В Церковь войти

Александр Муровицкий
Здравствуй, церковь! Примешь? Впустишь?
Каюсь, грешен, жил безбожно.
Я пришел, поскольку — русский.
Я пришел, поскольку — тошно.
Гадок плен чужой свободы —
Беспредельной, злобной, ложной.
Я пришел под эти своды
Исцелиться Словом Божьим.
В мире — умопомраченье,
Больше некуда укрыться.
Добрый батюшка-священник,
Научи меня молиться.
От дурмана истин лживых
Гаснет разум. В сердце — мглисто.
Душен мир. Но души — живы
Ясным светом вечных истин!
Крест кладу я неумело.
Непривычен... Не приучен...
Но душа — переболела.
И на сердце — светлый лучик!

Николай КОЛЫЧЕВ.
(1959-2017)

Я абсолютно убежден в том, что, если нет посмертной оценки жизни человека и всех его деяний, то в этом мире - нет справедливости! Совершенно нет!  И об этом уже высказывался в своем рассказе «Отцовское право». (1)
Сразу оговорюсь:  я человек - верующий, но не религиозный и не воцерковленный. Я - православный и люблю бывать в церкви... Когда входишь в церковь, особенно в старинную, «намоленную»,  то чувствуешь энергетику всех тех, кто был в этом соборе, всех их молитв и просьб, страданий и радостей, которые  «висят» в воздухе, окружают тебя.
А еще, люблю, чтобы немноголюдно, чтобы спокойно, чтобы можно было одному постоять у иконы, посмотреть на древние лики, подумать о своем,  поблагодарить… попросить… , просто подумать о чем-то вечном, непреходящем, сокровенном…
В моей жизни, первым священником, с которым свела меня жизнь, был, видимо, тот неизвестный батюшка, который меня крестил. Я его не знаю и никто мне не сказал его имени, поскольку, как я предполагаю крестили меня, наверное, тайно… Ну, скажем так – не афишируя это событие. Времена были такие – атеистические. И сделала это моя бабушка Мария Алексеевна Муровицкая (Лущицкая) – добрейшей души человек, очень спокойная и приветливая женщина, потерявшая на войне мужа и вырастившая пятерых детей. Родители мои на тот период были крещеными атеистами, как и большинство жителей СССР. Крестной матерью мне была и есть моя тётя Евгения Ивановна Ермолинская (Табако), кто крёстный отец – не знаю. И не помнят его, значит и не нужно.
После этого, я в церкви долго не был. Даже, когда крестили моих старших детей. А это делала уже моя мама Алина Ивановна Муровицкая (Табако). Вот такая преемственность поколений. Почему я  не был при этом… Не могу объяснить, вроде как коммунистам не положено было. Хотя, самому крещению детей не противился. Видимо понимал, что не нами это заведено и поэтому – не нам эту традицию разрушать.
Правда, был и «религиозный» период в моей жизни: где-то в средней школе, класс этак 7-8, школьный учитель по биологии Комар Геннадий Геннадьевич создал из учеников нашего потока атеистический кружок. Кстати, из занятий этого кружка я очень много узнал о мировых религиях и об их основных идеях. Было очень интересно. Вот тогда мы посетили и церковь, и костел, и молельный дом баптистов. Правда, не знаю какого толка были эти христиане, только не было у них в молельном доме икон, только какие-то святые писания в рамках. А еще нам объяснили, что баптисты крестятся в зрелом возрасте, в отличие от православных и католиков. Общались мы и с православными священниками и католическими ксендзами, баптистскими пасторами. Честно говоря, данный кружок не столько формировал в нас атеистов, сколько давал понимание сущность религии, ее духовное содержание и ритуалы, приобщал нас к великой многовековой духовной культуре.
Вот собственно и все, что я помню с тех времен «атеистического кружка».
А еще, в классе девятом-десятом мы, молодые ребята, повадились ходить на церковные праздники. Поскольку это происходило на территории т.н. «Западной Белоруссии», где православных и католиков было поровну, праздновали церковные праздники с размахом и в церкви, и в костеле. И мы приходили на эти мероприятия, заходили в здания, смотрели и не совсем понимали то, что там происходит. Нам было очень интересно наблюдать и слушать: и пение хора, и игру органа, и хождение священников в праздничных одеяниях, и чтение молитв, да и самих молящихся людей. Причем людей было реально много, а нам в то время говорили о чуть ли не сплошном атеизме.
