Дорогой Бог!..

Николай Пинчук
"ДОРОГОЙ БОГ!.."

(по повести Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама»)

1.

Оскар и его медвежонок Бернар. Оскар играет с медвежонком, рассказывая:

- Понимаешь, Бернар, сдаётся мне, что я в этой больнице уже не приятный больной. Сегодня меня осматривал доктор Дюссельдорф – ты ведь знаешь доктора Дюссельдорфа? он здесь типа самый главный и самый умный (надевает клоунские очки с густыми бровями и красным носом) – так вот, доктор Дюссельдорф рассматривал меня так, будто я в чём-то перед ним провинился, хотя я хорошо себя вёл, я старался, позволил усыпить себя, даже не стонал, хоть было больно, послушно принимал всякие лекарства… (снимает очки, нацепляет их на морду медвежонка) И когда доктор Дюссельдорф вот так разочарованно разглядывал меня, мне хотелось заорать ему прямо в лицо, чтобы он перестал отыскивать мои косяки, что он, небось, сам профукал мою операцию… (снимает и откладывает очки) и я бы непременно высказал ему всё это, но глаза у доктора были такие несчастные, что все мои ругательства застревали в горле.

Но это ещё полбеды, Бернар. Я заметил, что все тут мне врут. Ходят рядом на цыпочках, заботятся как-то уж очень заботливо, притом когда у меня отличное настроение – у них унылые физиономии, когда я отпускаю шуточки – они выжимают из себя смех, и если им это удаётся – смеются нарочно громко. И никто не скажет мне правду: удастся мне выздороветь, или нет? Неужели это так сложно: да или нет?

2.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Привет, Оскар! Я вижу, ты загрустил?

Оскар. Бабушка Роза, с моей операцией ничего не вышло, ведь так?..

(Пауза)

Бабушка Роза. Разумеется, я тебе ничего не говорила. Поклянись!

Оскар. Клянусь. Но, похоже, никто не намерен сообщить мне, что я умираю.

Бабушка Роза. Оскар, а почему ты хочешь, чтобы тебе сказали то, что тебе и так известно?

Оскар. Спасибо, Бабушка Роза. Вы настоящая. А то все вокруг как будто в какую-то игру со мной играют.  Я из-за этого в каком-то выдуманном мире оказался. Совсем один. Ну, не считая вас…

Бабушка Роза. Ты прав, малыш. (пауза) А знаешь, что, Оскар?..

Оскар. Что?

Бабушка Роза. А если тебе написать письмо Богу?

Оскар. О нет, только не вы, Бабушка Роза!

Бабушка Роза. Почему не я?

Оскар. Я-то думал, вы не можете обманывать. Я думал, что вы не такая, как все остальные нянечки и… прочие…

Бабушка Роза. Да, Оскар, я не такая. К твоему сведению, я раньше занималась борьбой, кэтчем. Меня прозвали Душительницей из Лангедока. Я была чемпионкой, я побеждала даже таких грозных соперниц, как Лимузенская Мясорубка, Дьяволица Сенклер, Бешеная Овчарка – а эту не могла уложить на лопатки даже Стальная Задница, а она была великий боец!

Оскар. Ух ты! Круто.

Бабушка Роза. Ты даже представить себе не можешь, сколько раз я получала по челюсти, сколько вывихов и переломов у меня было, но я почти всегда побеждала. Тридцать лет на арене, из ста шестидесяти пяти боев сто шестьдесят побед, из них сорок три нокаутом!

Оскар. Потрясающе!

Бабушка Роза. А то!

Оскар. Но тогда зачем вам все эти сказочки про Деда Мороза и компанию?

Бабушка Роза. Эй, разве я что-то говорила про Деда Мороза? В Деда Мороза я не верю, я верю в Бога. Когда так говорят, это совсем другое дело.

Оскар. А зачем мне писать Богу?

Бабушка Роза. Тебе будет не так одиноко.

Оскар. Не так одиноко с кем-то, кого не существует?

Бабушка Роза. Сделай, чтобы Он существовал. Стоит тебе поверить в Него, и Он с каждым разом будет становиться чуть более реальным. С каждым разом всё более и более. Ты сам всё увидишь.

Оскар. Ну, допустим. Итак, я могу попросить у Него что угодно? Игрушки, конфеты, машину…

Бабушка Роза. Нет, Оскар. Не путай Бога с Дедом Морозом. Ты можешь просить у Него только о духовных вещах.

Оскар. Например?

Бабушка Роза. Например, о храбрости, терпении, просветлении.

Оскар. Ага, понятно…

3.

Бабушка Роза уходит. Оскар один. Берёт бумагу и ручку.

Оскар. Хотя на самом деле ничего ещё не понятно. (чешет ручкой за ухом, пишет) Дорогой Бог, если Ты действительно есть и настолько крут, то, прошу тебя, внеси ясность: удастся ли мне выздороветь? Ответь: да или нет.
Это, вроде, не слишком сложно. Да или нет. Ненужное зачеркнуть.

До завтра. Целую,
Оскар

4.

Оскар, Попкорн и другие. Используются все средства выражения (театр теней, фонограммы диалогов и шумов, собственно музыка и т.д.)

Попкорн. (по секрету) Здесь твои родители.

Оскар. Мои родители? Заливаешь. Они приезжают только по воскресеньям.

