В этом грандиозном мире
В этом конфликтном мире
Умом всего нам не объять,
Сибирь пешком не исходить.
Нам бы самих себя понять,
К себе пути найтить.
1. Российская Федерация
Страна необъятная и непостижимая.
Страна как будто все та же /Она как будто другая.
Все в этом мире меняется, меняется и, кажется, повторяется.
05/03/2022 80-я годовщина первого исполнения в 1942г в Куйбышеве
7-й симфонии Дм. Шостаковича, посвященной осажденному Ленинграду.
Сильная, героическая вещь. Позже ее исполнят в Ленинграде.
В Москве о годовщине говорили весь день. Гремела музыка.
А в эти дни продолжалась жесткая осада украинского Мариуполя.
Ок. 500тыс. жителей остались без продуктов и медикаментов под
обстрелом. Укр-кие войска не выпускают жителей желающих уйти по
коридору, предоставленному россиянами.
Каждый день по "Радио России" -- о русских супергероях. Здесь и
антрополог Миклухо-Маклай, и писатель Достоевский (*гиперакцентуиро-
ванный), и журналист Гиляревский (*буйный --?) и ... и конечно же, в
газете "Вечерняя Москва" -- А.С.Пушкин с триумфальным стихотворением,
посвященным взятию русскими мятежной Варшавы.
Б.Брехт: "Несчастна страна к-рая нуждается в героях".
(К.Душенко, 2007, с67).
"": Вы редко совершите ошибку если будете хвалить Россию и русс-
ких людей -- они готовы слушать подобные словеславия куда больше того,
что может выдержать средний англичанин /-- пьют с теми кому доверяют".
(Лауден Стенли. Кремлевские бриллианты для Галины. М., 1993, с9, с12).
Занесенные в прошлое
В современной России любят обращаться к героич-му прошлому, забы-
вая о потерях и поражениях.
"": Кто хвалится прошлым, тот хвалится не своим".
Пассеизм (фр. passeisme) - пристрастие к прошлому, любование им
при безразличном -- отношении к настоящему -- отсталость взглядов,
консерватизм" (Словарь иностранных слов. М., 1964, с478).
- 2 -
Опасность увлечения своим прошлым -- в том что оно затемняет нас-
тоящее, мешает адекватному восприятию действительности. Ведь совсем
недавно Европа кормила Россию "с ложечки", посылала гуманитар. помощь.
Мощная Российская империя, к-рая терпела поражения и при Николя
первом и при Николя втором, навсегда ушла в прошлое. 02/04/2022 прези-
дент Франции (*когда-то была империей) заявил что Европа не допустит
возрождение империй. Советский Союз распался и его восстановление не-
возможно. Всякие разговоры о Малороссии и Новороссии, о возрождении
Российской империи (*"жандарм Европы") или о восстановлении СССР -
опасны. Это настраивает многие соседние страны решит-но пртв России.
Вряд ли возрождение могучей России понравится Китаю, к-рый недавно за-
имствовал у России военные технологии а теперь видит в ней источник
сырья. КНР в свое время выступила в полит-м и военн. отношении союзни-
цей США пртв СССР. За распадом СССР поток ширпотреба из Китая закрепил
капитализм в РФ. Ряд россиян желали бы видеть в КНР союзника РФ. Но
все гораздо сложнее: Китай не признал Крым российским, старался дру-
жить с Украиной -- не желает слишком раздражать США. Ослабление России
радует Турцию и других.
В СССР была одна политическая партия (ср. Китай).
Самая гибельн политическая линия - это прямая.
Прямая не может охватить пространство (*политика Китая и США).
Распад СССР должны были закрепить через крах идеологии (в "Черной
книге коммунизма". (М., 1999, с27) -- 7 "Д": департизация /демилитари-
зация /деколлективизация /демонополизация /деиндустриализация -- эко-
логия /деанархизация. Все что плохо сейчас - расплата за большевизм".
В настоящем
Наладить добрососедские отношения с бывшими республиками СССР -
практически невозможно: мешает история (в настоящем то же что и в
прошлом - "большой медведь"), сильный потенциал притяжения других
стран. С опаской смотрит на русских казахстанская элита. Но главное -
это США к-рые укрепляют свое господство в мире. Операция России в Ук-
раине ведет к понижению ее военн. потенциала (расход ресурсов). Так же
как в 80-х гг. (СССР пртв США) от пртвостояния России с Западом в вы-
- 3 -
играше оказывается Китай. Сейчас положение России, между Западом и
Востоком (*помнить и Японию), чем-то напоминает положение Польши между
Германией и СССР в 1939г. (США вполне могут договориться с Китаем --).
Присоединение Крыма к России оправдано стратегич-й необходимостью
защиты от растущей угрозы со стороны НАТО. Уже были попытки проводить
совместные воен. учения Украины с США - в районе Феодоссии, несмотря
на протесты населения. Отделение Донбасса от Украины обусловлено наци-
оналистич-й политикой в Украине; исторически этот район был русским.
Процесс фашизации Украины вполне естественен - это способ самоутверж-
дения -- формирование своей государственности. Укр-цы боялись силы
русского языка, могущества русской культуры. Враждебность к России со
стороны определенных слоев населения Украины проявилась задолго до
присоединения Крыма к России.
Культивирование своей особости: "Кто не скачет, тот москаль"; на
улицах -- молодые люди в рубашках с надписями: "Бей москалей!", "Я не
москаль". Начиная с детсада, - все в "вышиванках".
Фашизация проходила в странах Прибалтики в 1920-х и с 1988г
/особенно с 1989года. И конечно же -- в Польше. Поляки создали Инсти-
тут Национальной памяти -- понятна его роль. Они говорят: У евреев
есть Холокост; у русских - 1945год, Великая победа; у поляков - Катынь
(руководство России не раз преклоняло колени -- в Польше, хотя нет
юридич-х оснований -- /политика действует прямо). Украинцы заимствова-
ли у поляков идею Инст-та, девиз "Ще не сгинела --" (*?) и оседлали
Голодомор (голод при Сталине был не только в Украине но и во многих
областях СССР, не только в начале 30-з гг., но и после 1945г.)
Понять Россию не просто
"Судьбу России" обдумывал Н.Бердяев. Свою книгу на эту тему пуб-
ликовал В.Кожинов (обложка - крестьяне отец и сын -- топор за поясом).
Эти книги йа читал давно, делал критич-е заметки (потерял их), возвра-
щаться к ним необязательно.
Публицист В.Кожинов о будущем России
("Сов-кая Россия" ("Отеч-е записки" июн 1997, с15 /"Подвижники духа")
Кожиновский чеканный прогноз о -- трагич-й нашей дилемме: "Либо
страна вернется на тот путь по к-рому она так или иначе шла в течение
- 4 -
тысячелетия, либо нам предстоят беспрецедентно тяжкие беды" (*??).
Его мысль: В грядущем веке "наша жизнь зависит прежде всего от
того, будет ли коренным образом изменен курс к-рым страна следовала в
течение последнего 10-тилетия" (с 1991г.), к-рое провозглашено "воз-
рождением России" (отсчет не от 1917г. --"черная дыра") и к-рое
В.В.Кожинов считает отошедшим от русского пути --
В двухтомнике "Россия. Век ХХ" он пишет что 75лет сов-кой власти
невозможно выбросить из истории -- не надо пртвопоставлять историю до
1917г и после него -- надо "срастить времена". В.В. пытался вычислить
присущность -- соц-кого идеала, соц-кой утопии самой русской душе --
чувствовал призванность России, ее мессианскую роль -- движение к
соц-кому идеалу в русском воплощении. По мнению В.В., соц-кая идея не
была привнесена (*Ленин -- стихийное сознание) а развивалась на протя-
жении 19-го века -- патриотич-я идея не пртвостоит соц-зму. Крупнейшие
русские мыслители предсказали неизбежность соц-зма в России. Для выхо-
да из кризиса нужны не "показушные" (А.А.Зиновьев) а поступательные --
нарастающие действия. В.В. был непримирим к несправедливому устройству
жзни в России -- вывоз гигантских капиталов из России требует каких-то
мер. Власть, допускающая такое, не имеет права на существование".
Юрий Крохин: "... странными представляются мне сегодня поиски на-
циональной идеи -- Кто-то пытается соорудить причуд-ю смесь из некогда
популярной триединой формулы - православие, самодеравие, народность и
тезиса о державности, почвенности во вкусе воззрений Достоевского".
О "причудах нац-ного характера: почему именно в России так велико
было всегда внимание к словам писателя и поэта -- откуда эта страсть
спорить до хрипоты на политич-е темы, склонность к крайним взглядам и
фанатизму?" (с8).