Но, вот эти наши походы в культовые сооружения в дни православных и католических праздников, не всегда хорошо заканчивались. Нас, молодежь вылавливала милиция и дружинники, выясняли: комсомольцы ли мы, наши фамилии и адреса, школы и другую информацию, которую мы, наученные опытом «старших поколений» не то, чтобы скрывали, а давали неверную… В общем, даже протокол составляли, поскольку задерживали нас без документов: для выяснения личности и причастности к совершенным преступлениям. Чтобы с нами долго не возиться, сажали всех в автобус или грузовую милицейскую машину и вывозили за город, где и отпускали. В лучшем случае просто так, а в худшем, забирали ремни (мол, придете потом в отделение милиции и получите…, ага – нашли дураков!), обрезали пуговицы на брюках и отпускали…
Добирались до дома уже к утру, получали «свою дозу любви» от родителей и отдыхали…
В домах моих дедов всегда висели в углу иконы. И бабушки молились и утром, и по вечерам на эти иконы. Я не понимал этого, но любил бабушек и тем самым оправдывал эти действия: значит им это нужно. Мужчины – мои деды, не проявляли никак своей религиозности. А поскольку церкви поблизости не было, то и понять насколько ион религиозны было трудно.
И так было, наверное, года так до 1989-го.
В то время служил  я  на берегу славного киргизского озера Иссык-Куль в прославленной «панфиловской дивизии», замполитом 30-го мотострелкового полка и по совместительству – замполитом Иссык-Кульского военного гарнизона. Почему я подчеркиваю это мое служебное состояние, кто сознательно жил в те времена, служил в армии, знает отношение к церкви в годы «официального атеизма» советской власти. Особенно, если ты являлся политическим руководителем.
Дату - не помню, хотя…, если порыться в записях того времени, я наверняка найду ссылку на тот день. Все мои служебные тетради, как ни странно, сохранились…В общем, вызвал меня к себе командир полка, он же - начальник гарнизона полковник Антошкин Виктор Николаевич….
Захожу в кабинет, а там…, с командиром беседует батюшка… Да, да – настоящий батюшка в рясе. Представил Виктор Николаевич нас друг другу. Я – как положено «майор Муровицкий Александр Иванович», а он: «отец Валентин». Я спросил, а как Ваше отчество. На что отец Валентин ответил, что, как и к нам – военным, по званию обращаются, так и к нему обращаются - именно так.
В общем, отца Валентина Никонова Ташкентская и Среднеазиатская епархия направила на озеро Иссык-Куль  создавать приход. Я уже не помню, сколько приходов создал этот замечательный человек, сколько церквей построил. Он называл их число… Но, по тем временам, даже один приход создать, одну церквушку построить  – это церковный подвиг.
Как мне объяснил отец Валентин, почему пришел к нам – в часть: «А, куда, - сказал он,  - Мне – православному священнику идти в мусульманской стороне, как не к военным. Только военные мне и помогут. Вы же – православные христиане, славяне!»
До сих пор помню твердое рукопожатие его небольшой, но крепкой и шершавой ладони строителя, плотника… , в общем,  руки рабочего человека. А еще, глаза: внимательные и в тоже время жёсткие – в одних случаях и добрые - в других. Потом я видел такие же глаза , но у другого человека, но об этом попозже.
Батюшка на выделенные епархией средства купил дом в городе Рыбачье (позже - Иссык-Куль, теперь - Балыкчи), где был организован молельный дом, здесь же была и гостиница для паломников. В то время церквей в тех местах было мало, сказать больше – их практически не было. Кажется, что в Пржевальске (сейчас Каракол) и Ананьево в те времена только начали восстанавливаться приходы.
В первую встречу мы друг – другу «не приглянулись»… , если не сказать больше. Потом подружились. Отец Валентин уже не ходил к командиру, а вопросы решал со мной… За что мне потом «прилетело» от политотдела дивизии. «Прилетело и прилетело» в те годы «прилетало» часто и за все, что угодно, по поводу и без повода… Но, за три года на полку, я уже нарастил «толстую кожу»  и устойчивую моральную защиту от различного рода нареканий.
