Мишелиада. Школа, дом и каникулы...

Михаил Ермоленко
*****************************
Не знаю, когда завершу свою книгу-мемуары про нашу эмиграцию в Германию в начале 2000-х годов. Сразу после приезда стал писать письма-обзоры и рассылать их своим друзьям и родственникам, от которых получал немало восхищенных откликов. Писем было много. Потом дело застопорилось по разным причинам.

Жизнь стремительно мчится, многое уже устарело. Черновики лежат и я не знаю, что с ними делать.

Предлагаю вашему вниманию отрывки событий, которые произошли с нашими детьми. Надеюсь, что вам будет интересно. Приятного чтения.
*****************************

Все родители любят хвастаться успехами своих детей. Мы — не исключение. Но сейчас не хвастаюсь, т.к. до успехов еще далеко, а просто рассказываю об особенностях школьной системы Германии, в частности в нашем городе и о детских делах.

Проблемы детей всегда особые и требуют много внимания, нервов и выдержек. У наших детей (Вика - 8 и Коля - 11 лет) детская жизнь делится на три периода — школа, дом и каникулы.

———————————————
 
Скажите только честно, в каком возрасте вы узнали, откуда берутся дети? Причем в правильной форме, без всяких там аистов и капуст. И при этом зная, зачем нужны папа и мама и как они свои функции выполняют?

Я еще помню книгу «Что надо знать молодоженам», которую прочел в слегка возмужалом возрасте. А немецкие дети узнают об этом уже в четвертом классе, если они конечно об этом не знали раньше, благодаря интернету, телевидению и журналам.

Уже в начале первого полугодия мы получили письмо от классного руководителя о том, что в школьном расписании будут уроки сексуального воспитания. Что наряду с анатомическими упражнениями (?!) будут еще морализаторские беседы на тему любви и дружбы. Эти беседы будут проводиться на базе культового романа Петера Хэртлинга «Бен любит Анну». И в конце письма приписка, что если ребенок будет задавать вам вопросы, касающегося всех аспектов сексуальных отношений, то будьте пожалуйста лояльны, спокойны и тактичны.

Уже на следующей неделе ученикам раздали две книги: этого самого Петера и учебник полового воспитания.

И сейчас Коля старательно вырисовывает анатомические различия мужчин и женщин, заучивает, как они называются, расписывает с немецкой педантичностью по графам весь процесс: от зачатия до рождения.

Конечно без вопросов не обошлось, но мы постарались быть тактичными и спокойными.

А роман «Бен любит Анну», это политически выдержанная обязательная книга для всех школьников, как, например, для нас «Евгений Онегин».

Книга оригинальна тем, что одной повестью убивает сразу несколько зайцев: тут тебе и первая любовь, терпимость к иностранцам (Анна из Польши), взаимоотношения со сверстниками и т.д.

Постепенно урок за уроком школьники штудируют эту, в общем то не очень большую книгу, отвечают на вопросы, постигают мудрость, и совершенно спокойно смотрят по телеку всякие «гадости» с точки зрения пуритан.

А вы говорите — аисты, капуста.

———————————————

В Германии учебный год начинается в разных землях в разное время.

В соседней земле ученики пошли в школу уже 23 августа, а наши дети  27-го, т.е. в пятницу.

Первоклассники приходят на первый урок, а все остальные на второй.

Не было торжественной линейки с первым звонком. Вместо этого нашим детям по-деловому вручили расписание на неделю, предупредив, что оно может незначительно меняться, и провели урок по программе.

Как начался учебный год у первоклассников я так не узнал, но после уроков они с подарками в руках позировали перед фотоаппаратами своих любящих предков. Здесь принято в первый день дарить первоклассникам метровый кулек со сладостями (за счет родителей). 

Вика перешла во 2-й немецкий класс, училку пока понимает на эмоциональном уровне. Помогает ей русскоязычная подружка, но у той свои закидоны, поэтому Вике приходится самой выкручиваться.

А Коля остался в четвертом. Второгодники здесь – обычное явление. Еще раз напоминаю, здесь классы формируются не по датам рождения, хотя это основное, а по успеваемости.

Если ученик не успевает в учебе на базовом уровне, он спокойно повторяет год. Поэтому нередко в одном классе учатся довольно разновозрастные дети.

Но если дети учатся в гимназиях, то их неуспеваемость может отразиться в его переводе на школу с меньшей нагрузки, т.е. в реальную школу или основную. Здесь есть свои подводные камни.

Большинство учебников выдают библиотеки, часть книг покупаем сами за свой счет. Сами покупаем тетради и прочую канцелярию.

Перед каникулами нам выдали список всего необходимого для учебного года. Там так и написано: для такого-то предмета тетрадь такая-то, размер такой-то, обложка такая-то. Канцелярия такая-то и т.д.

Вначале я пытался  перевести список и покупать по частям, но потом запутался и решил поступить предельно просто — просто дал этот список продавщице, чтобы купить все скопом.

Так и она долго расшифровывала его, потом спрашивает меня: эта тетрадь такой-то марки бывает большая и маленькая. Какую будете брать? Я отвечаю: не знаю. Я то надеялся, что она не впервой читает подобные списки.

Если уж коренные немцы парятся над таким списком, то что говорить о нас, простых смертных?

———————————————

Почти полмесяца утрясалось расписание. Каждый день перед дверями вывешивают список изменений в расписании, в котором пишут, что какого-то урока нет, или заменяется другим. Теперь перед уходом домой надо внимательно смотреть списки. Такие списки вывешиваются постоянно, на случай болезни преподавателей.