Ф.Искандер в диалоге "Думающий о России и американец" описал си-
туацию, когда на вопрос американца что делают в России?, ему отвечают:
В России думают о России. Это главное дело России". -- многие думают о
России а остальные воруют" (с9).
(Юрий Крохин. Фатима Салказанова: открытым текстом. М., 2002)
2. Можно ли "Умом Россию понимать" (*а чем же еще?)
На Западе давно хотели понять "загадочную русскую душу". Работали
сотни ученых: историков, социологов, политологов, советологов, славис-
- 5 -
тов и руссистов. Писатель-конспиролог А.Шевякин считает что они изучи-
ли и поняли русских гораздо лучше самих русских. Их дипломаты превос-
ходили советских. Причины распада СССР он видит в подрывной деятель-
ности спецслужб США.
А.Шевякин: В США выявили стиль мышл-я сов-ких политиков /в 1984г
спец-ты из ЦРУ делали прогнозы -- /В других странах разбираются в рос-
сийской политике лучше росс-х журн-тов /В мае 1991г -- предсказали ав-
густовский путч (с135). Ш-н верит что небольшая группа мыслящих актив-
ных граждан способна изменить мир --
(Полторанин М.Н. Власть в -- эквив-нте-2. Злой дух России. М., 2013
/*с5 (7)-51 "Безволие русской нации. Истоки. Врачба").
*Система в гос-м устройстве творится духом н-да пд гнетом внешних
обстоятельств, к-рый можно заменить внутр-м гнетом /н-д тем сильнее чм
более сильн. давл-е своей власти он может выдержать (1929-53гг СССР).\
Понятно что для Запада желательна предсказуемость (прозрачность
-- "открытость") России (сами США часто действуют не по правилам).
Изучают страну и правящий режим оппозиционеры, готовые сотрудничать с
Западом. У них свое понимание будущего страны - вместе с Западом. При
этом их не волнует то что Россия при предлагаемых реформах может зна-
чительно сократиться (*пример -- распад СССР).
Настоящее пртивостояние России (практически в одиночку) с Западом
сильно напрягает страну.
В литературной среде современной России, среди либеральной интел-
лигенции известна своей рассудительностью И.Д.Прохорова, сестра круп-
ного бизнесмена. Несколько лет назад она иногда выступала на радиос-
танции "Эхо Москвы" с "особым мнением", внимательно следила за поли-
тич-ми процессами. Теперь А.А. нашел ей новое примененье -- глава кор-
порации (А.А.Венедиктов - самый умный и энергичный в Москве, неповто-
римый -- гений звука и видео) отдал свой час на "Эхе" (с 14/07 до
14/50 в пятн.) культурологу И.Д.Прохоровой для реализации нового про-
екта (с какой целью? для кого и для чего?).
14/05/21 первое выступление И.Д.П. на "Эхе" -- будет вести регу-
лярные передачи "Умом Россию понимать" по истории страны и -- Её зада-
ча - оспорить известное высказывание Ф.Тютчева: "Умом Россию не по-
- 6 -
нять..." (*неумопостигаемость) -- сделать это профессионально, качест-
венно -- с юмором: "Без юмора в России нельзя ...".
И она старательно хихикает в течение своей передачи во время бе-
седы со специалистами по истории России.
А 10/02/22 израильтянин В.А.Шенд-вич процитировал Ф.Ницше: "Смех
- последнее прибежище раба" (*йа не проверял, поверил ему).
Ёще раньше он одобрил работу И.Д.П. по переформатированию мозгов
россиян. Несколько лет тому назад она тонко заметила (кажется, сочувс-
твенно) что президент загнал себя в ловушку. 09/02/22 лондонский блог-
гер Олег К-н на "Эхе" сказал что, по его мнению, у президента депрес-
сия, он попал в "экзистенциальный тупик" (*тяжела ты, шапка Мономаха!)
Умом Ирину не понять.
Но как ей можно доверять?
Она, конечно, без обмана
Прочтет всем строчки Губермана:
"Давно пора. -- мать, умом Россию понимать!"
----
Ах, как она речиста! - сестра баскетболиста.
К тому же эта дама -
поклонница безумца Мандельштама.
Была ли Ирочка в юности ироничной?
Но, вообще-то, она мыслит серьезно. Главное в ее передачах - до-
гоняющее развитие России на протяжении нескольких столетий -- о ца-
рях, о дворянстве -- Есть и разговоры о том что ближе: рев-ция -- нэп
-- индустриализация. Ее интересует: был ли советский человек или это
выдумка? Кто такой интеллигент? (*в беседе с инт-том А.Архангельским).
Перестройка в СССР показала что ...
"Здесь Русью и не пахнет" (*В.М.Мокиенко... 2005, с559).
Российские женщины стали тратить на косметику и парфюм
в 1990-х "суммы, сопоставимые с бюджетом Мин-ва обороны".
Россия держала первое место по закупке -- из Франции.
3. Ф.Тютчев и другие
"": Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется\
И нам сочувствие дается как -- (*?)
- 7 -
*?И вдохновение дается как к нам приходит благодать.
Тютчев Ал. Ив. (1800-1856) декабрист, чл. Общества соединенных
славян -- с 1836г на поселении в Енисей-й губернии.
Тютчев Фед. Ив. (1803-73) -- чл.-кор. Петерб. АН (1857) -- духов-
но напряженная филос-я поэзия -- ощущение пртворечий бытия -- о жзни
природы, космич-е мотивы -- публицистика, тяготел к славянофилам.
(Сов-кий энцикл-й словарь, 1990г, с1385)
Бывший активный участник перестройки офицер КГБ СССР Б.П.Курашви-
ли в своей книге "Куда идет Россия?" (1994г - "лихие 90-е") пишет:
"Блажен кто посетил сей мир в его минуты роковые" (Тютчев). -- В
моральном же отношении видеть свою родную страну -- унижаемой - это
для ее нормальных граждан мука и страдание -- наступило время негодя-
ев. -- Россия оказалась страной к-рая первой бросила вызов -- эре
пртвоестественного (*?) для человека социального неравенства" (с229).
Из разных мест
Тютчев: Нет никогда тк правду божью людская правда к бою не звала
и это клич сочувст. слепого, всемирн. клич к неистовой брьбе /Разврат
умов и искаженье слова - все поднялось и все грозит тебе о край родной"
Ф.Т.: В крови до пят мы бьемся с мертвецами воскресш для новых похорон"
Важные мысли русских писателей о лит-ре (т.2, Л., 1939г., с226):
Из уст человека не выходит ни одн. фразы к-рую нельзя было бы просле-
дить до той обст-ки из к-рой она вышла (*!?Тютчев) -- жзненн. процесс
из к-рого она вышла /""в жзни нет голых фактов нет поступков нет фраз
к-рые не имели бы за собой истории, к-рые можно бы представить без
всяк. отнош-я к целому ряду дргх фактов -- и фраз".
"мысль заключает в себе источник необычайного богатства выводов и
применений -- (с263 /*!Тютчев).
("Наш Современник" #11/2002, с198) Юр. Хохряков: ... по Тютчеву,
Россия самим фактом своего сущ-ния отрицает будущее Запада чем и объ-
ясняется маниак-я агресс-ть -- по отнош-ю к России -- /В этом едино-
душны Данилевский и Достоевский".
("Наш С-к" #10/2002 /с5) Вас. Белов признается что он "у Тютчева
читал о стыдливости -- русского человека -- а я - русский человек и
много стыжусь --".
- 8 -
Из глубины: Сб-к статей о русской рев-ции. -- МГУ, 1990 (1918):
-- изгнание турок из Европы предсказано Тютчевым и Достоевским (с93).
Тютчев приятнее чувствовал себя в мюнхенском посольстве нежели в "краю
родном долготерпенья", "в местах немилых но родных" (с95). Исполнится
предвестие Тютчева (объединенное славянство свергнет иго германства и
докатится до Царьграда) над к-рым рано еще иронизировать (с99).
"О, бурь заснувших не буди, /Под ними хаос шевелится" (с101 /Тют-
чев). Толстой огромное свое дарование посвятил делу разрушения России.
Из "Антиглобализма" пртв космополитизма -- слова Тютчева:
"Как перед ней ни гнитесь, господа, вам не сыскать признания Европы!"
Некрасов Огареву: Меня страшит моя Россия /Мы к сожал-ю моему /Не
справимся с времен Батыя /У нас простора нет уму (Зин*) /В своем углу
кк проклятые /Мы неподвижны и гнием /Не помышляя ни о чем /Куда ни
взглянешь - все тоска /На улицах все снег да холод /К тому и жзнь нам
нелегка: везде безденежье и голод".
