Пушкин
Тайна авторского заглавного листа Маленьких таких трагедий о самом себе
Задумав писать серию поэтических драм «Маленькие трагедии» (МТ) сразу следом за Бесами и Гробовщиком некоего Белкина, Пушкин так изобразил начальный их заглавный лист:
рис. «Маленькие трагедии». Рисунок Пушкина на набросках заглавного листа 1830
Несколько примечательных заметок по поводу этого листа с графикой Пушкина, отражающих его замысел, настроения и ход мыслей о фабуле и сюжетах его «драматических сцен»:
1) Трагедии … даже в виде сериала ! Ничего радостного по поводу женитьбы в душе поэта нет … Ему грустно, он трезвеет, он рад бы теперь отказу но … он не борец с молвой – он раб чести со всеми ее «за» и жуткими «против»
2) На обложке – рыцарь, боец в тяжелых доспехах: ему предстоит бой … за честь. За честь? Если ее нет, то какой смысл драться? А, если есть, то зачем биться?
3) Иные важнейшие атрибуты этой графики:
- за рыцарем (помните « О бедном рыцаре…») показаны = поверженный дом (или храм?), потерянной знамя (стяг, штандарт), 3 стрелы или пики, секира над чашей для сбора крови на плахе ( или чашей моления!?)
4) Читаем эти коды графики так: Дом его будет разрушен, Знамя его ( честь) посрамлены, ждет его казнь как ритуальной жертвы
5) При таком декодировании заглавного листа его персонаж – не рыцарь вовсе, а его палач,,, защищенный в бою броней … как д_Антес вероятно и сделал …
Пушкин был суеверен = тексты сбываются = и оставил вариант заглавного листа без движения
Драматические сцены по мнению специалистов образуют цакл – цикличны: Зло в них гуляет по кругу. Судя по дневниковым записям поэта, весь цикл был написан в 1830 г, в период знаменитой Болдинской осени, чуть больше, чем за две недели:
• 20 октября завершена работа над «Метелью», последней из «Повестей Белкина».
• 23 октября переписан начисто «Скупой рыцарь».
• 26 октября окончен «Моцарт и Сальери».
• 1 ноября писалась «История села Горюхина».
• 4 ноября окончен «Каменный гость».
• 6 ноября — «Пир во время чумы».
Важные пометки:
(а) МТ начаты с «Метели « .. . Первое творение этой мистической волшебной осени Пушкина было о Бесах в метели! Да не простой, а вьюги!
«Эй, пошел, ямщик!..» —«Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Старый пушкинский Бес призвал рой бесов, что воют, не пускают к задуманному погибельному счастью с Натали, не дает совершить грешное дело = жениться на нелюбящей! Ибо ей ведь придет пора … и она…
Второе творение осени было о Гробовщике – соседе Гончаровых и с видением самого себя среди мертвецов – клиентов Андриана реального! Ужас кошмара провидца!
И вот МТ начаты со сцены метели – бунта хтонических сил, всей Матери Природы времён Хаоса, которые решительно против затеянной поэтом игры с мойрами.
Бесам Пушкина его жалко и они хором воют о беде:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Метафабулой (основным доминирующим материалом или темой) МТ стало Возмездие за неверность и неотвратимость наказания смертью за грехи