Релятивизм

Борис Гуляев-Бегом
   Релятивизм. В переводе это слово означает «относительность». Релятивизм не был находкой двадцатого столетия. Элементы абсолютизации относительности, релятивизма есть в мировоззрении учёных мужей с древних времён. И тогда полагали, что нет абсолютных истин; всякое утверждение с другой точки зрения может выглядеть противоположным по смыслу первому утверждению. Но апофеозом относительности стало начало двадцатого века, когда релятивизм невероятным образом вошел в естественную науку – физику. У теории относительности долгая и непростая история. Альберт Эйнштейн не был единственным автором и творцом релятивистской теории. О неправомерности абсолютизации пространства, времени, массы учёные говорили уже во второй половине девятнадцатого столетия, когда были открыты основные законы природы. Толчком к критике абсолютизма в физике стал принцип относительности Г. Галилея: в равномерно и прямолинейно движущейся инерциальной системе отсчёта невозможно опытным путём определить – движется система или покоится. Иначе, законы физики во всех инерциально движущихся системах отсчёта одинаковы. Принцип относительности Галилея И. Ньютон положил в основу первого закона механики, закона инерции. В стройную картину классической механики, однако, плохо вписывался научный факт постоянства скорости света. Своего рода – абсолют. Тем более что он был тесно связан с законами электродинамики, тоже плохо согласовавшимися с классической механикой. В дело согласования классической механики с электродинамикой внесли большой вклад Пуанкаре и Лоренц, которые вывели так называемые преобразования Лоренца. Величина постоянной скорости света нашла своё законное место в системе уравнений. Если Пуанкаре заострил своё внимание на природе одновременности событий, на относительности времени, то Лоренц – на относительности пространства, относительности линейных размеров частиц в движущихся инерциальных системах отсчёта. Эйнштейн обобщил взгляды Пуанкаре и Лоренца, и добавил ещё относительность массы, утвердив принцип        относительности Эйнштейна. Так родилась так называемая Специальная теория относительности, положившая начало релятивизму в физике. Правда, сразу надо сделать одно пояснение. В последнее время относительность массы была тихо из физики убрана. Масса всё же не меняется при движении частицы или тела, меняется лишь энергия их движения. В сфере релятивизма в физике остались лишь нематериальные сущности – пространство и время.          

   В Специальной теории относительности Эйнштейна относительность, релятивизм пространства и времени обнаруживается довольно непростым способом. Имеется две инерциальные системы отсчёта, одна – неподвижная, другая – движущаяся относительно неподвижной. В каждой из систем имеется свой человек, наблюдатель. Синхронизация событий в первой и второй системах отсчёта происходит обменом световыми сигналами. Используется правило сложения скоростей. Обнаружилось, что если движущаяся система отсчёта начинает двигаться слишком быстро, приближаясь к скорости света, то правило сложения скоростей не работает. Если для наблюдателя в подвижной системе время прихода светового сигнала имеет свою величину, то для наблюдателя в неподвижной системе время прихода светового сигнала имеет другую величину. Правило сложения скоростей станет работать только тогда, когда допустить, что пространство и время не абсолютны, а изменчивы, относительны: время при сверхбыстром движении замедляется, а пространство – сжимается. До создания теории относительности Лоренц искал причину невозможности обнаружить движение частицы электрон относительно неподвижного эфира. Лоренц выдвинул идею о том, что размеры  электрона сжимаются в направлении движения. Но он не дал физической причины подобного сжатия частицы. А в теории относительности Эйнштейна это сжатие электрона объяснялось метафизически. Физика как бы и ни при чём. Время и пространство не абсолютны, относительны. Учёным очень не просто было примириться с таким взглядом на реальность. Но пришлось. Однако нематериальность, нефизичность релятивизма теории относительности физикам до сих пор не даёт покоя. Работа поиска продолжается.

   Можно ли удалить из физики метафизику релятивизма, относительности? Можно. Никто не спорит с тем, что любое движение относительно. В природе нет абсолютных форм движения частиц и тел. Но есть один условный абсолют – постоянство скорости света в физическом вакууме. Физический вакуум – не пустота, а реальная материальная среда, и постоянство скорости света в ней обусловлено характеристиками этой среды. Фундаментальным достижением Специальной теории относительности считается установление прочной, нерушимой связи между пространством и временем. Пространство и время – формы существования материи. Они нематериальны, но вполне реальны. После создания теории относительности Г. Минковский (1908 г.) объявил о том, что пространство само по себе и время само по себе больше не существуют. И лишь их неразрывная связь имеет реальность. Есть пространственно-временной континуум, четырёхмерие, где четвёртая координата – время, и в нём существует мир, и все движения в физическом мире. Ради справедливости надо сказать, что подобную идею высказал Анри Пуанкаре тремя года раньше, в 1905 году. Объявить-то Минковский объявил, но сам до конца не понял – что объявил! Соединение пространства и времени в один континуум на самом деле означает провозглашение примата движения, динамики в физическом мире, ничего другого! Уточню от себя: всё, что существует материального, есть та или иная форма движения, динамики среды или в среде физического вакуума. Даже частица протон есть динамика среды, колебательная динамика среды со световой скоростью, прямые и обратные движения в пределах условной сферы (планковский масштаб); динамика дыхания вакуума с большим запасом колебательной энергии. Уже один этот образ рушит спекуляции релятивизма Специальной теории относительности. Каждая частица протон – вроде часов с прямым и обратным движением, своей частотой колебания, со своей амплитудой квантовых колебаний. Подобная частица изображается связью световых конусов Минковского, связью «прошлого и будущего», а на самом деле – колебаниями элементов квантового поля со световой скоростью, фазами расширения и сжатия. Световые конусы Минковского в тридцатые годы прошлого века трансформируются в «кротовые норы» теории Эйнштейна-Розена в мостовой модели частицы без заряда. Для ускорения частицы дыхания вакуума требуется энергия.      Ускорение такой частицы до световых скоростей тождественно асимметричному приращению амплитуды её собственных квантовых колебаний. Понятно, что преодолеть световой барьер частица не сможет в силу своей колебательной природы и постоянного обмена энергией-импульсом со средой квантового вакуума.               

