Весельчак, или Рикша и слёзы

Зайнал Сулейманов
                "Кто лишит себя доброты(доброжелательности,
                мягкости, снисхождения, будет строгим и
                суровым), тот лишит себя (большого количества)
                благ (которые имел бы и приобрел бы, будь ему
                присуща доброта, доброжелательность)"
                Хадис*

   Оставив машину на обочине, двинулся к ларьку с надписью «Шаурма».
Встретив худенького парнишку с тачкой, на которой лежали два огромных мешка, помог перебраться с проезжей части на тротуар.

   Тот поблагодарил, присел на корточки, переводя дух.

   Подошёл к окошечку.

   - Ассаламу алейкум!*

   - Ваалейкум ассалам!* - бросил седовласый продавец в белом халате и колпаке скоро и глотая буквы, так что вышло: «валеку салам»

   Всякий мастак в том или ином деле умеет читать в пришедшем о своём: врач - о пациенте, учитель - о ребёнке, адвокат - о клиенте.

   Вот и просьба, написанная на лице и в заискивающей походке посетителя в простенькой одежде, не прошла мимо намётанного глаза хозяина заведения, но, занимаясь своим, молчал шаурмен настороже.

   - Я еду издалека, до дома ещё порядочно, скоро пост* отпускать, а у меня кошелёк с деньгами и телефоном украли. Не могли бы вы одолжить один донер - кебаб*. У вас же есть безналичка? Дайте номер свой, я переведу деньги, как только домой доеду. А хотите, помогу чем, заработаю на еду.

   - Нет, я и сам справляюсь, двоим здесь делать нечего. Я дам. Приходи к разговенью, но только здесь будет закрыто.

   Мальчишка, который всё ещё сидел там же, вдруг прыснул в кулак, затем встал, подошёл, извинился:

   - Простите, смешинка мимо пролетала, задела! Уважаемый, ты же в пути*, можно было и не держать уразу.*

   - Знаю, но что ты такое говоришь! Упустить день благословенного месяца Рамазан?! Это не по мне!

   - И то верно! Дайте ему, пожалуйста, чего просит, добавьте буханку и бутылку воды, я за всё заплачу.

   - Нет - нет! - отказался было проезжий.
 
   - Да - да, даже и не думай!

   - Хлеб твой очень тяжел, и, возможно, день не удался, и боюсь, что потратишь на меня весь сегодняшний заработок. Да и не пропаду: в конце концов, от воздержания ещё никто не умирал!

   - Откровенно говоря, удача сегодня прошла стороной, но, клянусь Аллахом, что я делаю, не в убыток мне, прошу взять, ведь я прекрасно знаю, что такое голод!

   - Хорошо, но только переведу тебе деньги!

   - Куда?! На убитый фонарик?! Да у меня и карточки - то нет!

   -Сколько ж тебе лет?

   - Пятнадцать!

   - Где работаешь?

   - На рынке.

   - А школа?

   - Одни четвёрки и пятёрки! Мама, она учительница, хочет, чтоб я стал доктором. Отцу врачи поставили неправильный диагноз, ему только становилось хуже, а ехать в Москву у нас денег не было, так и умер. Вот она и хочет, чтоб я лечил бедных, а для этого надо учиться, крепко учиться! Я даже республиканскую олимпиаду по биологии выиграл, а эта наука для поступления в медицинский очень важна.

   - А одноклассники… насмехаются над твоим положением?

   - Нет, я сначала и сам боялся этого, но они у меня что надо, Аллах миловал! 

   - Уговорил, да куда ж мне столько?!

   - Кто знает, может придётся и тебе кого выручить, всякое ж бывает, а не встретишь такового, угости домашних! 

   - Дай Аллах, брат мой, чтобы мечты сбылись и ты стал вторым доктором для бедных*! Слышал о таком?

   - Конечно! Видел на мамином смартфоне! Баркала!*

   - Давай помогу донести груз…

   - Нет, нет, тут недалеко, рикша, считай, доехал!

   - Весельчак ты!