Попкорн. Я видел их машину, красный джип с белым верхом.

Оскар. Да ладно?..

Попкорн. Не веришь – сам в окно посмотри!

Оскар. Что?! Точно! Зачем они сегодня здесь? Зачем? Зачем?..

Попкорн. Эй, ты куда? Что мне будет за то, что я тебя предупредил?

Оскар. У меня в палате шоколад с орехами, забери!.. Зачем, зачем, зачем?..
(Бежит. Вдруг останавливается, затихает, прислушивается. Шёпотом) Они у доктора! Зачем?!!!

Голоса из-за двери.

Мать. (рыдает, причитает) Оскар, мой Оскар…

Доктор. Мы уже все испробовали, поверьте, мы уже все испробовали…

Отец. (сдавленным голосом) Я в этом уверен, доктор, я в этом уверен…

Мать. (рыдает) Оскар, о, Оскар…

Бульканье воды.

Доктор. Выпейте, пожалуйста.

Мать. (пьёт) Благодарю… Ох, Оскар…

Доктор. Вы хотите навестить его?

Мать. У меня просто не хватит духу.

Отец. Нельзя, чтобы он увидел, в каком мы состоянии…

Оскар. Трусы! Ненавижу! (срывается, бежит, мечется, снова бежит) Ненавижу!!!

5.

Оскар один, забился в угол

Оскар. Дорогой Бог, ну Ты силён. Не успел я отправить тебе письмо, как уже получил ответ. (пауза) Ответ ясен… (пауза) Всё же хотел бы тебя попросить: если соберешься сообщить мне ещё что-нибудь – пожалуйста, делай это помягче.. (засыпает, ЗТМ)

6.

Оскар и другие.

На психоделическом фоне обрывки фраз: «Оскар, мой Оскар…», «С моей операцией ничего не вышло, ведь так?..», «Мы уже все испробовали, поверьте, мы уже все испробовали…», «А если тебе написать письмо Богу?», «Вы хотите навестить его?», «У меня просто не хватит духу», «Ненавижу!», «Не путай Бога с Дедом Морозом. Ты можешь просить у Него только о духовных вещах»

Затем реальные голоса издалека, постепенно приближаясь: Оскар! О-оскар! Где ты? Оскар, малыш, отзовись! Оскар, ты где? – и т.п.

Свет в угол, куда забился Оскар, возглас: Вот он, здесь, в чулане! Доктор, идите сюда!

- Оскар, мы тебя три часа искали!

Оскар. (поднимает голову, твёрдо) Я хочу видеть Бабушку Розу.

- Оскар, ты нас так напугал!

Оскар. Хочу видеть Бабушку Розу.

-- Но где ты был, Оскар? Как ты себя чувствуешь?

Оскар. Хочу видеть Бабушку Розу.

Доктор. Как ты очутился в этом чулане? Ты за кем-то следил? Ты слышал что-нибудь?

Оскар. Хочу видеть Бабушку Розу.

- Выпей воды, Оскар.

Оскар. Нет. Хочу видеть Бабушку Розу.

Доктор. Разыщите эту даму!

7.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Браво, Оскар, твоя атака удалась. Ты им здорово наподдал. Но в результате теперь они завидуют мне.

Оскар.  Плевать.

Бабушка Роза. Это славные люди, Оскар. Очень славные.

Оскар.  А мне на это плевать.

Бабушка Роза. Что-то случилось?

Оскар.  Доктор Дюссельдорф сказал моим родителям, что я скоро помру, и они удрали, поджав хвост. Ненавижу их.

Бабушка Роза. М-м-м,  это напомнило мне мой поединок в Бетюне с Сарой Ап-и-Шмяк. Она была верткая как угорь, да еще маслом натиралась, так и выскальзывала из рук во время захвата. Она выходила на ринг только в Бетюне и каждый год выигрывала там кубок. Но мне так хотелось заполучить этот бетюнский кубок! Так вот, пока она поднималась на ринг, мои друзья обсыпали ее мукой. Масло плюс мука — отличная панировка. Я мигом уложила на лопатки эту Сару Ап-и-Шмяк. После этой схватки ее называли уже не Угрём Ринга, а Панированной Треской.

Оскар.  Ну, а причём тут мой случай?

Бабушка Роза. При том, что всегда есть выход, Оскар, всегда можно что-то придумать, вроде этого трюка с пакетом муки. Знаешь что, тебе нужно написать Богу. Он все же помощнее, чем я.

Оскар.  Даже на ринге?

Бабушка Роза. Да. Даже на ринге. У Бога все схвачено. Попробуй, малыш. Что тебя больше всего мучает?

Оскар. Ненавижу, своих родителей, просто ненавижу!

Бабушка Роза. Тогда ненавидь их как можно сильнее.

Оскар.  Вы мне такое говорите, Бабушка Роза?

Бабушка Роза. Да. Ненавидь их как можно сильнее. Это будет как кость. А когда ты ее догрызешь, то увидишь, что оно того не стоило. Расскажи все это Богу в своем письме, попроси Его навестить тебя.

Оскар.  Он что, вот так просто приедет в больницу, как мои родители, зайдёт в палату и скажет: привет, Оскар?

Бабушка Роза. Нет. У него свой особый способ навещать людей. Он навестит тебя в мыслях. В твоем сознании. (пауза) Вот увидишь, его посещения приносят благо.

