Марьин утёс ч. 2

Юрий Левин 2
     Песчаная тропа идёт в этот раз по ровной местности. В какой-то момент до меня донёсся некий галдёж впереди, но я никак не мог понять причины, пока на некоем перегибе рельефа над (НАД!) раскалённой песчаной тропой я совершенно отчётливо не увидел прямо перед собой какие-то многоэтажные дома, подрагивающие впереди в воздушном мареве. Что за город, откуда? Уфа? Казань? Взволнованная группа поджидала меня, чтобы спросить: видел ли я ЭТО? Так мне ВПЕРВЫЕ в жизни (да ещё на Урале!) посчастливилось встретить мираж.          


     Привал. Обед. Отдых. После обеда снова в путь и часам к 5 вот она - небольшая речка Саргая, правый приток реки Белой. Пошли вдоль русла и нашли Марьин утёс, но с коренного берега утёс совершенно "не смотрелся", жаль. Несколько часов свободного времени, кто-то обнаруживает непонятные дыры. Это карстовые пещерки, ещё одно интересное природное явление. В Предуралье подпочвенные породы карбонатные (потому и степные виды растений здесь), а дождевая вода с углекислым газом воздуха образует угольную кислоту в почве и превращает нерастворимые карбонаты в растворимые гидрокарбонаты - так в массиве горной породы появляются пустоты (в таких местах речки могут исчезать без следа и снова появляться ниоткуда). Вот такие карстовые воронки-пещерки нам и встретились. В них температура постоянная и колеблется около 4 градусов (это зависит от объёма пещер и величины входного отверстия). Разумеется, наиболее храбрые скакнули внутрь от жары в прохладу.


     Утром - в обратный путь. Возвращаемся другим, более лёгким маршрутом, часа через полтора - два выходим на наезженную совхозную грунтовку. Группа лениво плетётся по ней на восток. Вдалеке на западе послышалось урчание полуторки либо трёхтонки (других на селе тогда не было). Меня спросили, нельзя ли проехать часть пути на попутке?