Господа потребители

Нина Апенько
Информации  об  украинских  беженцах,  наводнивших   страны Запада,  в сети сейчас немало.  И откуда бы ни поступали сведения,  в  них  слышится  обескураженность,  то и дело переходящая  в  возмущение:  а гости-то  проблемные!
 
 И дело  вовсе не в том,  что на расстоянии сочувствовать легче, - большинство жителей  из принимающих стран  искренне жалеют украинцев и желают им помочь.  Но как  одарить того,   кто  выбрасывает  дары  на  помойку?  В прямом   смысле  выбрасывает,   бесцеремонно  зашвыривая  принесенные  ему  вещи в мусорный  контейнер. Не то качество, не та фирма. Да и  вообще  все  ему   не то.  Не тот  прием,  не те условия, не то обслуживание.  Потому гость  выходит на митинг  и кричит   как можно громче,  добиваясь  к себе внимания. Он  уверен:  если   еще   разбросать  за собой   мусор,  то Европа  уж точно  заметит  его страдания.

Что ж,  знакомьтесь:  вот он,  господин  потребитель,  во всей красе своего раскормленного  эго.  Главный  признак – отсутствие благодарности.   Угодить ему невозможно, сколько ни старайся. Причина проста:  сколько ни давай, всегда мало. Как вариант – дают не то.

 Идол  потребителя – корысть,  высшее  его  божество –  свод  личных желаний,  удовлетворять которые  обязан   кто-то  другой.   Уж  использовать этого «другого», упирая  на милосердие и чувство долга,  потребитель  будет по полной программе,  потому что   свои  интересы, то бишь своя шкура, для него святы.  А если  прикрыться статусом беженца,  чего  только не добьешься  от сочувствующих!

Поведение украинцев откровенно шокирует местных жителей.  Беженцы  митингуют и требуют от европейцев,  чтобы к ним обращались  на «украинской мове»,  они раскрашивают  здания   в «жовто-блакитные»  цвета,  нимало не считаясь с мнением  хозяев, они добиваются  бесплатного  проживания в лучших отелях и  свободного проезда в вагонах первого класса. Они требуют для себя экскурсий и развлечений и страшно возмущены, что должны сами себе готовить и мыть за собой туалеты. Их ловят на кражах и нарушении общественного порядка.  Украинские  гости  всем недовольны,  непрерывно  жалуются,  громко   чего-то   требуют,  много шумят и много мусорят.

Нет,   ни  европейцы,  ни израильтяне  явно  не предполагали обнаружить в  тех, кто представлялся им жертвами,  некий новый вид  завоевателей. Слово «беженец»  никогда не являлось синонимом слова «герой».  И  так  нахраписто, так  агрессивно   требовать к себе сочувствия  никто в истории еще не пробовал.

Вести себя избалованным, испорченным ребенком,  представляться героем  там,  где просишь о помощи, -  не  симптом психического инфантилизма, а признак  бескультурья. Дикости, что  начинается с  невежества. Но позвольте,  в Европу прибыли просвещенные и успешные,  на собственных  машинах,   с немалым  достатком. Какое невежество?

Да самое  страшное!  Невежество  потребителя, исходящее из эгоизма и бездуховности.  Чванливое невежество  того,  кому наплевать  на другого рядом,  для кого пренебрежение правилами общественного бытия – давно установленная  норма.  Представительница этого племени в Израиле называет еврейку «жидовской  рожей» за отказ сделать бесплатный маникюр и сожалеет, что мало «жидов»  Гитлер сжег в печах. Цинично?  Но  иначе никак  - ради  своих целей  потребитель всегда  идет по головам.

 Возможности  людей,  оказывающих помощь,  потребителя не интересуют, ему нужно все и сразу. Временное размещение в палатках баскетбольного зала он назовет концлагерем и будет страшно возмущен, что готовить  еду  и  убирать за собой нужно  самому. «Отзовитесь, помогите», -  возопит бедолага и   не  понимает,  что смешон.
 
Все они смешны и жалки в своей  беспомощности, потому  что виноваты в ней сами.  Они так привыкли   брать,  не отдавая,  что  неспособны   выдать самую  малость – искреннее «спасибо». Жизнь подарила  им счастливый билет, увела   от бомбежек и смерти,   предоставила  крышу над головой и мирное небо,  но  благодарности все равно не заслужила.
 
Не удивительно:  благодарность враждебна потребителю, он лелеет в себе  бескультурье и цинизм,  полагая, что блага жизни берутся  нахрапом, с помощью  хамства  и жалоб.  Но  сколь бы ни  был   горласт  и нахрапист наш  герой, на хозяина своей  судьбы он никак не тянет – слишком зависим  от других. От всех, будь это чиновник муниципалитета или презираемая    «господином потребителем»  прислуга.

Лучшая  помощь   такому -  отказать в помощи.  Убрать  зависимость,  чтобы  вспомнил человек:     он  сам – кузнец собственного счастья.

А пока… пока он  старательно кует  то, что  считает  счастьем, с помощью нытья, скандалов, митингов…
Но  разве    назовешь  счастливым человека, который  всегда  всем недоволен?