Путевка в жизнь. Звонок из прошлого

Александр Головко
        «Путевка в жизнь»
Начало шестидесятых прошлого века… Эти годы прокатились хрущёвской оттепелью, реабилитацией многих заключённых, которые выходили на свободу. Они несли свой менталитет и порядки в обычные сферы жизни. Так или иначе, это коснулось и детских учреждений.
Держали нас в детдоме до окончания восьмилетки, затем устраивали в ПТУ или ФЗО – различные училища для получения профессии, где, порой, бывшие воспитанники детдомов и интернатов ещё жёстче распространяли свои «навыки».
Другого выбора, кроме средних профессиональных училищ, нам не полагалось. Воспитанников не держали до десятого класса.  Нам говорили: «Закончишь вечернюю школу и ПТУ, если есть желание – все дороги открыты, продолжай учебу…»
Профессиональные училища действительно давали шанс для получения нормальной профессии, ту самую пресловутую «путёвку в жизнь».   
В детдоме я слышал, что многие из моих однокашников, попадая в некоторые учебные заведения, где было сильное пагубное влияние антисоциальной среды, не выдерживали и отправлялись в ещё более суровые условия – места заключения.
К счастью, я избежал этой участи. После восьми классов меня забрал к себе брат Виктор, я смог продолжить учёбу в вечерней школе рабочей молодёжи родного посёлка, а днем работал на механическом заводе - сначала учеником токаря, потом получил 2-й разряд и начал трудовую биографию. С этого момента я полностью утратил связь с бывшими однокашниками.
Через два года  уехал в город Прокопьевск, Кемеровской области.
Тогда мне было всё равно, кто и как устроился в жизни. Ясно, что детдомовцам это давалось нелегко. Особых привязанностей к бывшим однокашникам не было, ни с кем не переписывался, кроме брата. Он тоже ни о ком ничего не сообщал, как и о себе, оставаясь в детдоме еще четыре года. 

                Звонок из прошлого
Так и полетело времечко, наполненное трудами и заботами, службой в армии, затем собственными семейными проблемами.
Переехал на Кавказ. Здесь навалилась масса трудностей, болезней, долго угнетало отсутствие жилья…
И эта оторванность от бывших друзей-товарищей, ставших, фактически, мне семьей, продолжалась десятилетия. Я уже и не чаял получить весточку о ком-то из них.
Но вот пришла цифровая эпоха – Интернет. Появились «Одноклассники», «ВКонтакте», «Фейсбук» и другие социальные сети.
Однажды в ОК мне пришло сообщение от некоего Юрия Горина, капитана дальнего плавания из города Пушкино, что под Санкт-Петербургом. Он просил подтвердить (или опровергнуть), что я бывший воспитанник Елшанского детского дома и помочь отыскать его одногодка и друга детства – моего брата Владислава (Славика).
Завязался диалог. Юрий оказался инициатором поиска бывших воспитанников. Составил список. Включил в него всех директоров нашего детдома за всё существование этого учреждения, а также воспитателей, адреса проживания, телефоны. Организовал встречу бывших воспитанников и воспитателей. 
К сожалению, сейчас из воспитателей в живых уже никого не осталось.   
Юрий собрал десятки документов, снимков того времени. Фото наших мест, детдома, школы, летнего лагеря, где мы отдыхали и работали на каникулах. Снял видеоролики встреч воспитанников с воспитателями, а также окрестности села и т.д. И всё это прислал мне посылкой. В придачу подарил тельняшку (он ведь моряк, капитан дальнего плавания, а я служил в морской авиации), свою книгу (оказывается, Юрий тоже пишет стихи и прозу).
Я дал ему координаты брата, помог связаться по скайпу.
Так нежданно-негаданно завязалась переписка. Я отослал ему посылку со своими книгами.
Неисповедимы пути Твои, Господи! Через 50 лет, когда я фактически успокоился, вдруг всплыло прошлое. Пришлось заново копаться в полуистлевшей памяти, вспоминая бывших дружков.
К сожалению, о моих одногодках, с кем непосредственно дружил, в картотеке Юрия почти нет сведений, ведь они старше его. Тех, кого помню я,  не герои его романа…
Всё равно, пусть поздно, но я, словно родственников нашёл. Пересматривая фотографии тех лет, узнал любимую Аннушку – Анну Ивановну Горячеву. И «Трёшку» – Шамину (имя, отчество не помню) нашел на фотографии, и Алексея Сидоровича Базарнова – директора, и Нинушку – Нину Ивановну Космынину. Это была любимая воспитательница для многих ребят, подолгу читавшая нам страшные сказки перед сном. Девочек она так не жаловала. Она одна проводила с нами всё время в классах, была проста и доступна, почти, как сверстница - вчерашняя выпускница педучилища. Вела себя с нами без всякого апломба, просто и душевно. Нина Ивановна, к сожалению, тоже ушла из жизни совсем недавно…
На одном из общих снимков, присланных Юрием, я нашел на заднем плане братишку. Есть и духовой оркестр с Аннушкой, и вид детдома, и школы. Но меня ни на одном снимке нет. Были снимки пионерлагеря и даже любимой реки Самары, спокойно несущей свои зеленоватые воды среди густых зарослей деревьев и кустарников, снятые Юрием уже в наши дни в цветном изображении…
В 2015 году я встретился с бывшей воспитанницей Лидией В... О том, что она отдыхает в Железноводске, сообщил мне тот же Юрий.
И вот звонок Лидии, мы договорились, что она приедет на встречу в Ессентуки.
Посидели в кафе, поговорили, сфотографировались. Общих интересов из-за разницы в возрасте у нас не было, в детдоме мы тоже вряд ли общались, тем более с девчонкой, хотя какой-то трепет от встречи с прошлым я почувствовал.
Теперь иногда мы напоминаем друг другу о себе через те же социальные сети. Жизнь продолжается, а я думал, что это все поросло быльем…