(Л.Ю.Ильина "Русская поэма 1860-х --". Вильнюс, 1988)
Р.Роллан (левый француз?): Патриотизм - это последн прибежище
идиота" (ср. В.В.Познер: -- подлеца").
"Каждое гос-во имеет столько земли сколько способн удержать".
В.Даль: русский человек -- на 3-х своих стоит: авось, небось да
как нибудь".
***
Русская тройка
Толстовское "не могу молчать!" выстрелило в 1918г
Его можно зачислить в соучастники расстрела царской семьи.
Сила слова Л.Н.Толстого, его авторитет были велики в Европе. Его
обвинения пртв Николая II широко издавались. И британская монархия от-
казалась приютить семью Николая. В.Л.: Л.Толстой кк зеркало -- рев-ции
Ф.М.Достоевский изнемогал: "Будь что будет, а я выскажусь. Будут
вопли общественн. мнения". Писатель Ф.М.Д. как и издатель А.Суворин не
пошли бы доносить еслб знали о планах покушения на царя. Общество было
резко настроено пртв монарха.
А.П.Чехов ("удивительный человечина") успешно творил (это изд-ль
Лейкин сделал его писателем) в "кислое время". Он не стал пробовать
- 9 -
себя в сочинении романов. Писал пьесы и короткие рассказы, смешные и
грустные. Они нравились В.Ленину.
Все трое высоко ценимы на Западе за изображение русских людей --
*Представительница США в ООН с возмущением: русские поступают
совсем по-Чехову --" (*умом не понять /нельзя верить).
(Эхо 200314 14ч15: ... г-жа П-рс назвала присоединение (*возвра-
щение) Крыма к России воровством --").
***
Выросший в СССР имперский русский писатель (мечтатель)
О "вещах -- загадочных, связанных с состоянием русской души, соз-
нанием русского народа, -- непостижимо размытого на огромном прост-
ранстве -- /Это загадка русской стихии к-рую можно отметить метафорой
Тютчева", - писал В.Бондаренко ("Россия - страна слова". М., 1996):
"Природа - сфинкс. И тем она верней своим искусом губит человека,
что, может статься, никакой от века загадки нет и не было у ней" (с533)
*См.: Россия сфинкс, Россия загадка, "загадочная русская душа".
"Трубадур имперской России" В.Бондаренко писал в своей книге: Как
молодая имперская нация мы подпитывались древней римской -- византийс-
кой, европейской культурой -- придав древним римским замыслам наш
русский размах, мы (*?) создали величайшую русскую лит-ру как лит-ру
изначально имперскую. Тщетно пытались отделить имперскость от русскос-
ти все разрушители --". Г.Федотов в 1937г назвал Пушкина "певцом импе-
рии и свободы" (М., 2007,с458 /*см.: "кочевые космополиты").
*Для империи нужны рабы, крепостные или -- "Винтики" (в 2022г - ?)
*Свобода ведет к краху империи и расцвету культуры (Д.Балашов).
Вадим Кожинов " дал нам щит а мы добавим свой меч. Россия выстоит
и победит" (с316 /*"страна слова" с "женскою душой").
"У нас сейчас есть деньги (*нефтедоллары), больше чем у китайцев,
есть строители -- но нет великой мечты, нет воли к победе. А мечта и
воля реализуются исключ-но через силу слов -- нац-ную культуру" (с6).
*Большевики словами завоевали Россию, но словами не смогли пост-
роить -- экономику, даже ценой пота и крови. Ленин великий мечтатель*
*В.Бондаренко - за особый путь России -- формирование нац-й элиты
/См. также А.Г.Дугин -- геополитика (*братство с японцами); Юрий
Крупнов -- "Стать мировой державой" и мн. др.
- 10 -
И снова Ф.Тютчев:
Земная жизнь кругом объята снами; --
Стихия бьет о берег свой. --
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн. --
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены. (*напечатано в "Современнике", 1836г)
(Абсолютное стихотворение. сост. Б.Хазанов. М., 2005, с130).
Имея неприглядный внешний вид, остроумный Тютчев легко воспламе-
нялся, был влюбчив и был любимцем женщин (*женское ухо к пылкому слову
не глухо). У него не было амбиций, не карьерист.
19-ти лет он попал в Германию на службу в дипмиссии -- провел в
Мюнхене ок. 15-ти лет. Стихи о природе, известные русским школьникам,
написаны им в Баварии (с132).
Тютчев долго (20лет?) жил и служил в Германии. Его жена - немка.
Как всякий русский -- посещал Италию. Кажется, стихи он (дипломат) пи-
сал "с лёту", небрежно, не шлифуя --
Удивительно мало высказываний Ф.Тютчева привел К.Душенко.
Ф.Т.: В России нет ничего серьезного, кроме самой России".
"Надо признаться что должность русского Бога не синекура" (По по-
воду упований на "русского Бога" во время Крымской войны).
"У меня не тоска по родине а тоска по чужбине" (с523).
О Тютчеве пишет Р.К.Баландин в кн. "Русские мыслители" (М., 2005)
Крылатые слова Ф.Т. "Мысль изреченная есть ложь" оч. понравились
В.Вернадскому, они выражают невозможность для людей когда-либо "логи-
чески охватить все разнообразие природы -- охватить реально Сущее".
*Ср. теорема Геделя о неполноте.
*Отсюда -- "Умом Россию не понять". Поймет ли это Ирина Дм.?
Р.К. с восторгом пишет о стихотворении Ф.Т., проникнутом духом
пантеизма (с176-77).
"Невозмутимый строй во всем, /Созвучье полное в природе, --
И от чего же в общем хоре /Душа не то поет, что море, /И ропщет
мыслящий тросник!" Р.К.: Человек словно -- на вечное недовольст-
тво наделен разумом" (с178).
- 11 -
Ф.Т.: Мужайтесь - боритесь прилежно, хоть бой и не равен, брьба
безнадежна!" -- "Тревога и труд лишь для смертных сердец... Для них
нет победы, для них есть конец" (180).
*Русский хрктр? Ср. эсхатологизм --
Р.К. разъясняет слова "Умом Россию не понять, /Аршином общим не
измерить -- В Россию можно (*?нужно) только верить": История во многом
- это судьба, а не предначертание. Будущее России определить невозмож-
но -- остается только верить".
*Иностранцы в этих словах Тютчева видят (и слышат) его гордость
/чувства -- раньше мыслей.
Ф.Т.: Истинный защитник России - это история, ею в течение 3-х
столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания --" (182)
После поражения в Крымской войне -- Ф.Т.: Судьба России уподобля-
ется кораблю, севшему на мель --" (с184).
4. А вот что печатали в конце существования СССР
Иностранцы о русских в прошлом (*отрывки)
ЗАПИСКИ О РОССИИ. Маркиз де КЮСТИН. СП Интерпринт (перевод с
французск /*? - см староруск яз.), сост. МК "Книжный мир". М.,1990
144с., трж 400тыс., цена 3р.60к. (*!).
Издательство отмечает "у Кюстина непоним-е характера русск. чело-
века -- Русские для него вместилище всх пороков хотя внешне "прекрасны
кк ангелы"-- /все для европейца непривычно -- внушает истерич-й страх
-- беспредельность равнин и отсутствие свободы". Он сгущает краски,
гиперболически представляет образ России. Его книга издавалась в Рос-
сии дважды: в 1910г., (Предисловие В.Нечаева) и в 1930гг (*осудить
царскую Россию /*голод в СССР). Нечаев указывает на сходство "Записок"
с знаменитыми письмами Чаадаева.
Надменный и язвительный маркиз писал в 1839г, после поражения На-
полеона от России, В русском он видит лукавого и коварного раба. Для
советского читателя, знакомого со сталинским уравнительным рабством,
некоторые пророчества К-на о будущем России сбылись -- в 20-м веке.
Великая держава влияла на судьбу Европы полтора века назад. К-н
понимал что свобода и благоденствие всего человечества (*) будут воз-
можны, если они будут реализованы в России. Эта мысль актуальна и в
"наши дни" (*накануне развала СССР /2022 - вновь: Россия и мир).
- 12 -
Вот что писал этот наглый маркиз.
Московиты - народ, рожд-й для рабства, -- свирепо относятся к
проявл-ю свободы -- даже у турок нет такого унижения (с3). Толпа всег-
да будет подчиняться людям к-рых она признает своими вождями: назовите
их священниками поэтами докторами учеными тиранами (с5).
В течение более 100лет русск. цари вельможи ученые -- копировали
Запад но н-д остался оригинальным. Торжество врожденных способностей у
н-да; н-д плохо направленн воспитанием" (с35).
Кюстин пишет о русских: умная раса; вялость, грубость, робость
антипатичны славянскому духу".
