Так говорил Мудрый Садовник. Отцы и дети

Алексей Салтыков 1
Так говорил Мудрый Садовник. Отцы и дети
Однажды Мудрый Садовник воскликнул:
Грядёт, грядёт эпоха страшных войн и восстаний масс. И она неизбежна. Попомните, вы, правители ещё эти слова:
"...Самого же страшного и столь обычного
в жизни царей яда - неверности войска,
детей и друзей - я не предвидел, я,
который предвидел все яды …
и сумел от них уберечься"
Митридат VI Евпатор (132 г. до н.э. - 63 г. до н.э.)
 О, истина! Сколько копий и перьев сломано в поисках тебя, сколько сложено костров и загублено судеб, и каждый раз ты оставалась для многих чем-то неосуществимым или неважным, неочевидным или невозможным. Проходили времена, могилы зарастали травой, и невозможное вчера становилось частью сегодня. И снова ломались копья и горели костры.
   Самый большой диспут в человеческой истории в масштабах времени и вовлечённых в него масс людей – это диспут отцов и детей. Непримиримый и беспощадный, коварный и беспринципный. Он происходит в периодической истории со сменой парадигм: отцеубийство и детоубийство (инфантацид). Эти два феномена в истории сосуществуют наравне с прочими эгрегорами, и так же происходят из человеческой природы. Инфантацид – происходит во времена аристократии, когда отцы боятся быть свергнутыми, а отцеубийства – это эпохи восстания масс, когда разрушается мир прежних храмов и дворцов.
   Диспут отцов и детей – это этическая проблематика революций и контрреволюций, в которых на практике преодолевается логический принцип Юма о невозможности перехода от того, что «есть» к тому, что «должно», который он обозначил в своей работе «Трактат о человеческой природе». То есть в теории невозможно добиться логического перехода от описания фактов к их оценочным утверждениям.
   Наука, Научное мировоззрение – такой же Эгрегор, как и религиозное, или какое другое, являющееся частью мировоззрения какого-либо общества. Немного поговорим об эгрегорах. Несмотря на то, что сегодняшняя наука считает идею их существования маргинальной, они продолжают быть на всём протяжении истории человечества, с момента возникновения первых обществ. Как только встречаются два человека – между ними зарождается Эгрегор, даже в примитивном «соображении на двоих». Определение его гласит: это единое энергоинформационное пространство, которое образуется за счёт энергии объединённых какой-либо общей идеей (интересом, страстью) людей.
   Несложно понять нематериальную сущность Эгрегора. Эгрегор – это живая идея, находящая отклик в сердцах группы людей. Это может быть книга, храм, памятник, Мавзолей, поклонный крест, и даже просто поле (как у Сербов – Косово поле). Эгрегором может быть идея, флаг, и даже песня. Бог – это Эгрегор. Даже сама история человечества – огромный Эгрегор, которого не миновать живущим на земле. Десятки, сотни Эгрегоров наполняют нашу жизнь, они разделяют одних, и объединяют других людей. Они делают одних негодяями, а других праведниками, они подчиняют и властвуют над людьми, которые даже не осознают этого.
   С точки зрения истории, эволюции – Революция – это прежде всего отцеубийство, а детоубийство – контрреволюция (триумф аристократии). Таков характер человеческой природы. Давайте пролетим над историей. Не первый Христос заявлял: «Ваш отец диавол». Слова эти – перефразировка более древней поговорки «Боги наших отцов – наши диаволы». Религии предков возникали с отрицания прежних верований.
   Отцеубийственную революцию мы находим в мифах Древней Греции: Недовольный жестокостью Урана, загонявшего своих детей обратно в лоно матери-Земли Геи (детоубийство), Кронос отрубает отцу серпом детородный орган, оплодотворяя землю его кровью и спермой (по Гесиоду). Сегодня, перерабатывая этот миф в реальность, мы относим его к Земледельческой революции, осознание которой человек находил в борьбе мифических титанов, закрывавших прежде перед ним одомашнивание злаков и овощей. Титаны были спасены, и теперь их люди взращивают в виде плодов – клубней, семян, ягод, овощей. Главное их свойство – КРОНОС – созревание в определённое время.
   В свою же очередь Кроносу была предсказана смерть от рук его же детей – БОГОВ. И тогда он решился на контрреволюцию – он стал пожирать их. Всех, кроме Зевса, которого обманом спасла мать Рея. В конце концов дети титанов и Крона – Боги – низвергли отцов в Тартар, воцарились на Олимпе, совершив очередную Революцию в сознании людей. Все предыдущие в этой вековечной борьбе объявляется злом. Но и это поколение, постарев, будет свергнуто молодыми богами, и объявлено злом. Боги урожая и земледелия – Сотис, Сэт, Сатурн – станут Сатаной, а Девы во главе с Зевсом – Дьяволами.
   Следующее поколение детей, бросившее вызов своим отцам – богам, было поколение Героев и новых Титанов– Прометей, Гефест. Согласно Эсхилу (Эсхил "Прометей прикованный"), "все искусства у людей от Прометея». Люди начали строить жилища, вывел их из темноты пещер и лесов, дал свет и огонь нового разумного взгляда на жизнь. И это была очередная революция в сознании людей, за которую они ещё долго расплачивались наказанием богов. Ибо знание и новаторство идёт впереди опыта, и не может представить последствия. Этика применения же знаний вырабатывается с приобретением опыта.
