О двух портретах жены Н. М. Карамзина

Владимир Варнек
1. Карамзин Николай Михайлович (01.12.1766 – 22.05.1826).  Гравюра Н.И. Уткина по подготовительному рисунку А.Г. Варнека. 1818. Фотокопия автора миниатюры из Большой Советской Энциклопедии. Вып.2.  В энциклопедии портрет дан на весь разворот листа.
2. Жан Анри Беннер (03.08.1776 – 1836) - французский художник-миниатюрист. Портрет Екатерины Андреевны Карамзиной (16.11.1780 – 01.09.1851).  1817. Государственный Эрмитаж.   Биографии художника  и модели см. в Википедии.
3. Неизвестный художник. Портрет Е.А. Карамзиной. Х.м. Конец 1830-х (датирован специалистами ГМП, а также искусствоведом Ларисой Валентиновной Бардовской, научным сотрудником  ГМЗ  «Царское село»).

Приступая к миниатюре, хотел бы сообщить читателям, что она является продолжением предыдущей миниатюры, в которой рассказывается о трех последних портретах историка Н.М. Карамзина, один из которых, воспроизведенный повторно перед началом текста, был выполнен художником-портретистом А.Г. Варнеком и гравером Н.И. Уткиным [1].

До обсуждения  портретов жены историка, Карамзиной Е.А., замечу, что  известных ее портретов, имеется, как это ни странно, всего лишь два. При этом одним из оснований поговорить о данных портретах является для меня то, что второй портрет супруги Н.М. Карамзина (точнее, вдовы) выполнил, по моему мнению, Александр Григорьевич Варнек, о произведениях  которого  я и пишу свои миниатюры.

Обозначив свое намерение, приведу вкратце элементы биографии  Е.А. Карамзиной,  опубликованные во многих книгах о поэте А.С. Пушкине.  Упомяну вначале при этом  свою предыдущую миниатюру, в которой рассказывается о портрете  княгини Щербатовой, сводной  сестры Екатерины Андреевны по их отцу [2].

Отец обеих сестер  князь Вяземский Андрей Иванович (16.10.1754 – 20.04.1807)  был русским чиновником и литератором из рода Вяземских, строителем городской усадьбы на Волхонке и подмосковной усадьбы Остафьево. От связи с графиней Елизаветой Карловной Сиверс (1746 -1818) князь и имел  внебрачную дочь Екатерину Андреевну, родившуюся в 1780 году и получившую фамилию Колыванова от старого названия города Ревеля, где она родилась. 

В 1786 году А.И. Вяземский женился на ирландке Дженни О, Рейли, «ставшей» в России Евгенией Ивановной. От этого брака он  имел дочь Екатерину Андреевну Щербатову (1789 – 1810), героиню моей предыдущей миниатюры [2], а затем – и сына Петра Андреевича Вяземского  (1792 – 1878), известного русского  поэта и писателя, бывшего другом  А.С. Пушкина.  Нельзя не заметить, что обе дочери князя А.И. Вяземского имели одинаковое имя «Екатерина Андреевна» и их, вероятно, путали из-за этого.

В 1804 году Колыванова Екатерина Андреевна стала второй женой писателя и историка Николая Михайловича Карамзина, первая жена которого   - Елизавета Ивановна Протасова, - имея слабое здоровье, в марте 1802 года родила дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки.  Дочь историка Н.М. Карамзина от его первого брака, Софья Николаевна Карамзина (05.03.1802 - 04.07.1856), с 1821 года – фрейлина двора,  была в последующие годы близкой знакомой  Пушкина и другом Лермонтова, хозяйкой популярного в 1840-х петербургского литературного салона.

В своем втором браке  с Екатериной Андреевной Колывановой  Н. М. Карамзин имел еще девять детей, пятеро из которых умерли в детстве. Имена их приведу в Приложении к миниатюре, а сейчас продолжу свое повествование о том, что рассказал о Е.А. Карамзиной, матери девяти детей, писатель В.В. Вересаев: 

«В молодости  жена Карамзина была необыкновенно красива. Вигель рассказывает: «Она была бела, холодна, прекрасна, как статуя древности. Если бы в голове язычника Фидиаса могла блеснуть христианская мысль, и он захотел бы изваять мадонну, то, конечно, дал бы ей черты Карамзиной в молодости… Душевный жар, скрытый под этой мраморной оболочкой, мог узнать я только позже». 

На вид надменная и недоступная, Карамзина умела, однако, располагать к себе людей и внушать крепкую к себе привязанность. В ней чувствовалась моральная серьезность и строгость, с которой невольно все считались. Была умна, образованна, за что говорит одно уже то, что литературный салон Карамзиных после смерти самого Карамзина в 1826 году не только не захирел, но и расцвел, и в течение 30–40-х годов был одним из культурнейших центров Петербурга. 

