павловичем, моим тёзкой, с Бенкендорфом, с Нессельроде, с Геккерном и Дантесом, и прочими друзьями и недругами великого поэта.

      В разные годы, точнее, зимы, чтение этих книг происходило в разной очерёдности, но в этом январе я почувствовал, что просто необходимо начать с книги Вадима Кожинова "Тютчев",  с  тех страниц, где говорится об отношениях Пушкина с Нессельроде и об оригинальной версии причины последней дуэли Пушкина. В то время я еще не осознавал почему же хочется почитать именно об этом, но в процессе чтения ответ появился сам собой...

      Известно,  что к проходящей в настоящее время  на Украине Специальной военной операции  относятся по-разному. Одни смотрят глубже в суть вещей и понимают истинные причины создавшегося положения, другие поверхостно, со своейственным определённой категории наших граждан  высокомерием и даже призрением к собственной стране, язвят и изливают желчь. А может, дело вовсе и не поверхностности, а откровенной ненависти к России или любви к деньгам, к 30 сребренникам, которые им платят их заграничные хозяева. Впрочем, ничего нового в этом нет. Некоторым представителям русской интеллигенции всегда было свойственно желать поражения своей стране и в Крымской войне, и в русско-японской, да и в остальных. Как видим, нынешняя пятая колона не забывает этих "славных" традиций. При том, невозможно не признать главного - коллективный Запад в очередной раз объединился в новом крестовом походе против России в попытке задержать её развитие. Россия же, исчерпав все возможные средства в тщетной попытке добится от Запада реальных гарантий безопасности, вынужденно пошла на крайние меры.

      В общем, дежавю.
      
      Однако, вернёмся к Александру Сергеевичу.

      "Эта история, окутанная столькими тайнами, даже для тех, которые наблюдали за ней вблизи", - писал ближайший друг Пушкина князь Вяземский. И в другом письме: "Многое осталось в этом деле тёмным и таинственным для нас самих".

      4 ноября 1836 года Пушкин получил так называемый "диплом", анонимное письмо, в котором говорилось о том, что Наталья Николаевна, якобы, изменяет ему, а сам Александр Сергеевич является рогоносцем. Копии письма письма получили и некоторые друзья и знакомые поэта.
      Поскольку именно в это время Наталью Николаевну настойчиво преследовал молодой красавец Жорж Дантес, приёмный сын голладского посланника Геккерна, то Пушкин послал вызов на дуэль именно Дантесу. На следующее же утро к поэту примчался Геккерн и начал умолять его отменить поединок. Пушкин (что само по себе уже странно) согласился отложить дуэль на сутки. Но  Геккерн снова в слезах явился на следующий день, снова просил и умолял и Пушкин снова согласился отложить поединок на две недели, а затем 17 ноября отменил совсем.

      И тут надо отметить: да, первая реакция на пасквиль со стороны Александра Сергеевича была более эмоциональной, нежели рассудочной и уже по прошествии короткого промежутка времени Пушкин начал понимать, что дело не в Дантесе. И вовсе не потому, что Дантес неожиданно сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине. Пушкин изначально  видел в Дантесе избалованного легкомысленного повесу, но не рокового соперника, который, безусловно вызывал ревность, но не более.

      Прошло 185 лет, но  и сегодня в широких кругах даже читающей книги аудитории, принято считать, что причиной последней дуэли А.С.Пушкина была его ревность, что Жорж Дантес домогался Натальи Николаевны, и что, как говорится, "нет дыма без огня". Впрочем, эта версия в той или иной редакции существовала всегда, и в книге Вересаева о Пушкине, горячо мной любимой, эта точка зрения преобладает. Да и как тут думать иначе! Блестящая красавица, неотразимый молодой француз и, пусть и знаменитый, но не красивый муж. А тут еще балы, интриги, светские шалости и развлечения!
      Тем не менее, как мы уже сказали, многие близкие друзья Пушкина признавались, что история последнего поединка Александра Сергеевича тёмная и таинственная.

      Кто был автором анонимного письма? Был ли это один человек или группа недругов поэта? Чего они добивались и какую цель хотели достичь?
      Сам Пушкин склонен был считать автором мерзкой анонимки Геккерна, а Дантеса лишь марионеткой в ловких руках старого негодяя. Отчасти поэтому он и не испытывал большой ненависти к молодому проходимцу, искавшему в России славы и денег любым способом. Этим и объясняется тот факт, что Пушкин согласился на отсрочку, а потом и вовсе отменил дуэль. Так может быть авторы "диплома" расчитывали, что гнев оскорблённого поэта падёт вовсе не на Дантеса, а на кого-то другого? Вопрос: на кого же?

