На снежном костре
И взвился костер высокий
Над распятым на кресте.
Равнодушны, снежнооки,
Ходят ночи в высоте.
Молодые ходят ночи,
Сестры – пряхи снежных зим,
И глядят, открывши очи,
Завивают белый дым.
И крылатыми очами
Нежно смотрит высота.
Вейся, легкий, вейся, пламень,
Увивайся вкруг креста!
В снежной маске, рыцарь милый,
В снежной маске ты гори!
Я ль не пела, не любила,
Поцелуев не дарила
От зари и до зари?
Будь и ты моей любовью,
Милый рыцарь, я стройна,
Милый рыцарь, снежной кровью
Я была тебе верна.
Я была верна три ночи,
Завивалась и звала,
Я дала глядеть мне в очи,
Крылья легкие дала...
Так гори, и яр и светел,
Я же – легкою рукой
Размету твой легкий пепел
По равнине снеговой.
13 января 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
В. Брюсов видит в стихотворении сюжетную развязку поэмы: «Роман в книге кончается гибелью героя. Он "сам идет на ее костер", и она поет "над распятым на кресте"» (Брюсов В. Новые сборники стихов// Весы. 1907. №2 5. С. 67).
– «И взвился костер высокий // Над распятым на кресте.» – Соединение добровольного самосожжения и распятия – постоянная черта "мифа о сгорающем царе". Ср.: "Помазуемый в цари! // Уподобься мне в распятъе, // Распростри свое объятъе- //И гори, гори, гори!" (Иванов Вяч. Cor ardeпs. М., 1911. С. 15).
– «...ночи, // Сестры-пряхи снежных зим ...» – Сестры-пряхи – Мойры (греч. мифол.) или Парки (римск. мифол.), богини судьбы, прядущие и обрезающие нить человеческой жизни.
– «Я ль не пела, не любила( ...)// Так гори и яр и светел ...» – "Сгорание" включается в ситуацию "смерть – плата за любовь", имеющую широкий генезис, в частности – восходящую к Пушкину ("Египетские ночи" и др.). Ситуация эта привлекала и В. Брюсова("Предчувствие", 1894; "Ламия", 1900; "Помпеянка", 1901, и др.) и других старших символистов .
Стихотворение (как и "Ее песни" и "Крылья") написано от лица героини СнМ.
»
(Всё-таки я считаю, что стихотворение «Крылья» – написано от лица героя.)
В исходном стихотворении:
– «И крылатыми очами // Нежно смотрит высота» – Ср. М.А. Бекетова «АЛЕКСАНДР БЛОК. БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК»: «Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна. Высокий тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно «крылатые», черные, широко открытые «маки злых очей». И еще поразительна была улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают тьму. Другие говорили: «раскольничья богородица». Но странно: все это сияние длилось до тех пор, пока продолжалось увлечение поэта. Он отошел, и она сразу потухла. Таинственный блеск угас — осталась только хорошенькая брюнетка. Тогда уж нельзя было сказать про нее: «Вот явилась, заслонила всех нарядных, всех подруг».
– «Я была тебе верна. // Я была верна три ночи» – верность на три ночи очень схожа с голодовкой на восемь часов.
(Через шесть лет Блока ещё и этим поразит Дельмас: «И то, что больше и странней: // …тайна верности твоей».)
Впрочем, героиня ничего такого и не обещала: явилась, заслонила, опалила снегами, вручила крылья, подарила совместный полет. И вот – взяла плату. За аж трехдневную верность в том числе).