Сцены из к-ф Аnnie Hall. День в кинотеатре

Михаил Абрамов
Д Е Н Ь   В   К И Н О Т Е А Т Р Е

 Элви стоит перед стеклянными дверями кинотеатра, билетная касса позади него прямо за стеклянными дверями. Пока он осматривается в ожидании Энни, слышны звуки городского движения, гудки автомобилей.

Парень в черной кожаной куртке, проходя мимо театра, останавливается перед Элви. Парень смотрит на Элви, затем уходит. Он останавливается в нескольких шагах и снова поворачивается к Элви. Элви смотрит в сторону, потом снова на прохожего. Парень продолжает смотреть. Элви чешет затылок, ища Энни и стараясь не замечать прохожего парня в черной кожаной куртке.
Прохожий, все еще уставясь на Элви, возвращается к нему.

1-й прохожий:
- Эй, ты на телевидении?

Элви (кивая головой):
- Нет. Ну, иногда. Бывает, изредка.

1-й прохожий:
- Как тебя зовут?

Элви (откашливаясь):
-Имя ничего вам не скажет. Не имеет значения. Какая вам разница?

1-й прохожий:
- Ты бывал на шоу Джонни Карсона, да?

(Джонни Карсон (Johnny Carson; 1925 — 2005) — приобрёл известность в качестве многолетнего телеведущего (с 1962 по 1992 год) программы The Tonight Show «Сегодня вечером» на канале NBC.)

Элви :
- Да так, бывал иногда, знаете.

1-й прохожий:
- Как тебя зовут?

По мере того, как прохожий парень говорит, Элви становится все более и более неловко; все больше и больше людей проходят через двери театра.

Элви :
(Нервно)
- Я... я... я Роберт Редфорд.

1-й прохожий:
(Смеется)
- Да брось.

Элви :
- Элви Сингер. Было приятно, приятно ... Большое спасибо... за все.

Они обмениваются рукопожатием и Элви похлопывает парня по руке. Парень в свою очередь оглядывается через плечо и подзывает другого мужчину. Весь взволнованный, он указывает на Элви. Элви выглядит нетерпеливым.

1-й прохожий:
- Эй!

- 2-й прохожий:
- Что?

1-й прохожий:
- Это Элви Сингер!

Элви :
- Парни... О, боже! Ну хватит!

1-й прохожий:
(Перекрикивает, игнорируя Элви)
- Этот парень на телевидении! Элви Сингер, да? Я прав?

Элви :
 (Перекрикивает 1-го прохожего парня)
- Хватит, да хватит, же. Боже правый!

1-й прохожий:
(Все еще игнорируя протесты Элви)
- Этот парень на телевидении.

Элви :
- Дайте мне бейсбольную биту!

2-й прохожий:
(Подходя к экрану)
- Кто на телевидении?

1-й прохожий:
- Этот парень из шоу Джонни Карсона.

Элви :
(Раздраженный)
- Ребята, это же не профсобрание. Зачем...

2-й прохожий:
(Также игнорируя Элви)
- В каком шоу?

1-й прохожий:
(Протягивая спичечный коробок)
- Можно ваш автограф?

Элви :
- Тебе не нужен мой автограф.

1-й прохожий:
(Перебивая речь Элви)
- Нет нужен. Для моей подруги. Напиши: для Ральфа.

Элви :
(Берет коробок спичек и ручку и пишет)
- Твою девушку зовут Ральф?

1-й прохожий:
- Это для моего браддера.
(кричит проходящим)
- Элви Сингер! Эй! Это Элви -

2-й прохожий:
(Обращаясь к Элви, перекрывая речь 1-го мужчины)
- Вы действительно Элви Сингер, тот... Телезвезда?
Кивнув головой, Элви отталкивает второго мужчину в сторону и идет к обочине тротуара. Двое мужчин следуют за ними, все еще разговаривая сквозь шум уличного движения.

1-й прохожий:
- Сингер!

2-й прохожий:
- Здесь Элви Сингер!

Такси появляется в кадре и останавливается у бордюра. Элви подходит к машине, чтобы войти.

