В этом грандиозном мире

Лев Санков
               
                В этом конфликтном мире
     Умом всего нам не объять,
     Сибирь пешком не исходить.
     Нам бы самих себя понять,
     К себе пути найтить.

                1. Российская Федерация
     Страна необъятная и непостижимая.
     Страна как будто все та же /Она как будто другая.
     Все в этом мире меняется, меняется и, кажется, повторяется.
     05/03/2022 80-я годовщина первого исполнения в 1942г в Куйбышеве
     7-й симфонии Дм. Шостаковича, посвященной осажденному Ленинграду.
     Сильная, героическая вещь. Позже ее исполнят в Ленинграде.
     В Москве о годовщине говорили весь день. Гремела музыка.
     А в эти дни продолжалась жесткая осада украинского Мариуполя.
     Ок. 500тыс. жителей остались без продуктов и медикаментов под
     обстрелом. Укр-кие войска не выпускают жителей желающих уйти по
     коридору, предоставленному россиянами.

     Каждый день  по "Радио России" -- о русских супергероях.  Здесь и
антрополог Миклухо-Маклай,  и писатель Достоевский  (*гиперакцентуиро-
ванный), и журналист Гиляревский (*буйный --?) и ...  и конечно же,  в
газете "Вечерняя Москва" -- А.С.Пушкин с триумфальным  стихотворением,
посвященным взятию русскими мятежной Варшавы.
     Б.Брехт: "Несчастна страна к-рая нуждается в героях".
     (К.Душенко, 2007, с67).

     "": Вы редко совершите ошибку если будете хвалить Россию и  русс-
ких людей -- они готовы слушать подобные словеславия куда больше того,
что может выдержать средний англичанин /-- пьют с теми кому доверяют".
(Лауден Стенли. Кремлевские бриллианты для Галины. М., 1993, с9, с12).

                Занесенные в прошлое
     В современной России любят обращаться к героич-му прошлому, забы-
вая о потерях и поражениях.
     "": Кто хвалится прошлым, тот хвалится не своим".
     Пассеизм (фр.  passeisme) - пристрастие к прошлому,  любование им
при безразличном -- отношении к  настоящему  --  отсталость  взглядов,
консерватизм" (Словарь иностранных слов. М., 1964, с478).
 

                - 2 -

     Опасность увлечения своим прошлым -- в том что оно затемняет нас-
тоящее, мешает  адекватному  восприятию действительности.  Ведь совсем
недавно Европа кормила Россию "с ложечки", посылала гуманитар. помощь.

     Мощная Российская  империя,  к-рая терпела поражения и при Николя
первом и при Николя втором, навсегда ушла в прошлое. 02/04/2022 прези-
дент Франции  (*когда-то  была империей) заявил что Европа не допустит
возрождение империй.  Советский Союз распался и его восстановление не-
возможно. Всякие  разговоры  о Малороссии и Новороссии,  о возрождении
Российской империи (*"жандарм Европы") или  о  восстановлении  СССР  -
опасны. Это  настраивает  многие соседние страны решит-но пртв России.
Вряд ли возрождение могучей России понравится Китаю, к-рый недавно за-
имствовал у  России  военные  технологии а теперь видит в ней источник
сырья. КНР в свое время выступила в полит-м и военн. отношении союзни-
цей США пртв СССР. За распадом СССР поток ширпотреба из Китая закрепил
капитализм в  РФ.  Ряд россиян желали бы видеть в КНР союзника РФ.  Но
все гораздо сложнее:  Китай не признал Крым российским,  старался дру-
жить с Украиной -- не желает слишком раздражать США. Ослабление России
радует Турцию и других.

     В СССР была одна политическая партия (ср. Китай).
     Самая гибельн политическая линия - это прямая.
     Прямая не может охватить пространство (*политика Китая и США).

     Распад СССР должны были закрепить через крах идеологии (в "Черной
книге коммунизма". (М., 1999, с27) -- 7 "Д": департизация /демилитари-
зация /деколлективизация  /демонополизация /деиндустриализация -- эко-
логия /деанархизация. Все что плохо сейчас - расплата за большевизм".


                В настоящем
     Наладить добрососедские отношения с бывшими республиками  СССР  -
практически невозможно:  мешает  история  (в  настоящем  то же что и в
прошлом - "большой  медведь"),  сильный  потенциал  притяжения  других
стран. С опаской смотрит на русских казахстанская элита.  Но главное -
это США к-рые укрепляют свое господство в мире.  Операция России в Ук-
раине ведет к понижению ее военн. потенциала (расход ресурсов). Так же
как в 80-х гг.  (СССР пртв США) от пртвостояния России с Западом в вы-
 

                - 3 -

играше  оказывается  Китай.  Сейчас положение России,  между Западом и
Востоком (*помнить и Японию), чем-то напоминает положение Польши между
Германией и СССР в 1939г. (США вполне могут договориться с Китаем --).

     Присоединение Крыма к России оправдано стратегич-й необходимостью
защиты от растущей угрозы со стороны НАТО.  Уже были попытки проводить
совместные воен.  учения Украины с США - в районе Феодоссии,  несмотря
на протесты населения. Отделение Донбасса от Украины обусловлено наци-
оналистич-й политикой в Украине;  исторически этот район был  русским.
Процесс  фашизации Украины вполне естественен - это способ самоутверж-
дения -- формирование своей  государственности.  Укр-цы  боялись  силы
русского языка,  могущества русской культуры. Враждебность к России со
стороны определенных слоев населения  Украины  проявилась  задолго  до
присоединения Крыма к России.

     Культивирование своей особости:  "Кто не скачет, тот москаль"; на
улицах -- молодые люди в рубашках с надписями:  "Бей москалей!", "Я не
москаль". Начиная с детсада, - все в "вышиванках".
     Фашизация  проходила  в  странах  Прибалтики в 1920-х и с 1988г
/особенно с 1989года.  И конечно же -- в Польше. Поляки создали Инсти-
тут Национальной  памяти  -- понятна его роль.  Они говорят:  У евреев
есть Холокост; у русских - 1945год, Великая победа; у поляков - Катынь
(руководство России  не  раз  преклоняло колени -- в Польше,  хотя нет
юридич-х оснований -- /политика действует прямо). Украинцы заимствова-
ли у  поляков  идею Инст-та,  девиз "Ще не сгинела --" (*?) и оседлали
Голодомор (голод при Сталине был не только в Украине но  и  во  многих
областях СССР, не только в начале 30-з гг., но и после 1945г.)

                Понять Россию не просто
     "Судьбу России" обдумывал Н.Бердяев.  Свою книгу на эту тему пуб-
ликовал В.Кожинов (обложка - крестьяне отец и сын -- топор за поясом).
Эти книги йа читал давно, делал критич-е заметки (потерял их), возвра-
щаться к ним необязательно.

                Публицист В.Кожинов о будущем России
("Сов-кая Россия" ("Отеч-е записки" июн 1997, с15 /"Подвижники духа")
     Кожиновский чеканный  прогноз о -- трагич-й нашей дилемме:  "Либо
страна вернется на тот путь по к-рому она так или иначе шла в  течение
 

                - 4 -

тысячелетия, либо нам предстоят беспрецедентно тяжкие беды" (*??).
     Его мысль:  В грядущем веке "наша жизнь зависит прежде  всего  от
того, будет  ли коренным образом изменен курс к-рым страна следовала в
течение последнего 10-тилетия" (с 1991г.),  к-рое провозглашено  "воз-
рождением  России"  (отсчет  не  от  1917г.  --"черная  дыра") и к-рое
В.В.Кожинов считает отошедшим от русского пути --

     В двухтомнике "Россия.  Век ХХ" он пишет что 75лет сов-кой власти
невозможно выбросить из истории -- не надо пртвопоставлять историю  до
1917г и после него -- надо "срастить времена".  В.В. пытался вычислить
присущность -- соц-кого идеала,  соц-кой утопии самой русской душе  --
чувствовал призванность России,  ее мессианскую  роль  --  движение  к
соц-кому идеалу в русском воплощении.  По мнению В.В., соц-кая идея не
была привнесена (*Ленин -- стихийное сознание) а развивалась на протя-
жении 19-го века -- патриотич-я идея не пртвостоит соц-зму. Крупнейшие
русские мыслители предсказали неизбежность соц-зма в России. Для выхо-
да из кризиса нужны не "показушные" (А.А.Зиновьев) а поступательные --
нарастающие действия. В.В. был непримирим к несправедливому устройству
жзни в России -- вывоз гигантских капиталов из России требует каких-то
мер. Власть, допускающая такое, не имеет права на существование".