"В России на всем лежит печать двойного уныния: боязни власти,
отсутствия солнца" (с121). К-н отмечает что русские, при всем своем
уме, умеют (многое*) делать для искусства и для артистов". Комментатор
пишет что у К-на, уехавшего из России, было чувство свободы, знакомое
всякому цивилизованному человеку, покидающему Россию" (с122).
Его изумляет способность русского правительства производить впе-
чатление -- оно даже издали внушает к себе почтение иностранцам, из-
бегшим его железной дисциплины. Его хвалят или -- молчат". К-н хотел
бы чтб франц-е офицеры написали об ужасах русского плена (с123).
К-н считает что русского народа еще нет.. Есть императоры, есть
крепостники, царедворцы, также имеющие крепостных". Если даже робкий
историк-царедворец Карамзин решился писать правду о своих соотечест-
венниках, тем более несомненно право на это иностранца. При том что в
стране с детства прививают скрытность и тонкости восточной политики,
Маркизу встречались молодые люди, краснеющие при мысли о суровости ре-
жима. Вообще, природные св-ва русских разгадать очень трудно.
Страна "без средневековья, без католицизма, без рыцарства, без
уважения к своему слову -- вежливые подобно китайцам -- хитрые, как
евреи, склонные к интригам -- с мягкими манерами восточных людей, жес-
токие в душе, насмешливые по природе и в силу сознания своей слабости.
Постоянно следя за собой, они -- самые жалкие на свете люди (с125).
Чувство приличия, эта полиция воображения, - печальное качество в
силу к-рого собственные взгляды -- приносятся в жертву чужим (*!об-
щест-е мнение). Русские привыкли наблюдать, злоупотребление этим ве-
дет к недоверчивости, бездействию. Утонченный такт русских - прикрытая
- 13 -
лесть, высшая добродетель подчиненных к-рые чтут врага, т.е. начальст-
во, пока не осмеливаются поразить его. Благодаря высокоразвитому се-
ральному (вост. царедворцы) качеству русские непроницаемы; но всегда
заметно что они что-то скрывают, но неизвестно что они скрывают, для
них этого достаточно (с126).
"Честолюбие, неудержимое, безграничное, такое -- может зародиться
только в душе угнетенного и питаться только несчастием целой нации,
бродит в сердце русского народа. Эта нация -- завоевательная, жадная
вследствие лишений, заранее искупает унизит-м подчинением на родине
надежду на тираническое господство над чужими. Ожидаемые слава и бо-
гатство отвлекают от общественной и личной свободы. Коленопреклоненный
раб мечтает о всемирном владычестве".
"Россия видит в Европе добычу, к-рая рано или поздно достанется
ей благодаря нашим раздорам. Она поддерживает у нас анархию в надежде
использовать коррупцию к-рой она благоприятствует". К-н указывает на
пример Польши. "Много лет Париж читает рев-ц-е журналы, оплачиваемые
Россией". В Петербурге считают что Европа -- ослабляет себя пустым ли-
берализмом, тогда как русские остаются мощными, именно потому что нес-
вободны -- но другие поплатятся за этот позор" (с127).
К-н пишет что будущее принадлежит католической церкви. Многое за-
висит от Римского Папы. Отмечает у русских боязнь гласности -- ложь и
фальшь. Прикрытая нищета - таково богатство русских; для них наруж-
ность - все, и наружность у них более обманчива чем у других (с128).
"Теперь русские пртв завоевания Константинополя, боятся увеличе-
ния государства, где расстояния являются бедствием". В Петербурге
прошлое, будущее и настоящее находятся в распоряжении властелина. У
подданных - только повиновение и подражание, их взгляд, их воля при-
надлежат главе государства. В России история составляет часть коронных
имуществ -- моральная собственность государя.
Русские слишком много путешествовали, нация стала жаждать просве-
щения; таможня не имеет власти над мыслью -- стены не задерживают --
идеи носятся в воздухе -- они меняют мир (с129). Блестящая будущность
о к-рой мечтают русские, зависит не от них; у них нет своих идей и
участь этого народа -- подражателей, будет решена народами, имеющими
собственные идеи: если на Западе установится единение правительств и
- 14 -
подданных, алчная мечта славян-завоевателей окажется химерою". Русс-
кой церкви чуждо то что всему чуждо в этой стране - свобода..." (с130)
Свое убеждение о России К-н считает своим долгом внушить всему
свету. "Нужно пожить в этой пустыне -- в этой тюрьме -- зовущейся Рос-
сиею, чтб почувствовать какой свободой пользуются в других странах Ев-
ропы. Постоянно надо твердить: в России нет свободы ни в чем". "Когда
ваш сын проявит недовольство во Франции -- скажите ему: поезжайте в
Россию". "Всегда полезно знать что существует общество в к-ром невоз-
можно никакое счастье -- в силу своей природы человек не может быть
счастлив без свободы" (с131).
*А разве Наполеон сделал французов счастливыми? Маркиз избрал
легкий путь - хулить Россию вместо того чтобы что-нибудь сделать для
Франции у к-рой была нелегкая судьба -- рев-ции и войны, соперничество
с Англией. В конце 1830-х гг. Франция снова была накануне рев-ции.
Её-то и боялась аристократия и буржуазия.\
*Понятие "свобода" привлекательно и относительно. Свобода одних
ограничивает других, менее сильных, менее хитрых, менее удачливых.\
***
Еще одна идеологическая атака на Россию.
В 1991г. изд-во "Панорама" напечатало "Записки венецианца Казано-
вы о его пребывании в России, 1765-1766", по изданию 1874г --
тираж 200тыс., цена 1рб. (*зарабатывают и "просвещают").
О Петербурге -- "эта столица высматривает пустыней и соседкою се-
верных льдов" -- "немецкий язык общераспространен в этой стране, а ту-
земное наречие здесь употребляется одною только чернью" (с7).
"Большим уважением пользуются французские книги со стороны русс-
ких, людей образованных или претендующих на образованность" (с10).
"Русский язык - почти первобытный". "Самая бедная деревушка в за-
падной Европе есть чудо великолепия в сравнении с русскими селениями,
состоящими сплошь из лачуг и хлевов". Русские - суевернейший народ в
целом свете -- молится не Богу а поклоняется св. Николаю". -- "язык
московитский есть чисто-татарское наречие, а литургия -- на греческом"
"От русских ничего не добьешься путем убеждений -- словами из них
не сделаешь ровно ничего а колотушками - все что угодно". "Русский
- 15 -
раб, обыкновенно столь покорный и безответный, в пьяном виде становит-
ся просто страшен". В добрые старые времена Петра Великого палочные
порции отпускались методически -- по старшинству. "Истинною столицею
русских будет еще надолго матушка-Москва -- Москва тянет все назад, к
давнопрошедшему -- население, претендующее на неподвижность, любить
книги не умеет". "Русские - самое обжорливое племя --" (с16-19).
*Публикация 1874г была на волне гласности и демократизации в им-
ператорской России. Публикация книги Каз-вы в конце перестройки в СССР
должна была, по мнению издателей, повернуть русских лицом к Западу и
спиной к своему прошлому.
*Россия в те времена была в основном неграмотна. Население часто
голодало нежели "обжиралось". После развала СССР (*с помощью Запада)
многим пришлось перейти к миним-му потреблению всего.
Из того что писал в 1918-19гг Розанов В.В.
(Апокалипсис нашего времени. - /перепечатано: М., 1990).
(М.: "Центр прикладных исследований". трж 160тыс. цена 2р.60к)
"Русская литература есть такая мерзость -- /Литература не выучила
народ -- гвоздь выковать -- "косы вывозим из Австрии". Народ рос со-
вершенно первобытно. В аптеках нет русских -- А горчишники (*) у нас
"франц-е" -- русские всечеловеки не умеют даже намазать горчицы на бу-
магу. -- И вот церковь-то первая и развалилась. Значит, Бог не захотел
более быть Руси". "Просто, как православным человеком русский никогда
не живал". "Суть Руси что она не уважает себя" (с5-8).
"Русские должны платить по векселям и платят -- но везде, где мо-
гут, - стараются жить за счет друг друга, обманывают -- (с18).
Под немцами нам будет лучше. Немцы наведут у нас порядок - "как в
Риге". -- Ибо и нигилизм наш тогда пройдет. Нигилизм есть отчаяние че-
ловека о неспособности делать дело, к какому он вовсе не призван. Мы,
как и евреи, призваны к идеям и чувствам, молитве и музыке но не к
господству. Овладели же к несчастью -- 1/6-ю частью суши" -- испортили
ее (с28). Община - это слишком важно. Община важнее личности даже са-
мой умной (с59).