Оскар.  О'кей. Я поговорю с Ним об этом. А сейчас, если мне что-то и приносит благо, так это ваши посещения. Когда вы опять придете ко мне?

Бабушка Роза. Я имею право приходить не чаще двух раз в неделю.

Оскар.  Это невозможно, Бабушка Роза! Ждать три долгих дня!

Бабушка Роза. Таково правило.

Оскар.  Кто выдумал это правило?

Бабушка Роза. Доктор Дюссельдорф.

Оскар.  Этот доктор Дюссельдорф теперь при виде меня готов напрудить в штаны. Спросите у него разрешения, Бабушка Роза. Я не шучу.

Бабушка Роза. (с сомнением) М… ладно, я попробую.

8.

Оскар один.

Оскар.  (срывается в плач) Дорогой Бог, прости, что я реву как девчонка. Я не сознавал, что нуждаюсь в поддержке. Не сознавал, насколько серьезно я болен. А если вдруг я ещё и не смогу видеть Бабушку Розу, то я не знаю… не знаю…
(постепенно успокаивается)

9.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза.  Все в порядке, малыш Оскар, у меня есть разрешение. В течение двенадцати дней я могу навещать тебя каждый день.

Оскар.  Меня, и никого, кроме меня?

Бабушка Роза.  Тебя, и никого, кроме тебя, Оскар. Двенадцать дней.

(Пауза)

Оскар.  Двенадцать дней? Все так уж плохо, да, Бабушка Роза? (пауза) Ну только вот вы не плачьте, не надо! (пауза) Двенадцать дней…

Бабушка Роза.  Какое сегодня число, Оскар?

Оскар.  Что за вопрос! Видите мой календарь? Сегодня девятнадцатое декабря.

Бабушка Роза.  И тебе десять лет?

Оскар.  Ну да, вы же сами знаете.

Бабушка Роза.  Давай сыграем вот во что: начиная с сегодняшнего дня смотри на каждый свой день так, будто он равен десяти годам.

Оскар.  Десяти годам?

Бабушка Роза.  Да. Один день — это десять лет.

Оскар.  Тогда через двенадцать дней мне исполнится сто тридцать!

Бабушка Роза.   Именно так.

Оскар.   Но… это же опять игра?

Бабушка Роза.  Не опять. Эту игру ты проживёшь по-настоящему. Каждый день. На всю катушку.

Оскар.  Каждый день… на всю катушку…

Бабушка Роза.  Да. Теперь ты понял? Спокойной ночи, до завтра! (обнимает Оскара, уходит)

10.

Оскар один.

Оскар.  Итак, дорогой Бог, я родился сегодня утром, ну, это я довольно слабо помню; к полудню все стало яснее; когда мне стукнуло пять лет, я вошел в сознание, но это принесло не слишком добрые вести; сегодня вечером мне исполнилось десять, это возраст разума. Спасибо Тебе за всё. Прошу тебя ещё об одной штуке. Я согласен на короткую встречу. Это неслабо. Мне бы очень хотелось, чтобы Ты навестил меня. Я открыт с восьми утра до девяти вечера. В остальное время я сплю. Иногда я даже днем могу ненадолго вздремнуть из-за лекарств. Если застанешь меня в этом состоянии, буди безо всяких колебаний. Только идиот мог бы упустить такую минуту! Спокойной ночи! ЗТМ

11.

Оскар и Бабушка Роза. На рассказе про призраков используется экран ТТ.

Бабушка Роза. Оскар, а кто тебе нравится больше всех?

Оскар. Здесь, в больнице?

Бабушка Роза. Да.

Оскар. Бекон, Эйнштейн, Попкорн.

Бабушка Роза. А из девочек?

(Смущённая пауза)

Оскар. Пегги Блю, голубая девочка (возможно, появляется статуэтка Пегги). Она лежит в предпоследней палате. Почти ничего не говорит, только смущенно улыбается. Будто фея, которая вдруг очутилась в больнице. У нее какая-то мудреная болезнь — голубая, что-то там с кровью, которая должна попадать в легкие, но не попадает, и кожа внезапно синеет. Она ждет операции, чтобы сделаться розовой. Жалко, если это произойдет, мне кажется, в голубом Пегги Блю тоже очень красивая. Вокруг нее столько света и тишины…

Бабушка Роза. А ты говорил ей об этом?

Оскар. Не могу же я ни с того ни с сего нарисоваться перед ней и заявить: «Пегги Блю, я тебя люблю».

Бабушка Роза.  Вот именно. Почему ты этого не сделал?

Оскар. Я даже не знаю, знает ли она, что я вообще существую.

Бабушка Роза.  Тем более.

Оскар. Да вы посмотрите на мою голову? Разве что она обожает инопланетян, но в этом я как раз не уверен.

Бабушка Роза.  Слушай, что ты чувствуешь, когда видишь ее?

Оскар. Мне хочется защитить ее от призраков.

Бабушка Роза.  Как? Здесь что, появляются призраки?

Оскар. Ага, притом каждую ночь. Они нас будят, уж не знаю зачем. Это больно, потому что они щиплются. Становится страшно, ведь их не видно. А потом никак не заснуть.

Бабушка Роза.  А тебе эти призраки часто являются?

