Остойчивость и остожье. Охота на слова

Александр Ерошкин
 
13 апреля 2022 года  в Чёрном море загорелся флагман Черноморского флота ВМФ России ракетный крейсер «Москва». Сообщали, что пожар потушен и крейсер своим ходом отправился в Севастополь, но ночью в условиях бури потерял остойчивость и  затонул 14 апреля 2022 года.

Враждебные западные и украинские СМИ провозгласили успех украинских военно-морских сил и начали трубить, что крейсер «Москва» был крупнейшим боевым кораблём Черноморского флота, и что это первая такая потеря российского флота со времён русско-японской войны.

В этом сообщении меня удивило слово ОСТОЙЧИВОСТЬ. Я его уже слышал при подготовке материалов о Крымской войне 1853 – 1856 годов, а так же о деятельности  замечательного флотоводца, адмирала Павла Степановича Нахимова. Будучи мичманом на «Крейсере»,  он совершил подвиг.  Во время шторма порывом ветра смыло с палубы за борт матроса, и  Нахимов первым вызвался спасать «человека за бортом». Команда матросов погрузилась на катер и бросилась в лоно  стихии. На корабле потеряли катер из виду. Искали  нескольких часов, думали, что команда погибла. Однако Нахимов сумеет победить стихию и вернет всех моряков на борт. А после организует тренировки в стрельбе из пушек с помощью качелей, чтобы у моряков были навыки остойчивости во время стрельбы в условиях сильно волнующегося моря.

Вспомнив обо всём этом, я начал по словарям и справочникам, бумажным и электронным, искать это слово – ОСТОЙЧИВОСТЬ, а ещё изучать прошлое затонувшего судна.

И вскоре понял, что это судьба, что в канун важнейшей операции на море старое судно должно покинуть этот мир. Тем более в его истории  был просто жуткий факт предательства, правда,  тогда этот крейсер был под другим именем.

Крейсер «Слава» был заложен в 1976 году в  доке «Судостроительного завода имени 61 Коммунара» в Николаеве. Спущен на воду в 1979 году. 13 декабря 1982 года крейсер был сдан в эксплуатацию, а принят на вооружение 30 января 1983 года.

Позорное пятно крейсера в прошлом. 2—3 декабря 1989 года  крейсер «Слава» участвовал в саммите на Мальте  между советским лидером Михаилом Горбачёвым и президентом США Джорджем Бушем-старшим. Тогда был сдан Советский Союз и страны социалистического содружества на милость Запада, а  обрушение экономики, приватизация и ликвидация мощнейших предприятий, обнищание значительной части населения, распад страны и превращение многих союзных республик в колонии западного мира, а потом и открытые войны в Европе – это всё результат одного предательства.

Крейсер использовался советской делегацией, делегация США базировалась на борту авианосца «Белкнап».

Корабли стояли на якоре на рейде у побережья Марсашлокка. Штормовая погода и неспокойное море привели к тому, что некоторые встречи были отменены или перенесены, что привело к названию этого саммита в международных СМИ «саммитом морской болезни». В конце концов, встречи происходили на борту, стоявшего на якоре в заливе Марсашлокк советского круизного лайнера «Максим Горький».

Крейсер «Слава» вернулся в Николаев в декабре 1990 года на ремонт, который продлился почти десять лет, до апреля 2000 года. В условиях политической нестабильности поднимался вопрос о списании ракетного крейсера, на модернизацию которого не было средств. Чтобы рассчитаться с заводом, командование ЧФ решило расплатиться бартером — отдельными механизмами и некоторым вооружением крейсера. В частности, были демонтированы установки АК-630. Демонтированное оборудование и вооружение «Славы» планировалось использовать для достройки однотипного крейсера «Украина».

16 мая 1996 года крейсер был переименован из «Славы» в «Москву».

В 1999 году крейсер был уведён в Севастополь, где в августе вновь вступил в строй.

В 2003 году во главе отряда боевых кораблей Черноморского флота крейсер участвовал  в российско-индийских военно-морских учениях «Индра-2003».

В 2008 и 2009 годах, совместно с кораблями Северного флота, участвовал в средиземноморских военно-морских учениях.

С 9 по 12 августа 2008 года участвовал в вооружённом конфликте с Грузией в водах Абхазии.

7 сентября 2009 года на борту крейсера произошло задымление, якобы, из-за утечки дизельного топлива и попадания его на электропроводку имело место задымление одного из отсеков. Пострадавших при этом не было.