Кстати, в последствие он крестил мою первую жену. Еще и пожурил: «Как, мол, ты - человек крещенный мог жениться на некрещенной?» Что я мог сказать…, только то, что: «А я её об этом  и не спрашивал». То есть,  я как-то и не задумывался тогда на этим….
Чем мы помогали отцу Валентину? Кровати были у нас на полигоне свалены в кучу солдатские – списанные. Подремонтировали, покрасили и – отдали. Мебель, тоже – вышедшая из употребления была, передали. Кухню солдатскую… Да, много чего, ну и плюс к этому, солдаты – славяне с удовольствием помогали.
Ходил я к отцу Валентину во время Фрунзенских и Ошских событий, в которых мне в составе полка пришлось участвовать. Среди офицеров и солдат стала возникать определенной степени озлобленность. Особенно после того, как на наряд по КПП (контрольно-пропускной пункт) напали молодые ребята – киргизы, избили солдат, милиция бездействовала, пришлось поднимать разведывательную роту и отбивать ребят. После выездов во Фрунзе и Ош настроение у личного состава было не самое благоприятное. Вот тогда на помощь пришел отец Валентин. Собрали всех в клубе, всех – не разбирая, кто какой нации и веры. И он – православный батюшка простым языком обратился к солдатам и офицерам, призвал всех состраданию и терпимости друг к другу, к вере и нации друг друга. Я не помню, к сожалению тех слов, но помню, что после этого подходили к нему наши офицеры и солдаты, благодарили  и спрашивали, как и когда можно прийти в тогда еще молельный дом.
 А собор был построен  в 1994 и освящен, как Храм Блаженной Ксении Петербургской.(2)

Вот к какой церковной истории я приобщился. Потом, меня перевели в Алма-Ату, в штаб 40 Общевойсковой армии. И виделись мы с отцом Валентином последний раз, уже осенью  1991 года, когда я заехал в полк, возвращаясь из командировки в город Нарын, где  участвовал в проверке расположенного там ОПУЛАБа (отдельный пулеметно-артиллерийский батальон).   
Заехал к нему на стройку церкви… Батюшка был и прорабом, и мастером, и менеджером и главным инженером проекта…Долго беседовали…Очень интересный был человек!
К великому моему сожалению отец Валентин Никонов  умер в 2020 году. Светлая Память! (3)
В 1992 году погиб мой отец. Для меня это было сильным потрясением… , я тяжело переживал смерть близкого мне по духу и дорогого для меня человека. На похоронах, после отпевания ко мне подошел священник и выразил соболезнование.
Я ничего ему сперва не ответил, а потом, уже после погребения, мы с ним немного побеседовали, буквально несколько минут. Но  мне запали, как говорится «в душу» его слова: «Вижу, как Вам плохо… Такому горю трудно помочь. Душе Вашего отца, - сказал он, - будет легче, если Вы придете в церковь и поставив свечку, помянете его…»
Вернувшись к месту службы, на 40 дней пошел в одну из Алма-Атинских церквей поставить свечку… Спросил где это сделать и что вообще нужно… Батюшка - достаточно молодой человек, подошел ко мне и стал интересоваться «какой дорогой»  я пришел в храм…Долго беседовали. Я ему про отца Валентина рассказал, он ответил, что наслышан о нем… В общем, беседа была доверительной. Не помню всего разговора, но он высказал мне одну интересную мысль: Советский Союз разделился на «национальные квартиры». Мы, православные - славяне оказались, волей судеб, на казахской земле и в других исторически исламских территориях. Здесь, титульная нация казахи – мусульмане. Что нас, славян, может объединить в этой ситуации? Общественные организации непонятного толка? «Нет,  - сказал тогда батюшка, - только православная церковь! Вот та структура, организация,  которая способна взять на себя ответственность за объединение православных по рождению и крещению».
Я тогда задумался, много думал об этом и пришел к выводу, что он прав!