Карамзины ежедневно принимали по вечерам, попросту, по-семейному, за чайным столом. Убранство комнат было самое незатейливое: мебели по стенкам с неизбежным овальным столом, окна со шторами, но без занавесок. У Карамзиных бывали Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Дмитриев, Тютчев и другие писатели и поэты. 

Современники замечают, что, собственно говоря, «карамзинский» дом был единственный в Петербурге, в гостиной которого собиралось общество не для светских пересудов и сплетен, а исключительно для беседы и обмена мыслей. Жили Карамзины на Михайловской площади, рядом с только что отстроенным Михайловским театром, в третьем этаже.

Мальчишкой-лицеистом  Пушкин  вдруг влюбился в Екатерину Андреевну и послал ей любовное письмо. Она показала его мужу, в результате чего они призвали Пушкина и «жестоко намылили ему голову».  Впоследствии Пушкин сильно привязался к Карамзиной  и вспоминал о ней во все серьезные минуты своей жизни… »» [3].

Переключусь  теперь на два портрета Е.А. Карамзиной, приложенных к миниатюре.

Ее миниатюрный портрет работы французского художника  Жан Анри Беннера важен для семейной иконографии  по двум причинам.  Поскольку выполнен он был примерно в то же время, что и портрет Н.М. Карамзина работы Варнека-Уткина,  то оба портрета можно в первом приближении назвать условно парными.  А это позволяет увидеть, как выглядели  супруги Карамзины в тот период их жизни, когда  они  переехали из Москвы в Петербург и проживали вначале в Царском селе, получив позже и «городскую» квартиру. 

А еще, рассматривая портрет работы Беннера,  можно увидеть, как выглядела Екатерина Андреевна в то время, когда  в нее,  37-летнюю женщину, родившую уже шесть детей (см. Приложение), влюбился  лицеист Александр Пушкин.  А выглядела  она, как видно, весьма эффектно! 

По поводу второго портрета Е.А. Карамзиной  работы неизвестного художника, находящегося в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина, приложенного к миниатюре, могу сказать следующее. Еще в декабре 2016 года я написал в данный музей письмо следующего содержания:

«Уже давно размышляю о портрете Е.А. Карамзиной конца 1830-х кисти неизвестного художника из собрания ГМП, и у меня имеются аргументы, что этим художником может быть А.Г. Варнек. Хотел  бы подготовить публикацию с изложением своей версии. Но не исключаю, что специалисты музея еще до ее изложения посчитают, что авторство Варнека невозможно. Поэтому мне хотелось бы пообщаться со специалистом музея, который, быть может, еще до написания заметки выскажет возражения по поводу моего замысла, или поддержит его». 

В ответном письме зам. директора по хранению говорилось:

«Живописный портрет Е.А. Карамзиной  (ВМП КП-6060/Ж-147), который Вас интересует, поступил в собрание Всероссийского музея А.С. Пушкина в 1939 году из Литературного музея Института русской литературы (Пушкинский дом). В 1937 году он экспонировался на Всесоюзной Пушкинской выставке в Государственном историческом музее в Москве. Во всех имеющихся в музее документах портрет датируется концом 1830-х годов, при этом автор не определяется и указывается как неизвестный художник.

Вопрос об авторстве портрета возникал в прошлые годы, и высказывались различные предположения. Однако имя А.Г. Варнека не всплывало с данным портретом, но это не значит, что этого не могло быть. Для подтверждения подобной теории необходимо сравнить портрет Е.А. Карамзиной с другими живописными портретами художника. К сожалению, у нас нет такой возможности, т.к. в собрании нашего музея нет  живописных портретов работы А.Г. Варнека».

Получив данный ответ, я не смог по горячим следам заняться своей публикацией до настоящего времени. Не вышло. Но, как говорят, лучше позже, чем никогда.

Возвращаясь к своему замыслу после шестилетней паузы, хочу сказать вначале, отвечая мысленно на  процитированное выше письмо из музея, что живописных портретов А.Г. Варнека у меня, конечно, тоже нет, но имеется коллекция репродукций практически всех портретов художника, находящихся ныне в собраниях более 30-ти отечественных и зарубежных музеев. Думаю, что рассматривая их, можно увидеть основные особенности стиля Варнека, которые обнаруживаются на разных портретах художника, одного из основателей романтизма в портретной российской живописи [4].

То главное, присущее творчеству Варнека на его портретах, обнаруживается, прежде всего, в изображениях  рук запечатленных им людей. Иногда это лишь кисть одной руки  на переднем плане портрета (как у Карамзиной Е.А. на обсуждаемом портрете), а иногда – двух. Иногда это просто кисть руки лежащей на подлокотнике кресла, висящая свободно (портрет графа А.С. Строганова), а иногда и двух рук, как на парных портретах Бутовских, сидящих на креслах в половину оборота. 

