Россия. Обращение с пленными. Одна особенность

Евгений Мартин
                Россия. Обращение с плeнными. Одна особенность

          В последнее время, просматривая видеоролики с допросами российскими следователями плeнённыx укpaинcких бойцов, я обратил внимание на одну особенность этих дoпрocoв.
          Для начала – я очень много читал про Великую Отечественную. Читал буквально "всё, до чего мог дотянуться", что смогло попасть в мои руки.
          И вот такого в рассказах о той вoйнe никогда не видел.
          Чтобы на допросах пленников заставляли, принуждали рассказать о том, что он конкретно делал, что видел вокруг себя, как это всё для себя понимал.
           Возможно, это всего лишь мои догадки, но всё-таки...
           Как человек, который всю жизнь изучал психику людей, я вижу, что здесь происходит раскассирование сознания допрашиваемых, разборка этого сознания (или, если хотите, "убеждений") на его простейшие составляющие, на "кирпичики" из которых была сооружена вся постройка представлений украинского бойца.
            Ведь, что ни говори, а решение идти вoeвaть подавляющее большинство украинских комбатантов принимало в определённой обстановке, в окружении больших масс людей, которые громко провозглашали определённые цели и задачи, которые должны стать новой религией каждого жителя Незалежной.
             То есть это было просто присоединение отдельного человека к господствующей, царящей вокруг него идеологии, угару, которые заслоняли для него всё остальное и которые казалась абсолютными, вечными, захватившими (в представлениях человека) "весь мир".
            То есть идеи нazиcтскoгo режима заглатывались его жертвами целиком, "одним куском", не разжёванными.
             А вот теперь каждого, уже бывшего, бойца заставляют эти идеи и порождённые ими действия, "разжевать", рассмотреть каждый компонент этого заглоченного ими – отдельно, с принуждением каждый этот элемент их воззрений и действий пристально рассмотреть и оценить.
             Психотерапевты действуют, по большому счёту так же: разбирают на составляющие все установки, намерения попавшего к ним пациента, заставляют всесторонне обдумать, какие ПРИЧИНЫ были у появления у них именно таких установок и, плюс (если это очень хороший психотерапевт), к каким ЦЕЛЯМ должны были, по мнению больного, привести.
             Не знаю (вот об этом, честно, не читал почти ничего) как происходила дeнazификaция послевоенной, побеждённой нами, Германии, но что-то мне подсказывает, что все мероприятия там носили тоже – коллективный, массовый характер, переламывалось общее, всей нации, отношение к гитлеровским идеям, а вот работа по изменению сознания каждого отдельного немца не велась.
             Можно, наверное, найти литературные произведения, где отдельный герой, сам, запускает в себе внутреннюю работу переосмысления происходящего, но всё-таки, это отдельные случаи.
              И проводимые сейчас на Украине процедуры по "раскассированию" сознания бoйцoв, попавших в плeн, чем-то напоминают мне финал фильма "Заводной апельсин".
              С той разницей, что в "Заводном апельсине" целью было наказание, а не переделка героя.
              Но в этой своей заметке я ничего не утверждаю. А просто хочу рассказать о своём наблюдении, которое мне самому показалось небезынтересным.

           ...У пленённых комбатантов выясняют не номера их частей, не имена их командиров, не сведения о вооружении и поставленных им задачах, а том, ЧТО они делали, КАК, и, возможно, за кадром уже маячит этот вопрос, - ПОЧЕМУ.