———————————————

Вика принесла листок, на котором написано, что 9 сентября в школу надо принести зубную щетку, пасту и полотенце. Придет детский стоматолог и будет учить деток правильно чистить зубы. И научил. Теперь она старательно по утрам чистит зубы по две минуты.

Потом это повторилось у Коли, но тот не столь старателен рекомендациям врача, несмотря на наши педагогические усилия.

———————————————

В первый же день детям дали список кружков и сказали, чтоб за три дня решили куда будут ходить. Там есть рисование, конструирование, хор, танцы, футбол, шахматы, кукольный театр, класс флейтистов и т.д.

Колю записали на кружок рисования и на шахматы. Для Вики ничего подходящего не было, т.к. все кружки строго регламентированы по классам. Записали и ее на рисование.

Через неделю Коле дали листок, где было написано, что из-за переполненности рисовального класса он переводится в другой кружок «вышивка и изготовление тряпичных кукол».

Когда до него дошло куда его направили, он рассвирепел не на шутку. Путем долгих переговоров с учителями (немецкий, немецкий, немецкий!) эту комичную ситуацию исправили. Но каждый раз происходят какие-то ситуации и он так и не ходит до сегодняшнего дня на рисование.

Главное достижение Коли я вижу в том, что он уже спокойно реагирует на немецкое окружение. Хотя и не все понимает, но по крайней мере не шарахается.

К нему прикрепили мальчика-переводчика, который два года назад приехал из России и еще не забыл русский. И постоянно возникают моменты, когда Коле надо вмешаться в событие, а объясниться не может, так он чуть не с силой тащит этого дольметчера («переводчика». нем.) на место разборки и через него объясняет окружающим свое видение ситуации.

Вика, как я уже говорил, старается понимать все на интуитивном уровне. Но говорить еще не может, но иногда поправляет меня в произношении тех или иных слов.

———————————————

Школьные дела шатко валко, но идут, и, честно говоря, не так быстро, как хотелось. То ли не сильно напрягаемая школьная программа, которая выделяет на выполнение домашних заданий максимум 15 минут спокойного ритма, то ли наше представление о том, каким должно быть обучение, которое сильно отличается от здешнего.

Трудно сказать непредвзятым взглядом.

Знакомые говорят, что все нормально. Могу только удивляться различным неожиданным открытиям.

———————————————

Как-то к нам в гости заехал мой приятель, еще из Ташкента, с женой и дочкой. Он здесь уже живет более пяти лет. Разговорились на всякие темы. Тут он услышал, как я даю Коле какие-то указания по-немецки.

— А я, —  говорит он, — запретил дома говорить по-немецки. Только по-русски.
— А как же заниматься с ребенком? Учить немецкому?
— Скажи честно, ты хорошо его знаешь?
— Плохо.
— Вот ты и научишь его плохому немецкому. Учи лучше его тому, что ты хорошо знаешь. В данном случае — русскому. Хороший немецкий он возьмет в школе и с телевизора.

И он прав. Его дочка, приехав сюда в нежном возрасте (по моему, в 5-6 лет), говорит по-русски без акцента. И свободно говорит по-немецки, переходя с одного языка на другой почти мгновенно.

В то время как Викины подружки, приехавшие из России и прожившие в Германии чуть больше двух лет, уже говорят по-русски со страшным акцентом. Однажды я попросил одну из них продиктовать для Вики свой домашний номер телефона, так она заявила, что может сказать только по-немецки. И это только за два года.

Колин приятель, чуть постарше его, уже забыл русский алфавит за четыре года проживания здесь.

Эта проблема — забывания детьми своих корней — стоит уже во многих наших знакомых семьях.

Это следствие трех причин — стремлением детей как можно быстрее адаптироваться к местным реалиям,  отсутствием понимания у детей важности сохранения прошлых знаний и пассивность родителей по этому вопросу.

В общем, этот спорный вопрос вызывает не одну жаркую дискуссию в русскоязычной прессе, разговорах, беседах, форумах в Интернете. Поэтому мы постоянно требуем от детей чтения русских книг, которые мы привезли с собой, выписываем по каталогам, и получаем по почте из Ташкента. Коля пока спокойно читает тексты на обеих языках, а у Вики уже русские буквы вызывают затруднения. Это тревожный сигнал, и мы уделяем этому большое внимание.

———————————————

Но процесс идет. Рассказываю как-то детям сказку на ночь, которую сочиняю на ходу, дохожу до места, где главный герой угрожает своему сопернику и неожиданно для себя выпаливаю следующую фразу: "Да я тебе все ОРы выкручу, АЙГЕ повыбиваю, ЦАНы повыдергиваю, АРМы оторву и ФУСы отобью".

И, главное, дети все поняли! Ну все, думаю, интеграция началась, и я иже с ними.

Мне кстати посоветовали расклеить по всей квартире наклейки с надписями на немецком языке и играть с детьми в "я задумал предмет" и дети должны по надписям найти, что я задумал.

А чтобы дети лучше запомнили части тела, надо взять куклу и всю ее обклеить подобными надписями или расписать фломастерами. Дети будут играть с ней и по ходу дела будут учиться, что к чему. Лепота! Надо так и сделать.

———————————————

Однажды Вика забыла в школе спортивную сумку с кедами, и попросила меня помочь их найти.

На следующий день я с ней зашел в школу и, честно говоря, растерялся. Говорю ей: беги к секретарше и спроси, где учитель физкультуры. Она сбегала, все разузнала (по-немецки), потом потащила меня в спортзал и нашла препода.