А задуматься было над чем. Ничего не хочу сказать по поводу притеснений в армии, руководство Казахстана и  его Вооруженных Сил  все делали для того, что максимально сохранить кадры, в том числе и славян. Но тем не менее, определенные проблемы, прежде всего на бытовом уровне и на уровне деятельности отдельных общественных организаций националистического толка, возникали. Ну, а еще, конечно, беспокоило будущее детей.
Так совпало, что два таких лично для меня очень сильных потрясения, как: развал страны и смерть отца слились воедино…
Когда мне было трудно, ходил я в ближайшую церковь Алма-Аты для того, чтобы умиротворить душу, успокоиться, «поговорить» с иконами, подумать…
В нашей семье не было священослужителей. И вообще с «миром церкви» наша семья было косвенно связана. Мои деды и прадеды были «православными атеистами». Так свое отношение к религии  охарактеризовал Сергей Капица: известный ученый, тележурналист, пропагандист научный знаний.
В деревенских домах моих дедов и прадедов обязательно были иконы, но я не видел, чтобы кто-то из моих родных молился перед ней. В близи «моих деревень» церквей не было, поэтому в церковь не ходили. Детей возили крестить за 10-15 километров. Но церковные праздники «отмечали», особенно Рождество и Пасху.
К чему я это? А к тому, что в нашей большой семье (троюродные, дальние и ближние родственники), повторюсь – священников не было. И вот в 90- годы, узнаю – есть!
 Вадим Вадимович Елисеев…Мой троюродный брат. (4) 
После того, я как я окончил школу и приступил к самостоятельной фазе жизни мы с Вадимом не виделись. Приезжая из Алма-Аты в курсантский отпуск, я узнавал кое-какие сведения о нем. Поступил в Институт иностранных языков имени Мориса Тереза… Молодец! Окончил и… призван на два года офицером по окончании ВУЗа. А еще интересней – куда призван?
В КГБ, да-да – в Комитет государственной безопасности СССР. Я спрашивал потом, что он там делал. «А – ничего, - отвечал Вадим,- немецкие газеты и журналы читал… Материалы всякие переводил. Вот и вся служба!» Понятно, что после его перевода, над этими материалам работали аналитики, потом информацию перепроверяли разведчики…
Уже позже, в 90-х, проходя службу  в Центральном региональном центре МЧС России, ко мне обратился командир одной из подчиненных частей, расположенной в поселке Миронцево Московской области,  и спросил: не знаю ли я священника, который мог бы приехать в часть перед Пасхой и освятить куличи… Вот тогда я и связался с Вадимом,  он приехал и все вопросы решил, а потом  долгое время «шефствовал» на частью.
Мы с ним встречались неоднократно. Я приезжал к нему в Пушкино и один, и с семьей, был у него в приходе в Тимоново. Недалеко от этого населенного пункта размещались знаменитые  курсы «Выстрел». Он был истово верующим человеком, не допускал послаблений в вопросах Веры и требовал соблюдения церковных традиций от своих родных. Кстати, его жена и дочери тоже выбрали путь служения Церкви.  К сожалению, и он умер … от «ковида» в 2020 году… Мир праху твоему, брат! (5) 
В 1994 году я был переведен из Вооруженных Сил Республики Казахстан в МЧС России. Служить меня направили в поселок Сатис Дивеевского района Нижегородской области. В нескольких километрах от Арзамаса-16, сейчас это – город Саров. Интересно, что в те времена уже воспитательная работа строилась в том числе и с участием священнослужителей. А учитывая место дислокации нашей 147 отдельной спасательной бригады, то это было полноценное сотрудничество. Мы помогали  Дивеевскому женскому монастырю во многих вопросах их жизнедеятельности: от помощи монахиням, проживающим в скиту, до организации встреч, размещения и питания паломников, прибывающих на различные мероприятия, посвященные Святому Серафиму Саровскому.
