Президент и нищеброды

Эдуард Островский
      Уже пять лет публикую историю этого полицейского материала, и всегда публиковал отправленное в администрацию президента. Сегодня, поскольку ответ на предыдущее обращение ("Скажите Государю")не получен, отправлять это письмо - первое письмо непосредственно президенту - рано. Но вот вопросы, которые я пытаюсь обсуждать, наиболее интересны именно сегодня. А публицистика, пусть она и в форме писем начальству, всегда пишется для широкого читателя.

    Здравствуйте, Владимир Владимирович! В течение 5-ти лет обращался в Управление по Противодействию Коррупции в связи с нарушениями в применении законодательства о госзакупках в Свердловской области. Летом 2017 -го года обратился сначала к Руководителю Управления - товарищу Чоботову, а вслед за этим к замминистра МВД России- Андрею Курносенко.
    Обращения имели "публицистический характер" и не содержали конкретных фактов противоправной деятельности, но, неожиданно для меня, по инициативе Главка МВД России обращение было зарегистрировано по КУСП в УВД Екатеринбурга и поручено исполнением городскому ОБЭП.
    Получив постановление об отказе я увидел ( 5 лет в 80 - х я работал в уголовном розыске), что оперуполномоченный, весьма эффективно и масштабно начав дознание, в итоге, материал, практически, "слил". Он опросил руководителя снабжения Облпсихбольницы и руководителя вышестоящей организации ( областного министра) Департамента по Закупкам СО. С их слов записал то что они сказали по ценам закупки картофеля ( а я по поводу высоких цен на картофель в рознице Екатеринбурга обращался в Главк МВД), и, не выявив нарушений, - вынес "Отказной".
Таким образом мне стали известны детали работы по госзакупкам этих учреждений, и я решил проверить достоверность показаний опрошенных должностных лиц, поскольку сведения о закупках в России открыты и в "свободном доступе".
    Выяснилось, что СОКПБ в двух контрактах 2015- го года при оптовой закупке картофеля , соответственно, в марте и сентябре 20 -ти и 35-ти тонн, по 20 рублей и по 26 руб за кг , переплатил частному предприятию порядка одного миллиона рублей, поскольку достаточно было 500 тысяч за весь объём, а перечислено было 1 млн 300. Оптовые цены на картофель в Екатеринбурге тоже есть в свободном доступе, в том числе и за период закупок, так что расчеты вполне очевидны.
Получив такой результат я обжаловал постановление по всем прокурорским инстанциям, а прокуратура города по моим жалобам ( с обращением в Администрацию Президента) 7 раз отменяла постановления обэп до того времени, пока отказной материал не вынес следователь в июне 2019-го, а Генеральная прокуратура ни признала его законным на уровне зам генерального прокурора.
    Генеральному прокурору я не стал обжаловать постановление, а собрал ещё 5 фактов сделок сокпб с превышением закупочных цен на картофель в среднем на 100% от минимальной рыночной цены в период с 2016 - го по 2019- й и направил это в прокуратуру города. Материал вновь был зарегистрирован и ОБЭП Екатеринбурга, которым была проведена определённая работа по документированию нарушений при закупках. А прокуратура Екатеринбурга направила материал в Октябрьское следствие "для решения вопроса о возбуждении уголовного дела" уже с материалами камеральной проверки УФАС СО и ревизии КРУ Минфина СО, которой и были подтверждены мои выводы о наличии фактов завышения закупочных цен. Кроме этого, к материалу мною были приобщены сведения о двух административных нарушениях Департамента о закупках СО, при публикации сведений о закупках оптом картофеля, поскольку не была опубликована "закупочная цена". Приобщил "с просьбой" - выяснить закупочную цену по этим двум крупным контрактам. Меня заинтересовала закупочная деятельность нашего департамента. поскольку они в основном и распоряжаются всем объёмом облбюджета на закупки, на сумму 60 млрд в год.