Оскар. Нет. Сплю я крепко. Но по ночам я иногда слышу, как кричит Пегги Блю. Мне так хотелось бы защитить ее.

Бабушка Роза.  Скажи ей об этом.

Оскар. Я по любому не могу это сделать, потому что ночью мы не имеем права выходить из палаты. Такой режим.

Бабушка Роза.  А разве призраки соблюдают режим? Нет, разумеется, нет. Будь похитрее: если они услышат, как ты объявил Пегги Блю, что будешь защищать ее, то ночью они не посмеют явиться.

Оскар. Н-да…

Бабушка Роза.  Сколько тебе лет, Оскар?

Оскар. Не знаю. Который сейчас час?

Бабушка Роза.  Десять часов. Тебе скоро стукнет пятнадцать лет. Тебе не кажется, что пора уже осмелиться и проявить свои чувства?

12.

Оскар, Пегги и Попкорн. Сцена играется на экране ТТ.

Оскар. Привет, Пегги. Я пришел сказать тебе, что если хочешь, то сегодня и все следующие ночи я буду охранять вход в твою палату, чтобы призраки сюда не проникли.

Попкорн. (вваливается в палату) Эй, постой, Яичная Башка: Пегги буду охранять я! Если тебе нужна девчонка, бери другую. С Пегги уже всё схвачено!

Оскар. По какому праву?

Попкорн. По тому праву, что я в больнице куда давнее тебя. Не устраивает, значит, будем драться.

Оскар. (устало) На самом деле меня это отлично устраивает. (уходит)

13.

Оскар. (у себя, обнимает медвежонка) Вот так-то, дружище Бернар. Никому я тут не нужен, кроме тебя. Как и ты.

Оскар и родители. Сцена играется одновременно на экране и на площадке.

Отец. Привет, Оскар!

Мать. Оскар, мой маленький Оскар! (пытается обнять)

Оскар. (отстраняется) Мама, не надо! Лучше скажите: а вчера вы не приезжали?
Отец. (с деланным удивлением) Вчера? Почему ты спрашиваешь? Мы же можем только по воскресеньям. С чего ты это взял?

Оскар. Кто-то видел вашу машину на стоянке.

Отец. Ну конечно, на всем белом свете есть один-единственный красный джип. Они же все на одно лицо.

Мать. А смотри, что мы тебе привезли!

Появляется плеер.

Оскар. Ух ты! (надевает наушники, включает плеер. «Щелкунчик»)


Отец. (после некоторого ожидания) Тебе нравится?
Оскар. Угу. Меня тянет ко сну.

Отец. Ну что ж, нам пора…

Мать. (порывисто обнимает Оскара) Я тебя люблю, мой маленький Оскар, я так тебя люблю!

14.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза.   Ну-с, как у тебя дела с Пегги Блю?

Оскар. Не говорите о ней. Она невеста Попкорна.

Бабушка Роза.   Это она тебе сказала?

Оскар. Нет, он.

Бабушка Роза.  Заливает!

Оскар. Не думаю. Я уверен, что он нравится ей куда больше, чем я. Он сильный, а это внушает доверие.

Бабушка Роза.   Говорю тебе, заливает! Я выгляжу как мышка, но на ринге мне доводилось побеждать спортсменок размером с кита или гиппопотама. Взять хоть Сливовую Запеканку — ирландка, вес сто пятьдесят кило, это натощак, в трико, до пива «Гиннесс», плечи как мои ляжки, бицепсы как окорока, а ляжки так вообще не обхватишь. Никакой талии — не за что ухватить. Непобедимая!

Оскар. И что вы сделали?

Бабушка Роза.   Если не за что ухватить, значит, это круглое, и надо катить. Я погоняла ее до седьмого пота, а потом шлеп — и опрокинула эту Сливовую Запеканку. Потом потребовалась лебедка, чтобы ее поднять. У тебя, малыш Оскар, костяк легкий, мало ел бифштексов, это точно, но обаяние вовсе не зависит от костей или мяса, оно идет от сердца. А вот того, что идет от самого сердца, у тебя хоть отбавляй.

Оскар. У меня?

Бабушка Роза.  Пойди к Пегги Блю и выскажи ей то, что у тебя на сердце.

Оскар. Я малость устал.

Бабушка Роза.   Устал? Сколько тебе исполнилось к этому часу? Восемнадцать лет? В восемнадцать не знают усталости.

15.

Оскар и Пегги

Оскар.  Пегги, держи плеер. Послушай «Вальс снежинок». Это так красиво! Когда я его слушаю, то думаю о тебе.

Вальс снежинок. Оскар шёпотом, в сторону:
Она слушает и улыбается, будто этот вальс, как закадычная подружка, нашептывает ей что-то забавное.

Пегги. Красиво. Оскар, я хочу, чтобы именно ты охранял меня от призраков.

Оскар. Можешь на меня положиться, Пегги.

Оскар шёпотом, в сторону:
Я страшно горд. Ведь в конечном счете выиграл-то я!

Пегги. Поцелуй меня.

Оскар шёпотом, в сторону:
Ну, это типичные девчоночьи штучки, и охота им целоваться! Но Пегги — это Пегги! Она подставила мне щеку, и мне правда приятно поцеловать ее.

Оскар. До свидания, Пегги.

Пегги. До свидания, Оскар.

16.

