Нельзя, чтобы подумали, что коммунисты плохо живут

Тамара Тишина
Вспоминаю случай.  В Симферополе, в конце декабря 1989 года в продуктовом мага-зине  кассир не нашла  сдачи с   двадцати пяти  рублей и послала меня  разменять деньги в подсобку (служебное помещение). В  тесной подсобке за столом сидела  полная женщина  в белом халате, надетом  на  толстую тёплую кофту и во    взъерошенной   мохеровой шапке. Она считала деньги и при этом  шевелила   губами. Чтобы не мешать ей, я присела  на стул у стола  и стала ждать, когда она закончит. Зазвенел телефон, и другая вошедшая продавщица взяла трубку.
- Никого нет, некому отнести, - отвечала  она,  вероятно, на  чью-то просьбу. - Ну, что же делать? Нет никого.
  Было слышно, как в трубке кто-то заплакал:
 - У меня  уже три дня  нет хлеба……
 Я встала.  -Дайте адрес, я отнесу. 
 Продавщица посмотрела на меня и  снова  в трубку :
- Принесут вам. Успокойтесь. Полбатона? Хорошо. Да, а творог не нужен?  За 17 копеек, свежий.
 В трубке благодарили, желали здоровья и благополучия в Новом  году.
С покупками я отправилась по адресу. Это было совсем не далеко. На мой звонок бы-стро открылась дверь, и я увидела  маленькую,  морщинистую, с тёмным цветом лица старушку.
- Проходите, проходите, - доброжелательно, с хрипотцой в голосе, пригласила она меня  и  заковыляла в кухню, держась за стены.  Её  худоба,  криво застегнутый   цветной халат  из байки, надетый на ночную, потерявшую всякий вид, рубашку, вызвали у меня такую жалость, что  я с отчаянием воскликнула:
-Да где  же  ваши дети?!
В кухне  батон и творог я выложила на стол, на котором увидела две пачки папирос  «Беломорканал» и какие-то жёлтые старые листы с  множеством квадратов, испещрённых записями и цифрами.  Тотчас Анна Ильинична (так звали  старушку)  достала кошелёк и, подсчитав сумму  - 47 копеек,  стала отдавать мне. Я не брала. Она  обижалась:
- Нет, нет, я не могу взять бесплатно. У меня ведь  пенсия 70 рублей. Да я всегда за всё платила, когда пенсия была и  30 рублей. Нельзя, чтобы подумали, что коммунисты  плохо живут.  Я ведь пятьдесят пять лет в Партии.   
Она помолчала, а потом  спокойно   запоздало  ответила на моё  бестактное  восклицание о детях:
-  А детей у меня нет, но я воспитывала  племянника – сына   репрессированного  брата -  генерала. Она назвала его фамилию и ещё нескольких репрессированных родственников. Очень огорчилась, что я о них не слышала  и ничего не знаю. 
Когда  разговор перешёл на политику,  Анна Ильинична как-то выпрямилась,  её глаза помолодели. Она достала  папиросу и стала  разминать её,  но затем вернула в коробку. 
 -  Сталина я видела в саркофаге. Знаете, он всегда казался таким представительным. А там лежал  маленький человечек, с ямочками  от оспы на лице. И что  меня поразило - так это уши, такие  большие, и  очень узкий  лоб. Он мне стал противен. И этот ужас   с лауреатами  Сталинской  премии! Слышали? Ужасно!   
 - А что с Литвой?  - спрашивала она.
- Как вы думаете, что будет?  Мне звонил племянник, поздравлял с Новым Годом. Мой племянник эрудированный очень. Он был главным директором крупной обувной фабрики  и  семь раз избирался  членом ЦК профсоюзов. Я его спросила о Литве.  Так он сказал мне, что это не телефонный  разговор, и что Литву мы «прокакали».  Извините, что я так выражаюсь. 
Я перевела  разговор на её жизнь.
- Анна Ильинична, Вам нельзя жить одной. Почему  Вы не едете к  племяннику?
Она вспыхнула и  с  горячностью  сказала:
- Да  ведь у меня есть хорошие друзья. Она назвала  профессора Н., которого знала и я по работе в  Мединституте.
- Это кристальной честности  люди. Сейчас они на пенсии, но всё равно, когда я скажу надо человеку помочь,  они всегда помогают.
Оказалось, что и соседка забегает к ней, приносит хлеб; есть и студентки, но вот уже  два месяца, как никто не появляется.
Я собралась уходить и  из коридорчика  заглянула  в комнату.   Комната поразила меня   аскетической обстановкой, -  что-то  от казематов в Петропавловке: железная кровать за шкафом пятидесятых годов  и непокрытый стол у стены - вот и вся мебель. На неубранной  кровати   ветхое, заношенное бельё бесстыдно бросилось в глаза.  Однако пол был чист,  и нигде не лежала пыль.
  - Вы молодец, Анна Ильинична. В таком возрасте, а у Вас чисто.
 Моё замечание ей явно понравилось.  Она позвала меня к шкафчику за дверью в кух-не, и с довольством показала, в каком порядке содержится у неё посуда. Дешёвые из толстого стекла тарелки разного размера стояли стопкой,  а внизу блестел   ряд  начищенных алюминиевых кастрюль.
Закрыв  дверцу шкафчика, она    засеменила  в комнату к  платяному шкафу; открыла его, и опять на её лице отразилась радость, что кому-то может показать  свой идеальный порядок чистого белья.  Из  ближайшей стопки  вытащила старенькую наволочку,  развернула  и показала, как тщательно и красиво она   заштопана.
- Ничего не пропадает, всё служит долгие годы. И так  копеечка к копеечке . . . -   с улыбкой говорила она. Я  не удержалась, вздохнула и выпалила:
- Анна Ильинична, как Вам трудно!
Она помолчала,   потом с достоинством сказала:
- Зато я  честно прожила свою жизнь. Я ведь была  директором гостиницы. Меня вы-звал секретарь  райкома и  спросил: - Сдюжите, Анна Ильинична? 
-  Справлюсь,  -  ответила я.
- Да только, когда они начали свои делишки делать, - грузинам отдельные номера   и другое, я не пошла на это,  и они «сожрали» меня. Вы извините, что я так выражаюсь.  А когда узнали, что остаюсь в их парторганизации, то опять заюлили: «Аннушка, Аннушка. А я  честный человек.  Она замолчала, и чувствовалось,  что старая обида не забыта.
Мне захотелось поддержать её.
- Анна Ильинична, да таких людей как Вы, кажется, и не осталось!
 На это она ничего не сказала. Нашла в стопке место для наволочки и аккуратно положила её обратно.
- Какой продукт Сталинской Эпохи! - думала я, возвращаясь  домой. Полное переосмысление  назначения   женщины.  Вместо   - любить,   рожать  детей, хранить  семью и т. п.,  она работала в Партии  пятьдесят пять лет, без детей, мужа,  каких-либо материальных благ.  Но везде и всегда  оставалась  честной, преданной коммунисткой. Мне было жаль её.