     Надо отметить, что вся работа следствия - и городского и районного проходила под контролем Генеральной прокуратуры, - оттуда приходили указания "разобраться" не менее 10 раз, поскольку они получали мои обращения из Администрации президента, направляя их в региональную прокуратуру, а областная , соответственно - в городскую, городская в районную, где и сейчас находится указание Городской прокуратуры "внимательно разобраться с доводами заявителя"...
Тем временем, самые вопиющие факты злоупотреблений от 2015 года "проштампованные" как законные Генеральной прокуратурой. явились окончательным основанием для всех уровней прокуратуры. чтобы в ответ на мои жалобы - ссылаться на это решение от 2020 - го - "Признать законным решение следователя , про "отсутствие события преступления".
     Естественно, эта же судьба ожидает и другие 5 фактов именно на основании того, что по аналогичному материалу решение Генеральной прокуратурой принято и мне уже про это написала Областная прокуратура, хотя прокуратура городская всё ещё "держит на контроле" решение прокуратуры Октябрьской по этим 5 ти фактам. Что же касается двух административных нарушений Департамента. то про это никто ни из дознания , следствия и прокуратуры не упоминает, хотя с некоторых пор при ответах на мои жалобы стали писать:"По факту нарушений при закупках СОКПБ и Департамента по закупкам СО".
     Попутно, при переписке с Администрацией президента , когда я туда обращался с жалобами, выяснилось, что оказывается, в регионе полиция не регистрирует факты нарушений при госзакупках - это предмет работы - Антимонопольного комитета. То что зарегистрировали "мои" факты, - исключение, возникшее в связи с моим обращением в АП к Чоботову и МВД - к Курносенко. Вообще, в регионе обнаруживаются тысячи нарушений связанных с закупками . Этим УФАС занимается, но в большей степени КРУ Минфина. Ответственность правда дисциплинарная и административная, то есть нет ответственности, поскольку в данных полицейских материалах речь идёт о ст 285 УК РФ, где санкция до 10 лет лишения свободы, а уйти ответственности, при таком распоряжении деньгами, практически - невозможно, поскольку предусматривается кроме, корыстной, "иная личная заинтересованность". Это там всегда доказывается, поскольку должностные лица действуют в интересах частного предприятия, заключая сделки, а обязаны действовать в интересах своего учреждения ( государства).
    Именно это я, практически, доказал, а следствие, ещё более практически, отказало в возбуждении уголовного дела произвольно квалифицируя данные закупки, как или "отсутствие состава" или отсутствие "события" преступления.
И всё это я в очередной раз изложил в очередном обращении товарищу Чоботову, а из его управления , в очередной раз, моё обращение ушло и в Генеральную Прокуратуру и в полицейский ГЛАВК. И я бы не стал беспокоить вас, а продолжал добиваться решения в "установленном порядке", но кроме очередных ответов "О принятии мер" получил ещё и развёрнутое письмо товарища Попова - советника Департамента Письменных Обращений Граждан и Организаций.*
    Он, основываясь на законодательно(конституционно) закреплённых полномочиях Президента, объяснил мне, что "Не может Президент приказывать прокуратуре проверять материал по заявлению граждан". В принципе, я это знал, но конечно, , как и большинство, полагал, что уж администрация Президента найдёт способ "защитить право", если такая необходимость очевидна. И согласен, что я ошибался, а в этом сотрудник вашей администрации прав.
    И всё же! Да исчерпана возможность Управления по Противодействию Коррупции, а Генеральная Прокуратура  и следствие действует в пределах своих полномочий, а то что я не согласен с правоприменением - так таких и ситуаций и граждан - тысячи, кто обращается с жалобами в том числе и к Президенту непосредственно и к руководителям структурных подразделений АП. Понятно, что решать вопросы уголовно-правового правоприменения должны правоохранительные органы. Администрация Президента к ним не относится. Это же касается и Президента, но не от отсутствия полномочий, а от их ограничения конституционными полномочиями. "Выполнение Президентом Российской Федерации функции гаранта прав и
свобод человека и гражданина, предусмотренной частью 2 статьи 80 Конституции
Российской Федерации, не даёт ему право на вмешательство в деятельность иных
органов государственной власти." - справедливо пишет товарищ Попов.