Оскар. Дорогой Бог, вот такой у меня вышел денек. Я понимаю, что в подростковом возрасте приятного мало. Это нелегко. Но в конечном счете к двадцати годам все утрясается. Так что я обращаюсь к тебе с сегодняшней просьбой: мне бы хотелось, чтобы мы с Пегги поженились. Я не уверен, что женитьба относится к духовной сфере, то есть к твоему ведомству. Можешь ли ты выполнить подобное желание, ведь с этим надо скорее в брачное агентство? Если в твоем отделе этого не водится, сообщи мне поскорее, чтобы я мог переадресовать свое желание более подходящей персоне. Не хочу торопить тебя, но напоминаю, что времени-то у меня мало. Итак: свадьба Оскара и Пегти Блю. Да или нет. Меня бы устроило, если бы ты смог.
До завтра. Целую,
Оскар



17.

Ночь. Резкий длинный крик. Оскар просыпается.

Оскар. Призраки! Пегги Блю терзают призраки, а я-то обещал охранять ее! (быстро встаёт и выходит)

Палата Пегги. Пегги не спит, сидит на кровати.

Оскар. Это ты сейчас кричала?

Пегги. Нет. Я думала, что это ты…

Оскар. Нет, не я. Тогда кто?

Снова крик.

Оскар. Я сейчас.

Пегги. Не уходи, я боюсь.

Оскар. Я сейчас. Я должен…

Быстро уходит и вскоре возвращается.

Оскар. Всё ясно. Это Бекон.

Пеги. Кто?

Оскар. Бекон. Пацан из последней палаты. Он весь в ожогах после пожара, поэтому его так прозвали. Это он из-за них, оказывается, кричит по ночам…

Пегги. Понятно…

Пауза.

Пегги. Что будешь делать, Оскар?

Оскар. А ты, Пегги?

Пегги. Хочешь спать здесь, со мной?

Оскар. Хорошо. (ложится рядом с Пегги)

18.

Оскар один у себя, пишет письмо.

Оскар. Дорогой Бог!

Заметано, я женат. Сегодня у нас двадцать первое декабря, я двигаюсь к тридцатилетию, и я женат. Что касается детей, то мы с Пегги решили, что там дальше будет видно. На самом деле мне кажется, что она еще не готова.

Входит Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Итак, Оскар, у вас с Пегги это серьезно?

Оскар. Железно, Бабушка Роза. Просто супер, я счастлив. Мы с Пегги поженились!

Бабушка Роза. Оскар, я просто восхищаюсь тобой. Ты здорово продвинулся… (пауза) Слушай, пойдем повидаем Бога.

Оскар. А, и правда, у вас есть его адрес?

Бабушка Роза. Думаю, мы найдем его в часовне.

19.

В часовне.

Оскар. Ой, нет!

Бабушка Роза. Что-то не так, Оскар?

Оскар.  Бабушка Роза, ну вот серьезно: вы занимались борьбой, вы были великой чемпионкой – как вы можете верить в такого Бога?

Бабушка Роза.  Почему нет, Оскар? Ты что, доверял бы Богу больше, если бы увидел этакого накачанного культуриста в плавках и с кокетливой улыбочкой?

Оскар.  Ну, нет, но…

Бабушка Роза.  Поразмысли, Оскар. Кто тебе ближе: Бог, который ничего не испытал, или страдающий Бог?

Оскар.  Конечно страдающий. Но если бы я был он… если бы у меня были такие возможности, как у него, то нашёл бы способ избежать страданий.

Бабушка Роза.  Никто не может избежать страданий. Ни Бог, ни ты. Ни твои родители, ни я.

Оскар.  Ладно. Согласен. Но зачем страдать?

Бабушка Роза. Страдание страданию рознь. Посмотри внимательно на его лицо. Да, он страдает. Но разве ты видишь, что он боится или, например, протестует?
Оскар.  Нет, этого точно нет.

Бабушка Роза.  Если тебе в ступни и запястья вбили гвозди, тебе больно, но не страшно. Все боятся неведомого. Все боятся боли, которая может случиться, но никто не боится того, что уже случилось. Это уже есть, и тебе остаётся просто терпеть.

Оскар. Это точно. Я уже давно не боюсь своих болей, я их просто терплю.
Бабушка Роза.  Ну вот. А ещё он знает, что скоро умрёт. И тут уже можно бояться, протестовать – словом, страдать от одной только мысли, что ты умрёшь. Но посмотри на лицо распятого Бога: он терпит сильную боль, но не страдает от мысли о смерти, он принимает её. В этом-то и есть благо веры. Это я и хотела показать тебе.

Оскар.  И что, вы сами знакомы с такими людьми, которые спокойно принимали мысль о смерти?

Бабушка Роза. Да, знакома. Моя мать была такой. Она не просто принимала эту мысль, она радовалась ей. Умирая, она улыбалась, она, можно сказать, предвкушала, она выказывала нетерпение, она жаждала, чтобы ей поскорее открылось то неведомое…

Пауза.

Оскар.  О'кей, бабушка Роза, если меня одолеет страх, я постараюсь пробудить в себе веру. Но… по правде сказать, я не боюсь неведомого. Меня мучает, что предстоит потерять тех, кого знал.

Бабушка Роза.  (вздыхает) Тут я согласна с тобой, Оскар… А не позвать ли Пегги Блю выпить с нами чайку?..