       Вадим Кожинов рассказывает, что выдаюшийся советский дипломат Чичерин, в переписке со Щеголевым (автором знаменитой книги о последней дуэли Пушкина), прямо говорит, что автором пасквиля был Бруннов. Тут надо заметить, что Чичерин происходил из семьи потомственных русских дипломатов и с самого детства мог быть свидетелем разговоров весьма компетентных людей и слова его заслуживают внимания и доверия.
       Бруннов Ф.И. (или Брунов), 1797 - 1875, происходил из Саксонии, как и его будущий начальник Нессельроде. На русской дипломатической службе он состоял с 1818 года, десять лет был ближайшим личным помощником министра иностранных дел Нессельроде, который затем назначил Бруннова на самый престижный в то время пост посланника в Лондоне.
      Интересно, что в 1823-1826 годах Бруннов служил чиновником особых поручений при графе Воронцове в Одессе. Также из воспоминаний Липранди известно, что у него были столкновения с Пушкиным, у которого вызывало отвращение пресмыкание Бруннова перед начальством.

      Чичерин считал, что "диплом" Бруннову был заказан графиней Нессельроде, женой патрона.
Князь А.М. Голицын вспоминал слова императора Александра Второго: "...теперь знают автора анонимных писем, которые были причиной смерти Пушкина: это Нессельроде"(графиня).
      Об этом догадывался и сам поэт, но предполагал, что непосредственным изготовителем пасквиля был Геккерн. Однако, даже если барон Геккерн и не был автором мерзкого письма, то несомненно был с ним знаком.  Граф и графиня Нессельроде, Бруннов, некоторые предствители высшего света, ненавидевшие Пушкина, как, впрочем и всё русское, как впрочем, и саму Россию, составляли в то время довольно многочисленную партию и безусловно имели огромное влияние на государя императора, а следовательно, и на проводимую им политику.
По мнению Д.Д.Благого именно это и послужило истинной причиной того, что была  состряпана и отправлена поэту оскорбительная анонимка, но не с тем, чтобы вызвать у Пушкина ревность и спровоцировать дуэль с Дантесом. Нет, злоумышленники целили куда выше! Ходили сплетни, что якобы государь император увлечён прекрасной Натальей Николаевной, и, по расчёту авторов "диплома" Пушкин должен был приревновать жену не к ветренному донжуану Дантесу, а именно к царю.

      Таким образом, за авторами анонимки стояли прежде всего супруги Нессельроде. Чужеземцы, так и не выучившие русского языка, презираюшие и ненавидящие Россию и всё русское, конечно же, ненавидили и Пушкина. Однако, пытаясь натравить поэта на царя и тем вызвать его, поэта, неминуемую гибель,
они, как бы рикошетом, пытались навредить и самому царю, а значит и всей российской империи.
      Известный биограф Пушкина и Тютчева, исследователь быта императорского двора Георгий Чулков писал в 1938 году:      "Мадам Нессельроде, ненавидившая Пушкина... была представительницей той международной олигархии, которая влияла на политику и дипломатию через своих единомышленников в салоне князя Меттерниха в Вене и здесь, в Петербурге...  Она была достойной спутницей своего супруга, графа Нессельроде, лакея Миттерниха... В салоне Нессельроде... не допускали мысли о праве на самостоятельную политическую роль русского народа... ненавидели Пушкина, потому, что угадывали в нём национальную силу, совершенно чуждую им по духу... Независимость его суждений раздражала эту олигархическую шайку."

      Дежавю, согласитесь?

      Прошло почти 200 лет, но как мало изменилось отношение наших европейских "партнёров" к России и к патриотически настроенным писателям, поэтам, деятелям культуры, да вообще к народу.
И в самом российском обществе всё так же откровенно действуют прозападные, проамериканские деятели либерального толка (в том числе и в высших кругах), которые точно так же, как в своё время Нессельроде с его покровителями и подчинёнными не упускают возможности вставлять палки в колёса российской государственности, поливают Россию и русский народ грязью и делают всё возможное, чтобы замедлить развитие России.
      Натиск на нашу страну с нескрываемой целью уничтожить её, раздробив на несколько небольших государств марионеточного типа, вроде нынешней Украины, привёл к тому, что Россия была вынуждена начать специальную военную опперацию по демилитаризации и денацификации этой некогда прекрасной советской республики.