     Юрий Крохин: "... странными представляются мне сегодня поиски на-
циональной идеи -- Кто-то пытается соорудить причуд-ю смесь из некогда
популярной триединой формулы - православие,  самодеравие, народность и
тезиса о державности, почвенности во вкусе воззрений Достоевского".
     О "причудах нац-ного характера: почему именно в России так велико
было всегда внимание к словам писателя и поэта -- откуда  эта  страсть
спорить до хрипоты на политич-е темы,  склонность к крайним взглядам и
фанатизму?" (с8).
     Ф.Искандер в  диалоге "Думающий о России и американец" описал си-
туацию, когда на вопрос американца что делают в России?, ему отвечают:
В России думают о России. Это главное дело России". -- многие думают о
России а остальные воруют" (с9).
     (Юрий Крохин. Фатима Салказанова: открытым текстом. М., 2002)

         2. Можно ли "Умом Россию понимать" (*а чем же еще?)
     На Западе давно хотели понять "загадочную русскую душу". Работали
сотни ученых: историков, социологов, политологов, советологов, славис-
 

                - 5 -

тов и руссистов. Писатель-конспиролог А.Шевякин считает что они изучи-
ли и поняли русских гораздо лучше самих русских.  Их дипломаты превос-
ходили советских.  Причины  распада СССР он видит в подрывной деятель-
ности спецслужб США.

     А.Шевякин: В  США выявили стиль мышл-я сов-ких политиков /в 1984г
спец-ты из ЦРУ делали прогнозы -- /В других странах разбираются в рос-
сийской политике лучше росс-х журн-тов /В мае 1991г -- предсказали ав-
густовский путч (с135). Ш-н верит что небольшая группа мыслящих актив-
ных граждан способна изменить мир --
(Полторанин М.Н. Власть в -- эквив-нте-2. Злой дух России. М., 2013
/*с5 (7)-51 "Безволие русской нации. Истоки. Врачба").
     *Система в гос-м устройстве творится духом н-да пд гнетом внешних
обстоятельств, к-рый можно заменить внутр-м гнетом /н-д тем сильнее чм
более сильн. давл-е своей власти он может выдержать (1929-53гг СССР).\

     Понятно что для Запада желательна  предсказуемость  (прозрачность
--  "открытость")  России  (сами  США часто действуют не по правилам).
Изучают страну и правящий режим оппозиционеры,  готовые сотрудничать с
Западом. У них свое понимание будущего страны - вместе с Западом.  При
этом их не волнует то что Россия при предлагаемых реформах может  зна-
чительно сократиться (*пример -- распад СССР).
     Настоящее пртивостояние России (практически в одиночку) с Западом
сильно напрягает страну.

     В литературной среде современной России, среди либеральной интел-
лигенции известна своей рассудительностью И.Д.Прохорова,  сестра круп-
ного бизнесмена.  Несколько  лет назад она иногда выступала на радиос-
танции "Эхо Москвы" с "особым мнением",  внимательно следила за  поли-
тич-ми процессами. Теперь А.А. нашел ей новое примененье -- глава кор-
порации (А.А.Венедиктов - самый умный и энергичный в Москве,  неповто-
римый  --  гений  звука  и  видео) отдал свой час на "Эхе" (с 14/07 до
14/50 в пятн.) культурологу И.Д.Прохоровой для реализации нового  про-
екта (с какой целью? для кого и для чего?).

     14/05/21 первое выступление И.Д.П.  на "Эхе" -- будет вести регу-
лярные передачи "Умом Россию понимать" по истории страны и -- Её зада-
ча  -  оспорить известное высказывание Ф.Тютчева:  "Умом Россию не по-
 

                - 6 -

нять..." (*неумопостигаемость) -- сделать это профессионально, качест-
венно -- с юмором: "Без юмора в России нельзя ...".
     И она  старательно хихикает в течение своей передачи во время бе-
седы со специалистами по истории России.
     А 10/02/22 израильтянин В.А.Шенд-вич процитировал Ф.Ницше:  "Смех
- последнее прибежище раба" (*йа не проверял, поверил ему).
     Ёще раньше он одобрил работу И.Д.П.  по переформатированию мозгов
россиян. Несколько лет тому назад она тонко заметила (кажется, сочувс-
твенно) что президент загнал себя в ловушку. 09/02/22 лондонский блог-
гер Олег К-н на "Эхе" сказал что,  по его мнению, у президента депрес-
сия, он попал в "экзистенциальный тупик" (*тяжела ты, шапка Мономаха!)

     Умом Ирину не понять.
     Но как ей можно доверять?
     Она, конечно, без обмана
     Прочтет всем строчки Губермана:
     "Давно пора. -- мать, умом Россию понимать!"
     ----
     Ах, как она речиста! - сестра баскетболиста.
     К тому же эта дама -
     поклонница безумца Мандельштама.
     Была ли Ирочка в юности ироничной?

     Но, вообще-то,  она мыслит серьезно. Главное в ее передачах - до-
гоняющее развитие России на протяжении нескольких столетий --  о  ца-
рях, о дворянстве -- Есть и разговоры о том что ближе: рев-ция -- нэп
-- индустриализация.  Ее интересует: был ли советский человек или это
выдумка? Кто такой интеллигент? (*в беседе с инт-том А.Архангельским).

     Перестройка в СССР показала что ...
     "Здесь Русью и не пахнет" (*В.М.Мокиенко... 2005, с559).
     Российские женщины стали тратить на косметику и парфюм
     в 1990-х "суммы, сопоставимые с бюджетом Мин-ва обороны".
     Россия держала первое место по закупке -- из Франции.

                3. Ф.Тютчев и другие
     "": Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется\
     И нам сочувствие дается как -- (*?)
 

                - 7 -

        *?И вдохновение дается как к нам приходит благодать.

     Тютчев Ал.  Ив.  (1800-1856) декабрист,  чл. Общества соединенных
славян -- с 1836г на поселении в Енисей-й губернии.
     Тютчев Фед. Ив. (1803-73) -- чл.-кор. Петерб. АН (1857) -- духов-
но напряженная  филос-я поэзия -- ощущение пртворечий бытия -- о жзни
природы, космич-е мотивы -- публицистика, тяготел к славянофилам.
     (Сов-кий энцикл-й словарь, 1990г, с1385)

     Бывший активный участник перестройки офицер КГБ СССР Б.П.Курашви-
ли в своей книге "Куда идет Россия?" (1994г - "лихие 90-е") пишет:
     "Блажен кто посетил сей мир в его минуты роковые" (Тютчев).  -- В
моральном  же  отношении  видеть свою родную страну -- унижаемой - это
для ее нормальных граждан мука и страдание -- наступило время  негодя-
ев.  --  Россия  оказалась  страной  к-рая первой бросила вызов -- эре
пртвоестественного (*?) для человека социального неравенства" (с229).

                Из разных мест
     Тютчев: Нет никогда тк правду божью людская правда к бою не звала
и это клич сочувст.  слепого, всемирн. клич к неистовой брьбе /Разврат
умов и искаженье слова - все поднялось и все грозит тебе о край родной"
Ф.Т.: В крови до пят мы бьемся с мертвецами воскресш для новых похорон"

     Важные мысли русских писателей о лит-ре (т.2,  Л., 1939г., с226):
Из уст человека не выходит ни одн.  фразы к-рую нельзя было бы просле-
дить до той обст-ки из к-рой она вышла (*!?Тютчев) -- жзненн.  процесс
из  к-рого она вышла /""в жзни нет голых фактов нет поступков нет фраз
к-рые не имели бы за собой истории,  к-рые можно  бы  представить  без
всяк. отнош-я к целому ряду дргх фактов -- и фраз".
     "мысль заключает в себе источник необычайного богатства выводов и
применений -- (с263 /*!Тютчев).

     ("Наш Современник" #11/2002,  с198) Юр. Хохряков: ... по Тютчеву,
Россия самим  фактом своего сущ-ния отрицает будущее Запада чем и объ-
ясняется маниак-я агресс-ть -- по отнош-ю к России -- /В  этом  едино-
душны Данилевский и Достоевский".
     ("Наш С-к" #10/2002 /с5) Вас.  Белов признается что он "у Тютчева
читал о  стыдливости  --  русского человека -- а я - русский человек и
много стыжусь --".
 

                - 8 -

     Из глубины: Сб-к статей о русской рев-ции. -- МГУ, 1990 (1918):
-- изгнание  турок из Европы предсказано Тютчевым и Достоевским (с93).
Тютчев приятнее чувствовал себя в мюнхенском посольстве нежели в "краю
родном долготерпенья",  "в местах немилых но родных" (с95). Исполнится
предвестие Тютчева (объединенное славянство свергнет иго германства  и
докатится до Царьграда) над к-рым рано еще иронизировать (с99).
     "О, бурь заснувших не буди, /Под ними хаос шевелится" (с101 /Тют-
чев). Толстой огромное свое дарование посвятил делу разрушения России.
     Из "Антиглобализма" пртв космополитизма -- слова Тютчева:
"Как перед ней ни гнитесь, господа, вам не сыскать признания Европы!"

