Черёмуха. Охота на слова

Александр Ерошкин
Черёмуха – яркий символ русского мира. Были времена, когда в каждой деревне были приметные заросли черёмухи возле речек, место встреч для  молодёжи. Да и возле домов нередко росли высокие деревья черёмухи.  У уральского поэта Степана Щипачёва есть стихотворение

«ПРИМЕТЫ»

В одной рубашке дрожь берёт.
Слыхал, примета есть в народе:
когда черёмуха цветёт,
холодный ветер на свободе.

Пора домой. Но в ясный вечер
нам хорошо сидеть одним.
О, эти худенькие плечи
под синим пиджаком моим!

Поди, и звёзды понимают,
что нас обоих дрожь берёт…
Но так всегда бывает в мае,
когда черёмуха цветёт.

В словаре Владимира Даля есть и  про черёмуху.

ЧЕРЕМНЫЙ перм. вят. сиб. чермный, красный, рудой, особ. рыжий, о волосах. Она белолица, весновата и черемна.
Черема ж. твер. черемуха, черемушка, черемха, черемушина, дерево Prunus padus, засадиха, голотуха (глотуха?), колоколуша.
Урожай на черемуху, так и на рожь (оренб.).
Когда цветет черемуха, тогда улов на лещей (пенз.)
|| Душистая черемуха, Prunus mahaleb. Черемушник м. собират. черемховая роща. Черемнуха пск. твер. корь, скарлатина, или краснуха, сыпь, черемнушка, или черемнушки мн. то же. Черемуховый, черемушный, черемховый, к дереву этому относящ.
Гни сказку готовую, что дугу черемховую!
Черемховые вязки. Черемуховая трава, вят. растен. горчак. Черемый (смесь черного и чермного) твер. смуглый.
Черемша, черемица, черемушка, растен. дикий чеснок, Allinus ursinum, колба. Черемшан Allinus angulosum, мыший чеснок. Толковый словарь живого великорусского языка


Ясно, что название всему дереву дано по цвету спелых ягод. В крестьянских хозяйствах нетолстые стволы черёмышника использовали для обвязки саней, телег, для плетней. Я, к примеру, ручку для косьёвища делал из черёмухи, она хорошо гнётся и крепко держит, долго не ломаясь.

А весной во время цветения черёмуху нельзя не заметить. К тому же цветёт она на фоне похолодания. В нынешнем году в Дюссельдорфе холодными простояли 11 первых дней апреля, ночью от 0 до 4 градусов, днём – до 10 – 12 градусов с холодным ветром.

Красива черёмуха во время цветения, цветущая черёмуха привлекает необычным запахом. И именно этот  период цветения вызывает желание молодых людей ухаживать друг за другом, встречаться, общаться. А в августе черёмуха привлекает особым вкусом ягод. Кстати, в Дюссельдорфе в садах и парках так много птиц, что ягоды черёмухи не успевают созревать.

Я ещё в школе не учился, но меня каждый год мать отправляла собирать черёмуху с куста возле речки Борзовки, где мы брали воду. У меня была большая банка из-под повидла, достаточно было набрать половину, чтобы потом высушить, перемолоть или растолочь в железной ступе. Вкусные пироги получались к праздникам, когда толчёную черёмуху размачивали в молоке с сахаром. У нас все любили эти пироги.  Несколько лет я приносил черёмуху с одного и того  же куста. А однажды утром я пришёл по воду, присмотрелся,  ягод много, ягода отборная, пора собирать. Отнёс воду, взял банку и верёвку, чтобы сподручнее  было наклонять ветви и держать их, пока брал ягоду. Прихожу, а на месте куста черёмухи пеньки и  небольшие ветви валяются. Мужчина, у которого покос был неподалёку,  объяснил, что приехала команда на легковой машине и спилила бензопилой весь куст, подошёл грузовик, на него стволы черёмухи столкали и увезли вместе с ягодами. Горько мне стало от такого варварства. Оно шло от жителей соседнего города, того самого, где разрабатывали атомную бомбу. В тот год я без черёмухи, конечно,  не остался, набрал в других местах, но меня возмущало, что жители Сороковки  лишили окрестные леса Кыштыма не только черёмухи, но и грибов. Они ездили на машинах, попадали в глубокий лес раньше всех. Собирали всю ягоду, да и грибы не столько искали, сколько уничтожали грибницу детскими граблями. И если прежде собрать грибы на груздянку не было для меня проблемой, пока с дальней елани иду до балагана, наберу с полведра, то потом грибы стали редкостью. Лес стал для нас   чужим, а  прежде был кормильцем.