Не нужно быть историком, чтобы понять, что попытки уничтожения России предпринимались и предпринимаются "цивилизованной" Европой регулярно. Объединённая под началом Наполеона Европа атаковала нашу родину в 1812, та же Европа, но уже под началом гитлеровской нацистской Германии, напала на СССР в 1941 году. А между этими мировыми войнами была еще Крымская война 1854-55 гг., которую называют Нулевой мировой.
      
      Случайно ли, что  причастные к созданию лживого пасквиля, приведшего к гибели великого русского поэта, были замешанны в преступных действиях и "ошибках", которые способствовали тому, что Россия оказалась в состоянии войны с объединённой Европой в 1855 году? Не вдаваясь в детали, можно с уверенностью сказать, что это всё тот же вездесущий Нессельроде, Бруннов и другие близкие к ним представители высшего света российской империи.
      "Такие послы, - писал академик Е.Тарле, - как "барон Бруннов в Лондоне, Мейендорф в Вене, даже Будберг в Берлине... следовали указаниям своего шефа-канцлера (Нессельроде)... и писали иной раз вовсе не то, что видели их глаза и слышали их уши". А сам же Нессельроде, вместе со своей женой ставший организатором гибели Пушкина был сыном известного масона (принадлежнасть к чему, как правило, передавалась по наследству), сделал свою карьеру именно благодаря этому обстоятельству.

      Казалось бы, какая связь между смертельной дуэлью поэта и так называемой Нулевой (Крымской) мировой войной, ведь между этими событиями целых 18 лет! Но факты упрямая вещь: одни и те же люди вначале готовили заговор против великого национального поэта, затем они же и такими же подлыми и лживыми способами готовили заговор против целого государства, против России.  А за спиной этих подонков, как обычно, стояла так называемая цивилизованная Европа, главной целью которой на протяжении веков было всемерное ослабление и разрушение русской государственности. Об этом с болью писал другой великий русский поэт - Фёдор Тютчев. Ему довелось долгие годы служить под началом Нессельроде и быть лично знакомым с Брунновым...

      Да, несомненно дежавю.

      Всё те же лица, всё те же методы и всё та же цель.
     В последние годы жизни Александр Сергеевич всё громче заявлял о себе, как  о русском патриоте и, при этом, всё более ощутимым становилось его влияние на умы мыслящих людей, на студентов, аристократов, в конце концов, на самого царя. Он невероятно раздражал и вызывал ненависть у циничных космополитов типа Нессельроде и Геккерна, и у таких же космополитов из числа русской аристократии. Как это похоже на современную "пятую колонну" наших либералов, артистической "элитки" и прочих моральных  уродцев, которым постоянно и неизменно стыдно за свою страну, за то, что они русские или русскоговорящие. Во времена Пушкина не было интернета, однако фейки, ложь, грязные интриги, - всё было таким же, и точно так же с их помощью всякая космополитическая продажная мразь "боролась" со всем русским, и, в конечном счёте, с самой Россией, как государством. Объединённым Западом в настоящие дни раздута такая русофобия, какой мир ещё не видел. Однако, нужно понимать, что русофобия была и во времена Пушкина, и до него. Российская империя, а в сущности, русская цивилизация, охватившая колоссальные территория, включая Аляску и Среднюю Азию, дошла до Колифорнии, которой управлял русский губернатор Баранов. Мы и сегодня постоянно слышим от высокопоставленных западных политиков, что Россия слишком велика по территории, что ей досталось слишком много природных богатств, а следовательно, её нужно разделить на множество небольших государств, которые можно было бы безнаказанно грабить.
      
      Да так, уже было не раз. Но в каждом крестовом походе лицемерно-циничной Европы ( и стран англо-саксонской ориентации) против России есть и нечто новое. Сейчас, например, совершенно очевидна духовная деградация Старого света, откровенный упадок нравственных ценностей, которые Запад пытается подменить пафосной риторикой о свободе и демократии. Россия же, наоборот, имеет шанс совершить мощный пассионарный рывок, опираясь на собственные силы и традиционные духовные, нравственные ценности. При этом надо помнить историю о том, что европейские интриганы, как некогда с Пушкиным, бьют именно по духовности, по нравственной силе русского народа.
      Один великий русский поэт, Пушкин, пал жертвой подлых заговорщиков, другой великий поэт, Тютчев, спустя много лет тех же самых заговорщиков обвинил в преступных действиях,  толкнувших Россию в пожар Крымской войны, а заговорщиками были всё те же лицемерные евроцентричные деятели и русские аристократы, презиравшие Россию.
      Дежавю...

   Николай ЛЯТОШИНСКИЙ