     Некрасов Огареву: Меня страшит моя Россия /Мы к сожал-ю моему /Не
справимся с  времен Батыя /У нас простора нет уму (Зин*) /В своем углу
кк проклятые /Мы неподвижны и гнием /Не помышляя ни  о  чем  /Куда  ни
взглянешь -  все тоска /На улицах все снег да холод /К тому и жзнь нам
нелегка: везде безденежье и голод".
    (Л.Ю.Ильина "Русская  поэма  1860-х --". Вильнюс, 1988)

     Р.Роллан (левый француз?):  Патриотизм -  это  последн  прибежище
идиота" (ср. В.В.Познер: -- подлеца").
     "Каждое гос-во имеет столько земли сколько способн удержать".
     В.Даль: русский человек -- на 3-х своих стоит:  авось,  небось да
как нибудь".
                ***
                Русская тройка
     Толстовское "не могу молчать!" выстрелило в 1918г
     Его можно зачислить в соучастники расстрела царской семьи.
     Сила слова Л.Н.Толстого,  его авторитет были велики в Европе. Его
обвинения пртв Николая II широко издавались. И британская монархия от-
казалась приютить семью Николая. В.Л.: Л.Толстой кк зеркало -- рев-ции
     Ф.М.Достоевский изнемогал:  "Будь что будет, а я выскажусь. Будут
вопли общественн. мнения". Писатель Ф.М.Д. как и издатель А.Суворин не
пошли бы доносить еслб знали о планах покушения на царя. Общество было
резко настроено пртв монарха.
     А.П.Чехов ("удивительный человечина") успешно творил (это  изд-ль
Лейкин  сделал  его писателем) в "кислое время".  Он не стал пробовать
 

                - 9 -

себя в сочинении романов.  Писал пьесы и короткие рассказы,  смешные и
грустные. Они нравились В.Ленину.
     Все трое высоко ценимы на Западе за изображение русских людей --
     *Представительница США в ООН  с  возмущением:  русские  поступают
совсем по-Чехову --" (*умом не понять /нельзя верить).
     (Эхо 200314 14ч15:  ... г-жа П-рс назвала присоединение (*возвра-
щение) Крыма к России воровством --").

                ***
        Выросший в СССР имперский русский писатель (мечтатель)
     О "вещах -- загадочных, связанных с состоянием русской души, соз-
нанием русского  народа,  --  непостижимо размытого на огромном прост-
ранстве -- /Это загадка русской стихии к-рую можно отметить  метафорой
Тютчева", - писал В.Бондаренко ("Россия - страна слова". М., 1996):
     "Природа - сфинкс. И тем она верней своим искусом губит человека,
что, может статься, никакой от века загадки нет и не было у ней" (с533)
     *См.: Россия сфинкс, Россия загадка, "загадочная русская душа".

     "Трубадур имперской России" В.Бондаренко писал в своей книге: Как
молодая имперская нация мы подпитывались древней римской -- византийс-
кой,  европейской  культурой  --  придав  древним римским замыслам наш
русский размах,  мы (*?) создали величайшую русскую лит-ру как  лит-ру
изначально имперскую. Тщетно пытались отделить имперскость от русскос-
ти все разрушители --". Г.Федотов в 1937г назвал Пушкина "певцом импе-
рии и свободы" (М., 2007,с458 /*см.: "кочевые космополиты").
    *Для империи нужны рабы, крепостные или -- "Винтики" (в 2022г - ?)
     *Свобода ведет к краху империи и расцвету культуры (Д.Балашов).

     Вадим Кожинов " дал нам щит а мы добавим свой меч. Россия выстоит
и победит" (с316 /*"страна слова" с "женскою душой").
     "У нас сейчас есть деньги (*нефтедоллары), больше чем у китайцев,
есть строители -- но нет великой мечты,  нет воли к победе.  А мечта и
воля реализуются исключ-но через силу слов -- нац-ную культуру" (с6).
     *Большевики словами завоевали Россию,  но словами не смогли пост-
роить -- экономику, даже ценой пота и крови. Ленин великий мечтатель*
     *В.Бондаренко - за особый путь России -- формирование нац-й элиты
     /См. также А.Г.Дугин -- геополитика (*братство с японцами);  Юрий
Крупнов -- "Стать мировой державой" и мн. др.
 

                - 10 -

     И снова Ф.Тютчев:
     Земная жизнь кругом объята снами; --
     Стихия бьет о берег свой. --
     Прилив растет и быстро нас уносит
     В неизмеримость темных волн. --
     И мы плывем, пылающею бездной
     Со всех сторон окружены. (*напечатано в "Современнике", 1836г)
     (Абсолютное стихотворение. сост. Б.Хазанов. М., 2005, с130).

     Имея неприглядный внешний вид,  остроумный Тютчев легко воспламе-
нялся, был влюбчив и был любимцем женщин (*женское ухо к пылкому слову
не глухо). У него не было амбиций, не карьерист.
     19-ти лет он попал в Германию на службу в дипмиссии --  провел  в
Мюнхене ок.  15-ти лет. Стихи о природе, известные русским школьникам,
написаны им в Баварии (с132).
     Тютчев долго (20лет?) жил и служил в Германии.  Его жена - немка.
Как всякий русский -- посещал Италию. Кажется, стихи он (дипломат) пи-
сал "с лёту", небрежно, не шлифуя --

     Удивительно мало высказываний Ф.Тютчева привел К.Душенко.
     Ф.Т.: В России нет ничего серьезного, кроме самой России".
     "Надо признаться что должность русского Бога не синекура" (По по-
воду упований на "русского Бога" во время Крымской войны).
     "У меня не тоска по родине а тоска по чужбине" (с523).

     О Тютчеве пишет Р.К.Баландин в кн. "Русские мыслители" (М., 2005)
     Крылатые слова Ф.Т.  "Мысль изреченная есть ложь" оч. понравились
В.Вернадскому, они  выражают невозможность для людей когда-либо "логи-
чески охватить все разнообразие природы -- охватить реально Сущее".
     *Ср. теорема Геделя о неполноте.
     *Отсюда -- "Умом Россию не понять". Поймет ли это Ирина Дм.?

     Р.К. с  восторгом  пишет о стихотворении Ф.Т.,  проникнутом духом
пантеизма (с176-77).
     "Невозмутимый строй во всем, /Созвучье полное в природе, --
     И от чего же в общем хоре /Душа не то поет, что море, /И ропщет
     мыслящий тросник!" Р.К.:  Человек словно -- на вечное недовольст-
тво наделен разумом" (с178).
 

                - 11 -

     Ф.Т.: Мужайтесь - боритесь прилежно,  хоть бой и не равен,  брьба
безнадежна!" -- "Тревога и труд лишь для смертных  сердец...  Для  них
нет победы, для них есть конец" (180).
     *Русский хрктр? Ср. эсхатологизм --
     Р.К. разъясняет  слова "Умом Россию не понять,  /Аршином общим не
измерить -- В Россию можно (*?нужно) только верить": История во многом
- это судьба, а не предначертание. Будущее России определить невозмож-
но -- остается только верить".
     *Иностранцы в  этих  словах Тютчева видят (и слышат) его гордость
/чувства -- раньше мыслей.
     Ф.Т.: Истинный  защитник  России - это история,  ею в течение 3-х
столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания --" (182)
     После поражения в Крымской войне -- Ф.Т.: Судьба России уподобля-
ется кораблю, севшему на мель --" (с184).

          4. А вот что печатали в конце существования СССР
             Иностранцы о русских в прошлом (*отрывки)
     ЗАПИСКИ О РОССИИ.  Маркиз де КЮСТИН.  СП  Интерпринт  (перевод  с
французск /*? - см староруск яз.), сост. МК "Книжный мир". М.,1990
144с., трж 400тыс., цена 3р.60к. (*!).
     Издательство отмечает "у Кюстина непоним-е характера русск. чело-
века -- Русские для него вместилище всх пороков хотя внешне "прекрасны
кк ангелы"-- /все для европейца непривычно -- внушает истерич-й  страх
-- беспредельность  равнин  и отсутствие свободы".  Он сгущает краски,
гиперболически представляет образ России.  Его книга издавалась в Рос-
сии дважды:  в  1910г.,  (Предисловие  В.Нечаева) и в 1930гг (*осудить
царскую Россию /*голод в СССР). Нечаев указывает на сходство "Записок"
с знаменитыми письмами Чаадаева.

     Надменный и язвительный маркиз писал в 1839г, после поражения На-
полеона от России,  В русском он видит лукавого и коварного раба.  Для
советского читателя,  знакомого со сталинским уравнительным  рабством,
некоторые  пророчества  К-на  о будущем России сбылись -- в 20-м веке.
     Великая держава влияла на судьбу Европы полтора века  назад.  К-н
понимал  что свобода и благоденствие всего человечества (*) будут воз-
можны,  если они будут реализованы в России.  Эта мысль актуальна и в
"наши  дни"  (*накануне развала СССР /2022 - вновь: Россия и мир).
 

                - 12 -

     Вот что писал этот наглый маркиз.
     Московиты -  народ,  рожд-й для рабства,  -- свирепо относятся к
проявл-ю свободы -- даже у турок нет такого унижения (с3). Толпа всег-
да будет подчиняться людям к-рых она признает своими вождями: назовите
их священниками поэтами докторами учеными тиранами (с5).
     В течение более 100лет русск.  цари вельможи ученые -- копировали
Запад но н-д остался оригинальным. Торжество врожденных способностей у
н-да; н-д плохо направленн воспитанием" (с35).
     Кюстин пишет о русских:  умная раса;  вялость,  грубость, робость
антипатичны славянскому духу".