Я нередко с детских лет в период цветения черёмухи перебирал в памяти песенные и стихотворные строчки.  Недавно узнал, что в России, особенно на Урале и в Сибири, в честь черёмухи проводятся поэтические праздники, а в некоторых календарях 21 мая отмечается как День черёмухи. Правда, Википедия об этом ещё не знает.

Словом, черёмуху у нас , на Руси, ценят и любят, её опоэтизировали. Я не настолько хорошо знаю немецкий язык, чтобы судить, но мне пока не встретилось ни одной немецкой песни про черёмуху. Кстати, в немецких словарях  черёмуха – это Faulbaum или    Faulbeer, где   faul – гнилой, ленивый, затхлый, а baum – дерево, beer – ягода. А электронные словари и переводчики нередко выдают слово Traubenkirsche, где Trauben – виноград, кисть, а Кirsche – вишня, черешня. А потом воспевать деревья, видимо, русская традиция.

В Германии много других цветущих деревьев и кустарников. Магнолии, родендедроны, вишни, яблони, груши, акации, каштаны, а потому черёмуха не особенно выделяется на общем фоне. К тому же за годы нашего пребывания в Германии я замечаю, как с каждым годом всё меньше цветущей черёмухи.  Её почему-то вырубают чаще других кустов. К тому же птиц здесь в городе так много, что ягодам черёмухи не позволяют созреть, её склёвывают раньше, чем она поспеет.

В России же целые районы, а то и города называют в  честь черёмухи.

Черёмушки —знаменитый  район на юго-западе Москвы, прославился  своими панельными домами — «хрущёвками», построенными в 1950-е и 1960-е годы. Под влиянием московских новостроек свои Черёмушки, если не официально, то на бытовом уровне, стали появляться во многих городах страны. И если московские Черёмушки названы в честь деревни, которая была тут когда-то и так названа по существовавшему здесь глубокому оврагу с черёмухой и рекой Черёмхой, притоком Котловки, то другие Черёмушки с черёмухой чаще всего никак не связаны.

В глобальной сети я встретил утверждение, что о московских Черёмушках впервые упомянуто в челобитной Афанасия Осиповича Прончищева от 15 июня 1629 года как «в Чермневе стану пустошь Черемошье».

Посёлок городского типа Черёмушки есть на карте Саяногорска.

А ещё есть Черемхово,  город в Иркутской области, расположенный по обе  стороны Транссибирской магистрали. Один из крупных центров в Сибири по добыче угля.

В нашей большой семье, а наше семейное древо насчитывает около двух тысяч человек, есть люди, которые родились там.

Я всю жизнь считал, что Черемхово, а ранее село Черемховское, основанное в  1722 году как почтовая станция, названо в честь черёмухи. Там её много растёт. Нам привозили молотую черёмуху из Черемхово, но новые тенденции подыгрывают местному коренному населению. Оказывается, название  происходит от бурятского слова Шэрэмхэ - каменный уголь. С 1917 года — город Черемхово. Свежо предание, да верится с трудом.

Кстати, в энциклопедии «Города России», изданной в 1994 году, такой версии происхождения названия города ещё нет. Я в эту версию не верю хотя бы потому, что посёлок Черемховский основан в 1722 году как почтовая  станция на Московском тракте, а первая шахта по разработке месторождений Иркутского (Черемховского) каменноугольного бассейна заложена в 1896 году. Ни о каком угле древние буряты, жившие в этих краях знать не знали и ведать не ведали.  Потакать националистическим тенденциях и переделывать реальное прошлое – опасная штука. На Украине, в Казахстане, в Татарии она уже проявила себя в полной мере.

