Привлекательность психологического паразитизма

Александр Иванович Алтунин
Одним из главных привлекательных моментов психологического паразитизма является тот, что человек получает возможность производить на окружающих сильное впечатление без чрезмерных умственных и душевных усилий. Имитация активности заменяет истинный творческий процесс. Который, как правило, является продуктивной деятельностью и поэтому обычно имеет вполне ощутимый результат вполне конкретного качественного уровня.

Психологический паразит прекрасно отдает себе отчет в том, что он или не может или не хочет долго и напряженно трудиться, дабы создать нечто действительно оригинальное и достойное. Но его многочисленные комплексы неполноценности до такой фантастической степени раздувают его тщеславие, что разговор о каком-либо чувстве меры теряет всякий смысл. А вот критикуя результаты труда других людей с предельно жестких и категоричных позиций «аналитик» так или иначе высказывает претензию на знание и понимание  якобы единственно верных критериев оценки гармонии и совершенства. Невольно вспоминаешь басню Крылова: «Ай, Моська, знать она сильна, раз лает на слона».

Большинство непосвященный людей как бы невольно приходят к выводу о том, что если человек столь критично оценивает вполне удовлетворительную работу кого-либо из окружающий, то, видимо, его собственные работы на самом деле по своим качественным параметрам находятся существенно выше анализируемой работы. А на самом деле у «аналитика» не было, нет и не предполагается создания работ не только более высокого качества, но даже равного уровня совершенства. И даже более того: не будет работ даже на уровне анализируемой. Весь спектакль рассчитан на наивных и доверчивых, простодушных и очень простых людей, принципиально чуждых какого-либо авантюризма и интриганства, психологических манипуляций и каких-либо тайных мыслей. Они невольно меряют всех окружающий на свой аршин, приписывая им порой напрочь отсутствующие в них достоинства и добродетели.

Один из видимых чисто внешне парадоксальных моментов у психологического паразита заключается в том, что он не нападает на явно глупых людей или примитивные результаты творчества. Это и так всем настолько ясно и очевидно, что особого авторитета на такого рода критике не завоюешь. Мысли и чувства, заслуги и достижения, способности и таланты, достоинства и добродетели, действия и поступки, как правило, берутся только при наличии качественного показателя выше среднего. И более того: чем выше среднего показатель качества того или иного момента или явления, тем выше вероятность его выбора в качестве мишени для злобной и агрессивной критики «аналитика».  И создается впечатление, что «аналитик» является хранителем классических ценностей, своего рода верным рыцарем утонченности, изящности  и даже изысканности. Но, когда обсуждается действительно низкого качества работы, то «аналитик», как правило остается в стороне. Это ему и не интересно, и не выгодно. Ибо, на самом деле, он и не собирался заботиться об улучшении чьих-либо вкусов, взглядов и представлений, принципов и убеждений. И вообще: интересы других людей, по большому счету, ему совершенно безразличны.

Психологического паразита интересует только то, что так или иначе делает его имидж более оригинальным и эффектным. И ему не важно, что основная масса обманутых им людей совершенно лишена интуиции и проницательности, какой-либо житейской мудрости. И степень зрелости и гармоничности их личности чаще всего оставляет желать лучшего. Важно лишь одно: аплодисменты восторженной публики. А чтобы этот надутый шар не ушел на землю его необходимо периодически наполнять искусственно нагретым воздухом – новыми интригами и авантюрами.

Проблемность ситуации заключается в том, что когда к ситуации подключается действительно толковый и опытный эксперт в анализируемом вопросе, то несмотря на самые логичные и веские аргументы, приводимые основная часть публики остается под влиянием «аналитика», ибо он тонко и незаметно играет на скрытых струнах их души, превращая многих из них в послушных марионеток, способных ради мнимой истины быть резкими и жесткими, грубыми и навязчивыми, бестактными и бесцеремонными, упорными и настойчивыми в реализации замаскированных, но, тем не менее, весьма изощренных интриг и авантюр.

Возможность одурачивать большое число окружающих придает психологическому паразиту особый азарт, своего рода творческое вдохновение в стремлении сжечь все храмы Артемиды и попасть в историю человечества.

Психологические паразиты обычно очень быстро распознают друг друга, очень легко находят общий язык и становятся самыми верными единомышленниками. Конфликты между ними – это редкость. Они достаточно хорошо делят сферы своего влияния, так сказать сцены для своих спектаклей. Странных и своеобразных, замысловатых и несколько туманных. Критика, агрессивная по своей форме – это признак посредственности, которая с помощью психологического паразита пытается взять сиюминутный реванш у жизни.