     "В России на всем лежит печать двойного  уныния:  боязни  власти,
отсутствия солнца"  (с121).  К-н отмечает что русские,  при всем своем
уме, умеют (многое*) делать для искусства и для артистов". Комментатор
пишет что у К-на,  уехавшего из России, было чувство свободы, знакомое
всякому цивилизованному  человеку,  покидающему  Россию"  (с122).
     Его изумляет способность русского правительства производить  впе-
чатление -- оно даже издали внушает к себе почтение иностранцам,  из-
бегшим его железной дисциплины.  Его хвалят или -- молчат".  К-н хотел
бы чтб франц-е офицеры написали об ужасах русского плена (с123).

     К-н считает что русского народа еще нет..  Есть императоры,  есть
крепостники, царедворцы,  также имеющие крепостных".  Если даже робкий
историк-царедворец Карамзин  решился  писать правду о своих соотечест-
венниках, тем более несомненно право на это иностранца.  При том что в
стране с  детства  прививают скрытность и тонкости восточной политики,
Маркизу встречались молодые люди, краснеющие при мысли о суровости ре-
жима. Вообще,  природные св-ва русских разгадать очень трудно.
     Страна "без средневековья,  без католицизма,  без рыцарства,  без
уважения к своему слову -- вежливые подобно китайцам  --  хитрые,  как
евреи, склонные к интригам -- с мягкими манерами восточных людей, жес-
токие в душе, насмешливые по природе и в силу сознания своей слабости.
Постоянно следя за собой, они -- самые жалкие на свете люди (с125).
     Чувство приличия, эта полиция воображения, - печальное качество в
силу к-рого собственные взгляды -- приносятся в  жертву  чужим  (*!об-
щест-е мнение).  Русские привыкли наблюдать, злоупотребление этим ве-
дет к недоверчивости, бездействию. Утонченный такт русских - прикрытая
 

                - 13 -

лесть, высшая добродетель подчиненных к-рые чтут врага, т.е. начальст-
во,  пока не осмеливаются поразить его.  Благодаря высокоразвитому се-
ральному (вост.  царедворцы) качеству русские непроницаемы;  но всегда
заметно что они что-то скрывают,  но неизвестно что они скрывают,  для
них этого достаточно (с126).

     "Честолюбие, неудержимое, безграничное, такое -- может зародиться
только в  душе  угнетенного  и питаться только несчастием целой нации,
бродит в сердце русского народа.  Эта нация -- завоевательная,  жадная
вследствие лишений,  заранее  искупает  унизит-м подчинением на родине
надежду на тираническое господство над чужими.  Ожидаемые слава и бо-
гатство отвлекают от общественной и личной свободы. Коленопреклоненный
раб мечтает о всемирном владычестве".

     "Россия видит в Европе добычу,  к-рая рано или поздно достанется
ей благодаря нашим раздорам. Она поддерживает у нас анархию в надежде
использовать коррупцию  к-рой она благоприятствует".  К-н указывает на
пример Польши.  "Много лет Париж читает рев-ц-е журналы,  оплачиваемые
Россией". В Петербурге считают что Европа -- ослабляет себя пустым ли-
берализмом, тогда как русские остаются мощными, именно потому что нес-
вободны -- но другие поплатятся за этот позор" (с127).
     К-н пишет что будущее принадлежит католической церкви. Многое за-
висит от Римского Папы. Отмечает у русских боязнь гласности -- ложь и
фальшь. Прикрытая нищета - таково богатство русских;  для  них  наруж-
ность - все, и наружность у них более обманчива чем у других (с128).

     "Теперь русские пртв завоевания Константинополя,  боятся увеличе-
ния государства,  где  расстояния  являются  бедствием".  В Петербурге
прошлое, будущее и настоящее находятся в  распоряжении  властелина.  У
подданных - только повиновение и подражание,  их взгляд,  их воля при-
надлежат главе государства. В России история составляет часть коронных
имуществ -- моральная собственность государя.
     Русские слишком много путешествовали, нация стала жаждать просве-
щения; таможня  не  имеет власти над мыслью -- стены не задерживают --
идеи носятся в воздухе -- они меняют мир (с129).  Блестящая будущность
о к-рой  мечтают  русские,  зависит не от них;  у них нет своих идей и
участь этого народа -- подражателей,  будет решена народами,  имеющими
собственные идеи:  если  на Западе установится единение правительств и
 

                - 14 -

подданных, алчная мечта славян-завоевателей окажется химерою".  Русс-
кой церкви чуждо то что всему чуждо в этой стране - свобода..." (с130)

     Свое убеждение  о  России  К-н считает своим долгом внушить всему
свету. "Нужно пожить в этой пустыне -- в этой тюрьме -- зовущейся Рос-
сиею, чтб почувствовать какой свободой пользуются в других странах Ев-
ропы. Постоянно надо твердить: в России нет свободы ни в чем". "Когда
ваш  сын  проявит недовольство во Франции -- скажите ему:  поезжайте в
Россию".  "Всегда полезно знать что существует общество в к-ром невоз-
можно  никакое  счастье -- в силу своей природы человек не может быть
счастлив без свободы" (с131).

     *А разве  Наполеон  сделал  французов счастливыми?  Маркиз избрал
легкий путь - хулить Россию вместо того чтобы что-нибудь  сделать  для
Франции у к-рой была нелегкая судьба -- рев-ции и войны, соперничество
с Англией.  В конце 1830-х гг.  Франция снова была  накануне  рев-ции.
Её-то и боялась аристократия и буржуазия.\
     *Понятие "свобода" привлекательно и относительно.  Свобода  одних
ограничивает других, менее сильных, менее хитрых, менее удачливых.\

                ***
              Еще одна идеологическая атака на Россию.
     В 1991г. изд-во "Панорама" напечатало "Записки венецианца Казано-
вы о его пребывании в России, 1765-1766", по изданию 1874г --
тираж 200тыс., цена 1рб. (*зарабатывают и "просвещают").
     О Петербурге -- "эта столица высматривает пустыней и соседкою се-
верных льдов" -- "немецкий язык общераспространен в этой стране, а ту-
земное наречие здесь употребляется одною только чернью" (с7).
     "Большим уважением  пользуются французские книги со стороны русс-
ких, людей образованных или претендующих на образованность" (с10).
     "Русский язык - почти первобытный". "Самая бедная деревушка в за-
падной  Европе есть чудо великолепия в сравнении с русскими селениями,
состоящими сплошь из лачуг и хлевов".  Русские - суевернейший народ  в
целом свете  -- молится не Богу а поклоняется св.  Николаю".  -- "язык
московитский есть чисто-татарское наречие, а литургия -- на греческом"

     "От русских ничего не добьешься путем убеждений -- словами из них
не сделаешь ровно ничего а колотушками -  все  что  угодно".  "Русский
 

                - 15 -

раб, обыкновенно столь покорный и безответный, в пьяном виде становит-
ся просто страшен".  В добрые старые времена Петра  Великого  палочные
порции  отпускались методически -- по старшинству.  "Истинною столицею
русских будет еще надолго матушка-Москва -- Москва тянет все назад,  к
давнопрошедшему  -- население,  претендующее на неподвижность,  любить
книги не умеет". "Русские - самое обжорливое племя --" (с16-19).

     *Публикация 1874г была на волне гласности и демократизации в  им-
ператорской России. Публикация книги Каз-вы в конце перестройки в СССР
должна была,  по мнению издателей,  повернуть русских лицом к Западу и
спиной к своему прошлому.
     *Россия в те времена была в основном неграмотна.  Население часто
голодало нежели  "обжиралось".  После развала СССР (*с помощью Запада)
многим пришлось перейти к миним-му потреблению всего.

             Из того что писал в 1918-19гг Розанов В.В.
      (Апокалипсис нашего времени. - /перепечатано: М., 1990).
(М.: "Центр прикладных исследований". трж 160тыс. цена 2р.60к)
     "Русская литература есть такая мерзость -- /Литература не выучила
народ  -- гвоздь выковать -- "косы вывозим из Австрии".  Народ рос со-
вершенно первобытно.  В аптеках нет русских -- А горчишники (*) у  нас
"франц-е" -- русские всечеловеки не умеют даже намазать горчицы на бу-
магу. -- И вот церковь-то первая и развалилась. Значит, Бог не захотел
более быть Руси".  "Просто, как православным человеком русский никогда
не живал". "Суть Руси что она не уважает себя" (с5-8).

     "Русские должны платить по векселям и платят -- но везде, где мо-
гут, - стараются жить за счет друг друга, обманывают -- (с18).

     Под немцами нам будет лучше. Немцы наведут у нас порядок - "как в
Риге". -- Ибо и нигилизм наш тогда пройдет. Нигилизм есть отчаяние че-
ловека о неспособности делать дело,  к какому он вовсе не призван. Мы,
как и евреи,  призваны к идеям и чувствам,  молитве и музыке но  не  к
господству. Овладели же к несчастью -- 1/6-ю частью суши" -- испортили
ее (с28).  Община - это слишком важно. Община важнее личности даже са-
мой умной (с59).
     Как падала и упала Россия. Нобель скупил в России все нефтеносные
земли. Русские все зевали. Были у них Станислвский и Немирович-Данчен-
 

                - 16 -

ко --  основали  театр.  На гастролях в Берлине -- засыпали венками --
много писали в газетах (с62).