20.

Оскар дописывает письмо.

…И Пегги Блю пила с нами чай, они с Бабушкой Розой отлично поладили. Бабушка Роза рассказала нам кучу смешных историй из своего борцовского прошлого. Всё было просто замечательно – дорогой Бог, спасибо за этот день.
Да, завтра у Пегги операция - пожалуйста, сделай так, чтобы она прошла хорошо. Не так, как моя, если тебе понятно, что я имею в виду… Ну, а если эта моя просьба не относится к духовным вещам, то сделай как-нибудь, чтобы, каков бы ни был результат операции, Пегги Блю восприняла его как благо. Рассчитываю на тебя.

До завтра. Целую,
Оскар

21.

Пегги увозят в операционную. Бабушка Роза и Оскар.

Оскар. Бабушка Роза! Почему Бог допускает, чтобы люди болели? Он злой? Или просто у него мало сил?

Бабушка Роза. Оскар, болезнь — она как смерть. Это данность. Это не наказание.
Оскар. Сразу видно, что вы ничем не больны!

Бабушка Роза. Что ты об этом знаешь, Оскар!

Пауза. Оскар как будто заново смотрит на Бабушку Розу.

Оскар. Ой. Простите, Бабушка Роза. Мне раньше и в голову не приходило, что у вас тоже могут быть проблемы. Ведь вы такая… такая крутая…

Бабушка Роза. Все болеют, Оскар. И все когда-то умирают (усмехается) И крутые тоже…

Оскар. В общем, так, Бабушка Роза: не скрывайте от меня истинное положение дел, вы можете довериться мне. Мне по меньшей мере тридцать два года, у меня рак, жена на операции, так что я знаю, что такое жизнь.

Бабушка Роза. Я тебя люблю, Оскар.

Оскар. Я вас тоже. Но если у вас не все в порядке, могу я что-то для вас сделать? Хотите, я усыновлю вас?

Бабушка Роза. Усыновишь меня?

Оскар. Да. Как Бернара.

Бабушка Роза. Какого Бернара?

Оскар. Моего медвежонка. Вот он. Это мой старый медвежонок. Видите, в каком он состоянии? Жизнь очень потрепала его. Он немного похож на вас. Я усыновил его в тот вечер, когда мои олухи родители принесли мне нового медвежонка! Они думали, что это приведет меня в восторг. Может, они хотели бы и меня заменить на какого-нибудь младшего братца, пока меня там нет. С тех пор я и усыновил своего медвежонка. Я завещаю Бернару все, чем владею. Я и вас, если хотите, могу усыновить, если это вас подбодрит.

Бабушка Роза. Да, очень хочу. Мне кажется, Оскар, что это меня и правда подбодрит.

Оскар. Тогда по рукам, Бабушка Роза!

Бабушка Роза. По рукам. Пойдём, подготовим палату Пегги к её возвращению, милый Оскар.

22.

Оскар у себя, спит. Входит Бабушка Роза, осторожно будит его.

Бабушка Роза. Оскар! Эй, Оскар!

Оскар. (просыпается) А? Что?

Бабушка Роза. (хитро) Хочешь познакомиться с тестем и тёщей?

Оскар. С кем?

Бабушка Роза. К Пегги приехали родители. Она уже в своей палате, у неё всё хорошо.

Оскар. А сколько времени?.. Ого, уже вечер! С ума сойти, сколько я теперь сплю. Это всё от лекарств, наверное… (встаёт, вместе с Бабушкой Розой выходят)

23.

ЗТМ или нечто на экране, голос Оскара.

Дорогой Бог! Несмотря на все тревоги, я понял, что сегодня, в конце концов, был хороший день. Семейный. Я усыновил Бабушку Розу, мы с тестем и тещей прониклись друг к другу симпатией, жена моя вновь в добром здравии, хотя около одиннадцати часов она порозовела – значит, операция подействовала, как надо.
До завтра. Целую,
Оскар

 P. S. Сегодня никаких желаний. Нужно же и тебе отдохнуть.

24.

Сцена играется параллельно на площадке и на экране.

Оскар. Значит так: Попкорн, тебе все мои конфеты; Бекон, тебе моё покрывало, а тебе, Эйнштейн – мои конструкторы. Идёт?

Попкорн. А что делать-то надо?

Оскар. Бабушка Роза только что пошла в раздевалку. Быстро помогите мне одеться. Мне надо смыться отсюда и очутиться в её машине, только быстро и незаметно.

Попкорн. Окей!

Пока на экране идёт сцена одевания и сопровождения до машины, Оскар на площадке торопливо говорит:

Оскар. Дорогой Бог, ты меня извини, я понимаю, что, наверное, не очень хорошо поступаю, да ещё и в Твой день рождения. Но как раз из-за этого все проблемы. Сегодня, на Рождество, к Пегги приехали её родители, и она проведёт с ними весь день. А скоро приедут и мои. Они опять привезут мне кучу ненужных подарков, будут болтать на посторонние темы, а если я спрошу их о главном – будут вилять и врать. Не хочу! Вчера, на следующий день после того, как Ты помог Пегги с операцией – спасибо Тебе! – мы прожили ещё десять замечательных лет, теперь мне пятьдесят с хвостиком, я многое познал в этой жизни, а они снова будут меня сюсюкать и дурачить, как маленького. Нет уж, хватит! Ты уж меня прости, но по-другому я не могу…

ЗТМ. Хлопает дверца автомобиля, с трудом и грохотом заводится старый мотор.