Пока я образовывал в мозгу немецкие фразы, Вика сама с ним заговорила. Препод с ней.

Я стоял как баран, и изумлялся, видя, как кроха, которую я учил русскому языку, спокойно выговаривает немецкие слова. И, главное, понимает, что говорит ей препод.

Сумку мы нашли позже, а изумление осталось надолго. Это ведь как открытие. Дома девочка не хотела говорить по-немецки, и у меня складывались нелестные и тревожные впечатления. И тут как гром с чистого неба.

Потом, конечно, привыкаешь, но первые ощущения запоминаются надолго.

———————————————

Вика уже завела несколько подружек, из которых половина — немки, половина — русские.

Большое впечатление на нас произвела девочка Янина. Ей 7 лет. Все лето почти каждый день заскакивала к нам, часто даже без предупреждения. Вика с ней играет, а Коля морщится, мол, мальчики с девочками не играют. А когда ситуация вынуждает, он огрызается на нее по-немецки.

Янине у нас очень нравится. Без всяких комплексов и вопросов лезет в наш холодильник, готовит себе и Вике бутерброды, даже когда Вика не хочет есть. Без капли сомнения скандалит с Колей на тему, кто сейчас будет играть на его компьютере.

С нашей точки зрения такое поведение является признаком невоспитанности, и даже хамства. Но это нормальное поведение современных тинейджеров, незакомплексованных множеством ограничений и постулатов поведения в общественных местах.

Если мы еще делаем замечания своим детям, когда они бесцеремонно  вмешиваются в наши разговоры или слишком шумят, то немцы не обращают на это никакого внимания: Орут? Опасности нет? Ну и пусть орут, детство у них должно быть золотое.

Я бы давно выпроводил Янину, но ради ее разговорного общения с нашими детьми я закрываю на многое глаза.

Она часто поправляет наше произношение, и указывает на грамматические ошибки. Наши ошибки ее смешат, и чувствуя себя умной учительницей дает правильные формулировки. Я держу с собой блокнотик и записываю за ней все фразы.

Однажды захотела остаться у нас переночевать. Мы воспротивились этому, и еле  выпроводили ее домой.

Оказывается это здесь в порядке вещей — ночевать у друзей, естественно, с разрешения родителей с обеих сторон.

Одна наша знакомая разрешила приятелю своего сына один раз переночевать у себя. Он сбегал домой за разрешением, притащил с собой письмо с подробными указаниями и мешок с лекарствами, которые он должен был принимать строго по часам.

И знакомой пришлось ради сына не только развлекать и ублажать обоих подростков (10-11 лет), кормить за свой счет, следить за временем принятия лекарства, укладывать их вовремя спать, чтобы они не мешали остальным членам ее семейства.

Гостю все это понравилось, он упросил знакомую разрешить еще раз переночевать, потом еще несколько раз, пока она в весьма резкой форме не высказала своему сыну: или он или она. Сын, помудрив немного, решил, что мать все-таки лучше, и та спасла свои нервы.

———————————————

Наши дети медленно, но меняются. Уже перед выкладыванием на стол продукты питания, они тщательно рассматривают их сроки годности на этикетках и упаковках. Если срок вышел хоть на день, есть они уже категорически отказываются, хотя, на мой взгляд и вкус, еда еще вполне съедобная.

Уже весьма привередливы в вопросе выбора одежды и обуви. А учитывая, что детская одежда и обувь здесь дороже взрослой, и тот факт, что одежда на них «горит», такой каприз влетает нам в копеечку. О сэкондхэнде лучше вообще не заикаться. Потом комплексов не оберешься.

———————————————

Любимые Коле еще с Ташкента шоколадные яйца Киндерсюрприз здесь очень дешевые, и он взвешивает их на электронных магазинных весах, выбирая те, что потяжелее. Значит в них что-то существенное.

———————————————

Школьные учебники тоже удивляют нас своим разнообразием. Разные по формату и содержанию. В каждой школе своя программа. Учитель может начать занятия сначала с 34-й страницы, потом перейти на 5-ю, потом на 12-ю, и сразу на 62-ю. Эту логику до сих пор я не могу уловить.

Обучая детей правилам грамматики, тексты часто пестрят двусмысленными фразами, типа: «Der Mann gibt der Frau das Baby» (Мужчина дал женщине бэби), или что-то типа «Мужчина взял бы, если бы она дала». Не знаю, может это я такой извращенный, но здешние телепередачи довольно откровенно говорят детям об ЭТОМ.

———————————————

Министерство образования нашей земли решило провести мероприятие — "в школу пешком", а то многие дети ездят в школу на автомобилях, на автобусах, тем самым снижают свою физическую нагрузку и жиреют в прямом смысле.

Идея вроде благородная, только не для нашей местности. Ведь до Викиной школы надо 1,5 км идти круто в гору и по тропинке сквозь лесной участок. Она так и называется — Лесная дорога.

Конечно, мы Вике запрещаем ходить по этой дороге самостоятельно (Сказка о Красной шапочке, вероятно, писалась в наших краях), только автобусом. А тут такое мероприятие.

Но на этот раз можно было идти всей группой близ живущих учеников.

В общем, присоединилась Вика к этой группе и говорит, что сама учительница, которая сопровождала эту группу, дошла до школы чуть живая.

Но ради формализма Вика еще раз сегодня посопровождала эту группу, а потом по прежнему ездит на автобусе.

