Роман Камень одиночества Глава 35 Разрыв

Татьяна Соснина
В  марте ушёл из жизни Николай Карабанов. Вместе с родителями я была в кинотеатре, смотрели очень интересный фильм про разведчиков: "Их знали только в лицо".Актёры были красивые, сюжет захватывающим. И тут прибежала соседка, она нашла нас в тёмном зале и передала телеграмму. По обрывкам слов, я поняла, что дядя Коля сильно пил. Все его бросили, он так всем надоел, даже собутыльники тогда от него убежали! Собутыльники закрыли дверь, чтобы он не вышел из дома и не начал опять буянить. И он , покинутый всеми, сгоряча ударил рукой по окну, перерезал себе вены и умер. Только маленький его сын - Серёжа бегал и заглядывал в окно, но не мог открыть запертую дверь. Когда пришли, было уже поздно, ветеринарный врач потерял много крови. В молодости , будучи студентом, Николай говорил моей маме: "А я знаю лёгкую смерть..."Я не думаю, что тогда ему было легко.Может быть алкоголь стёр из памяти все мысли о жизни, о детях, о родителях. Ему было только тридцать!Его повезли в районную больницу, влили кровь с положительным резусом, а у него был отрицательный, всё зря! Не спасли! Кто - то тогда проронил: "Вот и отжил Николай Данилович". Серёже послышалось "ожил"  и он обрадовался. После похорон Тамаре оставаться в деревне было нельзя. Все осуждали её, что она ушла от мужа прямо перед самой его смертью: "Бросила горемычного, вот он и погиб, с крови сошёл!"

Тамара вместе с детьми уехала в Омск, к маме. Перевезла вещи. В бабушкиной комнате поставили железные кровати, шифоньер. Швейная машинка "Зингер" не вошла, её поставили в спальню родителей. Машинка была тяжёлая,чугунная подставка качалась ногами, в тумбе, которая закрывала нижнюю её часть, было много ящичков и потайное отделение, в нём можно было спрятаться маленькому ребёнку.

Первого сентября пошли в один первый класс с Серёжей. Стоим такие нарядные, и тут, из своей комнаты выходит дед Исайя. Его руки трясутся, ему уже несколько дней нездоровится, он что - то ищет в карманах полосатых брюк и очень нервничает. Потом находит и протягивает нам по три копеечки.Мы ничего не понимаем: "Зачем?!" Ему помогает бабушка:" Это он вам на счастье , в дорогу, на удачу копеечку даёт". Дед улыбается, а бабушка плачет, дед совсем плох.

Второго сентября дед сляжет, его еле уговорят перейти в светлую бабушкину комнату, он будет настолько слаб, что махнёт рукой: "Ладно уж!"Так он пролежит семь дней, мама будет за ним ухаживать, будет ночью дежурить у его кровати, вызовет врача. Врач пожмёт плечами: "И сколько ему полных лет? Если сердце здоровое, ещё поживёт".Врачи скорой поставили странный диагноз "водянка головного мозга", дед жаловался маме на головную боль, показывая на свою седую голову с ёршиком жёстких волос, она , сквозь слёзы ,смотрела на него и давала обычную таблетку анальгина. А он ,после приёма этой таблетки благодарно жмурился от яркого сентябрьского солнца. У Исайи было сильное сердце, оно не хотело сдаваться. Я и Серёжа после школы тихо сидели в соседней комнате, мы не хотели отвлекать его сердце от работы.Восьмого сентября его сердце остановилось.

На похоронах его, оставленные когда - то дети, заведут скандальные разговоры, что за ним в нашей семье плохо ухаживали, что от него были нужны только деньги, а сам он жил в тёмной комнате. Это в них говорила обида за то, что он выбрал жизнь с нами. С нами он стал добрым, оттаял, полюбил чужих внуков, чего с ним может быть не случилось в той, в прошлой его семье. Квартира на улице Магистральной опустела, нас осталось в ней семь.

