Н. Холова. Отзыв на новую повесть

Гульсифат Шахиди
 ЛИШЬ СВЕТОМ МОЖНО ТЬМУ РАССЕЯТЬ
         (отзыв на повесть Гульсифат Шахиди "Ахриман - властитель тьмы"

     Новая повесть писательницы Гульсифат Шахиди «Ахриман – властитель тьмы» посвящена теме домашнего насилия над женщинами, которые живут в родном для автора   Таджикистане. Таджикистан – и моя Родина тоже. Я там выросла, окончила школу, поступила в институт, но братоубийственная война 90-х вынудила нашу семью
покинуть родной,  красивый, солнечный край и переехать в Ярославскую область.
 
     Произведения Гульсифат Шахиди - о людях Таджикистана,  женских судьбах,  семейных проблемах и радостях - очень близки мне, поэтому я прочитала все книги Гульсифат.  У них красивые и добрые названия: «Город, где сбываются мечты», «Соседушки», «Свет, мой солнышко», «На качелях времени».  Это рассказы, романы и пьеса, герои которых, обычные люди, в основном,  хорошие и добрые, помогающие друг другу в трудных ситуациях.  Их черты характера, внешность и поступки автор «подсмотрела» у своих знакомых и друзей, поэтому они все получились настоящими и естественными, вызывающие симпатию у читателей.  У меня было ощущение, что этих людей – героев произведений Гульсифат Шахиди, я давно и хорошо знаю.
 
     Роман «Защити меня» Гульсифат Шахиди написала в жанре фэнтези. Это было неожиданно.  Несмотря на то, что мне не очень нравится фантастика,  я с интересом прочитала этот роман.  «Защити меня» - это просьба нашей Земли  к нам, людям. Наша матушка Земля просит людей опомниться и прекратить распри и войны, не загрязнять окружающую среду и  избавиться от пагубного вируса денег, которым заражаются всё больше и больше людей. Вирус денег – это не отрицание денег вообще, а использование их во зло.

      Повесть «Ахриман – властитель тьмы» ещё больше удивила меня, но я почувствовала, что это продолжение романа «Защити меня», только здесь к нам, читателям, обращаются женщины, оказавшиеся в лапах Ахримана. В названии Гульсифат Шахиди использовала имя верховного божества зла иранской мифологии.  Главного героя повести зовут  Нариман, но за  злые, подлые, эгоистичные поступки окружающие переиначили его имя и прозвали Ахриманом.

      Автор повести подняла тему домашнего насилия, потому что в последнее время участились случаи женского суицида в Таджикистане. Несчастные женщины, морально подавленные не могут найти поддержку ни у родственников, ни у общества. Им никто не верит, потому что домашние тираны, а это, как правило, свекровь и муж, маскируются под добропорядочных, культурных, общительных людей.  Женщины, измученные издевательствами в семье, видят только один выход из этой ситуации – самоубийство.   Но я считаю, что  проблема домашнего насилия - это проблема не только Таджикистана, а повесть «Ахриман – властитель тьмы» будет интересна и понятна читателям разных стран. Ужас ситуации в том, что этот пережиток прошлого – издевательства над женщиной в семье, жив до сих пор. А ведь мы живём в ХХI веке! Я думаю, что об этом повесть «Ахриман – властитель тьмы» и в своей вступительной статье Гульсифат Шахиди предложила нам, её читателям, поразмышлять об этой проблеме.

     В своей повести Гульсифат Шахиди рассказывает нам, откуда берутся  домашние монстры, которые, чувствуя безнаказанность и вседозволенность  в собственной семье, расширяют территорию своих злодеяний. И от них страдают уже не только домочадцы, но и другие люди.  Первой жертвой злодея Наримана, о которой мы узнали из повести, стала Парвин -  жена его друга Фарруха, соседка и подруга его жены Садбарг, которую он обесчестил много лет назад, и она родила сына. Нариман поклялся, что никто не узнает об этом его мимолётном безумии. Парвин поверила и жила все эти 10 лет, думая, что её насильник сдержал слово и ни одна живая душа не знает о её душевной и физической трагедии. Но однажды,  Салима – мать Наримана, на женских посиделках намекнула на внешнее сходство сына Парвин и своего младшего внука. Несчастная женщина поняла - о её позоре теперь известно всем и лишила себя жизни.