   - А как же, брат! В нашем деле падать духом никак нельзя, а отчаяние кошкой скребёт иногда - но оно нам надо?! Да и «рикша» всяко лучше «тачкиста» звучит, сегодня мой "пассажир" - мука кукурузная, из неё халтама* - не при голодном будь сказано! - отменная получается!

   - Слушай, - сказал он, отведя парнишку в сторону, так чтобы продавец, у которого ушки были на макушке, не услышал, - я подозреваю, почему ты засмеялся, но, если не секрет, скажи сам.

   - Меня то распотешило, что у тебя в животе тощо, ты просишь у него поесть, а он и пригласил тебя к столу и отвадил одновременно, и как же изощрённо фокус проделал: "Ты приходи к разговенью, я помогу тебе, но здесь будет закрыто."

   У нас очень хороший учитель по литературе, вчера как раз поведал притчу о Мулле Насреддине!

   "- Пойди, - сказал Мулла жене, - принеси немного брынзы*. Она укрепляет желудок и возбуждает аппетит.

   - Но у нас дома нет её.

   - Вот и прекрасно, сыр расстраивает желудок, расслабляет дёсны.

   - Какое же, - спросила удивлённая жена, - из этих двух противоположных суждений истинное?

   - Если в доме есть сыр - первое, если нет - второе, - ответил Мулла Насреддин."

  Так и с тобой, друг: есть хлеб - ты сыт, нет его - всего лишь, даст Аллах, съешь его чуть попозже.

   Оба положения во благо: в первом ты утолишь голод, во втором - привыкнешь переносить тяготы, учась представать перед судьбою, какою б трудною та ни была.
   Хотя, несомненно, лучше было б, если б торговец выказал милосердие и щедрость, угостил страждущего.

   - Я и сам оценил, правду сказать, его цветистый ход мыслей: "Приходи, угощу, но меня здесь не будет". Слушай, тебе б не рикшей работать!

   - Что? А, откуда во мне рассудительность? Я ведь занимаюсь извозом год. Потянуло курить. Мать прознала и однажды послала меня к соседу - имаму* с просьбой пустячной, а сама - в том была уловка! - пришла вслед и попросила того наставить меня.

   Выслушал проницательный, раскусил в два счёта:

  - Ты мужик уже, добытчик, устаёшь и от работы, и от жизни безрадостной, и имеешь право расслабиться, пустив дымок, правда же?

   В этом «же» было утверждение, от которого невозможно отвертеться, когда дело обстояло именно таким образом, потому я и кивнул головой в ответ.

   - Я, - продолжил он, - никогда не видел тебя в мечети. Если ты хотя б один месяц будешь приходить на пятничные проповеди, то благословлю тебя на курение.

   Мама потеряла дар речи, но не могла же она сказать соседу, что ты прослыл большим учёным, а оказался дурак - дураком!

   А я уже подсел на сигареты и предложение, полагая цену вопроса невысокой, принял.

  Фишка, знаешь, в чём? В том, что он феноменально красноречив! Уже к третьей пятнице, вдохновлённый его наставлениями, я расстался навсегда со вредной привычкой! Мама была от него в полнейшем восторге! И скудные мои познания - от него.

   Тебе пора, даст Аллах, отужинаешь с семьёй, а это в разы лучше, чем одному!

  - И то правда! Я буду просить у Аллаха за тебя! И за себя тоже, чтобы стал хотя б отдалённо похож на столь достойного! Да пребудет с тобой Аллах!

   - Счастливой дороги!

   Расстались.

   Когда шёл путник к машине, окликнул и догнал аксакал.

   - Извини, ради Аллаха, извини, сыночек, прими и от меня вот этот пакетик.

   - У меня теперь более чем достаточно. Постятся ж не для того, чтобы сразу после набрасываться на еду, как если б неделю не ел. Кроме того, отец, ты ведь вышел на работу не от хорошей жизни: продай, деньги положи в карман, так лучше и для тебя, и меня.

   - Забери, пожалуйста, - сказал со слезами на глазах, - и прости: я оказался в таком положении из - за своей небрежности, и теперь мне очень стыдно.

   - Считай, что принял, и пусть благословение Аллаха найдёт тебя, мне твоего намерения помочь хватает!

   Заезжая в город свой, услышал азан* предвечерний - вот и настала пора разговения!