 А в 1995 году была война… Первая чеченская…. Потом и вторая…
Вот в этом 1995 году я и познакомился с иереем Анатолием Чистоусовым  - благочинным приходов Чеченской Республики , а их было всего два: в Грозном и Червленой. (6, 7) 
С отцом Анатолием, еще до прибытия нашего отряда в Грозный были налажены отношения. Группировка МЧС России в Чеченской Республике занималась многими вопросами, но прежде всего – это помощь мирному населению и ликвидация последствий боевых действий. Еще познакомились и  с иереем отцом  Александром Смывиным. Он был вторым священником в Грозненском Храме Архангела Михаила. Он был у нас в отряде на Пасху.
В мае 1995 года, Ставропольская епархия попросило руководство Территориального  управления МЧС России в Чеченской Республике оказать помощь в восстановлении Храма в Грозном и через священников – организовать гуманитарную помощь пострадавшему населению. Месяц наш отряд работал на территории Храма, много вопросов решили. С благочинным отцом Анатолием и отцом Александром сложились добрые, я бы сказал – дружеские отношения. Особенно с отцом Анатолием. Он был майором запаса, окончил военное училище и нам было, о чем поговорить, что обсудить. Бесстрашный был человек и погиб, как герой…. (8)
Еще, в Грозном встречался и очень интересным человеком – отцом Киприаном… Личность неординарная. Многие, кто был в Чечне его знают и помнят. Мы с ним познакомились на перезахоронении погибших жителей Грозного, которых находили в различных частях города, а затем захоранивали в братской могиле. Он отпевал всех погибших. Больше, конечно его знали в частях, находящихся непосредственно в боях, но и мы – спасатели, тоже общались с этим незаурядным человеком. (9)   
Вот стихотворение, найденное в шинели солдата Александра Зацепы, погибшего в Великую Отечественную Войну в 1944 году:
Послушай, Бог…
Ещё ни разу в жизни
С Тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня ночью я смотрел
Из кратера, что выбила граната,
На небо звёздное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,
Но я Тебе скажу, и ты меня поймёшь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать,
Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно: Ты на нас глядишь…
Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,
Что, как ты знаешь, битва будет злая,
И, может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь.
Говорят, что нет атеистов на войне, в воздухе и на море. Наверное, это – так! И эти стихи – красноречивое тому подтверждение.
По возвращению из Чечни, на общем собрании нашей 147 отдельной спасательной бригады было принято решение построить Храм на территории части в честь того, что все военнослужащие бригады вернулись живыми из зоны боевых действий. И в июле 1996 года был заложен Храм «Иконы Божей Матери «Взыскание погибших». В закладке основания храма приняли участие: начальник Центрального регионального центра МЧС России генерал-майор Ковалев Юрий Павлович (в последствии - заместитель министра МЧС, генерал-полковник), командир 147 ОСБр полковник Степанов Владимир Викторович (в последствии  - первый заместитель министра МЧС, генерал-полковник, ныне префект Северо-Западного округа города Москва), ну и ваш покорный слуга, в то время заместитель начальника Центрального регионального центра МЧС России по подготовке войск гражданской обороны и спасательный формирований полковник Муровицкий А.И. Храм был освящен 23 октября 1997 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. (10)
В 2000 году был назначен на должность начальника Главного управления по делам ГО и ЧС Смоленской области. С этого момента начался новый «смоленский» этап моей жизни. Через месяц после назначения приказом МЧС, распоряжением Главы Администрации области Александра Дмитриевича Прохорова я был назначен заместителем Главы Администрации области, а значить нужно было налаживать взаимоотношения со всеми структурами, всеми должностными лицами субъекта Российской Федерации. Это был долгий и непростой процесс, в ходе которого шло знакомство с областью, ее людьми и руководителями различного ранга.  Сразу  скажу – процесс очень непростой, а даже – сложный. К тебе присматриваются, оценивают, проверяют, провоцируют на действия, а потом анализируют. Ну и так далее…По полному перечню процессов в  чиновничьей среде.
Как-то спросил у одного знающего человека: «А кто самый авторитетный человек в области?» и мне ответили: «Конечно же Кирилл – Митрополит Смоленский и Калининградский!»