     В книгах Гульсифат Шахиди повествование всегда ведется от первого лица – это авторский приём передачи своих мыслей и переживаний в очень доверительной форме.
 Обычно - это женщины, главные героини. В своей новой повести обо всех событиях мы узнаём от молодого человека Озара – сына главного героя произведения. Мальчик с детства хотел стать писателем и вёл дневники, где записывал всё, что случалось с ним и его близкими. Первую свою запись в дневнике он сделал в день, когда свела счёты с жизнью соседка -  тётушка Парвин, которую он любил. Мальчик был очень потрясён этой трагедией. Я сразу стала симпатизировать Озару, потому что почувствовала в нём родную душу. Лет с 14 я тоже вела дневник, доверяя ему все свои мысли и чувства, но случилось так, что он попал в руки родителей, не без посторонней  «помощи», конечно. Мои родители нормальные люди и ничего страшного не произошло, но в подростковом возрасте такое вмешательство в личную жизнь воспринималось особенно болезненно. Я переживала за Озара, боялась, что  его дневники могут попасть в чужие руки, особенно в руки отца-тирана.
 
     Озар вырос в обыкновенной семье. Мама Садбарг – всеми уважаемая учительница, папа Нариман – начальник районного совета в маленьком городке Зарнисор.  Озар,  два его старших брата Ховар и Анвар и младшая сестренка Нилуфар были очень дружны между собой и сильно любили своих родителей. Со стороны казалось, что это обычная, нормальная, благополучная семья. Но, как говорится, «В каждой избушке свои погремушки» и посторонние люди даже не догадывались, что творится за закрытыми дверями. Глава семьи Нариман унижал, обижал  детей и  жену, изменял ей  и совершенно не считался с её мнением. Правда, так было не всегда. Садбарг и Нариман создали семью по любви, с благословения отца Наримана, и жили в ладу и согласии целый год в городе Ташкенте, где учился молодой муж.  Недовольны их союзом были мать и сёстры Наримана, которые считали, что сирота Садбарг не достойна их «самого красивого, самого благородного» Наримана, они не смирились с этим даже спустя десятилетия.
 
Но учёба Наримана в другом городе подошла к концу и  супруги  вернулись домой.  Молодой специалист быстро пошел вверх по карьерной лестнице, которая привела его вниз в человеческом плане. Он  почувствовал свою власть, характер его испортился -  взошли и разрослись семена эгоизма и собственной  исключительности, посеянные его матерью Салимой в детстве.

В повести очень доходчиво отображено, то,  как одни женщины, не задумываясь о последствиях, растят «самых-самых лучших» своих детей, а другие женщины становятся жертвами сыновей и  дочерей этих «любящих» мамаш.
 
     Мать  Салимы воспитала свою дочь  избалованной, из последних сил старалась, чтобы у дочки было всё самое лучшее. Через годы эта девочка превратилась во властную женщину, привыкшую получать всё, что она хочет. Сама Салима, когда стала матерью, вырастила сына-чудовище и двух таких же, как сама дочек, вышедших замуж по выгоде, а не по любви. Жизнь с нелюбимыми мужьями сделала из них озлобленных, завистливых существ и они вырастили себе подобных детей.

     Но в мире всё уравновешено, поэтому есть другие женщины,  которые появляются в жизни «плодов» воспитания таких мамаш, не просто так. Миссия Садбарг  была спасение Наримана и исправление, если можно так выразиться, ошибок воспитания его матери. Но Садбарг была слишком терпеливой и податливой женщиной, она сначала очень любила, а потом жалела своего деспотичного мужа. Она не смогла противостоять нахрапистости и наглости свекрови и золовок, которые поставили себе цель – портить жизнь Садбарг.   Она -  сирота, поэтому  была счастлива обрести свой дом, семью, родственников. Изо всех сил она хотела сохранить это и  надеялась, что её доброта и терпение помогут Нариману стать опять таким, каким он был в первый год их совместной жизни: внимательным, любящим, заботливым. Она надеялась, что свекровь и золовки будут к ней лучше относиться, когда поймут, что она очень сильно любит Наримана, окружает его своей заботой и добротой.  Когда она поняла, что её муж не изменится, а свекровь и её дочки – это люди из породы непонимающих любовь, так как не знают что это такое, она всю свою любовь, внимание и заботу подарила своим четверым детям.
 
     Есть в русском языке пословица «То, что мать в голову детям вобьёт, никакой отец не выбьет». Салима – мать главного героя повести  испортила своих детей,  сделала их несчастными, злыми и эгоистичными, а Садбарг воспитала своих детей добрыми, порядочными, заботливыми людьми, поэтому получилось так, что ни  муж, ни свекровь не чувствовали никакой родственной связи с детьми Садбарг и относились к ним, как к чужим.