———————————————

Дети в школу добираются на автобусах, которые едут строго по расписанию, поэтому они точно знают, когда надо выскакивать из квартиры. Это не Ташкент, где мы тоже добирались до школы на автобусах, совершенно не зная, когда какой подойдет к остановке.

Здесь тоже есть понятие «час Пик», особенно на линиях, ведущих к школьным районам, поэтому на этих маршрутах не только уменьшают интервал между автобусами, но и вводят дополнительный номер, т.н. «E» - первый.

Он едет перед основным номером, и собирает основную массу детей. Обратно такой нервотрепки уже нет. Дети точно знают, когда с их остановки отойдет автобус домой.

———————————————

Дети растут и спортивные дела вовсе не лишние.

Коля захотел заняться футболом и дополнительными шахматами. Пошли с его приятелем и его родителями искать футбол.

Нашли гандбол. Тоже надо бегать и двигаться руками и ногами.

Постояли, посмотрели и решили ходить. Приняли сразу, без всяких справок и медицинских освидетельствований. Только предупредили, что занятия не бесплатные.
 
По нашим деньгам стоимость была небольшой, и мы подписали все документы.

И через неделю подошли сезонные соревнования. Коля и его приятель уже настроились, как они будут громить соперников, и, в самый последний момент, выяснилось, что у них еще нет т.н. игрового паспорта – Spielpass.

Нерасторопная бюрократия помешала нашим детям победить гостей. Дети очень расстроились.

Мы же, взрослые, наоборот, обрадовались. Дело в том, что они в эту игру играть пока не умеют, поэтому опытные игроки не дают им мяч в ответственные моменты.

А для детей ощущение бесполезности очень значимо, поэтому они могут охладеть к игре. А так, свалили все проблемы на неких бюрократов, посоветовали к следующим соревнованиям как следует подготовиться.

Потом подошло время шахмат. В нашем городе есть всего одна шахматная секция. Юношеская находится почти в другом конце города, и проходит по пятницам с 17.30 до 19.30

Вроде ничего страшного, но дело в том, что последний автобус с этого района отходит в 19.15, поэтому, когда Коля играет, я всматриваюсь в часы, чтобы не пропустить время, когда надо бежать на остановку. Других участников привозят на своих машинах родители. Когда познакомимся с ними поближе, может транспортная проблема и исчезнет, будут подвозить.

Вика решила заняться художественной гимнастикой. И тут узнали, что тренер художественной гимнастики проводит отборочный тур для своих кадров.

В отборочном туре Вика решилась попрыгать на батуте. И побоялась сказать, что устала, и прыгала до тех пор, пока ее с силой не стащили с батута (помните анекдот: «И скакал Иван царевич три дня и три ночи, пока у него скакалку не отобрали» ?).

Сейчас у нее немного побаливает спина, и она подумает, куда бы пойти еще. Здесь спортивных секторов очень много, только выбирай. Сейчас хочет попробовать походить на танцевальные кружки.

Недавно узнали о существовании платных кружков по рисованию. Решили заглянуть туда и определить туда Колю.

Пришли, показали рисунки, удивили присутствующих и получили квитанцию на оплату кружка. 25 евро за пять занятий.

На следующий день нам позвонили и предложили немного повременить с занятиями, т.к. Коля не владеет немецким и не сможет понять преподавателя. Мы с этим согласились и деньги не заплатили.

———————————————

Дети притащили домой «Золотые правила», которые им выдали учителя.

Там было примечание: «Чтобы дети чувствовали значимость и ценность этих правил, они должны сделать символический взнос в размере 1 евро».

Как я уже говорил, вольность в воспитании детей дошло до того, что учителям пришлось в срочном порядке выпускать подобные шедевры. Понимаю, что перевод довольно корявый, но зато можно ощутить мелодию немецкого языка.

Правило 1: Я обхожусь любезно с другими, чтобы все хорошо себя чувствовали.

Правило 2: Я помогаю всем, чтобы не было никаких нарушений на занятии.

Правило 3: Я решаю спор словами и не обижаю никого.

Правило 4: Я бережно обхожусь с моими вещами, с вещами других и с собственностью школы.

Правило 5: Я принимаю, что взрослые этой школы заботятся о соблюдении школьного порядка. В конфликтах они принимают решение, которые я принимаю без возражения.

Формы исправления проблем

— Просить прощения на спокойном месте, пожимать друг другу руки.
— Рисовать картины, мастерить что-нибудь, расписывать узоры.
— Писать извинительные письма, стихотворения или электронные письма в учебном классе.
— Держать мир и быть другом.
— В паузах играть друг с другом.
— В школе или дома помогать делать задания.
— Испорченные вещи привести в порядок или возмещать.
— Приглашать к игре.
— Принимать дежурные обязанности.
— Договариваться и находить компромиссы.
— Делать что-нибудь для класса (читать или что-нибудь принести).

 Внутренний распорядок

— Мы обращаем внимание на пунктуальность.
— Мы прибываем точно к занятию.
— Мы входим после паузы точно в классы.
— На занятии мы не едим и не жуем никакой жевательной резинки. Мы едим завтраки в перерывах.
— На занятиях мы не носим никаких шапок или колпаков.
— После конца занятия мы оставляем после себя помещение классов убранным.
— В туалет мы ходим только во время пауз.
— Мы приносим только разрешенную игрушку в школу. Что разрешено — решают классные руководители. Электронные устройства, мобильные телефоны, Gameboys, радио, MP3-плейеры, сборные карты и игровое оружие не разрешены!
— Во время тишины мы не идем к стенкам для лазания, не играем ни в какие игры в мяч и прибываем самостоятельно снова к занятию.
— Мы держим в чистоте школьную территорию:
— Мы бросаем мусор в мусорные ведра.
— Мы вешаем куртки в гардеробе.
— Мы ставим ботинки на полку обуви.
— Мы держим в чистоте туалет. Это не холлы и кают-компании.
— Бросание камней, комков глины, снежков или других вещей, которые могут нарушить порядок, запрещено.
— Лазание на крыши, перилах и столах настольного тенниса запрещено.
— Для лазанию мы идем на шведскую стенку.
— Школьная территория не может покидаться без разрешения.
— Мы возвращаем взятые взаймы игры и книги.
— Мы вручаем найденные вещи преподавателям или отдаем в учительскую.
 При нарушении правил против внутреннего распорядка я должен считаться с последствиями!