Как падала и упала Россия. Нобель скупил в России все нефтеносные
земли. Русские все зевали. Были у них Станислвский и Немирович-Данчен-
- 16 -
ко -- основали театр. На гастролях в Берлине -- засыпали венками --
много писали в газетах (с62).
5. Режиссер Ст.Говорухин и философ С.Г. Кара-Мурза
Кажется, у русских преобладает художнич-й тип восприятия действи-
тельности. *Газеты, книги, кино, театр способствовали перестройке.
С.Говорухин в к/ф "Так жить нельзя" драматически представил со-
ветскую действительность. В.Бойко (*сработал на паблисити) в к/ф "Со-
бачье сердце" (по-М.Булгакову) сатирически изобразил советскую власть.
Было много другого -- пртв коммунистич. власти.
"Союз кинематографистов СССР" и "Союз композиторов СССР" в числе
первых выходили из подчинения сов-кой власти в середине 1980-х гг.
Через много лет Ф.Раззаков в своей книге писал что "советское ки-
но взорвало СССР" и подал это как сенсацию (*сам Ф.Р. киновед и боль-
шой любитель кино -- /киноманы, киноделы -- артисты -- русские).
*Посмотрев фильм Говорухина, многие женщины, наверное, сочувс-
твенно поплакали. Возможно что подсознательно задумались о своей оди-
нокой старости. Но никто не устремился помогать старым и одиноким. Все
привыкли что государство должно обеспечивать людей. Теперь доверия к
этому (*!) государству нет. Хотя -- в бедном районе Москвы у жителей
1-х этажей -- люстры, на стенах - ковры. В кино (ярче чем в литерату-
ре) частное можно подать как общее.
"": ... благодаря способ-ти добиваться кажущ-ся достоверн-ти кино
может стать величайш. дезинформат-м (*ТВ) /Ложь с экрана страшнее лжи
в печати /Экран заставляет верить в ложь, преподнося ее -- кк жзнь".
"": ...тебе, художнику, подчиняется весь мир".
(Л.С.Горин, Б.Ю.Волкович "Основы кинореж-ры --" Л., 1988 с18, с19)
Во время перестройки, когда страна все больше раскрывалась. мно-
гие деятели зачастили к Солженицыну в его усадьбу в Вермонте, США. По-
бывал у него и режиссер фильма "Так жить нельзя". После поздки он на-
писал... сценарий фильма с претензией на документальность.
Станислав Говорухин. РОССИЯ... которую мы потеряли. (М., 1991)
Союз журналистов Москвы. тираж 100 000экз., цена 3р. 70к. (*бр. 40с.!)
На бумажн. обложке типич. портрет автора: нахмуренн. лицо с труб-
кой. На обороте: Моя задача в том чтб показать чт мы имели но потеря-
- 17 -
ли. То чт мы узнаем переворач-т душу. Сегодня издалека кажется дь-
явольским наваждением то чт происходило в России в начале ХХ века.
Словно Господь отнял у людей разум" (подпись).
С.Г. дает взгляд на страну... необъят. просторы, богатейшие земли
-- истерзанная, обессилившая страна, отдавшая все -- неразумным детям.
-- Где путь к возрождению? -- надо вспомнить, кто мы, -- что есть
мать-земля наша Россия?".
Перед написанием этой брошюры историки предупреждали Г-хина от
восторгов по поводу старой России. Но С.Г считает что "оболганная,
униженная страна нуждается в добром слове, сказанном хотя бы на ее по-
минках". Его фильм (*!) называется "Краткий курс истории России перед
Октябрьским переворотом" (*совсем краткий -- с предубеждением - хуже
лжи). И С.Г. лукаво замечает: "Мы выбрали самый неблагодарный жанр,
это как бы даже не фильм а лекция".
*Устное слово может быть более проникновенным чем письменное.
Личность диктора по радио или в кино нередко действует гипнотизирующе.
Говорухин лично умеет производить нужное впечатление (лицо, трубка как
у известных героев детективов), у него среди публики -- авторитет.
С.Г.: "Новейшую историю России напишут когда-нибудь настоящие ис-
торики" -- Я бы назвал фильм так:
"Россия перед пришествием Антихриста". (*см опечатки)
"Теперь даже школьник знает - Россия в 13-м году была богатой,
здоровой страной, стремит. идущей по пути техн. прогресса". Далее --
из кн. франц. ученого "Россия в 1914г--" -- вывод: К середине -- сто-
летия Россия будет господствовать над Европой политически, экономичес-
ки и финансово" (*как это? кто это допустит?). Россия кормила Европу
(*крестьяне голодали и бунтовали). Добыча угля за 25лет выросла в
шесть раз! -- Перед революцией страна перестала нуждаться в ввозе
иностранных изделий. После столыпинских реформ крестьяне стремит. бо-
гатели. -- земля перешла в личную вечную собственность (*неверно).
Быстрое строит-во ж/д до рев-ции. В СССР БАМ строили 70лет. На
стройках в СССР погибли сотни тысяч заключенных. С.Г. проповедуем, как
и многие -- в 80-х гг. личную заинтересованность в труде.
Много в брошюре о рев-ц-рах. -- "Страна наводнилась уголовниками,
выпущенными из тюрем -- были самыми активными". Столыпин считал что
- 18 -
перед тем как дать свободы нужно создать граждан (*русский подход) и
сделать н-д достойным свободы" (с11).
"Социальная этика Ленина целиком укладывается в -- формулу -- "Я
освобождаю вас от химеры совести". -- В России был заложен новый ант-
ропологич. тип, новое выражение лиц появилось у советских людей. Мо-
раьлный распад -- брьба за власть после смрти Л-на (с32).
Ленин, лен-кий режим виновны в тягчайших преступлен. пртв России
и ее народов. Карта России заливается красным -- СССР. После 17-го го-
да -- уже другая страна - не Россия. "Ту Россию мы потеряли". Россия
стала лягушкой для экспериментов Л-на (*в прежнее время С.Г. неплохо
служил комм-му режиму). Россия спасла Европу от экспериментов.
Если алльтернатива соц-зму существует только в виде капит-зма,
то ... из двух зол надо выбирать меньшее. "Люди хлебнувшие лиха --
скажут: Соц-зм? Никогда!" (с34-35 /*"лихие 90-е" - Г-н жалеет бабушек
/пришел "дикий капитализм").
"Советский, ленинский и сталинский, режим не просуществовал б так
долго еслб не молчаливое согласие Запада. Огромная роль Запада в побе-
де над фашизмом (с36 /*возникновение -- кап-зм -- комм-зм). "Запад
всегда помогал только самому себе" (с35).
Сотрудничать с Западом -- необходимо -- Сегодня Запад активно по-
могает нам. Инвестициями, советами, рождественн. посылками. Для Запада
выгодно иметь бедную -- в долгах Россию. Она никогда не станет конку-
рентом. -- "Кто же мы? - Временщики!" Деньги с Запада -- даются чтб
продолжать бесчеловечный эксперимент" (с37 /*СССР).
С.Г. надеется на Возрождение. Для этого он создавал к/ф "Так жить
нельзя" и -- эту лекцию. Он пользуется лозунгом: "Народы продвинутся
только тгда кгда осознают всю глубину своего падения" (Эдгар Кинэ).
"Страна выходит на дорогу мировой цивилизации. Мы собрались как
бы в гости к миру -- давайте взглянем на себя" (*!художник). С.Г. --
пртв учения Маркса-Ленина и пртв "имперского дурмана". Все валят -- на
евреев: "Это нас жиды на все это дело подбили" (Ив. Бунин). Не повто-
рить ошибок -- опыт истории. Заканчивается брошюра (*будущий фильм)
призывом: "Запомним навеки: НАРОДУ ВЛАДЕЮЩЕМУ ПРОШЛЫМ ПРИНАДЛЕЖИТ БУ-
ДУЩЕЕ (с39 /*!? /в печать -- 29/05/91 -- до путча).
- 19 -
В своей работе Говорухин пользовался произведениями следующих ав-
торов: Авторханов Бунин Бердяев С.Булгаков Вуль Валентинов Э.Геллер
Достоевский Короленко Ленин Милюков С.Мейги Некрич Н.Романов Столыпин
Струве Стипун Д.Штурман (*по тексту ссылок на них нет).
Показывая как работает ассоциативное мышление, С.Г.Кара-Мурза пи-
шет что метафора, "Великая криминальная рев-ция" Говорухина (*после
развала СССР) действует пртв демократов, бывших диссидентов (*и С.Г.
/привели к власти криминал), но в то же время -- в их пользу (*осужде-
ние действит-сти /как бы защита бедных /*С.Г. на рынке дал деньги бед-
ной старушке /но так чтоб потом об этом узнали многие).
("Манипуляция сознанием". М., 2012, с129).