Однажды мама пришла из интерната пораньше. Сентябрь был тёплый , я после школы играла на улице, прыгала в классики у подъезда. Мама спросила: "А уроки ты сделала?" "Да. Я всё сделала!"- радостно сообщила я. Когда мама увидела это "всё", она уволилась со своей работы. Наверное мама давно собиралась уйти из интерната, но чтобы в начале учебного года! Для этого нужна причина серьёзная!
Может быть на неё так подействовала  смерть деда?! Из - за работы в школе она не могла за ним нормально ухаживать?! Но ведь бабушка была с ним дома постоянно, только вечерами уходила , иногда, на дежурство, тогда оставалась с ним мама. Или в интернате сменился директор, который её понимал и поддерживал?! А может быть, она испугалась, что я вырасту двоечницей, и её все будут обвинять:"Упустила своего ребёнка, занималась чужими детьми!"
Мама уволилась и пошла работать через дорогу от своей бывшей школы, в библиотеку Политехнического института. Она работала там во вторую смену и брала меня с собой , чтобы я писала "палочки" и "крючки" с наклоном под её чутким руководством.
После уроков, я могла рисовать, мне было хорошо рядом с мамой.В библиотеке были  огромные стеклянные окна, до самого пола, тишина и много стеллажей с книгами. У мамы появилось свободное время, правда, зарплата стала меньше, но мама заполняла свою жизнь домашними делами, разрабатывала фасоны новых платьев. Одно она шила к папиному приезду, другое - к Новому году. Оба платья шились в ателье, и мне приходилось долго сидеть вечерами, пока мама была на примерках у портнихи и листать журналы мод. Один журнал назывался "Силуэт", я хотела узнать: кто же такой, этот самый "силуэт". Мама придумала очень красивые платья! Одно серо- голубое с серебряной вышивкой по бокам, а другое - чёрное, с рукавом из чёрного тюля, который завершался воланом.

Пришёл из рейса папа, он уже знал о смерти деда, ему отправляли телеграмму. Он был не такой весёлый. каким бывал после нашей встречи. Он грустно говорил: "Ах, Исайя Григорьевич! Исайя Григорьевич! Удивительный был человек. Удивительный!Без образования, но обладал таким умом и финансовым чутьём!У него была хватка железная, купеческая!" Это он , наверное, про толстую пачку облигаций госзайма. Пачка лежала у деда в большом кожаном портмоне, облигации были разного размера и достоинства, дед раскладывал их по разным отсекам. А мы играли этими облигациями. Несколько облигаций мы отдали своим друзьям, которые потом нам так их не отдали.Бабушка ходила к родителям этих детей, но они не вернули, даже отругали её, что разрешили играть детям с ценными бумагами. После этого случая все облигации у нас изъяли и спрятали подальше.Через несколько лет облигации начали обменивать на деньги, но частями и по годам выпуска, несколько облигаций выиграли  небольшую сумму, но выгода от них не была очень заметной. Государство себя никогда не обидит, правда, дед? Всё равно ты был самый умный и бережливый. При других условиях ты бы развернулся, был бы очень богат! Но так распорядилась судьба, тебе, суждено было жить в стране, где слово "богатство" было запретно, а талант предпринимателя наказуем. И тебе пришлось скрывать свой талант, молчать и жить чужой жизнью.

В школе наступили ноябрьские каникулы. Дома праздники не устраивали.Даже мой день рождения не отмечали. Я всё понимала: без деда было теперь тоскливо.В школе  слыла тихой, незаметной. Моя учительница - Светлана Михайловна,говорила маме, что я отличаюсь от других детей. Эти девятнадцать дней сентября, которых мне не хватало до семи полных лет, сказывались на моей учёбе. В садике, в последний год  была "звездой". Посмотрела фильм "Кавказская пленница" и лихо танцевала твист между раскладушками, при этом напевая: "Где - то на белом свете, там где всегда мороз..."Собирались все воспитатели и нянечки, удивлялись, как можно петь и танцевать одновременно!  Просили ещё повторить "на бис". Потом наступало время сна, уснуть я никак не могла.В голову приходили страшные мысли о смерти. В газете "Правда" я увидела страшный рисунок безобразной старухи с клюкой, на полуострове Доманский произошёл конфликт с Китайской армией, убили наших солдат. Тогда многие боялись начала войны с Китаем, ночью мужчин из нашего подъезда и моего папу забрали на армейские сборы.

На каникулах мы поехали к тёте Зое.После развода с бабушкиным племянником , она устраивала новоселье в новом доме, начинала новую жизнь и прощалась со старой.