    И всё же, "вмешиваться" можно по разному: назначение и снятие с должности по закону о прокуратуре и полиции - разве не вмешательство. А определение "политической повестки" в работе правоохранительных органов"- пусть не непосредственное, но самое мощное если не вмешательство, то влияние на принятие решений по конкретным делам. И поскольку Управление товарища Чоботова полностью, или почти полностью реализовало свои полномочия в координации работы правоохранительных органов по заявленному мною обращению, то, быть может. Президент увидит необходимость определённых разъяснений, которых ждут от него и граждане и сотрудники правоохранительных органов, в данном случае, всё про ту же, уже изрядно поднадоевшую, но так и нерешенную проблему коррупции.
    Мне, в связи с "работой" пусть и на общественных началах, по данному картофельному материалу, известно, насколько воздействуют те или иные ваши  установки на принятие решений по конкретным материалам.
    В частности, когда на одном из "подведений итогов" работы МВД вы сказали, что "Бороться с коррупцией надо, но не надо мешать работать бизнесу",- работа по "картофельному материалу" была немедленно отодвинута. Первый материал попал в архив с  формулировкой "Законно" от Генеральной прокуратуры, а добиться начала работы по второму я смог только через год при помощи вашей администрации, и  благодаря добросовестному отношению рядовых офицеров городского обэп.
    На мой взгляд, дело не в том, что с коррупцией у нас не борются, а в том, что это явление, нарушающее право на свою часть госсобственности граждан, в пользу кормящихся с бюджета чиновников и предпринимателей "при них", не является каким то искажением, отклонением от законной нормы, чем по определению является коррупция. Это проявление основных экономических отношений чиновников, как господствующего класса, к остальному населению России. И если это так, то вот тогда нарушаются коренные экономические конституционные  интересы граждан, закреплённые статьями 7 ч.2; 10 п.2; а с введением ст 67.1 и статьи десятой советской Конституции 1977 года " Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности... Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях."
    Да ст. 8 Конституции РФ устанавливает равенство разных форм собственности и в этой части действует безусловно Конституция России. Но интенсивность защиты именно государственной собственности, которая характерна для Советской Конституции, на мой взгляд, должна быть воспринята практикой правоприменения в современной России на основании именно "правоприемства и правопродолжения".
    Именно там в Советской Конституции мы находим ясные, а не лукавые формулировки, в отношение того, что считается злоупотреблением правом собственности. Это же мы встречаем и в Российском уголовном кодексе, а вот Конституция 1993 года этих формулировок не знает, что и позволило, на первый взгляд вполне обоснованно, "убрать" из прав президента необходимость защищать экономические права граждан России на свою часть государственной собственности, поскольку каждый гражданин - носитель суверенитета ( ст.3 Конституции РФ), а именно Президент защищает суверенитет и страны и каждого гражданина прежде всего в защите его конституционных прав.
     Если вы найдёте мои доводы, о "необходимости защиты экономических прав и суверенитета граждан России на государственную собственность" -  справедливыми, то конечно сами определите способ и форму такой защиты граждан от посягательств на их собственность со стороны чиновников, поскольку само понятие коррупции не позволяет сегодня это сделать.
     Например, если анализировать ваши выступления по этому вопросу и выступления руководителей Генеральной прокуратуры. то Коррупция проявляется прежде всего как хищение ( лихоимство). А вот руководитель СК, товарищ Бастрыкин, в одном из последних отчетов по этому вопросу про хищения и не упомянул, остановившись на борьбе со взятками (мздоимстве), едва ли составляющей хотя бы один процент от того вреда, что приносят корыстные злоупотребления с государственной собственностью чиновников, а взятки это, как правило, злоупотребление полномочиями, а не собственностью. Но если главное ведомство страны "не видит" хищений, как основной самой общественно- опасной формы коррупции, значит надо в работу этого ведомства "вмешиваться". Вмешиваться президенту, поскольку это по силам только Генеральному прокурору и то на самой вершине властной пирамиды полномочий. Не случайно поэтому такие случаи пока не известны, а по конкретному "картофельному  материалу" никакие протесты , многочисленные протесты прокуратуры , в конечном итоге, не имели никакого результата, кроме одного - бесконечного возобновления дознания по фактам полученных из Администрации президента моих жалоб - обращений. Но дознания формального, без соответствующего допроса должностных лиц, а с бесконечным "исследованием накопившихся материалов дознания". Допросить же должностных лиц невозможно без возбуждения уголовного дела.