*Сам С.Г.М. изнемогал в душной атмосфере бржневской эпохи. Участ-
вовал в перестройке. После -- был даже более активным. Вообще, он эру-
дирован и энергичен.
27/03/1999 он участвовал в передаче на НТВ "Суд идет" свидетелем
Говорухина к-рый был и ответчик и адвокат и свидетель в одном лице.
*Надо понимать что Г-хин был в комитете Госдумы по культуре, пртв
него -- иск защитников гласности.
"Г-хин был главным оратором, выступал блестяще, беспардонно и
умело сбивал с толку оппонентов -- оставлял пртвника в дураках". По-
мошь К.-Мурзы не потребовалась. Но краснобай Шендерович (*и др.) был
"выше Говорухина в идейном плане". Истцы"отвергали главн. устой русс-
кой культуры - совесть, скрепляющую людей в народ". -- "нравст-ная
оценка человека обществом есть тоталитаризм и цензура. А совесть - де-
ло каждого. Г-хин ответил: "Нравственность - это правда". Сегодня СМИ
в руках олигархов (*ср 80-е гг.) и они не допускают иные тчк зр. Так
Г-хин вступает в зону плюрализма.
К.-Мурза показывает что нравст-сть не сводится к правде. Относи-
тельно правды "разума" не может быть нравст-го конфликта -- она сов-
местима с философией Ш-ча. К.-Мурза видит разлом не в нравст-ти ума а
срдца (прмр, Достоевский -- не за истиной а за Христом). Г-хин проявил
слабость оппозиции - она не видит что в народе произошел раскол -- по
проблемам бытия. Раскол был давно но в советский период было восста-
новлено единство (с550-52).
- 20 -
Не признав раскола, разные течения оппозиции выбрали свои ориент-
тиры. П.Романов -- идеал государственника - Столыпин. Шафаревич --
"социализм - путь к обрыву". В споре с Шен-чем Г-хин сразу заявил что
он не желает возвращения в проклятое сов-кое прошлое. Его фильм "Так
жить нельзя" нанес сов-кому строю сокрушит-й удар. Г-хин напоминает
что он настрадался от сов-кой цензуры (так говорила вся интел-ция). Он
видит во главе Высшего совета по нравст-сти Солженицына или Лихачева.
Упрекает ТВ в том что на экране показывают "позор Госдумы" - Макашова,
Шандыбина и Жириновского (*депутаты /*К.-Мурза считает их идиотами).
Г-хин не считает Высший совет цензурой тк кк есть допуск на ТВ а нака-
зание может быть после (с554).
Метафора художника Г-хина - криминальная рев-ция - широко расп-
ространилась в массах и в интел-ции. Сам Г-хин считал что Великая кри-
мин-я рев-ция уже свершилась. Такая концепция неверна и вредна тк кк
из нее следует что государст-е строит-ство завершилось и к новым по-
рядкам надо приспособиться (*что и было на деле -- выборы и криминал).
Этот новый порядок (*дикий кап-зм, накопление --), как показывает ис-
тория, должен эволюц-ть в сторону смягчения. Бандиты стали новыми бур-
жуями. Г-хин "горюет о расхищении национ--х ресурсов., Считают "что
иностранцы подгребут почище наших -- пусть наши уголовники пользуются
-- что-то перепадет нам".
К.-Мурза: Никакой кримин-й рев-ции еще не произошло -- политики
позволили преступным -- разграбить страну - для ее ослабления -- Это
пока еще сов-кий уголовный мир. Кримин-й соц-ный порядок будет уста-
новлен после слома всех сов-ких структур и победы рынка. Великой кри-
мин-й рев-ц-й надо считатьсоздание строя в к-ром криминализованы и ни-
зы и верхние -- гос-е органы и крупн. капитал. Огромная масса людей к
нему не сможет приспособиться. Это будет страшнее чем -- сейчас. А ме-
тафора Говорухина безосноват-но обнадежывает людей (с595-98).
*"Всё еще впереди" - так писали в 1980-х гг., когда всё начиналось.
К.-М. пишет: "Как только ослабнет Аппарат принуждения (*госуд-во)
так сразу появляются бандитские группировки -- они овладевают жизнью,
остальные люди разрознены. Его возмущает "лепет даже образованной оп-
позиции: "Человек - мера всех вещей!" - оправдание Раскольникова и
Ставрогина". Воры гордятся что они особый отряд -- на осталльных смот-
рат с презрением (тоже -- бандиты).
- 21 -
Много внимания С.Г.Кара-Мурза уделяет разбору фильма С.Говорухина
"Ворошиловский стрелок" (*см. 1930-е гг -- культ Ворошилова, милита-
ристское сознание). Г-хин создает образ, сильно дейст-щий на чувства.
Главного героя играет популярный в сов-кое время М.Ульянов, ставший
антисоветчиком в 1980-х гг. Теперь он - благородный мститель крими-
нальному типу, изнасиловавшему его дочь -- /Идеи фильма, действуя на
подкорку, формируют политич-ю и философ-ю концепцию. Герой-одиночка
присутствует во многих голливудских фильмах. Дочь возит товары из
Турции. знакома с лавочником. Смело принимает приглашение 3-х "новых
русских" на выпивку. И это - в условиях "кримин-й рев-ции". Фильм
Г-хина был воспринят обществом позитивно.
Г-хин возбуждает стереотип мести. К.-Мурза: Сегодня когда на
честн. человека обрушилось много зла (*ср. беды /см. "Интердевочка"),
важной становится проблема возмездия. Фильм -- нашел нужный отклик в
душе людей. И раньше сынки номенклатуры, бывало, насиловали девочек.
Теперь девушка из той же среды что и лавочник. Милиция на его
стороне. У пенсионера нет денег чтб купить винтовку. Он занимает их у
знакомого банкира. Так соц-ный мотив устраняется из фильма. Возвышение
героя- одиночки уводит внимание зрителей от "реальных соц-ных виновни-
ков нашей катастрофы". "Видит ли Говорухин что для общества все более
опасны его собственные жертвы, вызывающие у зрителя ненависть и сост-
радание одновременно?".
"Главный источник угрозы сегодня - деклассированная молодежь.
Второй "коллективный враг народа" в фильме - "коррумпированная номенк-
латура". Сергей Георг-ч считает что модель кримин-го мира, предложен-
ная Г-хиным, неверна но она прекрасно послужила при избрании Ельцина
президентом. -- беззащитность простого человека в реальной жзни намно-
го безысходнее. У Говорухина отрицается идея права -- антигосударс-
твенность -- получается что она несовместима с совестью и достоинс-
твом. Отрицание права под знаменем справедливости (*см. В.Кожинов и --
/русский хрктр) очень соблазнит-но. Это перекливается с советской эпо-
хой когда расправа с врагами велась с опорой на справед-сть (*массы).
Совет-кому госуд-ву правовое устройство было не по карману, но тогда
не было сильной и хорошо организ-й преступности.
- 22 -
Сторонники Г-хина (критики К.-Мурзы) считают что он правильно
представил образ врага -- герой фильма действовал адекватно. К.-М.
как бы соглашается с нек-рыми -- "новые русские" -- не люди а звери в
человеческом облике (*?). -- Но это не научная теория а идеология.
Многие оправдывают суд Линча -- Суд Линча не расправа а упрощенный суд
/Таким образом в России у части общества проявляется социальный расизм
/Благодаря магии кино зритель "видит всё".
Критики считают что правовое государство в России было расстреля-
но из танков (1993г) и страна погрузилась в "беспредел". К.-М. отмеча-
ет тоталитаризм их мышления как в 1991г -- "Иного не дано!", "Так жить
нельзя!". Люди пишут не соблюдая меры -- "кровь текла рекой со времен
Мишки меченого" -- "беспредел" в мышлении.
"Фильм Г-хина - типичный голливудский -- в нем достоинство подме-
нено правом сильного (*культ силы и решит-сти). Главный результат ра-
боты Г-хина -- создание у -- людей иллюзии, будто у них -- есть прос-
той выход - индивид-й террор (*расправа /террор - ужас). В своей
статье "Революция или гибель" К.-М. доказывает что в современном об-
ществе успешная рев-ция может быть только ненасильственной"" - в ЮАР.
В конце 19-го века в России были интелл-нты, желающие действовать
"по Говорухину" - карать нелюдей. Таких и сейчас немало. Говорухин да-
же в президенты избирался -- несколько сот тысяч голосов набрал".
(с646-58 /*он активно участ-л -- был доверенным лицом В.В.Путина).
