О портрете пиковой дамы кисти А. Г. Варнека

Владимир Варнек
1. Портрет княгини Наталии Петровны Голицыной кисти художника Бенуа Шарля Митуара. Х.м. 80х65. 1810-е. ГРМ. (Пояснения см. ниже в тексте).   
2. Портрет княгини Наталии Петровны Голицыной кисти художника …Х.м. 69х56,5. 1810-е.  ГРМ. (Пояснения см. ниже в тексте).
3. Ф.С. Рокотов. Портрет княгини А.А. Долгоруковой. 1793. Х.м. 73х56,5 (овал). Таганрогский художественный музей (Портрет приведен с целью описания портрета в центре композиции; дополнительные сведения о модели и портрете приведены ниже в тексте).

Княгиня Наталья Петровна Голицына (1741 – 1837) была одной из наиболее известных представительниц петербургского общества первой трети XIX века. Причиной этому являлась как ее богатая и неординарная биография,  так и личностные качества, а также  совершаемые ею деяния и поступки. В свои детские и молодые годы она, родившаяся в семье графа Чернышева Петра Григорьевича (1712 – 1773), видного дипломата, посла во Франции и посланника в Дании, Пруссии и Англии, многие годы проживала за рубежом.  После возвращения в Петербург, вышла замуж в 1766 году за  князя В.Б. Голицына (1731 – 1798) и  родила сына Д.В. Голицына, ставшего в последующие годы московским генерал-губернатором, дочь, вышедшую замуж за графа Павла Сергеевича Строганова и еще трех детей. 

Жила в собственном доме  Санкт-Петербурга на углу Большой Морской и Гороховой  улиц и занимала исключительное положение в высшем свете. К ней в известные дни ездил на поклон весь город, а в день именин ее посещала вся царская фамилия. 

Однажды один из внуков княгини рассказал Пушкину историю о том, как он,  проигравшись  в карты, пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а назвала три карты, названные ей когда-то в Париже знаменитым шарлатаном и авантюристом графом Сен-Шерменом. «Попробуй!» - сказала бабушка. Внук поставил карты и отыгрался. Это  дало Пушкину сюжет для  повести «Пиковая дама», в результате чего старую уже княгиню Н.П. Голицыну, с которой он, якобы, «списал» последнюю, стали называть прототипом «Пиковой дамы» [1].

Поговорим теперь о портретах Н.П. Голицыной, число которых, вероятно, достигает семи-восьми, но в миниатюре упомяну только  четыре ее портрета. Так,  самый ранний живописный портрет княгини в молодые годы с сыном Петром выполнил неизвестный художник  в 1768 году (представлен он на сайте «Декабристы»).   

Наиболее известный  живописный портрет молодой еще  тридцатипятилетней молодой княгини с «двухэтажной» прической  выполнил в 1777 году шведский художник  Александр Рослин. Он был воспроизведен в первом томе «Русских портретов» [2], а в настоящее время  находится в собрании Музея изящных искусств в Мальме (Швеция). 

Еще один известный портрет Н.П. Голицыной был выполнен русским художником французского происхождения  Бенуа-Шарль Митуаром. Находится он в собрании Государственного Русского музея, куда поступил в 1930 году из Елагина дворца.  При этом датировка его окончательно не установлена. Так в 3-м томе Каталог ГРМ  2007 г., где данный портрет воспроизведен, сообщается, что выполнен он до 1826 года. В  интернетовских же документах указывается дата 1810-е  гг. [3]. Именно этот портрет и приложен к миниатюре слева. 

Четвертый же портрет княгини, приложенный к миниатюре в центре композиции из трех портретов, не стану называть пока известным или малоизвестным, а назову его лучше портретом-загадкой.   

Дело в том, что портрет этот, находившийся в 1900-х гг. в собрании графа Д.И. Толстого, поступил в Русский музей из Государственного Эрмитажа в 1926 году, причем во втором томе Каталога ГРМ, изданном в 2002-ом году, называется он  «Портретом пожилой женщины в белом чепце» [4]. Автором же портрета считается  знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825), выполнивший его в 1800-е гг. 

Не знаю, что думают об этом портрете и его названии в настоящее время искусствоведы, но во многих интернетовских документах считается, что изображена на  приведенном выше портрете княгиня Н.П. Голицына, а автором его, как и в каталоге ГРМ, называют Боровиковского.

Не комментируя пока названные факты, предлагаю читателям просто взглянуть на два прилагаемых к миниатюре портрета (слева и в центре) и сличить сходство лиц на портретах.  Считаю, что такое сходство лиц на данных портретах  имеется, а  поскольку на «левом» портрете  однозначно изображена княгиня Н.П. Голицына, полагаю, что и на «среднем» портрете художник изобразил ее же.

В то же время, не разделяю ту точку зрения, что автором данного портрета является Боровиковский. Но кто же тогда? Предполагаю, что автором портрета княгини Голицыной Н.П. из собрания ГРМ является художник  Александр Григорьевич Варнек, и выскажу ниже свои аргументы в пользу такой атрибуции. 