Элви:
(Перекрикивая двух парней и заикаясь)
- Я-я-я-я-все в порядке, ребята.
(Когда Элви открывает дверцу кабины, двое парней все еще позади него, Энни выходит)
- Боже, ты что ехала через Панамский канал?

Энни (перебивая Элви):
- Ну хорошо, ладно, я не в настроении. Понятно?

Энни закрывает дверь такси, и они с Элви подходят к билетной кассе театра, продолжая разговаривать.

Элви:
- Ты не в настроении? Я тут стоял с персонажами из «Крестного отца».

Энни :
- Тебе придется научиться справляться с этим.

Элви:
- Справляться!? Я имел дело с двумя парнями по имени
Чич!

Энни :
- Ну ладно.
(Все еще разговаривая, они подходят к билетной кассе. Рекламный щит рядом с ними гласит: «ЛИВ УЛЬМАНН в картине ИНГМАРА БЕРГМАНА «ЛИЦОМ К ЛИЦУ».)
- Пожалуйста, у меня болит голова, хорошо?

Элви:
- Эй, ты злишься. Наверно, у тебя месячные.
Энни :
- При чём тут месячные?! Господи!
Каждый раз, когда что-то не так, ты вспоминаешь про месячные.

Они подходят к кассе, люди перед ними покупают билеты и уходят за экран.

Элви:
- Говори погромче. По-моему, ещё не все обратили внимание.
(Обращаясь к билетеру)
- Фильм уже начался?

Билетер:
- Две минуты назад.

Элви:
(Хлопает рукой по стойке у кассы)
- Всё. Мы опоздали. Я не пойду.

Энни:
- Всего две минуты, Элви.

Элви:
(Перебивая Энни)
- Нет, извини, мы уже опоздали.
Я не могу смотреть с середины.

Энни:
- С середины?
(Элви кивает головой и раздраженно вздыхает.)
- Мы пропустили только заглавные титры. На шведском языке!

Элви:
- Может, посидим два часа в кафе?

Энни:
- Два часа? Нет, я иду в зал.
 (Она проходит мимо билетера)

Элви:
(Машет на прощанье)
- Иди. Пока.

 (Энни возвращается и берет Элви за руку)

Энни:
- Смотри, пока мы спорим, давно могли бы войти, ты это понимаешь?

Элви:
(Смотрит как люди с билетами проходят мимо них)
- Может, не будем спорить на виду у всех? Мне неловко.

Энни:
- Ладно. Хорошо, хорошо. Чего бы ты хотел?

Элви:
- Не знаю. Может пойдем на другой фильм?

 (Энни кивает и с отвращением пожимает плечами, когда Элви, жестикулируя, смотрит на нее).

- Давай пойдем на "Скорбь и страдание" (The Sorrow and the Pity).

Энни:
- Опять? Мы его уже видели.
У меня нет настроения 4 часа смотреть документальный фильм о нацистах.

Элви:
- Жаль. Я должен смотреть кино с самого начала до самого конца. Я, знаешь, анал.

Энни:
(Смеется)
- Это еще очень вежливо сказано о тебе.

Т Е А Т Р А Л Ь Н О Е   Ф О Й Е

Выстроившаяся в очередь толпа обладателей билетов ожидающих входа в театр.
Среди них Элви и Энни. В последующей сцене слышна невнятная болтовня.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
 (Громко своей собеседнице справа)

- Мы смотрели фильм Феллини в прошлый вторник. Не лучший из его фильмов. Ему не хватает целостной структуры. Знаете, такое ощущение, что он не совсем уверен в том, что хочет сказать. Конечно, я всегда чувствовал, что он по существу ремесленник. Конечно, «Дорога» («La Strada») был отличным фильмом. Великий в своем использовании отрицательной энергии больше, чем что-либо еще. Но это простое сплоченное ядро...

(Элви, реагируя на громкий монолог мужчины, начинает раздражаться, а Энни начинает читать свою газету.)

ЭЛВИ:
(Перекрывая речь мужчины)
- Меня сейчас хватит удар.

ЭННИ:
(Читая)
- Не слушай его.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Перекрывая Энни и Элви)
- Вы знаете, это должно было вести от одной мысли к другой. Вы понимаете о чем я говорю?