Естественно, что  мне захотелось встретиться и познакомиться с этим очень удивительным человеком. Сразу скажу, Патриарх, а тогда Митрополит – человек очень непростой, но более эрудированного и интересного в общении  человека я не встречал. Живой взгляд, глаза излучают все его эмоции, речь – неповторима, вроде бы и светская, а вроде и церковная, но все понятно. Энциклопедические знания во всех отраслях… Ну, а его знания мира – любая часть нашей планеты ему знакома, со многими теми, кого мы видим по телевизору, он лично знаком. Летал в кабине сверхзвукового самолета, поднимался на великие вершины мира… всего не перечесть.
Мы встретились в городе Рославль, было какое-то городское мероприятие, нас представили друг-другу и провели в беседах не один час. Видимо и ему было интересно и мне несомненно было интересно наше общение.  Тогда я задал Митрополиту и «неудобные» вопросы… Он улыбнулся и сказал: «Поймите, уважаемый Александр Иванович, я – монах, а это значит, что любое послушание должен исполнить. А с дисциплиной в церкви пострашнее, чем в армии. И как монах, никакого имущества не имею. Все, чем я пользуюсь – это имущество церкви, церкви это и достанется после меня!»
Не скажу, что мы часто встречались – нет. Но на все праздники Митрополит собирал руководство области и я имел удовольствие каждый раз послушать Его, тогда еще, Высокопреосвященство.
С епархией тоже складывались хорошие взаимоотношения. Разные решались вопросы, сейчас уже  не упомнишь, помню, что заключили одно из первых в России соглашение о взаимодействии.
Нормальные взаимоотношения у меня сложились и с его ближайшим помощником – секретарем Смоленской епархии иеромонахом, а затем епископом Вяземским -  Игнатием, сейчас - епископ Выборгский и Приозерский.
На какое-то мероприятие я подписал представление о награждении Митрополита Кирилла ведомственной наградой МЧС …. Что-то там в кадрах начали волокитить и прислали отказ…, типа,  какие-то проблемы с фамилией и монашеским именем… Со второго раза – пришла медаль «За содружество во имя спасения» такое вот символичное название. И на Пасху в 2006 году вручил эту медаль от имени МЧС России. Еще раз встретились в 2012 году при освящении архиерейское подворье храма в честь Воскресения Христова, который расположен у мемориального комплекса в поселке Катынь. Тогда я занимался организацией  визита Его Святейшества в Смоленскую области уже в роли заместителя руководителя Аппарата Администрации Смоленской области.
Только мудрый человек может сказать эти слова:
СЛОВО К ТЕМ, КТО ВО ВЛАСТИ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Мое слово сегодня к тем, кто во власти: помните, в чем смысл власти и почему Господь попустил вам войти во власть. Не для того чтобы вы наслаждались этой властью. Не для того чтобы вы чувствовали себя комфортно и счастливо, но только для того, чтобы вы служили людям, помогали им. Только это оправдывает человека во власти. Это значит, что все то, что ты делаешь, должно быть направлено на благо других людей. Не на свое собственное благо — на благо других людей. А кто в это не верит, откройте Евангелие. Тогда власть будет вам не в погибель, а во спасение. Тогда власть даст возможность войти в Царствие Божие, тогда власть будет и Богом благословлена, и народом признана. Любовь и благодарность народа будут изливаться на такого правителя — вот этому мы и научены словом Божиим. Те, кто по должности, или по призванию, или по талантам своим становятся лидерами, должны помнить, что это очень опасное дело — быть лидером, потому что кому много дано, с того много и спросится. И если лидер становится соблазном для других, если лидер становится горем для других, то он губит свою душу. Наверное, если бы показали в страшном сне такому человеку, что его ждет там, за гробом, он бы сказал: «Да Бог с ней, с этой властью!» Но Господь не показывает никому из нас, что его ждет за гробом. Он говорит нам словами сегодняшнего Евангелия: «Кто хочет быть большим, да будет всем слугой, а кто хочет быть первым, да будет всем рабом». То есть ничего другого в жизни первенствующего не может быть, как только служение ближним своим, и чем выше он поднимается, тем больше расширяется сфера его ответственности, чтобы быть слугой для своих людей, для народа своего, а применительно к Церкви — для пасты своей. Эти замечательные слова помогают нам понять, что такое первенство и власть. (11)
Вот такие люди, служащие в Церкви Православной встречались на моем жизненном пути. Но, к сожалению, и другие примеры я видел.