  Когда убирать в комнате

— Незадолго до конца занятий перед отъездом домой.
— Класс надзора убирает последние предметы и игрушки.

———————————————

Я уже как-то рассказывал о свободности нравов среди молодежи. В бассейне в присутствии малышей взасос целуются молодые парочки.

Так потом Коля допытывается у нас, зачем они это делают, что происходит у них во рту, что они делают с языками и т.д.

Вика носится с снисходительным видом просвещенной дамы.

По телевизору очень часто мелькают рекламы с рисованными героями и с четко выраженными половыми признаками и намеками на половую деятельность. Я хоть и не ханжа, но такая откровенность меня немного шокирует. Я все таки человек с совковой ментальностью.

———————————————

В один из дней состоялось родительское собрание у Коли.

Мы пришли немного рано и были удивлены, что никого нет. Все подтянулись только за 2 минуты до начала, когда мы сами уже собирались идти домой. Пунктуальность однако.

Колину учительницу мы слушали с большим вниманием, тем более что не понимали ни слова. Она тарахтела без остановки как диктор новостей на радио.

Спасибо, была родительница Колиного переводчика. Она нам разъяснила основные моменты.

И я получил возможность сравнить собрания в Узбекистане и в Германии.

Если на нашей бывшей родине разговор в основном крутился вокруг денег и обязанностей родителей, то здесь обсуждались планы культурных мероприятий и давались советы, как помочь ребенку лучше усвоить те или иные предметы.

Домой мы пришли в смешанных чувствах. Скоро будет собрание у Вики. Наверно оно также пройдет в таком же стиле.

———————————————

По выходным дням дети обожают смотреть телевизор. Там идут только немецкие передачи. Есть чисто детский канал, где крутят круглосуточно мультфильмы, есть музыкальные, спортивные, есть где крутятся сплошные ковбойские сериалы.

Иногда по детским каналом крутят мультфильмы с несколько сексуальными оттенками. Есть целый сериал, где участвуют девушки в бикини и по ходу действия все время демонстрируются их трусики, и на положительных героях и на отрицательных. Хорошо, что пока они есть, а то как их не будет?!?!?!?!? Это что, такая воспитательная мера или просто в порядке вещей?

———————————————

Шла по телевизору агрессивная реклама — толпа покупателей, сбивая репортера, мчится к прилавку, чтобы успеть отхватить супер-распуперный товар, какой-то особый деликатес.

И вот прохаживаясь по магазину, мы натолкнулись на это чудо рекламы. Дети взвыли от восторга, и нам пришлось купить,  чтобы попробовать.

Это была обыкновенная сосиска в томатном соусе, обильно сдобренная приправой карри. Ничего особенного, точно такую же, и дешевле, я мог бы сварганить сам. Дети были разочарованы до предела своей души, и теперь меньше доверяют рекламе.

Что и требовалось доказать.

———————————————

Есть телеканал, где ежедневно идет программа «Галилео», полный аналог любимого сериала «Хочу все знать» в советские времена.

В ней говорится обо всем на свете, о том как собираются скоростные американские горки, как печется хлеб, как делается колбаса (начиная с момента загона свиньи в скотобойню с подробным показом ее убиения, потрошения и варки), о том как делается кесарево сечение (потом Коля мне говорит, что он никогда не хочет быть женщиной), как изготавливается вибратор для женских утех (Вика потом допытывалась подробностей) и о многом другом.

Так что на уровень освещенности знаний детям жаловаться грех.

———————————————

Ну и, наконец, еще одна информация для интереса.

Все дети, достигшие 12 лет, проходят медосмотр у врачей для определения возможности детей учиться дальше в обычных школах. Определяют уровень интеллекта и физическое состояние. Потом дают заключение, которое играет большую роль при распределении учеников после начальной школы. Прямо как медкомиссия у военкомата.

Как только Коле исполнилось 12 лет, через 4 дня пришло приглашение. Дали дату, время и место обследования.

Коля пошел туда. Посмотрели на него, почитали отзыв от психологического тестирования, сделанного накануне.

Дело в том, что его должны были проверять по программе, как чистокровного немца. Если же он не ответит на вопросы, то так и пишут в анкетах: на вопросы не ответил.

А в анкетах не пишут по какой причине он не ответил, и трактовать запись можно по-разному — или мозги недоразвиты, либо язык еще не знает.

Наша знакомая-консультант предупредила нас, что ни в коем случае на незнакомое слово нельзя спрашивать «Что это?» — «Was ist das?». Для немецких психологов это чаще всего знак того, что ребенок вообще не понимает смысл этого слова. Например: "Корова" - "А что такое корова?"

Им в голову не придет, что ребенок-иностранец, вполне вероятно, впервые слышит это слово. Надо говорить: «Переведите это слово на мой язык». Тогда будет понятно, что ребенок не знает не его значение,  а само слово.