   Метафизичность Специальной теории относительности особенно подчёркивается полным пренебрежением к природе ускоряющей инерциальные системы энергии, силы, к законам сохранения энергии. Энергия берётся как бы ниоткуда, сама по себе, чего в природе нет и быть не может. И ведь речь идёт об ускорении тел до околосветовых скоростей, для чего необходимо затратить совершенно невероятное количество энергии! Именно с этой стороны теория относительности подвергалась критике физиков, именно здесь искались пути к примирению релятивизма с принятыми классическими теориями физики. Но пока безуспешно. Из сказанного выше должно быть понятно, что примирить физический релятивизм с традиционными признанными теориями невозможно. Как не раз говорил ранее, порок релятивизма кроется в его истоках, в принципе относительности Галилея, который Ньютон положил в основу первого закона механики, закона инерции. Вера в то, что можно дать импульс телу (вне Земли), и оно будет равномерно и прямолинейно двигаться неограниченное время – вера совершенно ложная. Таких движений в природе нет, лишь гипотетически. Все устойчивые движения (вращательные и колебательные) имеют циклическую, периодическую природу, траектория их движения замкнута в круг или в эллипс. И все эти движения происходят в силовом поле, в поле гравитационного вакуумного давления. Специальная теория относительности свергла абсолюты пространства и времени (ранее добавляли – и массы). Но без абсолютов, неких неизменных атрибутов, физический мир существовать не может. Мир не может стоять на относительности и неопределённости! Остаётся абсолют постоянства скорости света (в физическом вакууме). Но есть и другие абсолюты физического мира, о которых сегодня даже не говорят! Это давление и плотность материальной среды физического вакуума. И величины эти огромные. Без подобных абсолютов существование физического мира немыслимо! Развитие Специальной теории относительности – Общая теория относительности, теория гравитации. И здесь физика заменена постулатами релятивизма. Вместо силового поля гравитационного вакуумного давления, градиента плотностей и давлений, вводится равноускоренная система отсчёта. Опять энергия ускорения движения тел берётся из ниоткуда, точнее, из геометрической кривизны пространства-времени. Но всё встаёт на свои места, если под геометрической кривизной пространства-времени подразумевать изменение динамики среды квантового физического вакуума вокруг массивного тела, градиент давлений среды, разность давлений!

   Как говорил в начале опуса, релятивизм – не находка двадцатого века, он известен давно. Но именно в двадцатом веке утвердившийся релятивизм в физике обострил явление нравственного релятивизма. Размылись и рухнули абсолюты в нравственности, в морали, грань между добром и злом стала исчезать. Человек по-иному взглянул на себя и свои поступки. Это было на руку тем, кто хотел владеть миром с помощью власти денег, власти богатства. И они в этом сильно преуспели. Развязанные подобными силами мировые войны обогатили их ещё больше. Для них не существуют теперь абсолюты чести, совести, стыда, Бога… Ложь и бесчестие стали их оружием. Релятивизм нравственности достиг сегодня апогея. Эти силы лжи и зла будут защищать всякий релятивизм, в том числе – в физике. Математический спекулятивный характер теории относительности сегодня ясен многим разумным учёным. Но они ничего не могут изменить, силы сопротивления ещё очень велики. Да, релятивизм в физике имеет свою математическую стройность, красоту, логику, он привлекает немало людей, увлечённых математикой. Они готовы отстаивать релятивизм до конца. Но они не видят и не понимают – как немного надо сделать над собой усилий, чтобы изменился их взгляд, чтобы за математическими спекуляциями предстала стройность и красота мира физики! Парадокс, но именно в спекуляциях теории относительности, как под шутовской маской, таилась истина о природе вещей. Да, фундаментальная роль постоянной скорости света, на которую первыми указали Максвелл и Пуанкаре, в искажённом виде утвердилась именно в теории относительности Эйнштейна. Маску надо было сорвать. Постоянная скорости света присутствует и в динамике микромира, и в динамике макромира. Это тот абсолют, на котором стоит наш физический мир. В основах его нет релятивизма, относительности.