БГ2 Пушкин Мифы о вытворениях Две концовки 1

Поль Читальский
 Пушкин 
 Мифы о вытворениях
 Борис Годунов, драма 
 Две знаменитые концовки

Часть 1 = концовка драмы  БГ

Народ безмолвствует – Борис Годунов

Миф первый из заявленных здесь для разбора это толкование  заключительных слов последней сцены трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина:  после кровавой расправы над Годуновыми, народу представляют нового царя и болярин Мосальский, один из убийц вдовы Годунова и ее сына, выйдя на крыльцо «дома Борисова» в Кремле объявляет:

Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. Народ в ужасе молчит.

Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!

Народ  безмолвствует.

Конец

В заключительной авторской ремарке слово «безмолвствует» выделено курсивом. Ниже крупным шрифтом набрано: «Конец».

И вот это безмолвие народа в сцене беззаконной расправы над женщиной и сыном обычно трактуется вульгарно тривиально:  это образец молчаливой рабской покорности русского народа

Однако есть иные  толкования этого  молчания народа  в этой по выражению Ал. Белого «комедии беды»:

1) Народу приказано криком здравицы приветствовать нового царя , но народ молчит, выражая неповиновением протест и осуждение палачей

2) «В этом „народ безмолвствует“ таится глубокая политическая и нравственная мысль: при всяком великом общественном перевороте народ служит ступенью для властолюбцев-аристократов; он сам по себе ни добр, ни зол, или, лучше сказать, он и добр и зол, смотря по тому, как заправляют им высшие; нравственность его может быть и самою чистою и самою испорченною, — все зависит от примера: он слепо доверяется тем, которые выше его и в умственном и в политическом отношении; но увидевши, что доверенность его употребляют во зло, он безмолвствует от ужаса, от сознания зла, которому прежде бессознательно содействовал; безмолвствует, потому что голос его заглушается внутренним голосом проснувшейся, громко заговорившей совести. В высшем сословии совсем другое дело: там совесть подчинена и раболепно покорствует расчетам честолюбия или какой другой страсти...».  — ж-л Раича «Галатея», 1839, ч. IV, № 27, стр. 52, 54—55.

3) Народ молчит или от безразличия к судьбе царей, или от того, что в ужасе провидел грядущее междуцарствие , безвластие, драку за трон, семибоярщину, предательство бояр и лихолетье Смутного времени самозванств и пиршества палачей и убийц. Народ никого не хочет приветствовать , ибо узрел череду слетающих с плеч голов …

4) Народ молчит.  Впереди маячит виселица с одной из последних жертв Смуты: мальчонком «Воренком»  - сынишкой Марины Мнишек и царя, которому ведь присягнули… И молчит народ от ужаса: мальчонка не задохнулся в петле – она не затянулась на нем, а  замерз на морозном ветру и долго качался как символ лихих дел у трона Московии
 рис. Фаворского к сцене немоты народной
https://informaxinc.ru/lib/images/narod_bezmolstvuet.jpg

5) Мнение Белинского: В этом безмолвии народа слышен страшный, трагический голос новой Немезиды, изрекающей суд свой над новою жертвою — над тем, кто погубил род Годуновых...»

6) Е. Воскресенский.: «...народ с ужасом и в безмолвии выслушал заключительные слова Мосальского... Он почувствовал все беззаконие такой ужасной расправы...Страшный, карающий голос новой Немезиды, осуждающий убийц Годуновых, слышен в этом безмолвии ...» //«Борис Годунов» А. С. Пушкина. Разбор трагедии. Изд. 4-е. М., 1909, стр. 187//

7) Д. Д. Благой вслед за Белинским: «В этом „безмолвии“ заключена, по Пушкину, вся дальнейшая судьба самозванца,— поскольку народ от него отвернулся, его, достигшего высшего могущества и власти, ждет быстрое свержение и бесславная гибель. Сегодня — народ безмолвствует, а завтра — он заговорит; и горе тому, против кого он обратит свой голос, — таков смысл этого единственного в своем роде, потрясающего пушкинского финала». //Д. Д. Благой. Творческий путь Пушкина. (1813—1826). М. — Л., 1950, стр. 472//

8) С. С. Данилов выражает свое согласие с мнением Д. Д. Благого и полагает, что заключительная фраза «народ безмолвствует» — «это не ремарка, а смысловое резюме, вытекающее из исторических и политических размышлений Пушкина» //С. С. Данилов. Русский драматический театр XIX века, т. I. М. — Л., 1957, стр. 115//

9) Фарнгаген фон Энзе: «Так заключается драма, заключается величественным впечатлением, в котором сосредоточивается вся сила совершившегося и в котором таится предчувствие новой Немезиды для нового преступления. Поэт разоблачил перед нашими взорами мировую судьбу... История не всегда свершает так свой суд; наши глаза часто едва-едва могут следить по рядам столетий за Немезидою; но те моменты истории, в которых суд свершается так же быстро и так же явственно, как здесь, — они-то и заключают в себе то, что мы зовем трагическим» //Немецкий текст этой цитаты приведен в книге: Андрей Филонов. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Опыт разбора со стороны исторической и эстетической. СПб., 1899, стр. 132—133  и М. П. Алексеев. Пушкин на Западе. В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, вып. 3. М. — Л., 1937, стр. 133—134. //

Алексеев М.П.: «История истолкования этой знаменитой ремарки очень примечательна: она весьма наглядно демонстрирует, как много неясного существует еще не только в рукописных, но даже в печатных текстах произведений Пушкина и какие противоречивые и даже исключающие друг друга суждения об этих текстах высказывались критиками и исследователями; многие подобные противоречия из литературы о Пушкине не устранены еще и доныне. Вокруг приведенной концовки «Бориса Годунова» более чем за столетие, протекшее со времени ее первого появления в печати, накопилась целая критическая литература, пространно и на все лады комментирующая эту, казалось бы, столь понятную фразу простейшей синтаксической конструкции. Как это ни странно, но история ее появления в тексте «Бориса Годунова» действительно довольно загадочна, допускает различные предположения, а источники ее возникновения еще не определены.» // Алексеев М. П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972//

При толковании этой знаменитой фразы надо знать не многое:

- фразы «народ безмолвствует» нет ни в одной авторской рукописи «Бориса Годунова» (!) . Пушкин изменил концовку трагедии уже при «при печатании» (?)

- П. В. Анненков - первый издатель «Б.Г.» заметил, что в автографической рукописи трагедии конец был иной и в своем издании «Сочинений Пушкина» (1855) он воспроизвел драму  по первопечатному тексту 1831 г., но в примечании к заключительной фразе отметил:
«В рукописи... после извещения Мосальского, что дети Годунова отравились, народ еще кричит: „Да здравствует царь Димитрий Иванович!“, а уже при печатании это заменено словами: „народ безмолвствует“, что так удивительно заключает хронику, предрекая близкий суд и заслуженную кару преступлению»

— Сочинения Пушкина, т. IV. Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855, стр. 457. Откуда эти сведения у Анненкова – тайна
 
- есть версия, что Пушкин был вынужден изменить окончание трагедии т. к. оно было найдено «предосудительным в политическом отношении». Это в 1887 г отмечал П. О. Морозов,  публикуя заново «Бориса Годунова» в сочинениях Пушкина, изданных от имени Литературного фонда. Откуда это взял Морозов – также тайна.

***
Ликбез:
М.П. Алексеев. Ремарка  Пушкина «Народ  безмолвствует». Алексеев М. . Пушкин:  Сравнительно-исторические исследования АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд, 1972. — С. 208—239