Развод этот потряс родню. Все были в ужасе от решения дяди Илюши оставить свою семью ради другой женщины.У дяди Илюши и Зои раньше был большой хлебосольный дом, двое детей, с ними вместе жили родители дяди Илюши: баба Поля и деда Стёпа. Мне нравилось приезжать к ним с ночевой.Нравились шёлковые ковры на стенах,танцовщицы  на коврах несли блюда с фруктами. Нравился синий хрусталь, звенящий в серванте от проезжающих машин. У дяди Илюши была любимая песня про ямщика, замерзающего в степи и приятный голос. Жарко топили печь, я падала в пуховую перину, укрывалась ватным одеялом, смотрела на синий виноград в руках у танцовщицы на ковре и незаметно засыпала. Утром в окнах было ещё темно.Баба Поля растапливала остывшую за ночь печь. Вскакиваю, бегу мимо бабы Поли, закутанной в шаль, бегу босая по ледяным плашкам пола в сени, очень хочется в туалет. Баба Поля кричит мне в след: "Хоть калоши надень, Танечка!" Я прыгаю в большие калоши, шаркаю ими к ведру,  предназначенному для туалета.
У дяди Илюши был сын и дочь: Лёля и Вова.Лёля была старше Вовки. Когда дядя решил  уходить из семьи, Вовка учился в пятом классе, а Лёля - в десятом. Илья ездил на лечение в санаторий и встретил там новую любовь, которая тоже проходила лечение. Наверное она его околдовала, опоила чем - то, негодовали бабушки. Не мог человек в здравом уме влюбиться в страшненькую рыжую бестию.Или это тот случай, когда "любовь зла"?! Полюбишь и такую: кривую, косую, конопатую! Бросишь ради неё жену и детей, испортишь жизнь всем, и родителям своим тоже.

Дядю Илюшу пытались образумить, открыть ему глаза на ужас, который ждёт его впереди. Его жена была просто раздавлена.Зоя - милая кругленькая женщина, небольшого роста. Они с дядей хорошо смотрелись вместе. У них, конечно, за семнадцать лет совместной жизни возникали трудности. Илья - мужчина видный, ещё капитан, дамы на него "вешались". Зоя от этого страдала, пыталась даже один раз утопиться , после его очередной измены у него на глазах. Бросилась с теплохода в воду. но муж её спас, откачал. Только после этого случая Зоя оглохла на одно ухо и говорила очень тихо. У них ещё Вовка родился , когда они помирились.Сын был круглолицый, весёлый, любил пошутить. Закрывал меня в большом чемодане и говорил бабушкам: "Спасибо за всё.До свидания! Мне пора ехать!" Все удивлялись, чего это он с чемоданом?! И тут чемодан открывается, а в нём - я, оп - ля!Раздаётся дружный смех: " Ну,Владимир Ильич! Ну шутник!"

Всегда весёлый Вовка плакал, когда увидел своего отца с чемоданом, бросился к оцу на шею: "Папочка не уходи! Папочка!" Отец разомкнул руки сына и ушёл навсегда. Дядю Илюшу пригласили к нам, чтобы он ещё раз обо всём подумал и не торопился разрывать всё, что его связывает с семьёй. Он приехал к нам. Половину ночи с ним разговаривал дядя Витя, они курили на кухне, Илья молчал. говорил Виктор: "Твоим детям нужен ты.Я вырос без отца, отдал бы всё на свете, чтобы мой отец был жив.Пусть бы учил меня, ругал, просто поговорил со мной". Когда Илья рассказал, как оторвал от себя руки сына, Виктор больше не мог с ним говорить, он плакал.
Другую часть ночи моя бабушка стояла перед Ильёй на коленях и просила не оставлять свою семью, трёх родных ему людей - ради одной чужой женщины.Но дядя Илюша ответил на её мольбы, что любит эту женщину и ничего с собой поделать не может.
Пока в нашем доме шли всю ночь уговоры взрослого мужчины, который добровольно лез в петлю, и эта петля через двенадцать лет сомнётся на его шее, как тогда руки его сына, только он её уже не разомкнёт. Он задохнётся от ужаса содеянного им, туман рассеется, всё станет так ясно, но петля замкнулась, конец.

