Ксерокса почитать

Владимир Рабинович
Ксерокса почитать
------------------------------------
Ранним летним утром 1982-го года,  приписанный к Мядельской спецкомендатуре зек по кличке Фельдмаршал,   стоял у выхода, глядя на то, как дежурный мент отпирает  решетку.
— Ты хоть знаешь, что  сейчас делаешь? — спросил Фельдмаршал у попкаря.
— Что? — переспросил сержант сонно.
— Ты открываешь дверь на свободу, а у тебя помятое диванным валиком лицо. 
- А какое оно должно быть.
-  У тебя должно быть торжественное лицо.
— Иди на свободу, — ответил мент беззлобно. — Свобода твоя в пределах административной зоны.  Чтоб в десять часов в спецкомендатуре.
  Фельдмаршал вышел из общаги.   Пробежался трусцой до озера, искупался  и пошел в библиотеку. 
  В новой мядельской библиотеке -   небльшой читальный зал на четыре стола. Фельдмаршал  машинально выбрал место, повторяя топографию тюремной камеры, в которой просидел целый год - правая шконка возле окна.
Такая роскошь — богатая Мядельская библиотека. Книги нечитанные в идеальном  состоянии. Подшивки журналов — польский Джаз-форум. Всемирка — новенькая, в суперобложках - на отдельной полке. Советский рассказ, Акутагава Рюноске, Махабхарата, Рамаяна, Средневековый роман и повесть, Гомер, Декамерон, Шекспир, Свифт, Братья Карамазовы, Пушкин, Анна Каренина, Уэллс, Чехов, Библия,  Шолом-Алейхем Рабинович...
Ее зовут  Лена.   У нее диплом библиотечного факультета  минского пединститута имени Горького.   Заведующая библиотеки.  В семь утра открывает.
 — Не хочется  дома сидеть, - объясняет она Фельдмаршалу.       - Бацька заставляет в огороде копаться. Хотя, конечно из-за него пришла так рано.  Лена с Фельдмаршалом  дружат.
— Вот ты, Рабинович, - спекулянт, говорит Лена.
Фельдмаршал пытается ей что-то возразить, но она, не стесняясь близости закрывает ему ладонью рот и говорит, — Не объясняй, для меня ты все равно спекулянт.  Короче, ты можешь оценить коммерческую ценность Всемирки.
— Если продавать не спеша, то тысяч пять потянет. Но я бы не продавал. Она еще подорожает, — говорит Фельдмаршал.
— Это на черном рынке? — спрашивает Лена.
— Почему обязательно на черном.  Просто на рынке, — говорит с дурашливой обидой Фельдмаршал.
 Каждую субботу и воскресение, Лена  подкармливает его  из своей собойки, которую утром делает для нее папа.  Он любит, когда она  его назывет его «папа» — полковник милиции.   Фельдмаршал пришел   с,  полученной  из дома, банкой  индийского растворимово кофе.  Там  за крайним, справа возле окна столом, они устраивают свое пиршество. Нагрели воду кипятильником в банке, пьют кофе — по две ложки на полстакана воды и ложка сахара. 
В то утро Фельдмаршал попросил у нее журнал.
Она спросила:
— А что там?  Почему именно этот номер?
 Фельдмаршал показал:
«Один день Ивана Денисовича».
 Солж уже был запрещен и при обысках этот журнал гебешники изымали.
— А что мне за это будет? — спросила Лена.
— Я тебе французскую помаду подарю.
— И это все?
— Леночка, я зек, к тому же женатый, ты заведущая библиотекой, дочь мента, что я могу для тебя сделать.
— Посоветуй мне почитать хорошую книжку, - вкладывая какой-то тайный смысл, по-женски ядовито  говорит Лена.
— Как я могу что-то советовать профессионалу.
— Я читаю с шести лет, у нас  всю жизнь книги, специально для меня. Больше никто дома не читает. Я все прочитала. Думаешь оно мне в жизни помогло. Нет. Я не стала счастливее, и умнее тоже не стала.  Я тебе немножко свою историю расскажу.
- Вот ты, я знаю, не любишь ментов и я их ненавижу. Ты знаешь, что я замужем за ментом побывала.  Там, у вас в Минске. Своя квартира, папа в чине.  Через месяц после нашей свадьбы он стал меня бить и бацьке моему пришлось включать все свои связи, чтобы меня оттуда забрать.  Папа меня любит. Специально под меня зеки строили библиотеку в Мяделе. Общественно полезное дело. Все ему аплодировали. А меня сделал заведующей, чтобы я не скучала.  Вот, что это такое все?  Я уже полгода по твоей библиотечной карточке читаю.  Ищу ответа на вопрос.  Его нет в  книгах.
Знаешь почему. Потому, что от народа прячут.
— Кто? — спросил Фельдмаршал,  удивленный.
— Такие как ты диссиденты. Я знаю,  кто ты. Мне про тебя бацька  рассказывал. Ты думаешь я не чувствую разницу между нами. Ты своих ксероксов начитался.
— Каких ксероксов! — восхищенный ее безумным воображением, воскликнул Фельдмаршал.
Но Лена его не слышала.
— У меня спецхран есть с книжками, которые изьяты из библиотечных фондов.  Я, вопреки инструкции,  книги не уничтожаю. Плевать я хотела на их инструкции — книги жечь.   Там много разного. Недавно принесли Кузнецова «Бабий яр».  Я тебя туда пущу, бери себе что хочешь, это все снято с учета, и этот журнал забери, привези мне только из Минска ксерокса почитать.