Д Е Н Ь В К И Н О Т Е А Т Р Е
Элви стоит перед стеклянными дверями кинотеатра, билетная касса позади него прямо за стеклянными дверями. Пока он осматривается в ожидании Энни, слышны звуки городского движения, гудки автомобилей.
Парень в черной кожаной куртке, проходя мимо театра, останавливается перед Элви. Парень смотрит на Элви, затем уходит. Он останавливается в нескольких шагах и снова поворачивается к Элви. Элви смотрит в сторону, потом снова на прохожего. Парень продолжает смотреть. Элви чешет затылок, ища Энни и стараясь не замечать прохожего парня в черной кожаной куртке.
Прохожий, все еще уставясь на Элви, возвращается к нему.
1-й прохожий:
- Эй, ты на телевидении?
Элви (кивая головой):
- Нет. Ну, иногда. Бывает, изредка.
1-й прохожий:
- Как тебя зовут?
Элви (откашливаясь):
-Имя ничего вам не скажет. Не имеет значения. Какая вам разница?
1-й прохожий:
- Ты бывал на шоу Джонни Карсона, да?
(Джонни Карсон (Johnny Carson; 1925 — 2005) — приобрёл известность в качестве многолетнего телеведущего (с 1962 по 1992 год) программы The Tonight Show «Сегодня вечером» на канале NBC.)
Элви :
- Да так, бывал иногда, знаете.
1-й прохожий:
- Как тебя зовут?
По мере того, как прохожий парень говорит, Элви становится все более и более неловко; все больше и больше людей проходят через двери театра.
Элви :
(Нервно)
- Я... я... я Роберт Редфорд.
1-й прохожий:
(Смеется)
- Да брось.
Элви :
- Элви Сингер. Было приятно, приятно ... Большое спасибо... за все.
Они обмениваются рукопожатием и Элви похлопывает парня по руке. Парень в свою очередь оглядывается через плечо и подзывает другого мужчину. Весь взволнованный, он указывает на Элви. Элви выглядит нетерпеливым.
1-й прохожий:
- Эй!
- 2-й прохожий:
- Что?
1-й прохожий:
- Это Элви Сингер!
Элви :
- Парни... О, боже! Ну хватит!
1-й прохожий:
(Перекрикивает, игнорируя Элви)
- Этот парень на телевидении! Элви Сингер, да? Я прав?
Элви :
(Перекрикивает 1-го прохожего парня)
- Хватит, да хватит, же. Боже правый!
1-й прохожий:
(Все еще игнорируя протесты Элви)
- Этот парень на телевидении.
Элви :
- Дайте мне бейсбольную биту!
2-й прохожий:
(Подходя к экрану)
- Кто на телевидении?
1-й прохожий:
- Этот парень из шоу Джонни Карсона.
Элви :
(Раздраженный)
- Ребята, это же не профсобрание. Зачем...
2-й прохожий:
(Также игнорируя Элви)
- В каком шоу?
1-й прохожий:
(Протягивая спичечный коробок)
- Можно ваш автограф?
Элви :
- Тебе не нужен мой автограф.
1-й прохожий:
(Перебивая речь Элви)
- Нет нужен. Для моей подруги. Напиши: для Ральфа.
Элви :
(Берет коробок спичек и ручку и пишет)
- Твою девушку зовут Ральф?
1-й прохожий:
- Это для моего браддера.
(кричит проходящим)
- Элви Сингер! Эй! Это Элви -
2-й прохожий:
(Обращаясь к Элви, перекрывая речь 1-го мужчины)
- Вы действительно Элви Сингер, тот... Телезвезда?
Кивнув головой, Элви отталкивает второго мужчину в сторону и идет к обочине тротуара. Двое мужчин следуют за ними, все еще разговаривая сквозь шум уличного движения.
1-й прохожий:
- Сингер!
2-й прохожий:
- Здесь Элви Сингер!
Такси появляется в кадре и останавливается у бордюра. Элви подходит к машине, чтобы войти.
Элви:
(Перекрикивая двух парней и заикаясь)
- Я-я-я-я-все в порядке, ребята.