Вот и пришлось подсуетиться заранее, запастись различными письмами, чтобы Колин детский врач заранее объяснил медкомиссии ситуацию с Колиными знаниями языка.

В общем, по физиологическому развитию он признан в пределах нормы, посоветовали больше уделять внимание спортивным занятиям, и сказали, что они могут дать ему разрешение на массовую школу, пусть только язык учит дальше

———————————————

Здесь учебный год очень длинный. Летние каникулы длятся 1,5 месяца максимум. По субботам не учатся, в течение всего учебного года много маленьких однодневных праздников, вылазок на природу и внешкольные мероприятия.

Перед каникулами в школах идет особая неделя – проектная. Каждому классу выделяется тема, например «Деревья», «Сельское хозяйство», «Животные», «Здания» и т.д. И дети в течение недели изучают данную тему, знакомятся в натуре с изучаемыми предметами, и пишут реферат о том, что узнали, что делали, что видели.

Коле попалась тема «Деревья». Всю неделю мы вместе плавали в ботанических терминологиях.

Вы не могли бы объяснить, хотя бы по-русски, чем отличаются листья березы от листьев дуба, ясеня и яблони? А вы знаете три вида шишек хвойных деревьев — елки, сосны и пихты? Сможете отличить друг от друга? А назвать их? По-русски на всех одно слово, сами знаете какое, а в немецком — три разных. Вот потому и плавали.

Потом Коля с учениками ездил в городской лес в рамках школьной программы. Там смотрели, как деревья растут, потом смотрели в районе вырубки как их вырубают, и кантуют в машины, потом дети посетили столярную мастерскую, и смотрели, что из бревен дальше делают.

Потом каждый для себя смастерил деревянные поделки. Такая вот познавательная программа.

Коля смастерил для себя рождественский подсвечник. Потом в лесном домике детки побегали, попрыгали, поиграли, поели, но не поспали, а были доставлены по домам. Такая вот была предрождественская вечеринка.

Потом были посещения катка, театра и других увеселительных мероприятий.

Вике досталась тема «Зерновые культуры». Тоже не менее интересно, злаки изучать, основные отличия друг от друга, где применяются, строение зерен, название каждого этапа роста, и тоже и т.д. Т.к. сейчас зима, но знакомиться на природе не было возможности, то изучали злаковые растения по гербариям.

———————————————

Помимо культурных мероприятий, дети каждую неделю посещают плавательный бассейн. Эти посещения оформлены как сдвоенные уроки. Едут туда специально нанятым автобусом, невзирая на погоду.

Естественно простужаются, т.к. преподу все равно, кто как оделся, высушился полностью или нет. Это проблема каждого ребенка, и ребенок сам несет ответственность за свои действия.

В конце года у детей будут экзамен по плаванию, где они должны будут 15 минут держаться в воде, плавать и нырять. Если сдадут эти нормативы, то получат свидетельство, что они умеют плавать.

———————————————

Между всеми мероприятиями пролетели Дни рождения наших детей.

Сначала отметили День рождения старшего сына Коли. Приходили все его друзья и Викины подружки, чтоб ей не было скучно.

Мы, взрослые, подготовились основательно: плов, жареные куриные ножки, жареная картошка, салаты, поставили целую батарею Кока-колы, фруктов и овощей. Запарились совсем и… напрасно.

Милые детки налегли на колу, поковырялись в салатах, поднакусали куриные ножки, от плова категорически отказались, и пошли играть в соседние комнаты, причем сразу же разделились по половому признаку.

Напоследок откушали мороженое и распрощались, захватив при этом с собой кульки со сладостями. Здесь так принято среди детей: не только гости дарят имениннику подарок, но и сам именинник дарит гостям маленькие ответные подарки, в основном сладости. Чтоб никому обидно не было.

Викин праздник провели по-другому, учитывая опыт Колиного. Т.е. пошли по пути  наименьшего сопротивления.

Купили пиццу, ее надо лишь разогреть в духовке, кока-колу, сделали салаты оливье и из крабовых палочек.

Поставили на стол помидоры, огурцы. Потом соорудили что-то вроде фруктового шведского стола, чтоб каждый брал, что хотел.

В основном детки жрали чипсы, леденцы чупа-чупс, налегали на колу. Чуть-чуть поклевали мандарины, а яблоки и виноград не тронули. На торт тоже не особенно налегали.

Короче, милые детки ели то, что наиболее вредно с точки зрения взрослых. Утешаемся тем, что один раз в году это не страшно.

———————————————

Целый день готовились к новогоднему празднику. Сварили плов, жаркое с жареной картошкой, нарезали множество всяких салатов, соорудили селедку в майонезе и испекли торт.

Вечером, когда мы вылезли гулять, я незаметно от детей положил под елку подарки. Дети чувствовали, что что-то будет, и все интересовались, а как Дед Мороз, т.е. Weihnachtmann, пройдет в квартиру. После прогулки назад прибежали чуть ли не бегом.

Зайдя в квартиру и, не раздеваясь, сразу побежали к елке.

Подаркам обрадовались, потом стали критически осматривать их. Похоже, что детки раскусили наши проделки, т.к. эти подарки они недавно видели на витринах, и мы еще их спрашивали, нравятся ли им эти игрушки.

Мы стойко ссылались на Деда Мороза, а потом под давлением улик признались. Коля получил игрушечную гоночную дорогу, по которой можно гонять машинки. Вика — куклу Барби и сумочку-самоделку с принадлежностями, с помощью которых можно саму сумку украшать — бусинки, мишура, блестки и т.д.

