В целом дух книги «Рана» О. Васякиной для меня выражается следующей цитатой:
“Помню, как выпила несколько литров пива со своей приятельницей Наташей. А потом мы спорили с молодыми фашистами, приставшими к нашей компании. Все это было, но у меня есть отчетливое ощущение, что одновременно с этими событиями внутри меня шел какой-то другой процесс, который занимал меня всю. Он был мутно-серого цвета, большой и долгий. Я ждала радости, но чувствовала только большое разочарование.”
Вся книга — это сочетание нескольких литров пива с разнообразными мутными процессами...
В какой-то степени непутевую героиню с ее непутевыми родственниками жаль. «Рана» – это хроники распада, гангрены... Маргинальное существование не могущих справиться с собственной телесностью, сексуальностью, не способных пробиться к (хотя бы относительно) здоровой жизни — без алкоголя, наркотиков, психиатрии, физического и эмоционального насилия... Род литературы, который по-французски называется «montrer ses plaies» - показывать язвы... Сюжет крайне прост — у героини умирает от рака мать и она везет урну с прахом в Сибирь, чтобы похоронить ее там. Детали: джентльменский набор из сожителей-алкоголиков, подруг-лесбиянок, проблем по интимной части, психотравм и психотерепии, ободранных халуп, бытового хамства и прочих прелестей женского существования.
Автор излагает жесть нарочито «отстраненной», «рубленой» прозой, короткими предложениями. Иногда, правда, стиль зацветает лексикой переводных интернет-статеек о гендерных проблемах:
“Я имела легальную причину не включаться в нее эмоционально.”
“Птицы – существа отдельные, обладающие собственной агентностью...”
“Да, она была функциональной, она кормила меня, водила в школу и лечила, когда я была больна. Но внутри этого строгого мира, наполненного конвенциональными процедурами быта, я чувствовала холод и слепоту по отношению к себе. “
Или вот еще:
“Чтобы приблизиться к истоку и вкопать в него материнское тело, превращенное в прах.”
Представить, как героиня «вкапывает» в источник...
Стоит ли удивляться, что дочка разведенной функциональной мамы-алкоголички, искавшей для любви наркоманов и абьюзеров, окончила литинститут, стала лесбиянкой и пишет гендерно корректные стихи о суровой доле фемины в фаллоцентрическом обществе, где мужчины – сплошь тупые уроды, не ценящие тонкой души дамы, способной поспорить с фашистами после «нескольких» литров пива...
Тонкость души героини призваны демонстрировать ссылки на мифологию и творения феминисток. Я с некоторым удивлением узнал, что амазонки отрезали себе грудь для того, « чтобы было удобнее носить оружие на ремне через плечо». В стандартной версии правую грудь воительницы удаляли, чтобы удобнее было стрелять из лука. Возможно, героиня путает миф с «Двенадцатью» Блока – не винтовку же Мосина они таскали...
А вот и феминистические штудии. “...Все пишут и говорят: женское письмо предельно телесно. Но что можно сказать о лесбийской лирике? Здесь телесность возведена в квадрат. “ Мне, как человеку с технарской дрессурой в анамнезе, словосочетание «возвести в квадрат» (или даже в куб) для обозначения превосходной степени всегда казалось неудачным штампом — если число меньше единицы, от возведения в квадрат оно лишь уменьшается, а единица от возведения в степень не меняется вообще. Сравнивать величину и ее квадрат имеет смысл лишь для того, что не обладает размерностью – так линейные метры с квадратными метрами (длину с площадью) сравнивать совершенно бесполезно. Как только мы вводим для телесности единицу измерения, получаем абсурд. Подобный абсурд почему-то абсолютно не трогает лиц с гуманитарными задатками...
Интересно ли читать всю эту психопатологию? В целом, почему бы и нет – литература не обязана рисовать счастливых... И такое бывает... В чем-то даже и любопытно — как смотреть на уродливого экзотического грызуна в клетке зоопарка...
Нов ли этот взгляд женщины, которая отказывается от традиционной роли жены и матери ради «самовыражения» через алкоголь, однополую любовь и копание в своем не особенно здоровом эго? Не очень нов, разумеется – по соцсетям и книгам подобного добра вполне достаточно. И еще, в героине Васякиной чувствуется некое разрывание тельняшек на груди – стремление показать себя не просто несчастной бабой с уймой психологических и материальных проблем, но некой жертвой непонятно кого и чего – поэтому всерьез сострадать ей мне довольно трудно. Вроде высшее образование получила, литинститут кончила, заработать можешь сидя за компьютером, а не на башенном кране... Водку пить тебя никто не заставляет. Счастливо жената — ну и радовалась бы жизни... А что мама умерла от рака? Печально, конечно, но все там будем...