Однако не будем о плохом. Вспоминая знакомые песни, я насчитал до десятка о черёмухе.  А в интернете на блоке Центральной библиотеки имени А.С. Пушкина в Челябинске я обнаружил 50 стихов и 45 песен. Столько собрали местные любители стихов и песен. Знаю эту библиотеку, не раз участвовал там в мероприятиях в качестве журналиста. Хорошая библиотека. http://vokrugknig.blogspot.com/2020/05/50-45.html

А теперь несколько текстов песен из библиотечной коллекции

ПОД ОКНОМ ЧЕРЁМУХА КОЛЫШЕТСЯ

Музыка: Б. Фомин

Под окном черёмуха колышется,
Осыпая лепестки свои…
За рекой знакомый голос слышится,
Да поют всю ночку соловьи.

Ой, ты, песня, песня соловьиная,
До чего ж ты за душу берёшь!
Ведь к любви ведет дорожка длинная:
Чуть отстал, и вовсе не дойдёшь…

А дойдёшь — от счастья не надышишься
От признаний нежных, от любви,
Пусть тогда черёмуха колышется,
И поют всю ночку соловьи.

Сердце девичье забилось радостно…
Как свежо, как хорошо в саду!
Жди меня, мой ласковый, мой сладостный,
Я в заветный час к тебе приду.

Ох, зачем тобою сердце вынуто?
Для кого теперь твой блещет взгляд?
Мне не жаль, что я тобой покинута,
Жаль, что люди много говорят.

Прямо к речке тропочка проложена.
Спит мальчонка, — он не виноват!
Я не буду плакать и печалиться,
Не вернётся прошлое назад.

Под окном черёмуха колышется,
Ветер рвет с черёмухи листы…
За рекой уж голоса не слышится,
Не поют там больше соловьи.
Б. Тимофеев-Еропкин

ЦВЕТЁТ ЧЕРЁМУХА К ПОХОЛОДАНИЮ

Музыка: Г. Пономаренко

Я не поверила в примету давнюю:
Цветет черёмуха к похолоданию.
К похолоданию, ветрам неистовым,
Цветет черёмуха, цветет душистая.

В ту пору майскую неслышной поступью,
Дурманом-веткою, да белой россыпью,
Светла, как вешний сад, как даль заречная,
Пришла любовь моя, печаль сердечная…

Пришла, прихлынула и встала гордая
Над пересудами, недоговорками.
Ему навстречу я летела птицею,
Крута тропиночка — не оступиться бы…

Я не поверила в примету давнюю:
Цветет черёмуха к похолоданию.
Темным-темна вода в глубоком омуте,
А у любимого — невеста в городе…
Т. Иванова

БЕЛАЯ ЧЕРЁМУХА ДУШИСТАЯ

Музыка: В. Добрынин
Исп. А. Герман

Белая черёмуха душистая
Щедро зацвела в моем краю.
Только не могу никак решиться я,
Не могу открыть любовь свою.

Я иду тропинкою извилистой,
И встают деревья на пути.
Птицы о тебе поют заливисто,
Обещают мне тебя найти.

Белая черёмуха засыпала
Будто бы снежинками траву.
Хорошо, что вдруг мне счастье выпало,
Именем твоим его зову.

С веток лепестки летят и вьюжатся,
Их теперь попробуй догони.
На ветру они танцуют, кружатся,
Не даются в руки мне они.

Белый цвет, черёмухи цвет,
Это весны весёлый привет.
Пусть везёт тому, кто верит и ждёт,
К сердцу всегда любовь дорогу найдёт.
А. Жигарев

ЧЕРЁМУХА

Музыка: М. Блантер

Что, друзья, случилося со мною! —
Обломал я всю черёмуху весною.
Я носил, таскал её возами,
А кому носил — вы знаете и сами.

В сумерках спешил я из-за речки,
Целый ворох оставлял я на крылечке;
Я бросал в окошко молчаливо
Белое лесное сказочное диво.

Я хотел, чтоб девушка вниманье
Обратила на мое существованье,
Чтоб она хоть раз да услыхала —
Как душа моя в черёмухе вздыхала.

А она, притворная, молчала,
Словно вовсе ничего не замечала;
А она меня не пощадила —
В пепел все мои надежды превратила.

Да к тому ж, за все мои печали,
На селе меня черёмухой прозвали.
Как иду я — шепчутся девчата:
Дескать, вон идет черёмуха куда-то;

И поют, конечно, не случайно:
Отчего, мол, ты, черёмуха, печальна?..
И хожу я со своею болью,
Со своею несказАнною любовью.

Что мне делать — сам не понимаю,
Но сирень я тоже, видно, обломаю.
М. Исаковский