    Но надеюсь, с этим картофельным материалом, так или иначе. разберутся сотрудники и прокуратуры и дознания и следствия - Администация президента в лице Управления по противодействию коррупции , эту работу продолжает.
    Меня заботит нерешенность самой проблемы на уровне руководителей полиции, следствия и прокуратуры: нарушения в госзакупках, не регистрируют, не расследуют,  а только "изображают профилактику" путём вынесения тысяч актов дисциплинарной и административной ответственности в отношении работников и руководителей отделов закупок. А сделок то порядка 4 млн в год, а объём то под 30 - 40 триллионов и если эксперты ВШЭ, при опросе предпринимателей установили 20% - такой средний размер "отката" и 5 трлн ущерба в год, то опыт работы по картофельному материалу в Свердловской области свидетельствует об откате в 100%, что в масштабах страны даёт минимум 15 ти триллионнный ущерб.
    И это в то время, когда страна разделилась на людей успешных и их - не мало, и на "нищебродов" - такое распространённое сленговое определение людей с ограниченными доходами.
    И казалось бы - всем открыты в России равные возможности и пути и никакие злоупотребления не могут помешать людям реализовать свои права и на труд и на пользование плодами государственной собственности. А если у людей неравенство доходов, то это имеет и плюсы: необеспеченный человек быстрее согласится на низкооплачиваемую работу. А дешевые трудовые ресурсы, как известно. стимулируют развитие рыночной экономики. повышают конкуренто - способность страны...
    Но вот случилась война. Наш руководитель МИДа - лавров, называет её "Гибридной", которую объявил нам Запад. А вот Украинская спецоперация - боевая и там гибнут наши солдаты. Тысячи солдат, большинство из которых именно из семей, так называемых, нищебродов. И понятно, что не в деньгах дело и существует в России традиционная общинная солидарность, когда все встают на защиту отечества. если это необходимо.
    Но вот я пытаюсь объяснить руководителям наших и региональных правоохранительных органов и Генеральной прокуратуры, что надо менять отношение к злоупотреблению должностными полномочими, когда под видом закупок "растаскивается бюджет", растаскивается в то время. когда у нас в регионе миллионы людей небогатых и сотни тысяч живущих в откровенной нищете ( в моногородах,на селе, где нет работы, дети "неблагополучных" семей). Но нет! Впечатление такое, что люди не желают отказываться от привычного образа жизни, когда миллионы сами идут в руки, а правоохранители, в лице региональных и городских руководителей , покорно обслуживают местную чиновную элиту "при закупках". И это при том, что рядовые офицеры дознания служб УЭБ и ПК переполнены информацией о злоупотреблениях при госзакупках, но факты эти не документируются и не регистрируются.
     Писать про эти безобразия можно бесконечно и я попытался изложить основное, что считаю существенным.
     Владимир Владимирович, надеюсь на ваше понимание данного вопроса и на то, что вы сумеете найти решение, как недавно это сделали, распорядившись прекратить экспортировать сырьё за валюту, поскольку это нарушает суверенитет России.
     Грабёж граждан сложившийся в госзакупках- нарушает гражданский суверенитет  в не меньшей степени и это пора прекращать.

    
   



* См.: в комментариях после текста https://vk.com/eduardostrovsky?w=wall235745821_4462

https://vk.com/eduardostrovsky?w=wall235745821_4470