Мы иногда видим священников в дорогих автомобилях, заносчивых, как чиновники, лицемерных, как торгаши…
Доводилось мне присутствовать на одном таинстве, которое называется крещение. Когда крестили мою младшую дочь, я заплатил по прейскуранту определенную сумму служащей храма, а батюшке, проводившему таинство крещения только сказал «спасибо». И все было хорошо!
А тут, в одном из районов области, присутствовал да данном мероприятии. И что же?
Священник здесь был один во всех ипостасях: и деньги брал и организовывал процесс…
Пересчитывал день, а когда нужно было дать сдачу с суммы, говорил: «Вот пожертвования на нужды храма в коробочке – возьмите оттуда…» Ну у кого рука поднимется брать из пожертвований?! Так и оставались без сдачи… А люди все простые, одеты без изысков, видно, что не при больших деньгах…  И еще возникла проблема, должно быть четверо младенцев крестящихся, а явилось три. Батюшка полчаса держал всех, ждал. А дети маленькие – плачут. На что священник грозно говорил: «Мамаши! Ну-ка уймите ваши чада! Что это за шум в храме Божьем!»
Священники – это прежде всего, люди. Люди со своим воспитанием, своими житейскими ценностями и своими принципами. Но, у меня возникло, честно говоря, очень неприятное чувство, взять и уйти из этого храма и больше не ходить… Но… нельзя по одному судить всех. Нельзя!
А вот еще: Писатель и кинодраматург Михаил Дымов предложил учащимся рижских школ в возрасте от 6 до 10 лет написать Всевышнему, задать ему самые насущные вопросы, или о чем-то попросить. Вот, что получилось:
Может ли хватить детства на всю жизнь? -  Марк, 1 класс.
Люди так страдают на земле, неужели в твоем аду еще хуже? - Радик, 4 класс.
Может, я могу тебе чем-то помочь? - Света, 2 класс.
Цветы у тебя получились лучше, чем человек. - Галя, 4 класс.
Зачем ты создал этот мир, ты что, не понял, что будет такая заморочка? - Марина, 4 класс.
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы? - Лиза, 2 класс.
На земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать? - Игорь, 4 класс.
А что если люди тебя не любят, а боятся? Руслан, 2 класс.
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди? Гриша, 4 класс.
Почему мир без нежности? Лена, 1 класс.
Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то? Стасик, 2 класс.
А я есть на самом деле? Люба, 3 класс.
Зачем ты сделал человека главным на земле? Олег, 4 класс. 
Когда началась на Земле любовь? Катя, 4 класс.
Для чего нужна жизнь, а если она нужна, зачем люди умирают? Костя, 2 класс.
А мы не игрушки Твои? Саша, 2 класс.
Почему Ты сотворил мир таким, что когда мама порвет колготки, она плачет? Вита, 2 класс.
Когда меня не будет, я себя буду видеть? Толик, 2 класс.
Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты. Тоня, 2 класс.
Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо. Вера, 3 класс.
Открой нам нас. Вова, 4 класс.
Раздай всем людям доброту. Катя, 2 класс.
Подари мне жизнь. Стасик, 1 класс.
Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые. Вася, 4 класс.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты - в меня. Ляля, 2 класс.
Спасай людей не от грехов, а от одиночества. Сергей, 3 класс.
А я ведь каждую секундочку умираю. Паша, 1 класс.
Не бойся, Господи, я с Тобой! Андрей, 1 класс.
Знаешь, а у некоторых людей на сердце ставни. Ольга, 3 класс.
Самое большое чудо, которое Ты творишь для людей, это то, что Ты ничего не делаешь для них. Сема, 4 класс.
Можно мне не умирать, а? Юля, 1 класс.
Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь? Аркадий, 2 класс.
Старики - это усталые дети. Андрон, 4 класс.
Каждое утро я хороню вчерашний день. Ведь он ушел от меня навсегда. Аркадий, 3 класс.
Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. Ева, 3 класс.
Дети, как существа непосредственные, поэтому очень четко для себя определяют Бога: как своего друга, того, кто находится рядом и может всё. Взрослые уже не в состоянии так делать. Они теряют Бога… Теряют вот это искреннее отношение к Богу.