   Притормозил у светофора, тут же подскочил парнишка того же возраста, что и славный тот, попросил жестом опустить стекло дверцы, подал бутылочку воды и три финика в целлофановом кулёчке, затем побежал с сумкой тяжёлой к другому авто, вручил шофёру и пассажирам то же самое.

   Съехал на обочину, отведал финика* вкуснейшего, выпил чуть воды, достал хлеб, вдохнул запах свежего, прежде, чем отломить кусочек.

  Вспомнил историю, давным - давно рассказанную покойным, да смоются все грехи его, отцом, смысл которой дошёл до него только теперь.

"Однажды в пустыне заблудился человек, и у него закончились припасы. Он уже смирился с гибелью, как вдруг, заметив впереди кувшин, с радостью и ликованием бросился к нему из последних сил. Каково же было его отчаяние, когда обнаружил, что сосуд наполнен доверху золотом и жемчугами, не водой."

   Слёзы навернулись на глаза: какое же невыразимое блаженство и счастье - простая, как день и ночь, как крупинка соли или сахара, как зло и добро, как богатство и нищета, как сердечность и бессердечие, буханка хлеба из муки грубого помола, аромат её и добрые люди на длинной ли, короткой ли, но полной ухабов дороге жизни!

   Пришли на память слова, которые хотел сказать парнишке, да так и не решился:

  - Золотой мой, посмотри, я могу обозреть ж и з н ь за миг: человек приходит в мир и его ждут страдания, страдания, страдания: безденежье, смерть близкого, болезни, долги неподъёмные и многое, многое, многое...
Разумный увидит это и будет близких и дальних любить и лелеять!

   Я знал, что Аллах не оставит меня, вот Он и послал тебя ко мне! Ты отдал всё заработанное за день, и, знаешь, я полон слёз, но они не текут из глаз, сдерживаю их. Но когда я останусь один, то и буду сильно плакать, тронутый великолепием твоего поступка, твоей щедрой души!

   И он разрыдался, подняв в мольбе ладони к Небу за того, кто был неимущ и милосерд, ибо сострадание, проявленное бедняком к нему, легло на душу и оказалось неизъяснимо горячее того, чем он мог себе представить и позволить…


Примечания:
1)Хадис - изречение Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и да приветствует)
2)Ассаламу алейкум! - мир вам!
3)Ваалейкум ассалам! - и вам мир («Когда вас приветствуют, отвечайте ещё лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь.» (Коран, Сура 4 «Ан-Ниса» ("Женщины"), аят 86)
4)Пост в Исламе - воздержание от еды, питья и половых сношений со времени начала рассвета (примерно за два часа до восхода солнца) и до заката. После заката солнца запреты снимаются до следующего утра, и так каждый день на протяжении всего месяца Рамазан.
5)Донер - кебаб - та же шаурма
6)… ты же в пути -  "А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время (то есть, восполняет пропущенные дни поста)." (Коран, Сура "аль-Бакара", аят 184)
7)Ураза - тот же пост.
8)…вторым доктором для бедных - египетский доктор Мохаммед Мешалли (1944-2020) посвятил 50 лет жизни больным, которые не могли позволить себе обследование в клинике. Чаще всего он лечил людей бесплатно, а если и взимал плату, то только символическую, он остался в памяти людей как «доктор для нищих).
Даже когда о Мешалли сняли сюжет и арабский меценат подарил ему крупную сумму денег и автомобиль, он раздал деньги бедным пациентам.
9)Баркала - спасибо (с аварского)
10)Халтама - разновидность дагестанского хинкала. Готовится из кукурузной муки и выглядит, как галушки.
11)Брынза - белый мягкий рассольный сыр, который изготавливают из козьего или овечьего, а иногда и коровьего молока.
12)Имам - (здесь) в Исламе духовное лицо, которое заведует мечетью.
13)Азан - призыв к молитве с минарета
14)…отведал финика, выпил чуть воды - "Если кто-либо из вас соблюдал пост и собирается разговляться, пусть разговляется финиками, а если не найдёт фиников, то - водой, ибо, поистине, вода очищает"(хадис).