(Когда Элви открывает дверцу кабины, двое парней все еще позади него, Энни выходит)
- Боже, ты что ехала через Панамский канал?
Энни (перебивая Элви):
- Ну хорошо, ладно, я не в настроении. Понятно?
Энни закрывает дверь такси, и они с Элви подходят к билетной кассе театра, продолжая разговаривать.
Элви:
- Ты не в настроении? Я тут стоял с персонажами из «Крестного отца».
Энни :
- Тебе придется научиться справляться с этим.
Элви:
- Справляться!? Я имел дело с двумя парнями по имени
Чич!
Энни :
- Ну ладно.
(Все еще разговаривая, они подходят к билетной кассе. Рекламный щит рядом с ними гласит: «ЛИВ УЛЬМАНН в картине ИНГМАРА БЕРГМАНА «ЛИЦОМ К ЛИЦУ».)
- Пожалуйста, у меня болит голова, хорошо?
Элви:
- Эй, ты злишься. Наверно, у тебя месячные.
Энни :
- При чём тут месячные?! Господи!
Каждый раз, когда что-то не так, ты вспоминаешь про месячные.
Они подходят к кассе, люди перед ними покупают билеты и уходят за экран.
Элви:
- Говори погромче. По-моему, ещё не все обратили внимание.
(Обращаясь к билетеру)
- Фильм уже начался?
Билетер:
- Две минуты назад.
Элви:
(Хлопает рукой по стойке у кассы)
- Всё. Мы опоздали. Я не пойду.
Энни:
- Всего две минуты, Элви.
Элви:
(Перебивая Энни)
- Нет, извини, мы уже опоздали.
Я не могу смотреть с середины.
Энни:
- С середины?
(Элви кивает головой и раздраженно вздыхает.)
- Мы пропустили только заглавные титры. На шведском языке!
Элви:
- Может, посидим два часа в кафе?
Энни:
- Два часа? Нет, я иду в зал.
(Она проходит мимо билетера)
Элви:
(Машет на прощанье)
- Иди. Пока.
(Энни возвращается и берет Элви за руку)
Энни:
- Смотри, пока мы спорим, давно могли бы войти, ты это понимаешь?
Элви:
(Смотрит как люди с билетами проходят мимо них)
- Может, не будем спорить на виду у всех? Мне неловко.
Энни:
- Ладно. Хорошо, хорошо. Чего бы ты хотел?
Элви:
- Не знаю. Может пойдем на другой фильм?
(Энни кивает и с отвращением пожимает плечами, когда Элви, жестикулируя, смотрит на нее).
- Давай пойдем на "Скорбь и страдание" (The Sorrow and the Pity).
Энни:
- Опять? Мы его уже видели.
У меня нет настроения 4 часа смотреть документальный фильм о нацистах.
Элви:
- Жаль. Я должен смотреть кино с самого начала до самого конца. Я, знаешь, анал.
Энни:
(Смеется)
- Это еще очень вежливо сказано о тебе.
Т Е А Т Р А Л Ь Н О Е Ф О Й Е
Выстроившаяся в очередь толпа обладателей билетов ожидающих входа в театр.
Среди них Элви и Энни. В последующей сцене слышна невнятная болтовня.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Громко своей собеседнице справа)
- Мы смотрели фильм Феллини в прошлый вторник. Не лучший из его фильмов. Ему не хватает целостной структуры. Знаете, такое ощущение, что он не совсем уверен в том, что хочет сказать. Конечно, я всегда чувствовал, что он по существу ремесленник. Конечно, «Дорога» («La Strada») был отличным фильмом. Великий в своем использовании отрицательной энергии больше, чем что-либо еще. Но это простое сплоченное ядро...
(Элви, реагируя на громкий монолог мужчины, начинает раздражаться, а Энни начинает читать свою газету.)
ЭЛВИ:
(Перекрывая речь мужчины)
- Меня сейчас хватит удар.
ЭННИ:
(Читая)
- Не слушай его.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Перекрывая Энни и Элви)
- Вы знаете, это должно было вести от одной мысли к другой. Вы понимаете о чем я говорю?
ЭЛВИ:
(Со вздохом)
- Он кричит свои измышления прямо мне в ухо.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
- Все эти его "Джульетта и духи" «Juliet of the Spirits» или "Сатирикон" «Satyricon»...