В большинстве случаев художник изображал модель с рукой на переднем плане, в которой находится какой-нибудь предмет (рабочий инструмент на портрете скульптора И.П. Мартоса, художественные кисти или рейсфедер на собственных автопортретах, булка в руке женщины, подающей милостыню старику на картине «Милостыня»).

Что касается обсуждаемого портрета, то на нем художник изобразил Е.А. Карамзину со скромным  белым цветком в правой руке, и это является намеком на то, что запечатлел он ее в день какого-то семейного события, возможно, собственного шестидесятилетия в день 16 ноября 1840-го года. Примерно в это время Варнек и мог выполнить данный портрет, т.к. практически до самого конца 1830-х сделать он этого, как показало мое изучение данного вопроса, практически не мог.

Действительно,  сведений о данном портрете нет ни в собственной Объяснительной записке художника за 1830-1835 гг. [5], ни в Списке Каменского от 1839 года [6].

Помимо рук на обсуждаемом портрете Е.А. Карамзиной, я обратил внимание на легкий ажурный полупрозрачный шарф на голове и плечах модели, а также и на вязаный воротничок: такие «вещицы» частенько встречаются на женских портретах Варнека. Обратили на себя мое внимание также тщательно выписанные складки на атласном темно-синем платье Е.А. Карамзиной, которые можно увидеть на многих женских портретах кисти А.Г. Варнека (портреты поэтессы А.П. Буниной, генеральских  жен М.С. Хатовой и Е.Б. Ахвердовой, жены художника и др.).

Обратил я внимание, конечно,  и на медальон, висящий на толстой позолоченной цепочке, и на брошь с красным рубиновым камнем на платье Е.А. Карамзиной, но подобных аналогов на других женских портретах Варнека не обнаружил. Но встретил их на портрете митрополита  Санкт-Петербургского  и Новгородского Серафима кисти А.Г. Варнека из собрания Государственного Эрмитажа.

Понимаю, что все эти мои наблюдения являются лишь аргументами для проведения более профессионального технико-технологического исследования обсуждаемого портрета, аналогичного  тем исследованиям, которые провели однажды  для целого ряда портретов Варнека  сотрудники Государственной Третьяковской галереи [7].  И думается, что единственный живописный портрет такой известной в нашей истории женщины, какой является Екатерина Андреевна Карамзина, следовало бы подвергнуть подобной экспертизе.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Имена детей Николая Михайловича  и Екатерины Андреевны Карамзиных,  и некоторые  сведения о них.
1.  Наталья (26.10.1804 - 05.05.1810)
2.  Екатерина Николаевна (1806 -1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27 апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем Петром Ивановичем Мещерским (1802-1876), женатым на ней вторым браком. Их сын - писатель и публицист Владимир Мещерский (1839 - 1914)
3.  Андрей (20.10.1807 - 13.05.1813)
4.  Наталья (06.05.1812 - 06.10.1815).
5.  Андрей Николаевич (1814 -1854), после окончания Дерптского университета, был вынужден по состоянию здоровья находиться за границей, позднее - отставной полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с Евдокией Петровной Сушковой имел детей.

6.  Александр Николаевич (1815 -1888), после окончания Дерптского университета служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и весельчаком. Был близок с семьёй Пушкина в его последний год жизни. Женат на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827-1892), детей не имел.
7.  Николай Николаевич(03.08.1817-21.04.1833)
8.  Владимир Николаевич (05.06.1819 - 07.08.1879), член консультации при министре юстиции, сенатор, владелец имения Ивни. Отличался остроумием и находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дуке (1820-1871), дочери генерала И. М. Дуки. Потомства не оставили.
9.  Елизавета Николаевна (1821- 1891), с 1839 года - фрейлина, замужем не была. Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина. После смерти матери проживала вместе со старшей сестрой Софьей, в семье сестры княгини Екатерины Мещерской. Отличалась умом и безграничной добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. Писатель Л. Н. Толстой называл её «примером самоотвержения».

ПРИМЕЧАНИЯ
1.  Владимир Варнек. Три последних портрета Н.М. Карамзина. Проза.ру от  24.03.2022.
2.  Владимир Варнек. Секреты одной картины А.Г. Варнека. Проза.ру от 22.03.2022.
3.  Вересаев В.В. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. М. 2001. С. 396.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.:Искусство, 1985.–168 с.
5.  Владимир Варнек. Портрет сестры художника А.Г. Варнека. Проза.ру от 13.04.2022.
6. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с. 
7. Виктурина М.П. Погодина А.А. Изучение творчества А.Г. Варнека. Комплексный анализ его картин из собрания  ГТГ. Материалы II научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 1996. С.83 – 86

17.04.2022