ЭЛВИ:
(Со вздохом)
- Он кричит свои измышления прямо мне в ухо.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:

- Все эти его "Джульетта и духи" «Juliet of the Spirits» или "Сатирикон" «Satyricon»...
По-моему, это всё невероятно невзыскательное кино.
Он вообще один из самых невзыскательных режиссёров.
Именно невзыскательных.

ЭЛВИ:
(Передразнивая)
- Ключевое слово здесь «невзыскательный».

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
 (Слышен громче)
-не получая... ну скажем так ...

ЭЛВИ:
(Говорит громче, чем МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ, который продолжает свою речь. Элви обращаяется к Энни, которая все еще читает)
- Чем ты так подавленна?

Энни:
- Я проспала сеанс у психотерапевта.

ЭЛВИ:
- Как ты могла проспать?

Энни:
- Будильник.

ЭЛВИ:
(Вздыхая)
- Ты понимаешь, какой это  неприязненный жест по отношению ко мне?

Энни:
- Я знаю. Потому что у нас проблема с сексом, да?

ЭЛВИ:
- Ну, вот... Все в очереди должны знать, как часто у нас бывает секс?

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
-Та же история, что и с Сэмюелем Беккетом:
Я восхищаюсь его техникой, но он не трогает меня по-настоящему.

ЭЛВИ:
(Обращаясь к Энни)
- Сейчас я трону его по-настоящему.

Мужчина в очереди не останавливаясь продолжает свою речь, пока Элви и Энни разговаривают.
Энни:
- Элви, прекрати!

ЭЛВИ:
(Заламывая руки)
- Слушай, он плюет мне на шею! Ты понимаешь,
он плюет мне на шею, когда говорит.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
- И потом, самое главное — это подход комедианта.

Энни:
- И знаешь, что еще? Ты такой эгоист, что если я пропустила терапию ты думаешь только как это касается тебя.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
 (Закуривая сигарету)
- Девица боязливая, вот что это такое.

ЭЛВИ:
(Снова реагируя на слова мужчины в очереди)
- У них, наверное, первое свидание.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
 (продолжая без остановки)
- Это узкий подход.

ЭЛВИ:
- Наверное, они познакомились по объявлению в "Нью-Йоркском Книжном Обозрении". "Учёный, 30 лет, мечтает познакомиться с женщиной... любящей Моцарта, Джеймса Джойса и анальный секс".

(Элви вздыхает, потом обращается к Энни)

- Что ты имела в виду - "наша сексуальная проблема"?

Энни:
- Ох!

ЭЛВИ:
- Для человека выросшего в Бруклине я сравнительно нормальный.

Энни:
- Хорошо, моя сексуальная проблема. Доволен? Моя сексуальная проблема!

Мужчина, стоящий перед ними, поворачивается, чтобы посмотреть на них, затем отводит взгляд.

ЭЛВИ:
- Я этого не читал. Это был Генри Джеймс, да? Продолжение "Поворота винта" Джеймса? Моя сексуальная...

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Еще громче)
- Таково влияние телевидения. Да, теперь Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) относится к этому с точки зрения высокой, ну, высокой интенсивности, понимаете? Это наиболее актуальное средство коммуникации .. в противоположность...

ЭЛВИ:
(Все больше и больше раскаляясь)
- Как много бы я дал сейчас за большой пакет с лошадиным навозом.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
- ... в отличие от печати ...

Элви делает шаг вперед, в отчаянии размахивая руками, и встает лицом к камере.

ЭЛВИ:
(Со вздохом обращается к аудитории.)
- Что бы вы сделали, если бы оказались в очереди в кино рядом с таким типом?  Это просто сводит с ума!

Мужчина в очереди движется к Элви. Оба сейчас обращаются к аудитории.

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Позвольте! Почему я не могу высказать своё мнение? Это свободная страна!

ЭЛВИ:
- Я понимаю, он может. Почему вы должны делать это так громко? Вам не стыдно тут нести эту чушь? Вы ничего не понимаете в теории Маршалла Маклюэна.
 
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Да? Позвольте! Между прочим, я читаю в Колумбийском университете курс "Телевидение и Культура". Полагаю, что мой взгляд на Маршалла Маклюэна весьма аргументирован.