По-моему, это всё невероятно невзыскательное кино.
Он вообще один из самых невзыскательных режиссёров.
Именно невзыскательных.
ЭЛВИ:
(Передразнивая)
- Ключевое слово здесь «невзыскательный».
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Слышен громче)
-не получая... ну скажем так ...
ЭЛВИ:
(Говорит громче, чем МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ, который продолжает свою речь. Элви обращаяется к Энни, которая все еще читает)
- Чем ты так подавленна?
Энни:
- Я проспала сеанс у психотерапевта.
ЭЛВИ:
- Как ты могла проспать?
Энни:
- Будильник.
ЭЛВИ:
(Вздыхая)
- Ты понимаешь, какой это неприязненный жест по отношению ко мне?
Энни:
- Я знаю. Потому что у нас проблема с сексом, да?
ЭЛВИ:
- Ну, вот... Все в очереди должны знать, как часто у нас бывает секс?
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
-Та же история, что и с Сэмюелем Беккетом:
Я восхищаюсь его техникой, но он не трогает меня по-настоящему.
ЭЛВИ:
(Обращаясь к Энни)
- Сейчас я трону его по-настоящему.
Мужчина в очереди не останавливаясь продолжает свою речь, пока Элви и Энни разговаривают.
Энни:
- Элви, прекрати!
ЭЛВИ:
(Заламывая руки)
- Слушай, он плюет мне на шею! Ты понимаешь,
он плюет мне на шею, когда говорит.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
- И потом, самое главное — это подход комедианта.
Энни:
- И знаешь, что еще? Ты такой эгоист, что если я пропустила терапию ты думаешь только как это касается тебя.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Закуривая сигарету)
- Девица боязливая, вот что это такое.
ЭЛВИ:
(Снова реагируя на слова мужчины в очереди)
- У них, наверное, первое свидание.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(продолжая без остановки)
- Это узкий подход.
ЭЛВИ:
- Наверное, они познакомились по объявлению в "Нью-Йоркском Книжном Обозрении". "Учёный, 30 лет, мечтает познакомиться с женщиной... любящей Моцарта, Джеймса Джойса и анальный секс".
(Элви вздыхает, потом обращается к Энни)
- Что ты имела в виду - "наша сексуальная проблема"?
Энни:
- Ох!
ЭЛВИ:
- Для человека выросшего в Бруклине я сравнительно нормальный.
Энни:
- Хорошо, моя сексуальная проблема. Доволен? Моя сексуальная проблема!
Мужчина, стоящий перед ними, поворачивается, чтобы посмотреть на них, затем отводит взгляд.
ЭЛВИ:
- Я этого не читал. Это был Генри Джеймс, да? Продолжение "Поворота винта" Джеймса? Моя сексуальная...
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
(Еще громче)
- Таково влияние телевидения. Да, теперь Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) относится к этому с точки зрения высокой, ну, высокой интенсивности, понимаете? Это наиболее актуальное средство коммуникации .. в противоположность...
ЭЛВИ:
(Все больше и больше раскаляясь)
- Как много бы я дал сейчас за большой пакет с лошадиным навозом.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ позади Элви и Энни:
- ... в отличие от печати ...
Элви делает шаг вперед, в отчаянии размахивая руками, и встает лицом к камере.
ЭЛВИ:
(Со вздохом обращается к аудитории.)
- Что бы вы сделали, если бы оказались в очереди в кино рядом с таким типом? Это просто сводит с ума!
Мужчина в очереди движется к Элви. Оба сейчас обращаются к аудитории.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Позвольте! Почему я не могу высказать своё мнение? Это свободная страна!
ЭЛВИ:
- Я понимаю, он может. Почему вы должны делать это так громко? Вам не стыдно тут нести эту чушь? Вы ничего не понимаете в теории Маршалла Маклюэна.
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Да? Позвольте! Между прочим, я читаю в Колумбийском университете курс "Телевидение и Культура". Полагаю, что мой взгляд на Маршалла Маклюэна весьма аргументирован.
ЭЛВИ:
- Вот как?
