ой на гОри тай жэнци жнуть

Левин Айзек
Реминисценция (лат. reminiscentia «воспоминание») — элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему. Одним из главных методов реминисценции (по определению — воспоминания) является аллюзия и ретроспекция рефлексирующего сознания.

Реминисценция — это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или несознательное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более, плагиата. По той же причине необходимо разграничивать реминисценцию и цитату.

Различают историческую, композиционную, нарочитую. Реминисцентную природу имеют художественные образы, фамилии некоторых литературных персонажей, отдельные мотивы и стилистические приёмы.

Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх программных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания (ана;мнес, ана;мнесис, др.-греч. ;;;;;;;;;) открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. В «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству.

Вот и я, во времена нынешней Великой Отечественной Войны Украины и нашествия двунадесЯт язЫков на мать городов русских, среди многих реминисценций обнаружил еще одну, прообраз которой возник 400 лет назад в народном творчестве.

Гой на горі тай жєнці жнуть
І на полі тож жєнці жнуть
Раптом тай зненацька зализяків чуть!
Лихо! Зализякі навдалі чуть!

То попід горою, яром-долиною
МоскалИкі їдуть
З чєчєнями пруть!
Гой жахливо ж жуть!

По пєрЄду - бєтє-єры
По пєрЄду - бєтє-єры
А за ними танки,
Літаки й гарматки
Щє от єсєсЄру
Матки їх насєру
Ой жахлыво   ж-жуть - люд в полОн вєдуть!

ЧєчєнИ, стрільці та злидні...
кОго постріляли,
кОго сгвалтували
Одно Б-гу видно -  Б-гу видно тількі!

Що злякався, пан хоpунжий?
Що лякаеш "нам нє здужить,
Ой, рушниця нє згодиться!
Тут гармата знадобиться!"

Йес! - гармата знадобиться!

Жєнці заховались - жєнці приховались
Гарматой приціляли - гарно попадали
Залізо руйнували - залізо полихало

Злидні разбігалысь - жыто колихалось
Жыто пожиналось - горіло та ломалось!

Били-поховАли, бытих нэ чіпали
Бо не рахували!
На шляху-дорозі, Яром-долинОю
Всіх не рахували!

Будуть плакать мати - цАря проклинати
Проливати слйози
Та жонкІ-вдовИці - Одні в пусті хаті
Та в шляху-дорози - собирати слйозы

Чож вы  дурні-люди
Чож вы  стрільці-дУрні

Жито ж гарнє будє
На рік чергый буде!
На рік чергый буде!

Як вас поховають...

Гєй хто в лісі - озовися!
Вогню викрыш - нэ журыся!
Люльку подпалєй-ка
Злидням всип люлєйки!

ГармАт бо є  малэнько,
Моторні козачєнькі
Парубки, старєнькі - злидням всип люлєйки!

Моторни козачєнькі залишАють шмАття
Від царєвих кАтив
Та царю прокляття - та крємлю закляття

*

Оригинал песни -Ой на горі, та й женці жнуть
https://www.youtube.com/watch?v=1kIWpDIPTDA