Автомобиль Бабушки Розы сделан ещё в доавтомобильную эпоху. Он гремит и трясётся как трактор, сделанный в каменном веке. Ничего, потерпим. Зато, как только приедем, я как выскочу из-за сиденья, как выкрикну: «Бабушка Роза, ку-ку!..» Вот смеху-то будет! Как выскочу, как выкрикну, как выскочу, как…

Тишина, темнота.

Ой… Где я? Я что, уже?.. Нет, ещё нет, я вроде могу шевелиться… Так… Вот я сглупил! Я заснул в дороге! Я совсем забыл, что последнее время сплю всё больше и чаще…

Экран проясняется, проступают контуры дома.

А вот этот дом прямо перед машиной – стало быть, Бабушки Розы? Надеюсь, я смогу до него добраться…

Возня, звук открывающейся и захлопывающейся дверцы авто, слабые шаркающие шаги.

Как высоко у неё звонок… надо допрыгнуть, надо…

Короткий звонок, стук падающего тела. Скрип открывающейся двери. Потрясённый голос Бабушки Розы:

-- Но… но… но как?.. Дорогой мой…

25.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Ещё горячего шоколада?

Оскар. Спасибо, Бабушка Роза. А у вас классно! Просто супер! Это самый… самый домашний дом в мире!

Бабушка Роза. Оскар, в больнице все тебя разыскивают. Там такой переполох. Твои родители просто в отчаянии. Они уже сообщили в полицию.

Оскар. Это их проблемы.

Бабушка Роза. В чем ты их упрекаешь?

Оскар.  Они боятся меня. Не осмеливаются говорить со мной. Почему? Я что, стал таким страшным, и сам того не заметил?

Бабушка Роза. Оскар, они боятся не тебя. Они боятся твоей болезни.

Оскар. Моя болезнь — это часть меня. Неужто они могут любить меня, лишь когда я здоров?

Бабушка Роза. Они любят тебя, Оскар. Они мне так сказали.

Оскар. Вы говорили с ними?

Бабушка Роза. Да. Они завидовали тому, что мы с тобой так ладим. Нет, не завидовали, им просто было грустно. Грустно, что у них так не выходит.

Оскар. Ну… не знаю. Налейте, пожалуйста, ещё горячего шоколада.

Бабушка Роза. Понимаешь, Оскар, конечно, однажды ты умрешь. Но ведь твои родители, они умрут тоже. Ты никогда не думал об этом?

Оскар. М. Если честно, то никогда…

Бабушка Роза. Да. Они тоже умрут. Совсем одни. Жестоко упрекая себя в том, что не смогли помириться со своим единственным ребенком, с обожаемым Оскаром.

Оскар. Я понял, Бабушка Роза. Позвоните им.

Плавный переход на экран.

Мать. (рыдает) Оскар, мой Оскар!

Отец. Оскар, мы так переживали!

Оскар. Простите меня. Я не подумал, что вы тоже однажды умрёте.

Пауза.

Отец. Спасибо, что сказал нам это, Оскар.

Мать. (на этот раз без надрыва) Оскар…

Пауза.

Бабушка Роза. Друзья мои, до Рождества совсем немного времени. Обычно я в этот вечер смотрю что-нибудь из старых боёв, а затем праздничную Мессу. Если согласитесь разделить со мной это зрелище и скромный стол – буду рада…

26.

Оскар у себя, пишет.

Оскар. Дорогой Бог, сегодня я вернулся в больницу. Мне стукнуло 60, и вчерашнее путешествие сильно пошатнуло моё самочувствие. Всё-таки, когда пошёл уже седьмой десяток, надо вести более спокойный образ жизни. Я уверен, что теперь мне не захочется покидать палату.

Зато вчера всё прошло просто супер! Мои родители – просто молодцы. Мы вместе с бабушкой Розой классно провели этот вечер. Пусть они всегда остаются такими, какими были вчера.

Прости, я пропустил Мессу, меня уже вырубало. Но Бабушка Роза, укладывая меня в кровать, заверила, что мое примирение с родителями - отличный подарок Тебе. Честно говоря, я считаю, что это подарочек так себе, но раз уж Бабушка Роза, твоя старая приятельница, так думает…

Пегги Блю чувствует себя лучше. Она приезжала навестить меня в кресле на колесиках. Мы славно провели время вместе. Слушали «Щелкунчика», держась за руки, это напомнило нам прошлое.

Прости, больше писать не могу, вырубаюсь. До завтра

27.

Оскар играет с медвежонком. Входит Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Привет, Оскар! Как дела?

Оскар. Спасибо, мне сегодня уже за семьдесят, и я много размышляю – наверное, возраст такой… А ещё недавно к нам заходил доктор Дюссельдорф (нацепляет медвежонку очки с носом и бровями, теперь Бернар «играет» доктора, притом говорит его голосом). По-прежнему с видом побитого пса. Его густые черные брови только усиливают это впечатление (вертит медвежонком так и сяк, как бы заново разглядывая очки с носом и бровями). Вы причесываете свои брови, доктор Дюссельдорф?