Гоночная дорога Коле быстро надоела, и он потребовал поменять на что-нибудь другое. У нас еще сохранился чек, и мы поменяли игрушку на другую, карточную. Пока вроде всем нравится, играем всей семьей.

———————————————

В феврале торжественно заканчивается первое полугодие школьной учебы, всем школьникам выдают табеля – Zeugnis, в которых ставят оценки на все их школьные достижения, пишутся характеристики и пожелание всяческих благ.

На тройку-двойку наши дети вытянули. Это уже неплохо. Напоминаю, здесь «единица» высший балл. А успехи оцениваются по 6-бальной системе.

———————————————

У Вики обнаружился "хвост" - она должна была за лето заполнить математическую книжку со множеством задач и не закончила, а мы не знали.

Но она чисто по-буржуйски решила этот вопрос. Вытащила из своей копилки два евро и предложила Коле заполнить за нее всю математическую тетрадь и раскрасить картинки. Она сама все это знает, и уже половину заполнила, но на остальную половину у нее не хватает терпения.

Коля согласился и почти два часа корпел над ее тетрадью, пока Вика каталась на велике. Честно заработанные деньги Коля положил в свою копилку, а довольная Вика запихивает заполненную тетрадь в свой портфель. Такая вот деловая молодежь растет. Что-то будет?

——————————————

Здесь, как в совершенно нормальном мире, дети катаются на роликах, скейтах, великах и самокатах. Причем на самокатах даже ездят в школу, если она недалеко. Старшеклассники тоже не гнушаются этой техникой. Самокаты складные, их можно занести в класс и поставить в уголок.

Их стоимость колеблется в самых широких диапазонах: от дорогих крутых и навороченных, до дешевых скромных и непритязательных.

Если ездить на самокатах много ума не надо, то для катания на великах здесь дети в конце четвертого класса сдают экзамены на велосипедные права.

Конечно, это формальность и никто из полиции их не спрашивает, но сам факт, что на школьных занятиях вполне серьезно рассказывают о правилах дорожного движения, уже обнадеживает.

Дело в том, что на велосипедах здесь ездят по специально отмеченным местам вдоль автомобильных дорог. И никакой шофер не имеет права даже заезжать в эту зону (там сплошная линия).

Но велосипедисту надо знать основные знаки, жесты, порядок следования, правила пересечения перекрестков всех вариантов и т.д. Вот этому и учат в школе.

Привожу письмо Коли своей бабуле, в нем он описывал свой день занятий.

«8.05 Понедельник.  На первом уроке Frau Schlosser сказала нам, что мы будем учиться ездить на велосипедах в Theodor Heus Schule. 

До этой школы мы дошли пешком, это не далеко. Там мы встретили учителя Herr Ide Frank. Он настоящий полицейский,  и у него на поясе был настоящий пистолет.

Herr Frank рассказал и проверил, как мы понимаем дорожные знаки, и как мы правильно едем. Занимались мы 4 часа.

Я ездил правильно, правда иногда забывал показывать рукой свои повороты, а потом приноровился. Наконец Herr Frank сказал мне, что я все делаю правильно.

Другие дети тоже ошибались, и тоже потом исправлялись.

Потом мы посмотрели небольшой фильм о правильном движении на дорогах. Когда фильм кончился, мы пошли обратно в школу на последний урок. Это была математика.

После занятий мы по очереди пожали учительнице руку и говорили "До свидания", по-немецки это будет «Auf Wiedersehen», или просто "Tschuss" .

Первый экзамен Коля провалил, т.к. не понял некоторые вопросы, сформулированные по-немецки, и вышел за пределы допустимых штрафных баллов. Через неделю все пересдал и получил красивую бумажку Fahrradpass, куда надо было вписать его данные и приклеить фотографию.

———————————————
 
В Германии очень популярны классные поездки, в смысле с классом ездить куда-нибудь. Или в зоопарк, или на природу, или на неделю во Францию или еще куда-то за бугор. Естественно за счет родителей.

Если в иногородние поездки едут в основном старшеклассники, то младшеклассников отправляют в детские лагеря.

Конечно, об этих мероприятиях заранее сообщают, в том числе и размер сбора. Кстати, получатели социала могут с этим письмом обращаться в Социаламт и просить компенсацию. Обычно дают, т.к. дети — дело святое.

В качестве примера привожу пригласительное письмо для Коли на поездку в лагерь, в 30 км от нашего города.

« Дорогие родители,
я хотела бы дать Вам несколько важных сведений о классной поездке с 21 до 23.06. 

Ученики прибывают в школу в среду 21.06 на школьных автобусах. Затем мы едем на рейсовом и школьном автобусе в Гладенбах-Хаузен. Вы найдете сведения об этом месте на дополнительном информационном бюллетене.

Я даю свой домашний телефон: 06462 / хххх  Просьба, звонить только в очень безотлагательных случаях.

Так как мы используем рейсовый автобус для поездки туда и обратно, то необходимо таким образом финансирование поездки и пребывание на месте в размере 20 € на каждого ребенка. Я прошу Вас дать Вашему ребенку эту сумму до 16.06.

На территории лагеря дети могут купить напитки дополнительно к продовольственному снабжению (полное довольствие). Пожалуйста, дайте Вашему ребенку с собой карманные деньги в размере самое большее 5 €.

Как сопроводитель группы будет участвовать и госпожа Мелани Кэммерер. Она — студентка языковой педагогики, и закончила практику в нашем классе в последнем году. Она очень радуется этому заданию.