С 3 июля по 18 ноября 2013 года крейсер находился в дальнем походе. Корабль посетил с деловыми заходами порты Лиссабон (Португалии),  Гавана (Куба), Коринто (Никарагуа), Ла-Гуайра (Венесуэла). Осуществлял заход в порт Кипра. Экипаж решал задачи в составе межфлотского  отряда  кораблей Военно-морского флота в Средиземном море и Атлантическом океане.

С сентября по ноябрь ГРКР «Москва» выполнял задачи в качестве флагмана постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

Послужной список крейсера «Москва» дан в Википедии. Есть там и версии его гибели.

Я считаю, что потеря остойчивости корабля определена свыше, ведь за сорок с лишним лет корпус значительно проржавел и нуждался в обновлении. Россия же вступила в новый этап своего развития и в условиях открытой борьбы с сатанизмом нужны корабли, механизмы, команды, не замазанные грязными фактами минувшего прошлого.   

И ещё об одном факте, близкому к сатанизму,  следует сказать. В комментариях бывшего израильского разведчика, а ныне участника многих российских политических ток-шоу  Якова Кедми прозвучало, что гибель крейсера – несмываемое пятно на  репутации ВМФ и команды корабля, что в таких условиях должны быть самоубийства первых лиц, то есть некоторые командиры должны пустить себе пулю в лоб, а этого  нет. Давно известно, что Кедми нередко выступает в качестве провокатора, а цель провокаций – ослабление России и её флота. Следствие разберётся и определит  степень вины. А я должен сказать, что в православии самоубийство – это тяжкий грех, самоубийц хоронили за пределами православных кладбищ, а потому не надо стороннику иной религиозной культуры лезть со своим уставом в чужой монастырь.

А теперь обратимся к значению слов, мы ведь ведём охоту на слова, а не на корабли. Смотрим словарь Владимира Даля.  Слово ОСТОЖЬЕ не связано с морем, но это яркое отражение надёжного развития, конструкция, которая за счёт многовековой народной мудрости обеспечивает надёжную кормовую базу крестьянского хозяйства. Сейчас эта форма по сути уже забыта.

ОСТОЖЬЕ ср. стар. луг, пожня, покос такой меры, чтобы давал стожок сена.
|| Арх. перм. сиб. изгородь вкруг стога сена, или плетень, для охраны от скота.
|| Влад. костр. ниж. подстожье, подстилка, чтобы сено не гнило, иногда оплетенный, насыпной бугор, или ровная куча нарубленной хвои, лапнику, или толсто настланная солома, или остожье состоит: из подстожья, четырех лежачих кряжей, из стожара, стойки в средине, и при ней, для поддержки, четыре пасынка, подставки.
|| Место, где стог стоял; с остатками исподнего сенца, стоговище. Остожек м. арх. остожье, огорожа. Толковый словарь живого великорусского языка


Главное слово – ОСТОЙЧИВОСТЬ. Его мы найдём в гнезде глагола остаиваться. Кстати, электронный словарь на Яндексе выдал мне это слово с третьего  или даже четвёртого раза, давая сперва слова с приставкой ОТ-.

ОСТАИВАТЬСЯ, остояться, о жидкости, отстояться, дать осадок и очиститься этим;
|| о теле, в качке, колебании: остановиться, успокоиться или уравновеситься, перестать качаться;
|| о человеке, утвердиться в убеждениях, поступках своих на правилах, не увлекаться, не быть легостаем, жить обдуманно, сознательно.
Квас еще не остоялся, мутен.
Расходится волна, так не вдруг остоится.
Дай отвесу остояться, вернее покажет.
У него сынок покучивал, да говорят остоялся теперь.
Ветер остоялся, не кружит более, не изменчив, дует воднулук.
Шест на дне реки остоялся, стал на дно.
На чем ты остоялся? на что решился, после раздумья.
Остаиванье длит. остоянье окончат. остой м. остойка ж. об. действ. и сост. по глаг.
Остойный, остоичный к остою относящ.
Остойчивый, твердый в основании своем, стоящий крепко, надежно, противопол. валкий, шаткий; покачливый, легко колеблемый. Остойчивое судно, ветроупорное, дающее мало крену, не валкое. Остойчивый человек, с твердою волею и с убежденьями, самостоятельный.
Остойчивость ж. свойство, качество это. Остойчивость, ходкость и поворотливость (послушание рулю), главные достоинства судна.
Старый ум не уклончив, молодой ум не остойчив. Толковый словарь живого великорусского языка