Прежде всего, однозначно известно, что в раннем списке 97-ми произведений А.Г. Варнека, надиктованных им П.П. Каменскому самим художником в 1839 году в его собственной мастерской, художественный  критик сделал запись: «Портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, находится у дочери ее, графини Софьи Владимировны Строгановой, поясной  с руками» [5].   

Указан данный портрет был и в заметно расширенном списке работ А.Г. Варнека, приведенном  монографии В.С. Турчина, посвященной творчеству художника. При этом автор монографии заметил, что местонахождение данного портрета, находившегося ранее в собрании Строгановой С.В., в настоящее время неизвестно [6].

Упомянув выше Список Каменского, замечу, что в этом же списке были указаны также и два портрета внуков Натальи Петровны по линиям ее дочери и сына, заказанные ею художнику А.Г. Варнеку: «Портреты графа Александра Павловича Строганова, свиты его величества обер-офицера и Апраксина, свиты  его величества обер-офицера и поясные, написаны для княгини Натальи Петровны Голицыной» [5].  В монографии В.С. Турчина  указанные сведения были повторены, при этом отмечено, что местонахождение портретов на год ее издания (1985) остается неизвестным [6].   

Однако много лет спустя портреты эти «нашлись» в запасниках Государственного Эрмитажа, причем обнаружил и описал их искусствовед Ю.Г.  Гудыменко в своей статье, установив при этом имя художника, их написавшего (А.Г. Варнека), и год исполнения портретов (1812 г.) [7].  Доказал автор публикации и то, что обсуждаемые портреты попали в Эрмитаж из имения графов Строгановых «Марьино» под Новгородом.

Можно думать, что в те же годы в Эрмитаж поступил из имения «Марьино» также и портрет Натальи Петровны Голицыной кисти А.Г. Варнека, «бабки» молодых людей, который впоследствии, в 1926 году, был передан из Эрмитажа  в Русский музей с безликим названием «Портрет пожилой женщины в белом чепце». Причем атрибутировали этот портрет искусствоведы ГРМ как работу В.Л. Боровиковского. 

Мне думается, что до издания очередного обновленного  Каталога ГТГ было бы целесообразно провести его повторную атрибуцию, тем более, что основание для этого имеется. Так, просмотрев Художественные альбомы из своей библиотечки и многочисленные «картинки» портретов В.Л. Боровиковского в интернете, я обратил внимание на то, что практически на всех его женских портретах модели изображены на  фоне природы, листвы, цветов и других аксессуаров. При этом  в его наследии практически отсутствуют портреты, выполненные на  нейтральном  фоне, на котором запечатлена на приписываемом ему портрете княгиня Н.П. Голицына из собрания ГРМ.

Изучая данный портрет, обратил внимание и на то, что имеются признаки сходства его с одним малоизвестным женским портретом княгини А.А. Долгоруковой  в черной шали кисти Ф.С. Рокотова  из собрания Таганрогского художественного музея, «приложенном» к миниатюре правее портрета из ГРМ. Замечу при этом, что файл с портретным изображением прислала мне автор публикации [8], приложив к своему письму и оттиск статьи, в котором описание данного портрета сделано на высокопрофессиональном уровне. 

Описывая на портрете пожилой уже княгини ее скромную одежду и черную шаль,  Т.А. Игумнова пришла к заключению, что изображена она на портрете в связи с траурной датой, причем знание этой даты позволило ей провести атрибуцию портрета и дату его написания.

Увидев сходство «таганрогского» портрета с портретом,  изображающим в черной шали княгиню Н.П. Голицыну, подумал, что и она была запечатлена Варнеком на портрете, скорее всего, в связи с траурной  датой. Конечно же, этой датой для нее стала дата гибели ее внука,  Строганова Александра Павловича,  подпоручика Генерального штаба, погибшего 23 февраля  1814 года в возрасте 19-ти лет во время сражения при Краоне [9].   

Можно предположить, что в связи с этим портрет «пиковой дамы»  из собрания ГРМ и был написан художником А.Г. Варнеком ок. 1815 года.   

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Вересаев В.В. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. М. 2001. Княгиня Наталья Петровна Голицына. С. 417.
2. «Русские портреты» - пятитомное издание, выполненное  под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. Княгиня Наталья Петровна Голицына. СПб, 1903. Том 1,    № 42.
3. Живопись первой половины XIX века (К-Я). Каталог ГТГ. Т. 3. С.78. № 209. Издательство «Palaca Editiois». М. 2007.
4. Живопись первой половины XIX века (A-И). Каталог ГТГ. Т. 2. С.71. №118. Издательство «Palaca Editiois».  М. 2002.   5
5.  Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
6. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168.
7. Гудыменко Ю.Ю. Портреты Александра Строганова и Владимира Апраксина работы А.Г. Варнека. Сообщения Эрмитажа. Выпуск LXII. СПб., Славия. 2006. С. 44 – 49.
8. Т.А. Игумнова. Портрет княгини А.А. Долгоруковой. Историко-литературный альманах «Вехи Таганрога». 2007. №32. С. 43 – 46.
9. Владимир Варнек. Два эрмитажных портрета кисти А. Г. Варнека – Проза.ру. миниатюры, 15.08.2021.

22.04.2022.