ЭЛВИ:
- Вот как?

МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Да!

ЭЛВИ:
- Это очень забавно, потому что Маршалл Маклюэн случайно здесь.
Позвольте... Пройдите сюда... на минуту.

Элви указывает на камеру, которая следует за ним и мужчиной, стоявшим в очереди позади Элви, в конец переполненного вестибюля. Он подходит к большому стендап-постеру фильма и приглашает Маршалла Маклюэна из-за постера.

МУЖЧИНА:
- Ох.

ЭЛВИ:
(обращаясь к Маршаллу Маклюэну)
- Скажите ему.

МАКЛЮЭН:
- Я слышал всё, что вы говорили.
Вы ничего не поняли из моих работ. Ваша трактовка полностью ошибочна.
Я изумлён тому, что вы вообще что-то преподаёте!

ЭЛВИ:
(Обращаясь к камере)
- Эх, если бы в жизни такое было возможно!

(Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980) — канадский культуролог, философ, филолог и литературный критик. В этом эпизоде фильма Маршалл Маклюэн играл вживую сам себя.)

КИНОТЕАТР. КРУПНЫЙ ПЛАН ЭКРАНА, ПОКАЗЫВАЮЩЕГО ЛИЦА НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ.

Перечень занятых в фильме появляется над лицами солдат.

ПЕЧАЛЬ И ЖАЛОСТЬ
МАРСЕЛЬ ОФУЛЬС, АНДРЕ ХАРРИС, 1969 г.
Хроника французского города во время оккупации

ГОЛОС РАССКАЗЧИКА

Четырнадцатого июня сорокового года немецкая армия занимает Париж. По всей стране люди отчаянно нуждаются в каждой доступной новости.

С П А Л Ь Н Я   В Е Ч Е Р О М

Энни сидит в постели и читает.

ЭЛВИ:
(Не в камеру)
- Эти ребята из французского Сопротивления были действительно храбрецами. Столько слушать пение Мориса Шевалье...

(Морис Шевалье (1888  —  1972) – известный французский эстрадный певец, киноактёр. Песня Мориса Шевалье «Sweepin 'the Clouds Away» является музыкальной темой фильма «ПЕЧАЛЬ И ЖАЛОСТЬ», который смотрели Элви и Энни. Возможно, Элви намекает на сотрудничество Шевалье с немцами в период оккупации Франции. )

ЭННИ:
- Да. Иногда я спрашиваю как бы я вела себя под пытками.

ЭЛВИ:
(Не в камеру)
- Ты? Ты шутишь?

 (ЭЛВИ появляется в кадре, лежа поперек кровати, чтобы коснуться, Энни, которая занимается косметикой)

- Если бы гестапо забрало у тебя карточку Блумингдейла, ты бы им все выложила.

ЭННИ:
- Этот фильм заставляет меня чувствовать себя виноватой...

ЭЛВИ:
- На то и было рассчитано.

Он начинает целовать руку Энни. Она раздражена и продолжает читать.

ЭННИ:
- Элви, я...

ЭЛВИ:
- Что? В чём дело?

ЭННИ:
- Ты знаешь, я не хочу.

ЭЛВИ:
(Перебивая Энни, реагируя)
- В чём дело? Это противоестественно. Мы же спим в одной постели.
Я уже забыл, когда мы в последний раз...

ЭННИ:
Я знаю, ну, просто, дело в том... Я должна петь завтра вечером, мне надо беречь голос.

ЭЛВИ:
(Снова перебивая Энни)
- Всегда какая-то отговорка. Раньше ты находила меня очень сексуальным. Когда мы только начали встречаться, мы занимались сексом всё время. Нас могли бы занести в книгу мировых рекордов Гиннеса.

ЭННИ:
(Слегка похлопывая руку Элви)
- Я знаю. Ну, Элви, это пройдет, это пройдет.
Просто я переживаю такой период, вот и все.

ЭЛВИ:
- Mм.

ЭННИ:
- Ты был женат. Ты знаешь, как это бывает.
Ты был очень горяч с Эллисон сначала.

НАЧАЛО ЗДЕСЬ:
http://proza.ru/2022/03/24/85