Госпожа Катрин Нордхайм будет присутствовать как инспектор безопасности в течение всего пребывания. Она ответственна также за различные программы.

К программе:
Мы предпримем, кроме всего прочего, путешествие с использованием компаса, будем спускаться по канату (добровольно) от моста высотой 15 м.

Кроме того, еще состоятся мероприятия лазанья с приспособлениями и ночное путешествие вдоль леса.

Я прошу Вас дать Вашему ребенку с собой для его свободного времени какие-либо игры для внутреннего помещения.

Пожалуйста, учтите, наряду с обыкновенным вещевым набором для трехдневного пребывания с двумя ночлегами, твердые ботинки, приспособленную к погоде одежду и рюкзак. Для ночлега дети нуждаются в простыне, в наволочке и пододеяльнике или спальном мешке.

Кроме того я просила бы заполнить соответствующий опросный лист, который прикладывается к этому письму .

Я желаю нам всем богатое событиями пребывание в Гладенбахе - Хаузен.
 
Дополнительный опросный лист
1. Мой сын / моя дочь ____________________ не принимает / принимает участие в поездке классов в Гладенбахе - Хаузен  .
2. Он/Она может принимать участие в путешествии с компасом.
3. Он/Она может принимать/не принимать участие в спуске на канате с моста.
4. Он/Она может принимать/не принимать участие в мероприятиях лазанья с приспособлениями .
5. Я информирую, что ребенку необходимо уменьшить нагрузку по причине: ________
6. Он/Она регулярно должен получать медикаменты ____________
7. Он/Она привита против столбняка Да/Нет
8. Я даю документ о вакцинации моему ребенку  Да/нет
9. Наш домашний врач (адрес): _________________
10. Наша больничная касса: ____________________
11. Наш доступный телефон экстренной связи: _______________
Дата подпись
 
Коля съездил и я снова привожу строки из его письма своей любимой бабуле:

«Привет Бабуля
Я расскажу тебе о поездке нашего класса на три дня с 21 по 23 июня.

В лагерь мы приехали на маршрутке с Frau Schlosser, нашей учительницей. Приехали туда в в 10 часов утра.

Когда я приехал в лагерь, там мы встретили Frau Katrin. Она руководит нами.

Потом мы зашли внутрь лагеря, и увидели 15 деревянных домиков. В каждом доме есть 8 кроватей, а нас, учеников 10.

Алекс предложил поделиться на две группы, по пять человек и поселиться в двух домиках. Мы разделились, зашли в дом и застелили постель.

Потом мы пошли в футбольное поле, и там играли. Сначала была игра Name Spiele, потом выбивалки, а затем А Zeichnet.

Потом мы получили кусок карты, в которой указано, где лежат сокровища.

Обед был вкусный (жареная картошка, кетчуп, майонез, минеральная вода, жареная рыба по вкусу как шашлык и салат).

Потом у нас была 30 минут пауза. Мы играли в стрелялки.

Потом мы пошли в лес, и там играли в Drei Stock. Когда уже настал вечер, мы собрали палки, и сделали из них небольшую лодку.

Потом мы поужинали (помидор, огурец, булочка, теплый чай, сыр, колбаса, сало и масло) и снова поиграли в футбол.

Потом мы пошли все вместе в лес, и там мы должны были найти коробку. Я нашел первый, а внутри коробки были шоколад, жвачка и Gummiberchen (это такие конфеты). Меня даже наградили золотой ленточкой.

Перед сном мы слушали немецкие рассказы, но я не все понимал. Потом мы легли спать. Но я не мог долго уснуть, потому что дети все время баловались то фонариками, то своими разговорами.

Утром встали в 8 утра. После завтрака (холодное молоко, шоколадный крем, вишневое и персиковое варенье, какао, минеральная вода, булочки, колбаса и сало) Frau Katarina сказала, чтобы мы взяли все продукты с собой, потому что мы далеко уйдем, и не будем обедать. Сразу после завтрака мы изучали, что такое компас, и как с ним работать.

Потом мы пошли пешком с компасом до Бадендбаха, и там встретили Frau Katarina, которая поехала туда на машине.

В Баденбахе есть очень высокий мост, как семиэтажный дом. Мы подошли к мосту и осторожно посмотрели вниз. А Ларс даже заплакал от страха. А я не заплакал.

Мы потренировались как надо спускаться на веревке рядом, где не было так высоко, ну как один этаж, а потом меня привязали к страховочной веревке и я спустился по большому канату вниз. Было очень страшно.

Внизу на дне я нашел камни с вкраплениями кристалла. Когда все спустились, мы пошли по дну высохшей речки и дошли до машины, и вернулись на ней назад, в лагерь.

Вечером мы разожгли костер, грилили сосиски.

А потом была ночная прогулка по лесу. Вдоль тропинки были поставлены свечки, и надо было самостоятельно пройти от свечки до свечки всю тропинку.

А потом, когда мы вернулись, то сразу проверились на наличие клещей. У меня было даже десять клещей. Frau Schlosser специальными щипцами вытаскивала их. У других детей тоже были клещи. А Себастьяну нужно было одевать трусы поплотнее, тогда у него было бы меньше проблем.

Утром мы встали, позавтракали и снова пошли в лес играть в Drei Sctock.

Потом мы по карте нашли сокровища (Gummiberchen и тянучки).

Затем мы попрощались с Frau Katrin и поехали домой.

Мне очень понравилось, жалко, что было очень мало. Надо было так десять дней.

———————————————