              5. Режиссер Ст.Говорухин и философ С.Г. Кара-Мурза
     Кажется, у русских преобладает художнич-й тип восприятия действи-
тельности. *Газеты, книги, кино, театр способствовали перестройке.
     С.Говорухин в  к/ф  "Так жить нельзя" драматически представил со-
ветскую действительность.  В.Бойко (*сработал на паблисити) в к/ф "Со-
бачье сердце" (по-М.Булгакову) сатирически изобразил советскую власть.
Было много другого -- пртв коммунистич. власти.
     "Союз кинематографистов  СССР" и "Союз композиторов СССР" в числе
первых выходили из подчинения сов-кой власти в середине 1980-х гг.
     Через много лет Ф.Раззаков в своей книге писал что "советское ки-
но взорвало СССР" и подал это как сенсацию (*сам Ф.Р.  киновед и боль-
шой любитель кино -- /киноманы, киноделы -- артисты -- русские).

     *Посмотрев фильм Говорухина,  многие женщины,  наверное,  сочувс-
твенно поплакали.  Возможно что подсознательно задумались о своей оди-
нокой старости. Но никто не устремился помогать старым и одиноким. Все
привыкли что государство должно обеспечивать людей.  Теперь доверия  к
этому (*!) государству нет.  Хотя -- в бедном районе Москвы у жителей
1-х этажей -- люстры,  на стенах - ковры. В кино (ярче чем в литерату-
ре) частное можно подать как общее.

     "": ... благодаря способ-ти добиваться кажущ-ся достоверн-ти кино
может стать величайш.  дезинформат-м (*ТВ) /Ложь с экрана страшнее лжи
в печати /Экран заставляет верить в ложь, преподнося ее -- кк жзнь".
     "": ...тебе, художнику, подчиняется весь мир".
    (Л.С.Горин, Б.Ю.Волкович "Основы кинореж-ры --" Л., 1988 с18, с19)

     Во время перестройки,  когда страна все больше раскрывалась. мно-
гие деятели зачастили к Солженицыну в его усадьбу в Вермонте, США. По-
бывал у него и режиссер фильма "Так жить нельзя".  После поздки он на-
писал... сценарий фильма с претензией на документальность.
     Станислав Говорухин. РОССИЯ... которую мы потеряли. (М., 1991)
Союз журналистов Москвы. тираж 100 000экз., цена 3р. 70к. (*бр. 40с.!)
     На бумажн. обложке типич. портрет автора: нахмуренн. лицо с труб-
кой. На обороте:  Моя задача в том чтб показать чт мы имели но потеря-
 

                - 17 -

ли. То  чт  мы  узнаем переворач-т душу.  Сегодня издалека кажется дь-
явольским наваждением то чт происходило в России  в  начале  ХХ  века.
Словно Господь отнял у людей разум" (подпись).

     С.Г. дает взгляд на страну... необъят. просторы, богатейшие земли
-- истерзанная, обессилившая страна, отдавшая все -- неразумным детям.
-- Где путь к возрождению?  -- надо вспомнить,  кто мы,  --  что  есть
мать-земля наша Россия?".
     Перед написанием этой брошюры историки  предупреждали  Г-хина  от
восторгов по  поводу  старой  России.  Но С.Г считает что "оболганная,
униженная страна нуждается в добром слове, сказанном хотя бы на ее по-
минках".  Его фильм (*!) называется "Краткий курс истории России перед
Октябрьским переворотом" (*совсем краткий -- с предубеждением  -  хуже
лжи). И  С.Г.  лукаво замечает:  "Мы выбрали самый неблагодарный жанр,
это как бы даже не фильм а лекция".
     *Устное слово может быть  более  проникновенным  чем  письменное.
Личность диктора по радио или в кино нередко действует гипнотизирующе.
Говорухин лично умеет производить нужное впечатление (лицо, трубка как
у известных героев детективов), у него среди публики -- авторитет.

     С.Г.: "Новейшую историю России напишут когда-нибудь настоящие ис-
торики" -- Я бы назвал фильм так:
     "Россия перед пришествием Антихриста". (*см опечатки)
     "Теперь даже школьник знает - Россия в 13-м  году  была  богатой,
здоровой страной,  стремит.  идущей по пути техн. прогресса". Далее --
из кн.  франц. ученого "Россия в 1914г--" -- вывод: К середине -- сто-
летия Россия будет господствовать над Европой политически, экономичес-
ки и финансово" (*как это?  кто это допустит?).  Россия кормила Европу
(*крестьяне голодали  и  бунтовали).  Добыча  угля  за 25лет выросла в
шесть раз!  -- Перед революцией страна  перестала  нуждаться  в  ввозе
иностранных изделий.  После столыпинских реформ крестьяне стремит. бо-
гатели. -- земля перешла в личную вечную собственность (*неверно).
     Быстрое строит-во  ж/д до рев-ции.  В СССР БАМ строили 70лет.  На
стройках в СССР погибли сотни тысяч заключенных. С.Г. проповедуем, как
и многие -- в 80-х гг. личную заинтересованность в труде.

     Много в брошюре о рев-ц-рах. -- "Страна наводнилась уголовниками,
выпущенными из  тюрем  -- были самыми активными".  Столыпин считал что
 

                - 18 -

перед тем как дать свободы нужно создать граждан (*русский  подход)  и
сделать н-д достойным свободы" (с11).
     "Социальная этика  Ленина целиком укладывается в -- формулу -- "Я
освобождаю вас от химеры совести".  -- В России был заложен новый ант-
ропологич. тип,  новое выражение лиц появилось у советских людей.  Мо-
раьлный распад -- брьба за власть после смрти Л-на (с32).

     Ленин, лен-кий режим виновны в тягчайших преступлен. пртв России
и ее народов. Карта России заливается красным -- СССР. После 17-го го-
да -- уже другая страна - не Россия.  "Ту Россию мы потеряли".  Россия
стала лягушкой  для экспериментов Л-на (*в прежнее время С.Г.  неплохо
служил комм-му режиму). Россия спасла Европу от экспериментов.
     Если алльтернатива  соц-зму  существует только в виде капит-зма,
то ...  из двух зол надо выбирать меньшее.  "Люди хлебнувшие  лиха  --
скажут: Соц-зм?  Никогда!" (с34-35 /*"лихие 90-е" - Г-н жалеет бабушек
/пришел "дикий капитализм").

     "Советский, ленинский и сталинский, режим не просуществовал б так
долго еслб не молчаливое согласие Запада. Огромная роль Запада в побе-
де  над  фашизмом  (с36 /*возникновение -- кап-зм -- комм-зм).  "Запад
всегда помогал только самому себе" (с35).
     Сотрудничать с Западом -- необходимо -- Сегодня Запад активно по-
могает нам. Инвестициями, советами, рождественн. посылками. Для Запада
выгодно иметь бедную -- в долгах Россию.  Она никогда не станет конку-
рентом. --  "Кто  же мы?  - Временщики!" Деньги с Запада -- даются чтб
продолжать бесчеловечный эксперимент" (с37 /*СССР).

     С.Г. надеется на Возрождение. Для этого он создавал к/ф "Так жить
нельзя" и -- эту лекцию.  Он пользуется лозунгом:  "Народы продвинутся
только тгда кгда осознают всю глубину своего падения" (Эдгар Кинэ).
     "Страна выходит  на дорогу мировой цивилизации.  Мы собрались как
бы в гости к миру -- давайте взглянем на себя" (*!художник).  С.Г.  --
пртв учения Маркса-Ленина и пртв "имперского дурмана". Все валят -- на
евреев: "Это нас жиды на все это дело подбили" (Ив.  Бунин). Не повто-
рить ошибок  --  опыт истории.  Заканчивается брошюра (*будущий фильм)
призывом: "Запомним навеки:  НАРОДУ ВЛАДЕЮЩЕМУ ПРОШЛЫМ ПРИНАДЛЕЖИТ БУ-
ДУЩЕЕ (с39 /*!? /в печать -- 29/05/91 -- до путча).
 

                - 19 -

     В своей работе Говорухин пользовался произведениями следующих ав-
торов:  Авторханов  Бунин  Бердяев С.Булгаков Вуль Валентинов Э.Геллер
Достоевский Короленко Ленин Милюков С.Мейги Некрич Н.Романов  Столыпин
Струве Стипун Д.Штурман (*по тексту ссылок на них нет).

     Показывая как работает ассоциативное мышление, С.Г.Кара-Мурза пи-
шет что  метафора,  "Великая  криминальная рев-ция" Говорухина (*после
развала СССР) действует пртв демократов,  бывших диссидентов (*и С.Г.
/привели к власти криминал), но в то же время -- в их пользу (*осужде-
ние действит-сти /как бы защита бедных /*С.Г. на рынке дал деньги бед-
ной старушке /но так чтоб потом об этом узнали многие).
     ("Манипуляция сознанием". М., 2012, с129).

