Точка возврата. часть 5

Стас Волгин
                ЧАСТЬ  ПЯТАЯ 

     Откладывать на потом посещение храма Павлов не стал. На следующее утро сразу после завтрака он переоделся, вышел за ворота больничного городка и свернул в сторону Первомайской улицы. Бодро дошагав до церкви Святого Ильи, Александр поднялся по бетонным ступеням, неумело перекрестился и, потянув на себя тяжёлую дверь, вошёл в  прохладный сумрак величественного сооружения.
     Внутри храма было тихо, торжественно и благопристойно. На позолоченных подсвечниках тихонько потрескивали «разнокалиберные» стеариновые свечи, воздух был наполнен лёгким ароматом ладана и полированной древесины.
     Мужчина купил в конторке несколько тонких свечей, зажёг их у ликов Иисуса Христа и Богородицы. Помолился, как мог. Обошёл другие церковные иконы, приложился к ним. Затем, неловко потоптавшись у алтаря, отошёл в сторону и присел на одну из скамеек, стоящих вдоль стен основного зала. Слегка откинувшись, Павлов призадумался.
     «А здесь хорошо-о! – с неведомым доселе благоговением отметил он. – Народу почти нет, никакой бестолковой суеты не наблюдается. Можно смиренно и расслабленно посидеть в уголочке, подумать о чём-нибудь своём, сокровенном… Похоже, прав отец Михаил. Христианскую обитель посещать совсем не зазорно. Здесь и в самом деле душа очищается. Даже дышится как-то легче. И размышляется светло и неторопливо...»

   …Троекратно перекрестившись, Александр вышел на улицу. Спускаясь по ступенькам, он приметил невзрачного мужичка, сидящего на лавочке возле храма. Тихонько кашлянув, тот приподнялся и, стыдливо отводя глаза в сторону, как-то затравленно подошёл к Павлову.
   – Будь добр, мил человек… Помоги Христа ради! – бесцветным голосом пролепетал он. – У меня мать-пенсионерка помирает. Операция нужна. Если можешь, выручи. Подай сколько не жалко. Век за тебя молиться буду… Не оставь в беде, браток!..
     Сашка внимательно взглянул на просящего и, покачав головой, понимающе спросил:
   – А беда-то твоя в какой таре умещается? В поллитровке или в чекушке?
   Смущённо шмыгнув носом, мужичок пожал плечами и, тяжело вздохнув, ответил:
   – А вы догадливый… Раз уж на то пошло… Мне б просто… Похмелиться и уснуть… Не до жиру, как говорится…
   – Тебя как зовут-то? – слегка поморщившись,поинтересовался Павлов.
   – Колька… Николай… – с готовностью откликнулся тот.
   – Вот что, Коля… – Александр посмотрел на наручные часы. – Денег я тебе не дам, но… Где здесь ближайший магазин?
   – Да вон, на углу… – растерянно кивнул алкаш. – Винный отдел уже открыли… А больше мне… ничё не надо… В рот не полезет…
   – Пошли! – коротко скомандовал Павлов и первым пошагал к супермаркету…

     Из магазина Сашка вышел с большой пластиковой бутылкой пива и пакетиком хрустящей картошки. «Оппонент» разочарованно посмотрел на покупки, но ничего не сказал. Лишь затравленно сглотнул горьковато-тягучую слюну.
   – Идём! – нетерпеливо бросил Павлов и огляделся по сторонам.
   – Куда? – не понял Колька, не сводя глаз с бутыли.
   – Ну не здесь же, на проспекте, лакать будешь? У всех на виду?..

     Мужчины прошли в ближайший скверик с фонтаном.
   – На, пей, болезная душа! – Александр брезгливо протянул пиво «жаждущему» и устало присел на скамейку.
   Тот прмостился рядом, проворно открутил крышку и, раззявив пересохший рот, жадно приложился к горлышку. Сделал несколько судорожных глотков.
   – С-с… Спасибо, мил человек! Выручил! – через несколько секунд произнёс он. – А тбя-то как зовут?
   – Александр, – неохотно отозвался собеседник и взглял на наручные часы. – Ну как, полегчало?
   – Да, есть малёк – алкаш звучно отрыгнул «выхлопные газы» и перевёл дыхание.
   – Фу, мля! – непроизвольно вырвалось у Павлова. – Картошкой заедай!.. Здоровый, молодой мужик. А хернёй занимаешься. У церкви мелочь сшибаешь… Работать надо, а не побираться! Всем сейчас нелегко. Время такое. Но не все, однако, винище трескают…
     Коля шмыгнул сопливым носом и равно душно пробубнил:
   – Не надо, Санёк… Не утруждай себя... Я не пацан из подворотни… Эх, ё-ё!.. Тыщу раз в жизни завязывал с этим пойлом. Тыщу раз начинал всё с нуля, с чистого листа. И всё равно катился под откос… А теперь-то… Теперь только подохнуть осталось…

     Павлов хмыкнул и более пристально взлянул на небритого визави.
   – Судя по твоей речи, Коль, у тебя не четыре класса образования, – сдержанно заметил он. – Где учился-то?
   – В московском энергетическом…
   – Закончил?
   – Да… Работал инженером-технологом. На городской ГПП… Да чё там? Всё у меня было. И семья, и квартира, и дача. И даже собака. Дик…Машина была, иномарка. Но… Догадаться нетрудно. Из-за разных житейских неурядиц бухать начал. Дальше – больше… В конце концов всё просрал. Всю свою жизнь. До последней копейки…

     Николай обречённо выдохнул и снова приложился к бутылке.
   – Слушай! – встрепенулся Сашка. – Фигня всё это. Баловство… Я вон тяжелейшую онкологию пережил. Третий год выкарабкиваюсь. И ничего, стаканы не кувыркаю. Если пить не будешь, я тебя к себе на работу возьму. Нам толковые электрики ох как нужны! Так что… Давай-ка, Коля, за ум берись. Жильё ведомственное дадим. Человеком станешь. А там и бабёнку какую приглядишь. Ещё ничего не поздно. Не такие мужики из говна вылезали. А сейчас в министрах сидят…
     Собеседник криво усмехнулся, тяжело вздохнул и, сплюнув под ноги, тихо ответил:
   – Спасибо, Саш! Добрая у тебя душа. Только… Поздно мне чистые рубашечки с галстуками носить. Нутро полностью выгорело. От водки да от вина. Надломилось в нём чего-то. Переполз я свою точку невозврата. Обратно не получится. Наверно, и до осени не дотяну. Загнусь… Даже если с питьём завяжу, от болезней разных страдать буду. И никакие лекарства не помогут. Два-три месяца промучаюсь и – кранты. Поэтому… В другом месте меня уже ждут. На небе. Там и отдохну… А тебе – большая благодарность! Спас ты меня сегодня…

     Павлов ещё раз посмотрел на свои часы, с сожалением вздохнул и встал со скамейки.
   – Ну ладно, мне пора, – вяло процедил он. – Как говорится, каждый сам выбирает свою колею. Но не забывай, что на всё – воля Божья. Давай, пока!
     Не протягивая руки, Сашка развернулся и неспешно пошагал в сторону больничного стационара…