Бог – это не всемогущее существо, у которого можно попросить и оно поможет. Бог – это сам человек!
У каждого свое отношение к Богу. Я считаю, что нет Бога православного, католического, еврейского, мусульманского и так далее, есть Бог – единый. Это - духовная субстанция, духовное свойство человека, мерило нашей жизни. И если кто-то считает, что ВСЁ, что он делает, думает, говорит – является проходящим, сиюминутным, он – глубоко заблуждается. ВСЁ в этом мире имеет своё место: и мысли, и слова, и действия, и отношение к этому других людей и природы. Все взаимосвязано. Это - мы люди, думаем и говорим на разных языках: русском, японском, английском, китайском, а язык один: это – язык Бога!  Бог – есть! И он – все видит и слышит, и воздаст. Да, да – воздаст каждому то, что он заслужил. И не помогут здесь ни молитвы, ни просьбы, ни оправдания. Все будет оценено объективно. Бог – он единственный объективный судья, потому, что для него мы все равны. Кто-то получит оценку при жизни, кто-то после земной жизни. Ибо, если нет оценки жизни человека, объективной оценки всех его деяний, мыслей и слов, то – нет в этом мире и СПАВЕДЛИВОСТИ.  А ТАК БЫТЬ НЕ МОЖЕТ! Она – СПАВЕДЛИВОСТЬ  и есть – БОГ!
И вот теперь мне на чаши весов нужно положить своё отношение к церкви… Очень сложное отношение. Во-первых, я – православный по рождению и крещеный, и если хотите - верующий… Но верующий в силу духа человеческого, в высшую справедливость, в то, что мысли наши и дела наши не исчезают никуда, они все с нами и в жизни и после смерти. В то, что  все наши мысли и поступки будут  оценены по справедливости и нам это будет доведено. Как? К сожалению, при жизни мы этого не узнаем. А вообще, самую принципиальную оценку мы должны дать сами себе, но это при условии, что у нас есть совесть, если ее нет… Можно называть эту ВЫСШУЮ ДУХОВНУЮ СИЛУ Богом, можно Высшей степенью Справедливости… Но эта сила существует, она есть Бог!
А еще, наша Церковь больна также, как и больно наше общество… Больно жаждой наживы, больно пронизывающей общество страстью к роскоши и лукавству, к разделению на избранные и все остальные. Больно и другими болячками, которые, к сожалению, присущи современному миру.
Поэтому я и хожу в Церковь, как в центр духовной связи с окружающим нас миром, как в центр единения со своими предками и своими потомками, духовной мысленной связи…


Сноски:
1. http://proza.ru/2015/09/01/1270
2. Храм Блаженной Ксении Петербургской расположен в  Иссык-Кульской области Республики Кыргызстан, г. Балыкчи, ул. Озёрная 145. Год основания: 1994 г. Ныне: Храм активно действует, несмотря на то, что количество постоянных прихожан не превышает и сотни человек. В 2008 году в Балыкчи была основана женская обитель Иверской иконы Божьей Матери. Интересные факты, история создания: Храм Блаженной Ксении - первый православный храм в этом городе. Благословленный на строительство в 1989 году, этот храм был построен уже в 1994 году, расписан и освящён. Протоиерей Валентин (Никонов), настоятель храма, в прошлом строитель, сам сделал проект, сам ищет средства, приобретает землю и дома рядом с храмом, благоустраивает гостиницу для паломников и женский монастырь. Храм в городе Балыкчи является местом паломничества для православных верующих не только Киргизии, но и Казахстана. В день памяти Святой Блаженной Ксении здесь собирается множество паломников. За лето приход принимает по нескольку сотен гостей, среди которых значительную часть составляют учащиеся и учителя воскресных школ городов Бишкек, Алматы, Кант, Токмок, Ош.
3. https://pravoslavie.kg/news/2826
4. http://proza.ru/2015/08/03/1387
5. https://mosmit.ru/news/2020/11/01/122842/
6. http://proza.ru/2012/06/15/1291
7. http://proza.ru/2016/05/10/1220
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
9. 10. 11. https://pravoslavie.ru/145624.html