Так вот, пока шли уговоры на улице Магистральной, моя мама действовала. Нашла "красавицу" Ильи у родственников, собрала её чемодан. в котором был небогатый скарб: коньки для выпрямления кривых ног, средства женской гигиены, одежда и томик стихов Сергея Есенина."Только такая гадина и может любить Есенина!"- , негодовала мама. Тогда, любить поэзию Есенина считалось дурным вкусом.Мама купила "красавице" билет и посадила её на поезд до города Кирова, где та проживала с мамой.Рыжая бестия помахала провожающим ручкой и произнесла, при этом загадочную фразу: "Будете ли вы счастливы?" Что означало:"Я то уеду, но вам так нагажу, что огребёте по полной!" И. точно, счастлив никто не был.Через несколько месяцев ведьма вернулась, уже с животом. Илья вынужден был на ней жениться, они уехали из Омска, большой дом выставили на продажу.
В доме ещё оставались родители Ильи и Зоя с детьми. Ольге нужно было сдавать экзамены за десятый класс, она готовилась к выпускному балу. Моя мама поддерживала Зою и Лёлю, помогала выбрать фасон платья, искала институт, куда хотела бы поступить Оля. Я с мамой приезжала в опустевший дом, пока Зоя (она была профессиональной портнихой)и мама обсуждали выпускной наряд Лёли, сидела на крылечке, вырезала куклу из детского журнала. В дом заходить не хотелось, там было тихо и грустно. Рядом со мной сидел дед Степан и вязал рыболовную сеть на продажу, баба Поля ходила по огороду и с кем- то разговаривала:" Ничего уже не надо.Ничего!" Дом скоро продадут вместе с огородом. Я аккуратно вырезала куклу, собрала обрезки и зашла в дом, чтобы посмотреть на танцовщиц с шёлковых ковров.

Осмотрелась, одного ковра уже не было, синий хрусталь остался на месте. Но в этом доме уже не было главного- не было большой дружной семьи. Потом мы ещё несколько раз приезжали с мамой в этот дом, Лёля куда- то поступала, ездила с ней подавать документы. Гуляли  по городу, ели мороженое из железных вазочек на открытой веранде у Драматического театра.К осени дом,наконец, продали, все разъехались. У дяди Илюши родился сын , назвали Алёшей.Дед Степан ругался:"Зачем она такое имя выбрала, когда буквы н выговаривает!То у неё был один "Илюса", а теперь ещё "Алёса"!Степан не взлюбил новую невестку и редко приезжал к сыну, но приходилось, сын ведь!А невестка считала себя единственной и неповторимой, даже пыталась свекровь  учить булочки печь:"Я пеку, да подмазываю!Пеку и подмазываю".Дед Степан плевался от злости: "Вот хожу я по улицам, на женщин смотрю.Бабушка, слышишь, ведь страшнее нашей нет!"Баба Поля что-то начала говорить про Зою.Дед её прервал:"Ну Зоя тоже была не подарок, но из первой сотни красавиц её не выбросишь!" Степан был справедлив.

Зоя отмечала новоселье в новом доме. Дом был меньше прежнего и ниже.Гости веселились натужно, хвалили дом, хозяйку, угощались солёным арбузом. Я впервые тогда их попробовала, вкус необычный!Мы остались с мамой даже ночевать, но всё было не так , как раньше.Наступило воскресенье, хозяйка опять собирала на стол, мы с Вовкой пошли на улицу.Вовка опять хотел пошутить, собрался показать мне высший класс.Но шутка у него получилась злой и опасной.Из телефонной будки он вызвал скорую к мнимой девочке, которая обварилась кипятком.Я ругала его:"Вовка! Зачем ты это сделал?!А если скорая помощь приедет?! Что с нами будет!"Вовка меня успокаивал, он назвал чужой адрес. Я оставила его на улице, а сама пошла к ним домой.Я ничего не сказала его маме, у меня появилась страшная тайна.
Скоро дом Зои снесут и она получит двухкомнатную квартиру в новом доме со всеми удобствами. Лёля никуда не поступит, быстро и неудачно выйдет замуж. У неё родится сын Олег.Лёля будет оставлять его с мамой, а сама - метаться в вечном поиске хорошего человека и верной любви.Вовка тоже женится, выберет красивую жену, с пышными формами и пухлыми губами, такие губы сейчас в моде. Модницы специально делают себе такие губы, а у Вовкиной жены свои. У них родятся дети: девочка и мальчик. Я буду приходить к тёте Зое, буду шить у неё пальто, плащи.Тётя Зоя пошьёт мне свадебное платье.Она так и не выйдет замуж второй раз.