   Это было поколение железа, меди и огня. Огня перестали бояться. Он стал он стал плавить металл и обжигать горшки. Отнятый у богов. Тогда-то и появилась поговорка: не боги горшки обжигают. Историография этого периода охватывает Троянскую войну (помните – Одиссей бросает вызов Посейдону, и побеждает), Революцию Эхнатона, и Катастрофу Бронзового века.
   Далее – снова происходит контрреволюция – отцы вновь «поедают» детей. Явление Заратуштры. Он объявляет: «Жизнь превращает создание, без умирания, без увядания, и без истления. Вечно живущую, вечно растущую, и самовластную. Из мёртвых восстанет, и явится в жизнь бессмертный спаситель, и Мир претворит». Бессмертие – первый «убийца» детей, поскольку в них уже отпадает надобность.
   И снова история повторяется уже новым поколением Христа и его молодых учеников. Религия нищих духов и искателей нового «Царства небесного». Древнему миру античности  приходит конец. Недаром датой рождения Христа обозначается начало Новой эры. Такая же новая эра началась и в 20-м веке. Но аберрация близости не позволяет нам её таковой рассмотреть.
   Квинтэссенцией любой революции является восстание масс на своих отцов и матерей (именно во множественном числе). Ещё недавно Царь Ирод приказал истреблять младенцев, узнав о рождении Мессии, но проиграл. Время его ушло. Приказы исполняются халатно, без особого рвения. Но Христос всего лишь тонко улавливая смысл чаяний своего поколения, повторяет посылы каждого такого события в истории: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Евангелием от Матфея 10:35-37). Когда Ему сказали, что Его мать и братья ждут Его и хотят говорить с Ним, Он ответил: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои?» И указав рукою на учеников Своих, сказал: «вот матерь Моя и братья Мои» (там же 12:47-49). Когда один из Его учеников попросил разрешения сходить похоронить своего отца, Иисус сказал ему: «Иди за Мной и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (там же 8:22). «Предаст же брат брата на смерть и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Марк 13:12 и несколько иначе у Луки 21:16).
   Восстание это не индивидуально, а массово. И не против какого-либо отца, а против отжившей эпохи. Осевым временем следующего такого восстания станет ХХ век, смысл которого будет: Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног… Но между этими эпохами происходят и странные времена, когда родительское начало столь сильно и эгоистично, что способно задушить своё чадо во чреве матери, как это делал Уран в страхе быть свергнут ими. Это эпохи аристократии. Так поступали и Османы и Рюриковичи. Эпохи контрреволюций или детоубийства являются между эпохами отцеубийства.
   Так, в аристократическую эпоху Брахман Каутилья (350 – 275 г. до н. э.), советник царя Чандрагупты I в своих наставлениях писал: «Сына, который не любит, или любимого, но единственного сына пусть царь заключит в оковы… Со дня их рождения должен царь наблюдать за своими сыновьями, ибо царские сыновья подобны ракам: они пожирают своего родителя. Если у них не появится любовь к отцу, то лучше их тайно убить»
   Так поступил в порыве ярости Пётр I, оборвав навсегда династию Романовых. В порыве такой же ярости оборвал династию рюриковичей Иван Грозный, убив своего сына 9 ноября 1581 года. Неспокойно было в тот период и у потомков Тамерлана и Чингисхана. Так, Шах Джахан I , бунтовавший в молодости против отца Джахангира, который в свою очередь так же умертвил своего отца, провозгласив себя императором, умертвил и всех претендентов – братьев, племянников, дядей.
   Противостояние отцов и детей можно проследить в возрастном отношении: Бог – Человечество. Когда человечество было совсем юным, то Боги были в виде старцев. Чем ближе человечество подходит к своей старости – тем юнее становятся его боги! Сегодня по праву Богом объявлена сама молодость!  Сегодняшняя возрастная сегрегация началась с невинных лозунгов: «всё лучшее - детям», «Дети – цветы жизни», и т. д. Так, на сегодня уже говорят всерьёз о сегрегации старости и молодости, об Эйджизме, как нетерпимости к отличной от себя возрастной группе.
   Мир принадлежит молодым! Всё чаще сегодня можно услышать эту фразу. Им принадлежат высокие технологии, компьютеры, гаджеты, игры. Они формируют территории смыслов, им дают гранты, зелёный свет в бизнесе, политике, социалке. Молодость заполняет весь телевизионный контент – от рекламы до серьёзных передач. Молодость занимает профессии  будущего, красуется на обложках журналов, спорит с учителями, рвёт с традициями, не признаёт авторитетов, создаёт собственные субкультуры, заставляет с нею считаться. Молодые совершают Оранжевые Революции, сотрясают окостеневшие столпы истории.
   Старшинство и мудрость перестали быть непререкаемым авторитетом. Новые философии подвергают сомнению все достижения прежних мыслителей. Мир всё более сжимается до состояния одного дня: невозможно копить, нужно жить и тратить всё сегодня. Рыночная парадигма воспитала людей без возможности планирования. Лайфхаки и тренинги заменили опыт поколений. Узкая специализация приносит человеку больше денег. Через деньги человек получает возможность ощутить себя человеком. Объявляется парадигмой: моя жизнь – мой опыт. Ведь опыт предков может быть и ошибочным. Слушать старшего – сегодня не актуально. Сама молодость – и есть божество, или попросту – Эгрегор. А значит – человечество вступило в фазу старения.
Так говорил Мудрый Садовник, и глаза светились его.