"Сценарий фильма "Россия к-рую мы потеряли" направлен против Рос-
сии как цивилизации с сильнейшими общинными чертами". К.-М. сравнивает
его со статьей Л.Толстого "О голоде". Вывод к-рый можно сделать из
списка цен и доходов простого рабочего в фильме -- рабочие бесились с
жиру -- пошли в рев-цию. А Л.Т-й увидел в Тульской губернии -- черный
тяжелый и горький хлеб -- с лебедой. Бабы украдкой ходят в лес за дро-
вами. Причина - не один неурожайный год -- Л.Т.: "Народ голоден оттого
что мы слишком сыты" (с659-660).
"Когда Г-хин плачется о "России к-рую мы потеряли", но при этом
проклинает большевиков, а не ее истинных разрушителей, то он или лице-
мер или марионетка манипуляторов" (с717 /*см. "Советская цивилизация").
В новой России один из лидеров НПСР Говорухин оказался в Госдуме
главным лоббистом порнобизнеса (с767 /*широк русский человек).
Выступая 18/03/2000 на ТВЦ, Ст. Говорухин сказал: Очень вероятно
что скоро России не будет".
- 23 -
У С.Г.Кара-Мурзы немало интересных мыслей (иногда повторяется -):
С.Говорухин в фильме "Россия, которую мы потеряли" выступает рез-
ко пртв советского строя, приводит доводы от желудка: ... икра, водка
-- /А К.-Мурза -- взвешивает все "верными гирями" (*манипуляции) --
40проц призывников впервые пробовали мясо в армии. В царской России --
голод когда не уродилась лебеда - об этом писал Л.Толстой -- /Сравни-
вается русский народ и промышл-е торг-е н-ды у к-рых колонии --
Л.Т.: "Нам нельзя не видеть почему народ беден - сравните наше
богатство". К.-Мурза: "Драгоценность России -- долготерпенье крестьян
-- гордость и решимость -- брать на себя ответст-ть за всех включая
грешного барина -- это достоинство простого русского, а не по Говору-
хину. Мы по логике Говорухина черним в России то что в дальнейшем про-
растало кк сов-кое" (*сов-кий человек родом из -- древности - архе).
К.-Мурза поясняет "Что такое рев-ция 1917г?": "Царя свергли не
большевики а генералы, западники и масоны. Говорухин лицемер или мари-
онетка манипуляторов. Смысл февр-й рев-ции - расчистить поле для фина-
насово-торгового капитала. -- /Летом 17г крестьяне громили не помещ-в
а арендаторов -- /Нежелание Врем-го прав-ва решить земел. проблему --
привело к началу тотальной гржд-й войны. -- /В.Б.Станкевич: стихийное
движ-е сразу испепелило старую власть -- везде". /Гржд-я война была
мжду разными отрядами разных рев-цв -- воевал Февраль с Октябрем".
"Большевики -- кк возродители убитой Февралем России. Надо срав-
нить разные рев-ц-е проекты -- кто больше был палачом. Есть -- такие
порой с титулом патриота к-рые всех -- палачами. Получ-ся чт -- Россия
- это выкидыш цивилизации (*?) и не имеет права на жзнь".
(С.Г.Кара-Мурза. Советская цивилизация. М., 2001, с148-50, с212-19)
6. О советском человеке
К середине 1970-х гг СССР стал самой мощной в военном отношении
державой в мире. Это встревожило многие страны. Во время поездки в Ту-
лу руководитель СССР Л.И.Брежнев сказал: "От имени партии и всего на-
рода я заявляю: наша страна никогда не поднимет меч против других на-
родов" ("Совершенно секретно" М., 1977, с14).
- 24 -
"Феномен века: "Homo soveticus". Истекшее столетие истерзало Рос-
сию: она дважды сменила строй, пережила войну, поднялась из руин... а
еще за это время родился не имеющий аналогов уникум - советский чело-
век. Каждый -- подчинял частное общему -- все этнотипы собирались в
единое целое и адсорбировали все лучшее. -- Человек, любящий родину,
уверенн. в верности избранн. пути и светлом будущем, реалист и роман-
тик -- потрясал энергией и трудолюбием а мог тунеядствовать -- был по-
рядочным но выносил с предприятия все что можно, писал жалобы в парт-
ком, удивлял широтой души и искренностью. был идейно непримирим --
апатичен и непритязателен и был задуман как идеал --".
(Ольга Кузьмина /"Вечерняя Москва" 2-9ноя 2017)
Дм. Журавлев: "Советский человек верил что хорош. жзнь наступит
когда-то потом -- общее выше личного - на этом держалась система --
люди должны работать хорошо -- поликлиники -- при заводах --".
Олег Яхшинян: "Человек не измерялся деньгами (*частый впрс совка:
Сколько получаешь?) -- акцент на всесторон. развитие личности --
соц-ная однородность --".
Ольга Маховская: -- это не была однородн масса -- миф о создании
советского человека -- под него мимикрировали -- хотели быть социально
принимаемыми --".
*Во время гласности в СССР социологи писали что за советское вре-
мя народ не научился "рукоремеслу). Безработицы не было но было много
бездельников. Миллионы ветеранов труда -- но низкая производитель-
ность. Власть стремилась закреплять людей на местах - так легче конт-
ролировать. Люди делали вид что они работают, что верят рук-ву страны.
власть делала вид чт доверяет народу и заботится о нем -- что она пла-
тит (*повышение ставок и окладов). Деньги обесценивались.
После распада СССР люди научились выживать: торговали, "челноки"
ездили за товаром в Турцию. Свобода торговли (*"блошиные рынки" - идея
привезенная Г.Поповым из Европы /*16/04/1991 ТВ) позволяла продавать
всё ("кроме России, но и её --).
Г.Попов говорил о том чт с весны 88г "началось массовое перемеще-
ние детей номенкл-ры за грнцу" -- признак того чт "партийн бонзы поня-
ли: дело проиграно". "": Перед новым годом по ТВ выступил Г.Попов --
чт в 1989г возникшие уже тенденции будут набирать силу /объект. логика
- 25 -
а может быть и замысел Горбачева -- дать 70-летн режиму распасться --\
Г.Попов убеждал что вс будет лучше но не всем одинаково.
Попов побывал в США в ян. 1990г. Его визит был организован послом
США в Москве. -- Он беседовал с госсекретарем Бейкером, его помощника-
ми и мнгими -- рук-лями ведомств США, занимающ-ся СССР, спец-стами из
Мин-ва обороны, из ЦРУ -- /с лидером больш-ва в Палате предст-лей -- с
бывш госсекр-м Г.Киссинджером и сенатором Э.Кеннеди.
На 2-м съезде "Дем-кой России" Попов предложил предоставить всем
автономиям возможность выйти из России через референдум.
*Распад императорской России и распад СССР произошел не в 3дня;
он готовился долго. В первом случае он сопровождался гражданской вой-
ной, во втором - рухнула экономика -- обнищание населения.
*Интересен факт бурного возрождения Православия на месте комм-кой
идеологии. "": Свято место пусто не бывает".
***
В мире с помощью советских (русских, украинских и др.) диссиден-
тов был создан миф об СССР как "Империи зла". Одной из задач перест-
ройки было разрушение этого мифа. Здесь постарался талантливый советс-
кий поэт Е.Евтушенко. Другие поэты, писатели, журналисты тоже активно
участвовали. В результате вместе с "образом" -- рухнул СССР.
"Московский Комсомолец" (22/05/1992) -- картинка в газете: бабушка
читает МК.
*Все бабули и дедули с перестройкою вздохнули /"Правду" можно не
читать. в профсоюзы не вступать, а зато в газетах секс /Старикам хоть
и негоже щупать тело молодежи /Но МоКоша не простак: стариков увлечь -
пустяк: /Бедра, груди -- фото, формы --
7. Еще немного о России
Возможно что:
Россию нужно понимать чтобы извне ей управлять.
Или с другой стороны:
Её им просто не понять но ею можно попугать.
Патриоты пугают врагов прошлыми победами России.
- 26 -
Враги пугают ее соседей историей России.
Впечатляюще действуют огромные размеры страны и ее богатства.
Зачем Россию понимать? Все видят что она обильна. Гораздо проще -
дать ее карикатуру -- представить с помощью кино, газет ее как дуру.
Её враги - -- богаты и сильны. За разрушение России готовы дорого пла-
тить /хотя Америка все больше погружается в долги.
Г.П.Федотов "Лицо России" IMCA Paris 1988: в страхе вся неправда.
Христианство отрицает смрть чрз отчаяние и эрос. Религия возникает из
смртоощущения. (*?смрть из любви к богу).
Будет ли сущест-ть Россия? -- 1929г. На 3-й год войны народ отка-
зался защищать страну (*монархию) -- "мы рязанские" -- географ. преде-
лы недоступны воображ-ю. Соломенн. Русь -- пожары. Ненависть малорос-
сов к русскм. Момент падения комм-кой дикт-ры развяжет сепаратизм".