     *Сам С.Г.М. изнемогал в душной атмосфере бржневской эпохи. Участ-
вовал в перестройке. После -- был даже более активным. Вообще, он эру-
дирован и энергичен.
     27/03/1999 он  участвовал в передаче на НТВ "Суд идет" свидетелем
Говорухина к-рый был и ответчик и адвокат и свидетель в  одном  лице.
     *Надо понимать что Г-хин был в комитете Госдумы по культуре, пртв
него -- иск защитников гласности.
     "Г-хин был  главным  оратором,  выступал блестяще,  беспардонно и
умело сбивал с толку оппонентов -- оставлял пртвника в дураках".  По-
мошь К.-Мурзы  не потребовалась.  Но краснобай Шендерович (*и др.) был
"выше Говорухина в идейном плане".  Истцы"отвергали главн. устой русс-
кой культуры  -  совесть,  скрепляющую людей в народ".  -- "нравст-ная
оценка человека обществом есть тоталитаризм и цензура. А совесть - де-
ло каждого.  Г-хин ответил: "Нравственность - это правда". Сегодня СМИ
в руках олигархов (*ср 80-е гг.) и они не допускают иные тчк  зр.  Так
Г-хин вступает  в зону плюрализма.

     К.-Мурза показывает что нравст-сть не сводится к правде.  Относи-
тельно правды "разума" не может быть нравст-го конфликта --  она  сов-
местима с философией Ш-ча.  К.-Мурза видит разлом не в нравст-ти ума а
срдца (прмр, Достоевский -- не за истиной а за Христом). Г-хин проявил
слабость  оппозиции - она не видит что в народе произошел раскол -- по
проблемам бытия.  Раскол был давно но в советский период было  восста-
новлено единство (с550-52).
 

                - 20 -

     Не признав раскола, разные течения оппозиции выбрали свои ориент-
тиры. П.Романов  --  идеал  государственника - Столыпин.  Шафаревич --
"социализм - путь к обрыву".  В споре с Шен-чем Г-хин сразу заявил что
он не желает возвращения в проклятое сов-кое прошлое.  Его фильм "Так
жить нельзя" нанес сов-кому строю сокрушит-й  удар.  Г-хин  напоминает
что он настрадался от сов-кой цензуры (так говорила вся интел-ция). Он
видит во главе Высшего совета по нравст-сти Солженицына или  Лихачева.
Упрекает ТВ в том что на экране показывают "позор Госдумы" - Макашова,
Шандыбина и Жириновского (*депутаты /*К.-Мурза считает  их  идиотами).
Г-хин не считает Высший совет цензурой тк кк есть допуск на ТВ а нака-
зание может быть после (с554).

     Метафора художника  Г-хина  - криминальная рев-ция - широко расп-
ространилась в массах и в интел-ции. Сам Г-хин считал что Великая кри-
мин-я рев-ция  уже свершилась.  Такая концепция неверна и вредна тк кк
из нее следует что государст-е строит-ство завершилось и к  новым  по-
рядкам надо приспособиться (*что и было на деле -- выборы и криминал).
Этот новый порядок (*дикий кап-зм,  накопление --), как показывает ис-
тория, должен эволюц-ть в сторону смягчения. Бандиты стали новыми бур-
жуями. Г-хин "горюет о расхищении  национ--х  ресурсов., Считают  "что
иностранцы подгребут  почище наших -- пусть наши уголовники пользуются
-- что-то перепадет нам".

     К.-Мурза: Никакой кримин-й рев-ции еще не произошло  --  политики
позволили преступным  --  разграбить страну - для ее ослабления -- Это
пока еще сов-кий уголовный мир.  Кримин-й соц-ный порядок будет  уста-
новлен после слома всех сов-ких структур и победы рынка.  Великой кри-
мин-й рев-ц-й надо считатьсоздание строя в к-ром криминализованы и ни-
зы и верхние -- гос-е органы и крупн.  капитал. Огромная масса людей к
нему не сможет приспособиться. Это будет страшнее чем -- сейчас. А ме-
тафора Говорухина безосноват-но обнадежывает людей (с595-98).
   *"Всё еще впереди" - так писали в 1980-х гг., когда всё начиналось.
     К.-М. пишет: "Как только ослабнет Аппарат принуждения (*госуд-во)
так  сразу появляются бандитские группировки -- они овладевают жизнью,
остальные люди разрознены.  Его возмущает "лепет даже образованной оп-
позиции: "Человек  -  мера  всех  вещей!" - оправдание Раскольникова и
Ставрогина". Воры гордятся что они особый отряд -- на осталльных смот-
рат с презрением (тоже -- бандиты).
 

                - 21 -

     Много внимания С.Г.Кара-Мурза уделяет разбору фильма С.Говорухина
"Ворошиловский стрелок" (*см.  1930-е гг -- культ Ворошилова,  милита-
ристское сознание).  Г-хин создает образ, сильно дейст-щий на чувства.
Главного героя играет популярный в сов-кое  время  М.Ульянов,  ставший
антисоветчиком в  1980-х  гг.  Теперь он - благородный мститель крими-
нальному типу,  изнасиловавшему его дочь -- /Идеи фильма,  действуя на
подкорку, формируют  политич-ю  и философ-ю концепцию.  Герой-одиночка
присутствует во многих голливудских  фильмах.  Дочь  возит  товары  из
Турции. знакома  с лавочником.  Смело принимает приглашение 3-х "новых
русских" на выпивку.  И это - в  условиях  "кримин-й  рев-ции".  Фильм
Г-хина был воспринят обществом позитивно.

     Г-хин возбуждает стереотип  мести.  К.-Мурза:  Сегодня  когда  на
честн. человека обрушилось много зла (*ср.  беды /см. "Интердевочка"),
важной становится проблема возмездия.  Фильм -- нашел нужный отклик  в
душе людей. И раньше сынки номенклатуры, бывало, насиловали девочек.
     Теперь девушка  из  той  же среды что и лавочник.  Милиция на его
стороне. У пенсионера нет денег чтб купить винтовку.  Он занимает их у
знакомого банкира. Так соц-ный мотив устраняется из фильма. Возвышение
героя- одиночки уводит внимание зрителей от "реальных соц-ных виновни-
ков нашей катастрофы".  "Видит ли Говорухин что для общества все более
опасны его собственные жертвы,  вызывающие у зрителя ненависть и сост-
радание одновременно?".

     "Главный источник  угрозы  сегодня  -  деклассированная молодежь.
Второй "коллективный враг народа" в фильме - "коррумпированная номенк-
латура". Сергей Георг-ч считает что модель кримин-го мира,  предложен-
ная Г-хиным,  неверна но она прекрасно послужила при избрании  Ельцина
президентом. -- беззащитность простого человека в реальной жзни намно-
го безысходнее.  У Говорухина отрицается идея права  --  антигосударс-
твенность --  получается  что  она несовместима с совестью и достоинс-
твом. Отрицание права под знаменем справедливости (*см. В.Кожинов и --
/русский хрктр) очень соблазнит-но. Это перекливается с советской эпо-
хой когда расправа с врагами велась с опорой на справед-сть  (*массы).
Совет-кому госуд-ву  правовое устройство было не по карману,  но тогда
не было сильной и хорошо организ-й преступности.
 

                - 22 -

     Сторонники Г-хина (критики К.-Мурзы)  считают  что  он  правильно
представил образ  врага  --  герой фильма действовал адекватно.  К.-М.
как бы соглашается с нек-рыми -- "новые русские" -- не люди а звери  в
человеческом облике  (*?).  --  Но  это не научная теория а идеология.
Многие оправдывают суд Линча -- Суд Линча не расправа а упрощенный суд
/Таким образом в России у части общества проявляется социальный расизм
/Благодаря магии кино зритель "видит всё".

     Критики считают что правовое государство в России было расстреля-
но из танков (1993г) и страна погрузилась в "беспредел". К.-М. отмеча-
ет тоталитаризм их мышления как в 1991г -- "Иного не дано!", "Так жить
нельзя!". Люди пишут не соблюдая меры -- "кровь текла рекой со  времен
Мишки меченого" -- "беспредел" в мышлении.
     "Фильм Г-хина - типичный голливудский -- в нем достоинство подме-
нено правом сильного (*культ силы и решит-сти).  Главный результат ра-
боты Г-хина -- создание у -- людей иллюзии,  будто у них -- есть прос-
той выход - индивид-й террор  (*расправа  /террор  -  ужас).  В  своей
статье "Революция  или гибель" К.-М.  доказывает что в современном об-
ществе успешная рев-ция может быть только ненасильственной"" - в ЮАР.
     В конце 19-го века в России были интелл-нты, желающие действовать
"по Говорухину" - карать нелюдей. Таких и сейчас немало. Говорухин да-
же в президенты избирался -- несколько сот тысяч голосов набрал".
(с646-58 /*он активно участ-л -- был доверенным лицом В.В.Путина).

