Киев в марте 2022. II

Александр Алексеенко 2
                Продолжение. Начало в http://proza.ru/2022/04/13/430

       К нам уже долетали слухи о том, с каким трудом выбирались из города люди в первый день войны. Во Львов некоторые ехали более суток. Это при том, что туда на автомобиле в мирное время можно было добраться часов за семь-восемь. Поэтому мы не находили себе места, когда представляли, как в этот самый момент по забитым автомобилями дорогам где-то плетутся наши родные.    
 
       Остаток дня мы только тем и занимались, что периодически созванивались или переписывались с ними:

        - Как вы? Где вы уже?..
 
        Ответы были неутешительны:

        - Еще в пути и непонятно, когда доберемся...

        Так и вышло, что они ехали более четырнадцати часов, хотя расстояние до места назначения было чуть за триста километров. Автомобили шли сплошным потоком, а ко всему прочему, еще хватало остановок для проверок. Одно хорошо: пусть глубокой ночью, но они все-таки добрались до места, разместились и теперь приходят в себя после нервной поездки.
      
       Выдохнули и мы, радуясь, что все малыши и из одной семьи, и из другой находятся вдалеке от взрывов и стрельбы. А у нас с каждым днем становилось все громче и громче. В нашу сторону еще не прилетало, а в городе уже началось...
       Одним из первых случаев стало попадание ракеты в жилую высотку неподалеку от дома, в котором проживал старший сын. Это место нам было очень хорошо знакомо. Рядом находится торговый центр, а в нем ресторан, в котором мы часто собирались на всевозможные семейные праздники, где принимали друзей, куда мы могли просто заехать, возвращаясь из каких-нибудь прогулок или вылазок по городу. А теперь наблюдаем леденящую сердце картину – ракета вырывает кусок дома... Как он еще устоял и не сложился?..

       Потом пошли новые прилеты, в городе вой сирен стал обычным делом. В нашем жилищном комплексе народ и без сирен бегал в якобы бомбоубежище, а порой прятался в обыкновенных подвалах. После посещения укрытия вместе с внуками в первый день войны, мы туда больше ни разу не ходили: отнеслись к своему спасению истинно с фаталистических позиций.
        Покоя нам в целом это не добавило, но один раз приняв такое решение, мы ни разу ему не изменили, как бы ни грозно звучали вокруг нас выстрелы, и как бы ни жутко чертили в ярко-синем небе свои следы пролетавшие ракеты...

        Гораздо тяжелее нам пришлось перенести беспрерывный прессинг от родных и друзей:

        - Срочно выбирайтесь из Киева! Просим вас...

        Иногда наши родные переходили от простых уговоров к отчаянной мольбе, подключали друзей, которые добавляли свой голос в унисон всем, кто настаивал на эвакуации. Случались такие эмоциональные, граничащие со слезами просьбы, что этот напор выдержать становилось невозможным, чтобы в ответ не сорваться на крик:

        «Мы никуда не уедем!.. Отстаньте от нас... С нами всё будет хорошо!..» 

        Но я ни разу не позволил себе подобного кощунства, понимая, как переживают за нас родные, друзья и добрые знакомые, сами находившиеся в безопасном месте, и чувствуя ответственность и, возможно, даже невольный грех за оставленных немолодых ближайших родственников. Однако это давление очень влияло на наше душевное равновесие.
        А еще каждый день наблюдая, как отъезжают от подъездов перегруженные автомобили, и как наш жилищный комплекс вымирает на глазах, да под всё возрастающее и опоясывающее наши дома грохотание от орудий и ракетных установок, то становилось невыносимо сохранить свою психику на достойном уровне. Особенно мне... Я и сам раздирал себе сердце:

       «Верно ли мое решение? Может, все-таки уехать?»

       К этим вопросам добавлялись постоянные мысли о том, почему и из-за чьей прихоти сейчас убивают людей, уничтожают мирную жизнь, ломают тысячи человеческих судеб, разрушают города и села, и в целом страну? Кто вам дал такое право, твари?!

        Отсюда и краткий сон, больше смахивающий на забытье, отсутствие аппетита, взвинченность... В общем, какие бы мысли не крутились в голове, нужно было защищать свое душевное спокойствие.
        Я перестал брать трубку, когда прогнозировал, что сейчас будет разговаривать весьма предсказуемый абонент: или предлагать уехать, или обсуждать вопросы геополитики, или банальное – «ну, что там у вас»? Ни на один вариант беседы я не был согласен. Я создавал вокруг себя защитный кокон. Перед очередной попыткой заснуть мы глотали таблетки валерьянки, а я иногда мог принять и снотворное. И мы приспособились.