Как действительность -- указывает правильный путь? "Умом Россию
не понять --" - что это? - Загадочность русской души? величие страны?
а может быть это предлог чтобы скрыть нежелание познавать -- неспособ-
ность -- . Ведь изучали же французы немцы англичане американцы и не-
безрезультатно психологию русского человека. И японцы пытаются изме-
рить Россию -- (семь раз отмерь --).
России "особенная стать" -- в том что каждый норовит у ней отнять
-- (раньше -- чужеземцы а теперь и свои -- разбазарить, потому-то и
пропагандируют рыночные отношения).
Слова о том что Россия - это 3-й Рим, наполняют душу -- гордостью
но кто из произносящих такие слова задумывался о том что в древнем Ри-
ме были прекрасные дороги и хорошее сообщение и вообще прекрасная ор-
ганизация а в России "две беды - дураки и дороги"?.
Большая, плохо изученная страна,
страна с долгой и сложной историей,
населенная загадочными людьми,
В ней много умных и образованных,
к-рые не могут договориться друг с другом.
Nevross, Nevross -
это не диагноз и это не прогноз.
Будущее не приходит из ниоткуда: где-то оно уже идет --
Земля вращается с запада на восток. В Россию будущее приходило и
приходит с Запада.
- 27 -
"ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ"
Пожалуй, это было одним из самых распростран-х выражений времен
горбостройки. Недавно в 1997г в Москве Дж. Сорос (финансист загадочный
и темный) отметил 10-тилетие свого фонда в России. Он известен как
крупный финанс. спекулянт но в последнее время больше - как филантроп.
Может быть чт-то расскажет его книга:
Дж.Сорос. Советская система: путь к открытому обществу. М., 1991.
(на англ 1990). Книга посвящается "Людям Восточной Европы, чьи устрем-
ления я старался поддержать". -- "Еще до того как окончательно будет
демонтирован старый центр власти, должен возникнуть новый ... огромная
черн дыра уже плотоядно разинула свой страшный зев" (с5).
*Интересно что такой крупный человек может предпринять попытки в
построении нового общества (государства?) на территории бывшего СССР?
И вот еще помощники: см. ст. Халоша Б.М. "Политика -- НАТО --" в
кн. "Военная сила. Размышления о ее свойствах и месте в современном
мире" (М.. 1992). 19/11/1990 в Париже было заявлено чт ОВД и НАТО не
являются больше пртвниками (с117).
А в ноябре 1991г опубл-но "Заявл-е сессии Совета НАТО о событияхх
в Советском Союзе": "Мы, главы гос-в - участников Североатлантич. Сою-
за - тепло приветствуем историч-е события к-рые кардинально меняют
Сов-й Союз. 19 авг мужчины и женщины Сов-го Союза подтвердили свою ре-
шимость строить новое будущее -- Страны участницы Атлантич-го Союза
будут оказывать им помощь в этом великом начинании" (с124-25).
Кстати, в э книге (сб-ке) есть мысли о примате дух-го политич. и
морального начала (с7) -- Не рассуждать а выполнять - таков традиционн.
дух консерватизма (??).
После распада СССР Российская Федерация приняла на себя все прош-
лые долги как царской России так и СССР. Это должно было послужить са-
моутверждению России -- преемственности царской России и Советского
Союза (*а казна была пуста -- налоги не собирались).
8. Вместо заключения
"": Всё действительное разумно.
Всё разумное действительно" (Гегель).
*Все действительное абсурдно и наоборот --
- 28 -
Монтень: разум всегда перемешан кк с истиной тк и с ложью". /Лич-
ность - особая (элемент*) точка в историч. процессе. /Порабощение че-
ловека результами своей деятельности. /Неопределенность бытия. /Пороч-
ный круг самосознания. /Благородные проигрывают. За каждым благородным
поступком - скрыт мотив /Эклектичность жзни не делает ее невозможной.
Екклесиаст: человек не может постигнуть дел к-рые делаются под
Солнцем".
Надежда на разумное поведение человека - рухнула. (см. Макиавелли)
События прошлого не верифиц-ся. Вероятность другого хода историч.
событий не доказуема - это всего лишь логич-е упражн-е. -- лицо в лю-
бой ситуац стоит перед выбором.
***
История служит тому кто охраняет и почитает прошлое -- удовлет-т
ненасытн. любопытство к старому и всезнайству -- она всегда преу-
меньш-т знач-е нарождающегося -- /Жизнь -- сама себя ищущая сила (тем-
ная*) -- /Человек время от времени должен разбивать и разрушать.
(Философия истории. М., 1995)
М.Рейман (ФРГ): Современн. российское историописание не знает, к
сожалению, полутонов; оно знает лишь героев и преступников; святых и
дьяволов" ("Вопросы Истории" #12/1997, с168).
*Чтобы сохраниться, надо измениться.
Над планами перехода СССР к капит-зму работали многие организации
Запада (включая эмигрантский НТС).
Разрушение СССР проходило под лозунгом возрождения Великой России.
*: русск н-д не любил и не любит власть и порядок (*?всегда).
*: качество демократии зависит от демографии
*: доверять иль не доверять - вот в чем вопрос.
***
В это динамичном мире
За всем не уследить, всего не прочитать
Мне довелось куда-то заглянуть и что-то пролистать.
Судьбой России еще до распада СССР был обеспокоен А.И.Солженицын
"Как нам обустроить Россию" М., 1990. Брошюра 48с., трж 80т., ц.30к.
- 29 -
Главное, "как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под
его (коммунизма /*СССР) развалинами". Брошюру читали, А.И. много раз
выступал на ТВ, но страну обустраивали молодые "новые русские".
Ведущий прораб перестройки, первый мэр столицы Попов Г.Х. опубли-
ковал книгу "Будет ли у России второе тысячелетие". 1998г.
На историч-х примерах он предупреждает чтобы россияне не относи-
лись к будущему с "шапкозакидательством" -- не впадали в безоглядный
оптимизм. А вообще, его книга о себе любимом и посвящена Демонстранту
1989г., к-рый пртвостоял советской системе (*впереди на демонстрации
шел Г.Х. в распахнутом пальто с значком депутата).
И.Н.Ионов рассматривает проект большевистской модернизации России
как реакцию на вестернизацию. В ходе реформ 1985-1997 заимствование
западного опыта не дало ожидаемого эффекта. Одной из главных проблем
остается утверждение ценностного значения труда. Вторая проблема -
разное понимание государства у элиты и народа. 3-я важнейшая проблема
- развитие диалога национ-х и конфессиональных культур.
"Российская цивилизация --" М., 1998 -- 2001 (4 издания).
Интересна кн. В.В.Фортунатова "Кто и куда ведет Россию? --" 2009г.
написанная после кризиса 2008г. к-рый показал что стабильность рос-
сийского общества - явление временное (*см. "подушка безопасности" и
нефтедоллары /А.Кудрин). Появились впрсы: в какой России мы живем? что
ждет страну в ближайшем будущем? какой Россия выйдет из кризиса? --
нужна ли России твердая рука? В книге обсуждаются не только эти впрсы.
Исследованию российской проблемы идеи и идентичности посвящен
труд философа И.Б.Чубайса (*брата Анатолия Борисовича) "Россия в поис-
ках себя" (М., 1998). Разумеется, написано от себя и о себе.
"РОССИЯ В ПОИСКАХ БУДУЩЕГО" Так назвали свой сборник В.АГАФОНОВ и
В.РОКИТЯНСКИЙ (М,, 1993). -- интервью брали в июне 1992г., расчет был
и на зарубежн. аудиторию. Выпускник МГУ Агафонов (1979) -- эмигрировал
в США /живет в Нью-Йорке. Рокитянский тоже заканчивал МГУ -- руководит
кооперативн. предприятием -- выставки и издат-ва в обл. истории России
-- сотрудн-т в программах российско-американского центра -- в США.
На впрсы: что происходит в стране и со страной? что такое Россия?
где проходят ее границы географ-е и духовные? Какое будущее ждет Рос-
- 30 -
сию? -- отвечают политики писатели философы и ученые (*всего 25 ч-век)
Книга заслуживает внимательного прочтения.
Оглавление
1. Российская Федерация 1
2. Можно ли "Умом Россию понимать" (*а чем же еще?) 4
3. Ф.Тютчев и другие 6
4. А вот что печатали в конце существования СССР 11
5. Режиссер Ст.Говорухин и философ С.Г. Кара-Мурза 16
6. О советском человеке 23
7. Еще немного о России 25
8. Вместо заключения 27
февр.-апр. 2022 Москва-Коптево лев санков
© Copyright:
Лев Санков, 2022
Свидетельство о публикации №222041901636