Бернар. (как бы застывает от изумления, затем осторожно оглядывается по сторонам и отвечает голосом доктора) Да…

Оскар. Доктор Дюссельдорф, какой смысл расхаживать с виноватым видом? Слушайте, я скажу вам начистоту, потому что и я, и вы –  мы оба старались в плане лечения. Оставьте этот свой виноватый вид. Не ваша вина, если вам приходится сообщать людям скверные вести. Освободитесь. Расслабьтесь. Вы не Бог-Отец. Вы не можете приказывать природе. Вы всего лишь занимаетесь ремонтом. Притормозите, доктор Дюссельдорф, сбросьте напряжение, не придавайте своим действиям слишком большого значения, иначе при такой профессии вы долго не протянете. Вы только поглядите на себя.

Бернар. (после паузы облегчённо выдыхает и отвечает уже повеселевшим голосом доктора) Ты прав, Оскар. Спасибо, что сказал всё это.

Оскар и Бабушка Роза смеются. Оскар снимает очки с медвежонка и откладывает игрушки.

Оскар. А ещё мы с Пегги Блю читали Медицинский словарь.

Бабушка Роза. Ого!..

Оскар. Да. Это её любимая книга. Её теперь страшно интересуют всякие болезни. А я читал и думал: почему в Медицинском словаре столько сказано о неполадках, которые могут возникнуть у того или иного человека, но там нет ничего про то, что касается всех нас: Жизнь, Смерть, Вера, Бог?

Бабушка Роза. Оскар, может, надо было взять Философский словарь? Хотя и там по каждому вопросу даётся множество разных ответов.

Оскар. Как это?

Бабушка Роза. Все самые главные вопросы так и остаются вопросами. Они окутаны тайной. К каждому ответу нужно прибавлять «может быть». 

Оскар. Вы хотите сказать, что у Жизни нет единственного решения?

Бабушка Роза. Я хочу сказать, что Жизнь имеет множество решений, а значит, единственного решения нет.

Оскар. Я как раз думал именно об этом, Бабушка Роза, — что для жизни нет иного решения, чем просто жить.

28.

На следующий день. Оскар пишет.

Дорогой Бог!

Пегги Блю уехала. Она вернулась к родителям. Я ведь не идиот и понимаю, что больше её не увижу. Никогда.
Я не писал тебе, потому что было очень грустно. Мы с Пегги прожили жизнь вместе, и теперь я оказался один, лысый, ослабевший, усталый — лежу себе в постели. Какое безобразие эта старость.
Теперь я разлюбил тебя.

Ложится, повернувшись к залу спиной. ЗТМ

29.

Некоторое время полная темнота и тишина, затем на Оскара падает луч света, который будит его. Возможно, не сразу, сперва «пощекотав» Оскара то там, то сям.
Оскар. (садится на кровати) Кто здесь?..
Луч расширяется, освещая всего Оскара, и, как бы «захватив» его, ведёт к экрану. На экране контуры оконной рамы, которые потом размываются следующими изображениями.
Музыка, диорама.

30.

Оскар и Бабушка Роза.

Бабушка Роза. Доброе утро, Оскар!

Оскар. Очень доброе, Бабушка Роза!

Бабушка Роза. По тебе видно – ты прям аж весь светишься. Что случилось?

Оскар. Он приходил ко мне. Но я не знаю, как про это рассказать…

Бабушка Роза. (обнимает Оскара) И даже не пытайся…

Оскар. Бабушка Роза, а можете мне помочь?

Бабушка Роза. Конечно, что за вопрос! Что надо?

Оскар. Напишите письмо. Я продиктую, а вы напишите. А то сам уже не могу писать…
Бабушка Роза. (берёт бумагу и ручку) Господин директор, секретарь готов!..

Оскар. (слабо усмехается, диктует):

Дорогой Бог!
Спасибо, что зашел.
Ты выбрал ровно тот момент, что нужно, потому что я чувствовал себя скверно.
Бог, спасибо, что ты сделал это для меня. Мне казалось, что ты взял меня за руку и ввел в самое сердце тайны, чтобы созерцать эту тайну. Спасибо.
У меня просьба: Ты не смог бы повторить это для моих родителей и для Бабушки Розы? И потом еще разок для Пегги, если у тебя найдется время…
Постепенно убирается свет, за словами начинает звучать музыка. Музыка нарастает по мере затухания света. На полном ЗТМ – полная громкость (в разумных пределах, разумеется ;))

31.

Бабушка Роза собирает вещи Оскара.

Бабушка Роза. Дорогой Бог! Спасибо, что мне выпало узнать Оскара. Ради него я старалась быть забавной, выдумывала разные небылицы. Благодаря ему я познала смех и радость. Он помог мне поверить в Тебя. Меня переполняет любовь, она жжет мое сердце, он дал мне ее столько, что хватит еще на много лет.
Да, кстати. В последние три дня Оскар держал на тумбочке у кровати карточку. Думаю, это Тебя касается.

Ставит на стол карточку, на экране появляется крупная надпись:

ТОЛЬКО БОГ ИМЕЕТ ПРАВО РАЗБУДИТЬ МЕНЯ

Премьера состоялась 15 января 2022 года в Приморском краевом театре кукол, г. Владивосток

P.S.: Спектакль (как понятно из текста) был выполнен в синтезе театра кукол и театра теней.