     "Сценарий фильма "Россия к-рую мы потеряли" направлен против Рос-
сии как цивилизации с сильнейшими общинными чертами". К.-М. сравнивает
его со статьей Л.Толстого "О голоде".  Вывод к-рый  можно  сделать  из
списка цен  и доходов простого рабочего в фильме -- рабочие бесились с
жиру -- пошли в рев-цию.  А Л.Т-й увидел в Тульской губернии -- черный
тяжелый и горький хлеб -- с лебедой. Бабы украдкой ходят в лес за дро-
вами. Причина - не один неурожайный год -- Л.Т.: "Народ голоден оттого
что мы слишком сыты" (с659-660).
     "Когда Г-хин  плачется о "России к-рую мы потеряли",  но при этом
проклинает большевиков, а не ее истинных разрушителей, то он или лице-
мер или марионетка манипуляторов" (с717 /*см. "Советская цивилизация").
     В новой  России один из лидеров НПСР Говорухин оказался в Госдуме
главным лоббистом порнобизнеса (с767 /*широк русский человек).
     Выступая 18/03/2000 на ТВЦ,  Ст. Говорухин сказал: Очень вероятно
что скоро России не будет".
 

                - 23 -

     У С.Г.Кара-Мурзы немало интересных мыслей (иногда повторяется -):
     С.Говорухин в фильме "Россия, которую мы потеряли" выступает рез-
ко пртв советского строя,  приводит доводы от желудка: ... икра, водка
-- /А К.-Мурза -- взвешивает все "верными  гирями"  (*манипуляции)  --
40проц призывников впервые пробовали мясо в армии. В царской России --
голод когда не уродилась лебеда - об этом писал Л.Толстой --  /Сравни-
вается русский  народ  и  промышл-е торг-е н-ды у к-рых колонии --
     Л.Т.: "Нам  нельзя  не  видеть почему народ беден - сравните наше
богатство". К.-Мурза:  "Драгоценность России -- долготерпенье крестьян
-- гордость  и  решимость  -- брать на себя ответст-ть за всех включая
грешного барина -- это достоинство простого русского,  а не по Говору-
хину. Мы по логике Говорухина черним в России то что в дальнейшем про-
растало кк сов-кое" (*сов-кий человек родом из -- древности - архе).

     К.-Мурза поясняет "Что такое рев-ция 1917г?":  "Царя  свергли  не
большевики а генералы, западники и масоны. Говорухин лицемер или мари-
онетка манипуляторов. Смысл февр-й рев-ции - расчистить поле для фина-
насово-торгового капитала.  -- /Летом 17г крестьяне громили не помещ-в
а арендаторов -- /Нежелание Врем-го прав-ва решить земел.  проблему --
привело к началу тотальной гржд-й войны.  -- /В.Б.Станкевич: стихийное
движ-е сразу испепелило старую власть -- везде".  /Гржд-я  война  была
мжду разными отрядами разных рев-цв -- воевал Февраль с Октябрем".

     "Большевики -- кк возродители убитой Февралем России.  Надо срав-
нить разные  рев-ц-е проекты -- кто больше был палачом.  Есть -- такие
порой с титулом патриота к-рые всех -- палачами. Получ-ся чт -- Россия
- это  выкидыш цивилизации (*?) и не имеет права на жзнь".
  (С.Г.Кара-Мурза. Советская  цивилизация. М., 2001, с148-50, с212-19)
                6. О советском человеке
     К середине 1970-х гг СССР стал самой мощной в  военном  отношении
державой в мире. Это встревожило многие страны. Во время поездки в Ту-
лу руководитель СССР Л.И.Брежнев сказал:  "От имени партии и всего на-
рода я заявляю:  наша страна никогда не поднимет меч против других на-
родов" ("Совершенно секретно" М., 1977, с14).
 

                - 24 -

     "Феномен века: "Homo soveticus". Истекшее столетие истерзало Рос-
сию:  она дважды сменила строй, пережила войну, поднялась из руин... а
еще  за это время родился не имеющий аналогов уникум - советский чело-
век. Каждый -- подчинял частное общему -- все  этнотипы  собирались  в
единое целое и адсорбировали все лучшее.  -- Человек,  любящий родину,
уверенн. в верности избранн.  пути и светлом будущем, реалист и роман-
тик -- потрясал энергией и трудолюбием а мог тунеядствовать -- был по-
рядочным но выносил с предприятия все что можно,  писал жалобы в парт-
ком, удивлял  широтой  души  и искренностью.  был идейно непримирим --
апатичен и непритязателен и был задуман как идеал --".
      (Ольга Кузьмина /"Вечерняя Москва" 2-9ноя 2017)

     Дм. Журавлев:  "Советский человек верил что хорош.  жзнь наступит
когда-то потом -- общее выше личного - на этом  держалась  система  --
люди должны работать хорошо -- поликлиники -- при заводах --".
     Олег Яхшинян: "Человек не измерялся деньгами (*частый впрс совка:
Сколько получаешь?) --  акцент  на  всесторон.  развитие  личности  --
соц-ная однородность --".
     Ольга Маховская:  -- это не была однородн масса -- миф о создании
советского человека -- под него мимикрировали -- хотели быть социально
принимаемыми --".

     *Во время гласности в СССР социологи писали что за советское вре-
мя народ не научился "рукоремеслу).  Безработицы не было но было много
бездельников. Миллионы  ветеранов  труда  --  но низкая производитель-
ность. Власть стремилась закреплять людей на местах - так легче  конт-
ролировать. Люди делали вид что они работают, что верят рук-ву страны.
власть делала вид чт доверяет народу и заботится о нем -- что она пла-
тит (*повышение ставок и окладов). Деньги обесценивались.
     После распада СССР люди научились выживать:  торговали, "челноки"
ездили за товаром в Турцию. Свобода торговли (*"блошиные рынки" - идея
привезенная Г.Поповым  из  Европы /*16/04/1991 ТВ) позволяла продавать
всё ("кроме России, но и её --).

     Г.Попов говорил о том чт с весны 88г "началось массовое перемеще-
ние детей номенкл-ры за грнцу" -- признак того чт "партийн бонзы поня-
ли:  дело проиграно".  "": Перед новым годом по ТВ выступил Г.Попов --
чт в 1989г возникшие уже тенденции будут набирать силу /объект. логика
 

                - 25 -

а может быть и замысел Горбачева -- дать 70-летн режиму распасться --\
Г.Попов убеждал что вс будет лучше но не всем одинаково.
     Попов побывал в США в ян. 1990г. Его визит был организован послом
США в Москве. -- Он беседовал с госсекретарем Бейкером, его помощника-
ми и мнгими -- рук-лями ведомств США,  занимающ-ся СССР, спец-стами из
Мин-ва обороны, из ЦРУ -- /с лидером больш-ва в Палате предст-лей -- с
бывш госсекр-м Г.Киссинджером и сенатором Э.Кеннеди.
     На 2-м съезде "Дем-кой России" Попов предложил предоставить  всем
автономиям возможность выйти из России через референдум.



     *Распад императорской  России  и распад СССР произошел не в 3дня;
он готовился долго.  В первом случае он сопровождался гражданской вой-
ной, во втором - рухнула экономика -- обнищание населения.
     *Интересен факт бурного возрождения Православия на месте комм-кой
идеологии. "": Свято место пусто не бывает".

                ***
     В мире с помощью советских (русских,  украинских и др.) диссиден-
тов был  создан миф об СССР как "Империи зла".  Одной из задач перест-
ройки было разрушение этого мифа. Здесь постарался талантливый советс-
кий поэт Е.Евтушенко.  Другие поэты, писатели, журналисты тоже активно
участвовали. В результате вместе с "образом" -- рухнул СССР.

    "Московский Комсомолец" (22/05/1992) -- картинка в газете: бабушка
читает МК.
     *Все бабули и дедули с перестройкою вздохнули /"Правду" можно  не
читать. в профсоюзы не вступать,  а зато в газетах секс /Старикам хоть
и негоже щупать тело молодежи /Но МоКоша не простак: стариков увлечь -
пустяк: /Бедра, груди -- фото, формы --

                7. Еще немного о России
     Возможно что:
     Россию нужно понимать чтобы извне ей управлять.
     Или с другой стороны:
     Её им просто не понять но ею можно попугать.
     Патриоты пугают врагов прошлыми победами России.
 

                - 26 -

     Враги пугают ее соседей историей России.
     Впечатляюще действуют огромные размеры страны и ее богатства.

     Зачем Россию понимать? Все видят что она обильна. Гораздо проще -
дать ее  карикатуру -- представить с помощью кино,  газет ее как дуру.
Её враги - -- богаты и сильны. За разрушение России готовы дорого пла-
тить /хотя Америка все больше погружается в долги.

     Г.П.Федотов "Лицо России" IMCA Paris 1988: в страхе вся неправда.
Христианство отрицает смрть чрз отчаяние и эрос.  Религия возникает из
смртоощущения. (*?смрть из любви к богу).
     Будет ли сущест-ть Россия? -- 1929г. На 3-й год войны народ отка-
зался защищать страну (*монархию) -- "мы рязанские" -- географ. преде-
лы недоступны воображ-ю.  Соломенн. Русь -- пожары. Ненависть малорос-
сов к русскм. Момент падения комм-кой дикт-ры развяжет сепаратизм".