     Три сына Садбарг и Наримана встретили очень хороших девушек, они проживут свою жизнь в любви, счастье и взаимопонимании – это проросли зерна добра, посеянные их матерью. Очень жаль бедную Нилуфар, которая стала одной из жертв,  своего деспотичного отца. Она – девочка, которая взяла пример со своей терпеливой и податливой мамы Садбарг, не стала противоречить отцу и вышла замуж за нелюбимого  человека, который оказался наркоманом, с искалеченной психикой. Её мама Садбарг не могла бросить своего мужа-изверга, потому что это «позор для мужчины», а бедная девочка не стала позорить отца своим непослушанием. С древних времён на Востоке родители выбирали пару своим детям. Сам Нариман женился на Садбарг по совету своего отца Абдулло Курбони,  но у молодых людей возникло взаимное чувство. Садбарг со своим мужем Нариманом хотя бы год прожила в любви и счастье, и это ей давало силы пережить все последующие издевательства мужа. А Нилуфар сразу попала в семью, где её избивал муж и мучила свекровь. И никто не мог защитить её: старшие братья Ховар и Анвар жили в России, средний брат  Озар и мама Садбарг сами боялись Наримана и его гнева.  Нежная Нилуфар, девушка, тонко чувствующая красоту, талантливая художница разве такой судьбы она была достойна? Не выдержала издевательств и отравилась снотворными лекарствами. Уход из жизни младшей дочери сломил Садбарг, она себя винила в гибели дочери и вскоре угасла от неизлечимой болезни.
 
     Садбарг, Нилуфар, Парвин  – это безвинные жертвы Наримана, воспитанного женщиной с «бесценным грудным молоком»,   общества, которое живёт по патриархальным законам  и ближайшего окружения, живущего по принципу «моя хата с краю» - эти люди занимают позицию наблюдателей, а некоторые ещё и самоутверждаются, отпуская колкости и двусмысленные фразы в адрес жертв.

     Заключительная глава повести называется «Гульбахор» в переводе с таджикского языка «Весенний цветок».
 
Весенний цветок смог расцвести после холодной зимы – это сила и  радует всех вокруг – это красота.  Так зовут избранницу Озара, которая родилась в семье, где царили любовь, уважение, взаимопонимание.  Девушка с таким красивым именем помогла Озару избавиться от детских психологических травм и чувства вины за своё бездействие. Я думаю, что не случайно Гульсифат Шахиди для девушки Озара выбрала это прекрасное имя. С её появлением всё изменилось в семье Озара, как будто после снежной, затяжной зимы, пришла долгожданная весна,  и из-за туч вышло яркое солнышко. Гульбахор – светлый человек, она смогла пробудить в душе Наримана человеческие чувства,  и от этого света рассеялся тёмный  повелитель зла Ахриман, появился отец, который дал своё благословение на свадьбу Озара и Гульбахор, дедушка, который с умилением занимался со своими внуками и наладилась связь между поколениями.

В повести Гульсифат очень тщательно и психологически точно, с моей точки зрения, описала судьбы героев семьи Курбони. Можно составить их генеалогическое дерево, которое мне представляется с одной стороны с засохшими, поломанными ветвями, а с другой – с крепкими и зелеными, а так как Нариман осознал и покаялся перед родными за всё зло, которое он причинил, то крона у их семейного дерева будет всегда зеленой и здоровой.

В самом начале своего отзыва на повесть Гульсифат Шахиди «Ахриман – властитель тьмы» я написала, что домашнее насилие – это проблема, которая жива до сих пор и может возникнуть в любой семье. Домашний тиран – это необязательно мужчина, который избивает свою жену и детей. Этот тип домашнего насилия показан в повести на примере Нилуфар, которую избивал муж-наркоман. Она могла обратиться за помощью в правоохранительные органы, если бы росла в нормальной, здоровой семье, если бы перед глазами у неё не было терпеливой, безропотной матери, но она жертва психологического насилия, поэтому не могла защитить себя сама.
 
     Этот вид домашнего насилия – преступление,  для которого нет ни административного, ни уголовного наказания. Этот домашний преступник, чувствуя свою безнаказанность, становится всё опаснее, от оскорблений и унижений он переходит к более изощрённым издевательствам, потому что ему нравится видеть боль и страдания других людей.
 
     Рассказывать, о том, что творится дома, не каждый человек решится, потому что не хочет «грузить» своими проблемами  других, об этом знают 2-3 самых близких человека, которые поддержат, успокоят, дадут советы и тем самым придадут силы жить дальше. Я считаю, что о домашних деспотах нужно рассказывать, не стесняясь. Их тёмные делишки надо вытряхнуть на свет, потому что лишь  светом можно тьму рассеять.

А повесть Гульсифат Шахиди «Ахриман – властитель тьмы» - это книга, которую нужно изучать в школах и в  ВУЗах  Таджикистана. Её поймёт каждая девочка-подросток в самом далёком кишлаке, потому что она специально написана простым, доступным для понимания языком,  и будет знать, что делать, если она подверглась издевательствам в семье.