       Со временем и наши доброжелатели поняли, что нам спокойнее жить с тем решением, которое мы приняли. До них, наконец-то, дошло, что от их вопросов попахивает обыкновенной жаждой новостей, граничащих с циничным любопытством:

         «Мол, как там у вас, на сковородке? Подгорает?..»

        И темы разговоров стали более прозаичными: чем занимаетесь, как здоровье, работают ли магазины?.. Им только оставалось ахать от неожиданности, когда во время разговора услышат, как рявкнет очередной залп из чего-нибудь огнестрельного...
        Впрочем, привыкнуть к неожиданным залпам было сложно и нам. Одно дело – постоянная канонада, к ней мы уже притерпелись. А вот если после затишья раздавался первый грохот, то вздрагиваешь, как будто услышал в первый раз. Но постепенно стрельба превращалась в осадные будни.

        Защищать свою психику пришлось и от друзей и родственников из-за «поребрика». Так теперь называют границу с восточным соседом. Казалось бы, столько лет жили вместе, дружили, общались и вдруг в одночасье люди оттуда превратились в кровожадных одурманенных монстров.
       Поначалу даже не верилось, что они со всей серьезностью своими устами могли транслировать российский телевизор и делали это с полной уверенностью в своей правоте!

       Когда два властных негодяя после первых пусков ракет, убивших мирных жителей Украины, начинают вести разговор о том, что «если бы мы не начали, то через шесть часов они ударили бы первыми…» и «поэтому это они начали, а не мы…», то думаешь: разве нормальный человек может воспринимать подобные речи без оторопи?
       И не появится ли у разумного человека уверенность, что их произносит идиот?

       Если бы после этих слов всё последующее не было трагично и не касалось обычной жизни, то можно даже улыбнуться: похоже, дурачок научился шутить... Но когда это, сидя перед наставленными на них камерами, произносят двое нелюдей, представляющий собой один людоеда, а другой записного облысевшего шута и лизоблюда, то твоя душа просто обрывается... Как же так можно?!

        Когда-то в своей квартире я установил тарелку с российским телевидением, и до 2014 года все было неплохо. А потом я стал замечать, как начинают врать и перекручивать любые новости из Украины и из Киева в частности. Поначалу я удивлялся, потому что я живу здесь и знаю реальность:

       «Ну, это же неправда... Это же подлог, зачем вы так?..»

       Причем, новости из Украины корреспонденты произносили с брезгливым и презрительным выражением лица, отчего лица становились неприятными. Но это дело вкуса: возможно, кому-то лица корреспондентов неприятными не казались. Может, это я такой ранимый и привередливый...

       С каждым последующим годом накал неприязни к Украине возрастал. Я начал ограничивать свое присутствие у экрана просмотром только спортивных событий. Благо, что российские спортивные комментаторы никогда не рассказывали о наших спортсменах в уничижительном тоне. Их репортажи всегда отличались дружелюбием и объективностью. Но смотреть «соловьиный помет» или «истеричную сатанееву» – это себя не уважать.

       А потом для себя решил: продукт их пропагандистов рассчитан на внутреннего потребителя, пусть радуются и распаляют себя. Это их дело. Поэтому я вообще перестал беспокоиться по поводу словесного поноса, лившегося с «их» экрана в «их» головы. Пусть себе купаются в этом...
       Вероятно, не только я так думал, но это, надо честно признать, было ошибкой. Российский телевизор достиг своей цели. Перегрев «внутреннего потребителя» налицо, если столько народу поддержало людоедскую риторику – распни Украину…

       И все доводы, как для уравновешенных и думающих людей, за гранью логики, а посему кровожадны и бесчеловечны. Думал, насколько же соседний народ наивен, как же он в своей массе недалек, если может верить, и верить с удовольствием всему, что им предлагают...

      Украина хотела напасть на Россию... Вы на карту смотрели?! Сколько там России и сколько Украины? Даже нашпигованная оружием и людьми со всей Европы фашистская Германия ничего сделать не смогла, а тут практически безоружная Украина...
       Украина собиралась производить ядерное оружие и – как же без этого – ударить по соседям... Ага, атомную бомбу собрать еще проще, чем кубик Рубика. Тяп-ляп и бомба готова. Вы в своем уме?!
       Да, еще и про гусей-диверсантов расскажите...
       Или про «нациков» и ущемление русского языка...

       Когда мне об этом агрессивно заверещала моя бывшая одноклассница, которую теперь называю не иначе, как просто существо из соседней страны, я, человек пишущий и думающий на русском языке, ответил:

       - Теперь и меня в тот список включи! И забудь...

       После чего вычеркнул ее номер отовсюду: коммуникации больше не будет, ибо бесполезно лечить больных и одурманенных. Свои нервы нужно сберечь, а не тратить их на умалишенных.

       Фото из личного альбома.

       Продолжение следует. http://proza.ru/2022/04/21/1206