ПД5 Пушкин Пиковая Дама и Хтонические божества и с

Поль Читальский
 Пушкин
 Пиковая Дама (ПиДа) и 
 Хтонические божества и существа

ПиДа – история возмездий за нарушение – раскрытие  тайны, полученной из Подземного Царства к-либо способом, включая Договор с Дьяволом:

- Сен-Жермен раскрыл тайну графине***
- графиня*** - Чаплицкому * но и тот не сдержал тайны или клятвы – умер в нищете  - т.епродолжал играть
- графиня *** Томскому
- Томский – Германну
- Германн всей дурке откуда узнал и АСП....
- АСП – он поведал всему белому свету... и погиб как жертва хтонических сил

Все наказаны Смертью, кроме Германна, ибо он тайны не нарушил – он был безумным – заразился безумием от старухи хтонической – в него проник архетип Три Карты и Страсть к игре... Архетип сталкивается с предупреждением голоса Разума ... возникает конфликт с разным исходом... Но чаще архетип овладевает сознанием и ведет к безумию
Возможно само хранение тайны делает высоким риск безумия – т.е опасна на только тайна, но уже и ее  хранение – хранящий систематически подвергается припадкам атак тревоги и ужаса, приводящим в к.к.к безумию. Хранящий при этом оказывается обманут ... Мельмот-Скиталец потребовал бессмертия, но оно оказалось проклятием Вечного Жида...  Фауст захотел земной полноты жизни, но падает в черную бездну могильной ямы...

В чем три злодейства Германна –
 1) покушение на знания Подземного мира – тайна для землян – знание Трех Карт ...   
 2) подглядывание за старухой = это подглядывание вза тайнами  Подземного мира  - 
    царства хтонических сил и существ...
 3) ненамеренное убийство ... матери...!

***
Евзлин. Разбор мифологии ПиДы

***
ПиДа - поэма о безумии

Тревога, Ужас, Безумие – стадии столкновения Разума с бессознательным у личности , находящейся во власти архетипа:   Три карты - архетип
Юнг : разум – это лишь сумма предосторожностей и близорукости. Если вы достигните Предела и загляните за границу Тленья и Теней, вы это пйомете : хозяин всего – архетип и там нет места разуму ... Архетип и есть Неведомая Сила

***
Ад, Тартария и Московия

Подземное царство, хранящее все богатство Земли *недра*, включает Тартар – бездну мрака, остаточный Хаос, Аид – царство теней, духов усопших = Оксан, Стикс, Тартар 
Уран пер­вый стал пра­вить всем миром. Всту­пив в брак с Геей, он про­из­вел на свет преж­де все­го так назы­вае­мых гека­тон­хей­ров — Бри­а­рея, Гия и Кот­та, кото­рые пре­взо­шли всех ростом и силой, имея по сто рук и по пяти­де­ся­ти голов каж­дый. Вслед за ними роди­ла ему Гея кик­ло­пов — Арга, Сте­ро­па и Брон­та, каж­дый из кото­рых имел на лбу один глаз. Но Уран свя­зал их и сбро­сил в Тар­тар.
О Тар­та­ре упо­ми­на­ет Гомер (Il.VIII,13) и Геси­од (Theog.717). Геси­од сле­дую­щим обра­зом опре­де­ля­ет рас­сто­я­ние, отде­ля­ю­щее Тар­тар от зем­ли: мед­ная нако­валь­ня, упав­шая с неба, будет лететь до зем­ли 10 дней, и столь­ко же дней она про­ле­тит от поверх­но­сти зем­ли вглубь, пока достигнет Тар­та­ра.
Вел. Тартария ... остатки первичного Хаоса
 
***

Хтонический в мифологии - это олицетворяющий дикую мощь земли или подземного царства. Слово образовано от древнегреческого ;;;; - земля, почва. Ударение ставится на второй слог: хтони;ческий. Например: хтонические чудовища, хтонические боги.
Хтонический - это значит связанный с необузданными силами природы и с царством мертвых.
Хтонический ужас - это страх перед силами природы и смерти, которые невозможно победить.

Основное пособие:
Аполлодор. Мифологическая библиотека
Ленинград, Изд. «Наука», 1972.
Перевод, заключительная статья, примечания, указатель проф. В. Г. Боруховича

Настолько древние боги, что никто не помнит их имен

Хтони;ческие божества (греч. ;;;; — «земля, почва») во многих религиях и мифологиях — божества, изначально олицетворявшие собой силы подземного мира, находящегося под земной вселенной (мира людей)  — «подземное царство». Представителями его среди животных являются различные «гады» (пресмыкающиеся), рыбы, «вредные» членистоногие, а в ряде случаев и птицы (вороны, сороки, воробьи и пр.)

В древнегреческой мифологии к хтоническим божествам, связанным с землей и загробным миром, относились Гея, Деметра, Персефона и Плутон (Аид). Их награждали эпитетом хтоний или хтония.

Примеры хтонических божеств:

Хтония — древнегреческая богиня земли,
Эри­нии — Але­кто, Тиси­фо­на, Меге­ра
Деметра- древнегреческое божество Мать-земля,
Персефона (или Кора)
Плутон
гекатонхейры = Бри­а­рей, Гий и Кот­т
Кубера

Греческие боги, живущие на Олимпе, противопоставляются божествам подземного мира.

Антиковед А.Ф. Лосев называл бога морей Посейдона «древним мужским хтоническим божеством, обладавшим универсальной властью», позднее уступившим свое верховенство Зевсу.

УЗЫ
МУЗЫ, мусы (;;;;;;, «мыслящие»), аониды, аонийские сёстры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания муз), в греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины.
Музы — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Hes. Theog. 52—54, 915—917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением.
Эти олимпийские музы восходят к архаическим музам — хтоническим существам.
По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт.
Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»).
С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число муз (девять) и дал им имена.
Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие музы — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1—5).
О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab.X3,19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3,4).
Архаические музы назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides).
Муз именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам.
Музы и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и муз, Soph. Antig. 962 след.)
Олимпийские музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т.е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1—103).
Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы: Эрато — муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — муза танца с лирой и плектром, Талия — муза комедии с комической маской, Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).

Источники: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953. т.72, в.3; его же Античная мифология в ее историческом развитии, М.,1957; Boyanc; P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P.,1937; Curtius E.R., Die Musen, в его кн.: Europ;ische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [1954]; Otto W.F., Die Musen und der g;ttliche Ursprung des Singens und Sagens, [D;sseldorf-K;ln, 1955].