     Как действительность  -- указывает правильный путь?  "Умом Россию
не понять --" - что это?  - Загадочность русской души? величие страны?
а может быть это предлог чтобы скрыть нежелание познавать -- неспособ-
ность -- .  Ведь изучали же французы немцы англичане американцы и  не-
безрезультатно  психологию русского человека.  И японцы пытаются изме-
рить Россию -- (семь раз отмерь --).
     России "особенная стать" -- в том что каждый норовит у ней отнять
-- (раньше -- чужеземцы а теперь и свои --  разбазарить,  потому-то  и
пропагандируют рыночные отношения).
     Слова о том что Россия - это 3-й Рим, наполняют душу -- гордостью
но кто из произносящих такие слова задумывался о том что в древнем Ри-
ме  были прекрасные дороги и хорошее сообщение и вообще прекрасная ор-
ганизация а в России "две беды - дураки и дороги"?.
    Большая, плохо изученная страна,
    страна с долгой и сложной историей,
    населенная загадочными людьми,
    В ней много умных и образованных,
    к-рые не могут договориться друг с другом.
    Nevross, Nevross -
    это не диагноз и это не прогноз.
    Будущее не приходит из ниоткуда: где-то оно уже идет --
     Земля вращается с запада на восток.  В Россию будущее приходило и
приходит с Запада.
 

                - 27 -

                "ЗАПАД НАМ ПОМОЖЕТ"
     Пожалуй, это было одним из самых распростран-х  выражений  времен
горбостройки. Недавно в 1997г в Москве Дж. Сорос (финансист загадочный
и темный) отметил 10-тилетие свого фонда в  России.  Он  известен  как
крупный финанс. спекулянт но в последнее время больше - как филантроп.
Может быть чт-то расскажет его книга:
     Дж.Сорос. Советская система: путь к открытому обществу. М., 1991.
(на англ 1990). Книга посвящается "Людям Восточной Европы, чьи устрем-
ления я  старался поддержать".  -- "Еще до того как окончательно будет
демонтирован старый центр власти, должен возникнуть новый ... огромная
черн дыра уже плотоядно разинула свой страшный зев" (с5).
     *Интересно что такой крупный человек может предпринять попытки  в
построении нового общества (государства?) на территории бывшего СССР?

     И вот еще помощники:  см. ст. Халоша Б.М. "Политика -- НАТО --" в
кн. "Военная сила.  Размышления о ее свойствах и месте  в  современном
мире" (М..  1992). 19/11/1990 в Париже было заявлено чт ОВД и НАТО не
являются больше пртвниками (с117).
     А в ноябре 1991г опубл-но "Заявл-е сессии Совета НАТО о событияхх
в Советском Союзе": "Мы, главы гос-в - участников Североатлантич. Сою-
за  -  тепло  приветствуем  историч-е события к-рые кардинально меняют
Сов-й Союз. 19 авг мужчины и женщины Сов-го Союза подтвердили свою ре-
шимость строить  новое  будущее  -- Страны участницы Атлантич-го Союза
будут оказывать им помощь в этом великом начинании" (с124-25).
     Кстати, в э книге (сб-ке) есть мысли о примате дух-го политич.  и
морального начала (с7) -- Не рассуждать а выполнять - таков традиционн.
дух консерватизма (??).
     После распада СССР Российская Федерация приняла на себя все прош-
лые долги как царской России так и СССР. Это должно было послужить са-
моутверждению России -- преемственности царской  России  и  Советского
Союза (*а казна была пуста -- налоги не собирались).

                8. Вместо заключения
     "": Всё действительное разумно.
     Всё разумное действительно" (Гегель).
     *Все действительное абсурдно и наоборот --
 

                - 28 -

     Монтень: разум всегда перемешан кк с истиной тк и с ложью". /Лич-
ность - особая (элемент*) точка в историч.  процессе. /Порабощение че-
ловека результами своей деятельности. /Неопределенность бытия. /Пороч-
ный круг самосознания. /Благородные проигрывают. За каждым благородным
поступком - скрыт мотив /Эклектичность жзни не делает ее невозможной.
     Екклесиаст: человек  не  может  постигнуть дел к-рые делаются под
Солнцем".
     Надежда на разумное поведение человека - рухнула. (см. Макиавелли)
     События прошлого не верифиц-ся. Вероятность другого хода историч.
событий не доказуема - это всего лишь логич-е упражн-е.  -- лицо в лю-
бой ситуац стоит перед выбором.

                ***
     История служит  тому кто охраняет и почитает прошлое -- удовлет-т
ненасытн.  любопытство к старому и всезнайству  --  она  всегда  преу-
меньш-т знач-е нарождающегося -- /Жизнь -- сама себя ищущая сила (тем-
ная*) -- /Человек время от времени должен разбивать и разрушать.
     (Философия истории. М., 1995)

     М.Рейман (ФРГ):  Современн. российское историописание не знает, к
сожалению, полутонов;  оно знает лишь героев и преступников;  святых и
дьяволов" ("Вопросы Истории" #12/1997, с168).

     *Чтобы сохраниться, надо измениться.
     Над планами перехода СССР к капит-зму работали многие организации
Запада (включая эмигрантский НТС).
     Разрушение СССР проходило под лозунгом возрождения Великой России.
     *: русск н-д не любил и не любит власть и порядок (*?всегда).
     *: качество демократии зависит от демографии
     *: доверять иль не доверять - вот в чем вопрос.

                ***
          В это динамичном мире
     За всем не уследить, всего не прочитать
     Мне довелось куда-то заглянуть и что-то пролистать.

     Судьбой России еще до распада СССР был обеспокоен А.И.Солженицын
"Как нам обустроить Россию" М., 1990. Брошюра 48с., трж 80т., ц.30к.
 

                - 29 -

     Главное, "как  бы нам,  вместо освобождения,  не расплющиться под
его (коммунизма /*СССР) развалинами".  Брошюру читали,  А.И. много раз
выступал на ТВ, но страну обустраивали молодые "новые русские".

     Ведущий прораб перестройки, первый мэр столицы Попов Г.Х. опубли-
ковал книгу "Будет ли у России второе тысячелетие". 1998г.
     На историч-х примерах он предупреждает чтобы россияне не  относи-
лись к  будущему  с "шапкозакидательством" -- не впадали в безоглядный
оптимизм. А вообще,  его книга о себе любимом и посвящена Демонстранту
1989г., к-рый пртвостоял советской системе (*впереди  на  демонстрации
шел Г.Х. в распахнутом пальто с значком депутата).

     И.Н.Ионов рассматривает проект большевистской модернизации России
как реакцию  на  вестернизацию.  В ходе реформ 1985-1997 заимствование
западного опыта не дало ожидаемого эффекта.  Одной из главных  проблем
остается утверждение  ценностного  значения  труда.  Вторая проблема -
разное понимание государства у элиты и народа.  3-я важнейшая проблема
- развитие диалога национ-х и конфессиональных культур.
     "Российская цивилизация --" М., 1998 -- 2001 (4 издания).

     Интересна кн. В.В.Фортунатова "Кто и куда ведет Россию? --" 2009г.
написанная после  кризиса  2008г.  к-рый показал что стабильность рос-
сийского общества - явление временное (*см.  "подушка безопасности"  и
нефтедоллары /А.Кудрин). Появились впрсы: в какой России мы живем? что
ждет страну в ближайшем будущем?  какой Россия выйдет из  кризиса?  --
нужна ли России твердая рука? В книге обсуждаются не только эти впрсы.
     Исследованию российской  проблемы  идеи  и  идентичности посвящен
труд философа И.Б.Чубайса (*брата Анатолия Борисовича) "Россия в поис-
ках себя" (М., 1998). Разумеется, написано от себя и о себе.

     "РОССИЯ В ПОИСКАХ БУДУЩЕГО" Так назвали свой сборник В.АГАФОНОВ и
В.РОКИТЯНСКИЙ (М,,  1993). -- интервью брали в июне 1992г., расчет был
и на зарубежн. аудиторию. Выпускник МГУ Агафонов (1979) -- эмигрировал
в США /живет в Нью-Йорке. Рокитянский тоже заканчивал МГУ -- руководит
кооперативн. предприятием -- выставки и издат-ва в обл. истории России
-- сотрудн-т в программах российско-американского центра -- в США.
     На впрсы: что происходит в стране и со страной? что такое Россия?
где проходят ее границы географ-е и духовные?  Какое будущее ждет Рос-
 

                - 30 -

сию? -- отвечают политики писатели философы и ученые (*всего 25 ч-век)
     Книга заслуживает внимательного прочтения.

                Оглавление
1. Российская Федерация                1
2. Можно ли "Умом Россию понимать" (*а чем же еще?)                4
3. Ф.Тютчев и другие                6
4. А вот что печатали в конце существования СССР                11
5. Режиссер Ст.Говорухин и философ С.Г. Кара-Мурза                16
6. О советском человеке                23
7. Еще немного о России                25
8. Вместо заключения                27


     февр.-апр. 2022 Москва-Коптево лев санков