МУЖЧИНА В ОЧЕРЕДИ:
- Да!
ЭЛВИ:
- Это очень забавно, потому что Маршалл Маклюэн случайно здесь.
Позвольте... Пройдите сюда... на минуту.
Элви указывает на камеру, которая следует за ним и мужчиной, стоявшим в очереди позади Элви, в конец переполненного вестибюля. Он подходит к большому стендап-постеру фильма и приглашает Маршалла Маклюэна из-за постера.
МУЖЧИНА:
- Ох.
ЭЛВИ:
(обращаясь к Маршаллу Маклюэну)
- Скажите ему.
МАКЛЮЭН:
- Я слышал всё, что вы говорили.
Вы ничего не поняли из моих работ. Ваша трактовка полностью ошибочна.
Я изумлён тому, что вы вообще что-то преподаёте!
ЭЛВИ:
(Обращаясь к камере)
- Эх, если бы в жизни такое было возможно!
(Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980) — канадский культуролог, философ, филолог и литературный критик. В этом эпизоде фильма Маршалл Маклюэн играл вживую сам себя.)
КИНОТЕАТР. КРУПНЫЙ ПЛАН ЭКРАНА, ПОКАЗЫВАЮЩЕГО ЛИЦА НЕМЕЦКИХ СОЛДАТ.
Перечень занятых в фильме появляется над лицами солдат.
ПЕЧАЛЬ И ЖАЛОСТЬ
МАРСЕЛЬ ОФУЛЬС, АНДРЕ ХАРРИС, 1969 г.
Хроника французского города во время оккупации
ГОЛОС РАССКАЗЧИКА
Четырнадцатого июня сорокового года немецкая армия занимает Париж. По всей стране люди отчаянно нуждаются в каждой доступной новости.
С П А Л Ь Н Я В Е Ч Е Р О М
Энни сидит в постели и читает.
ЭЛВИ:
(Не в камеру)
- Эти ребята из французского Сопротивления были действительно храбрецами. Столько слушать пение Мориса Шевалье...
(Морис Шевалье (1888 — 1972) – известный французский эстрадный певец, киноактёр. Песня Мориса Шевалье «Sweepin 'the Clouds Away» является музыкальной темой фильма «ПЕЧАЛЬ И ЖАЛОСТЬ», который смотрели Элви и Энни. Возможно, Элви намекает на сотрудничество Шевалье с немцами в период оккупации Франции. )
ЭННИ:
- Да. Иногда я спрашиваю как бы я вела себя под пытками.
ЭЛВИ:
(Не в камеру)
- Ты? Ты шутишь?
(ЭЛВИ появляется в кадре, лежа поперек кровати, чтобы коснуться, Энни, которая занимается косметикой)
- Если бы гестапо забрало у тебя карточку Блумингдейла, ты бы им все выложила.
ЭННИ:
- Этот фильм заставляет меня чувствовать себя виноватой...
ЭЛВИ:
- На то и было рассчитано.
Он начинает целовать руку Энни. Она раздражена и продолжает читать.
ЭННИ:
- Элви, я...
ЭЛВИ:
- Что? В чём дело?
ЭННИ:
- Ты знаешь, я не хочу.
ЭЛВИ:
(Перебивая Энни, реагируя)
- В чём дело? Это противоестественно. Мы же спим в одной постели.
Я уже забыл, когда мы в последний раз...
ЭННИ:
Я знаю, ну, просто, дело в том... Я должна петь завтра вечером, мне надо беречь голос.
ЭЛВИ:
(Снова перебивая Энни)
- Всегда какая-то отговорка. Раньше ты находила меня очень сексуальным. Когда мы только начали встречаться, мы занимались сексом всё время. Нас могли бы занести в книгу мировых рекордов Гиннеса.
ЭННИ:
(Слегка похлопывая руку Элви)
- Я знаю. Ну, Элви, это пройдет, это пройдет.
Просто я переживаю такой период, вот и все.
ЭЛВИ:
- Mм.
ЭННИ:
- Ты был женат. Ты знаешь, как это бывает.
Ты был очень горяч с Эллисон сначала.
НАЧАЛО ЗДЕСЬ:
http://proza.ru/2022/03/24/85