Сказка про лады народной музыки

Евгения Евпак
Когда-то давно, в Древней Греции, дедушка Пифагор придумал строить дома с лесенками, которые бы соответствовали ладам народной музыки. К каждому дому в выбранной местности вело вверх семь ступеней, но расстояние между ступенями отличалось. В Ионии третья, шестая и седьмая ступени были выше остальных. В Эолии эти же третья, шестая и седьмая ступеньки были пониже. Подниматься по таким лесенкам к дому древним грекам было привычно, потому что все они занимались лёгкой атлетикой, и были хорошо натренированы. Но стали замечать, что по Ионийской лесенке с высокими третьей, шестой и седьмой ступенями подниматься весело, а по Эолийской лесенке - грустновато. Так и назвали лады: весёлый - Мажор, а грустный - минор.
В других домах других поселений ступеньки распределялись тоже неравномерно, и это придавало местным жителям своё особенное настроение. К дорийским домам вела лестница, похожая на минорную, но шестая ступень была повыше, и у посетителя дома складывалось состояние светлой романтической грусти, как в начале осени, когда солнышко ещё греет, а листья уже начинают желтеть. Во фригийских домах вторая ступень была ниже остальных, и настроение при входе в дом становилось грустновато-терпеливым. Весело и воинственно было подниматься по ступеням в дом к лидийцам - высокая четвёртая ступень и лестница, похожая на мажор, формировала бодрый настрой гостя лидийского дома. Посетители миксолидийских домов к концу путешествия по лесенке наполнялись шутливым настроением, которое им обеспечивала седьмая низкая ступень в почти мажорной гамме. А когда нечастый гость решался подняться в дом к локрийцу, складывалось ощущение, что хозяева дома - злые волшебники, потому что низкая вторая и пятая ступени создавали у посетителя чуточку жутковатое настроение. Но греки не боялись экспериментировать. Вот у китайцев к домикам примерно в это же время вели не семь, а пять ступеней, оттого и лады китайской музыки назывались пентатоникой.

Продолжение следует))