И снова окунуться в мир детства

Любовь Ханова
... история нашей семьи..

Это счастье - неожиданно окунуться в мир своего детства. Взять свою младшую сестрёнку и пойти с ней в наш Ильинский детский сад, Я крепко и надежно держу её нежную маленькую и теплую ладошку в своей.
 Мы выходим за калитку, идём неторопливо по травяному тротуару, на улице тепло и ласково припекает летнее солнышко. Оно давно проснулось и давно разбудило всех жителей нашей деревни. Вот там в поле уже мычат наши буренушки, кудахчут куры с петушком, не отстают от них и гуси: «Га-га-га!» Фыркают трактора то там, то тут, гудят машины, день наполняется таким знакомым и привычным шумом и гамом.

Мы минуем дом Веричевых, Мельниковых, Веричевых-Морозовых и попадаем в красивую и небольшую рощу с прудом. У нас в округе было три рощи, назывались они так, в нашем Ильинском роща "Детства", в Агафонов-роща "Любви", а третья, где проходили мотогонки... о ней я расскажу позже.

Садик был недалеко от дома - "рукой подать", поэтому мы никогда не опаздывали, дорога была безопасная, вот мы и ходили одни. Братья в садик не ходили, мотивируя те, что там "мало давали картошки и в светлоте заставляли спать". А нам в садике нравилось. Было очень чисто и уютно. Помню такие шкафчики в раздевалке деревянные и маленькие скамеечку. Мы быстро переодевались и вбегали в зал группы. Мне всегда нравился этот момент - когда выбегаешь из раздевалки и оказываешься в огромном зале. Свет струился из больших окон. Прямо на стене висел портрет Ленина, в углу были клетки с канарейками, рядом на железных ножках было кашпо с традесканцией, а в другом углу к раздевалке лежал на полу большой ковёр и наш волшебный мир игрушек. Расписание было нам известно всем как "Отче наш". Мне очень нравились занятия. С удовольствием ходили на прогулки. Особенно мне запомнились прогулки в совхозный сад, он был очень большой и красивый. Привлекало, что мы выходили за территорию детсада и это было уже настоящее путешествие. Мы уставали от подготовки к праздникам. А вот сами праздники мы всегда ждали с большим нетерпением. Правда, нашим родителя некогда было их посещать, к нашему детскому сожалению. Мы понимали, что им « не уйти в это время с работы». Но мы все равно их очень ждали и даже плакали из-за этого. Мы успокаивал друг друга, обнимали, гладили, но праздник "брал свое" и мы веселились от души.

Моя сестрёнка Надюшка вспоминала, что на новогоднем празднике я была снегурочкой и что я была очень красивая в голубом расшитом наряде, жаль, что не сохранилось таких фотографий. Еще очень запомнилось как к нам в детский сад привозил дядя Саша Соходубов хлеб. Это было очень важное событие и мы с нетерпением его ждали и старались его не пропускать. Хлеб он привозил на лошади, а на телеге стоял большой деревянный короб с дверцами.

 Дядя Саша был на войне, был ранен, и поэтому он сильно хромал. Он с трудом слезал с телеги, и мы его в этот момент его очень жалели. Затем начиналось самое "волшебство". Он открывал заветный "ларец" и мы наблюдали такую красивую картину - там ровными рядами были уложены буханки хлеба с коричневой корочкой. Мы наслаждались этой потрясающей картиной и ждали ещё одного момента - вот-вот и нас «накроет» душистый и ароматный запах хлеба. Я помню этот вкусный аромат "детства" до сих пор.

Было много всего интересного обычного и необычного: завтраки, обеды и полдники, любимые блюда, сладкий тихий час и восторженные новогодние подарки в ярких бумажных пакетах c нарисованным дедом Морозом.

Я помню и наш уголок сада, где росла малина и смородина, горку и песочницу, веранду, где мы играли в дождь и прятались от яркого солнышка. Я помню дождливые капли на больших окнах, я подходила к этим огромным мокрым окнам и тоже потихоньку начинала плакать, и в эти минуты так хотелось к маме, чтоб она взяла меня на ручки и прижала к себе…

 Я помню, как бежала вокруг здания детсада, и понимала, что детство -эта такая замечательная пора, побыть маленькой девочкой Любой Хановой...
После прогулки и вкусного обеда, тётя Нина Клюкина нам устанавливала раскладушки и мы укладывались спать…
 Я закрывала глаза и думала, что все в жизни обязательно будет хорошо...

Вчера в музее академии, которым руководит Любовь Дмитриевна Беляева, я нашла вот эту замечательную фотографию из нашего детского сада. И самое удивительное, что я нашла там себя. Вот так спустя 55 лет я встретилась с Любой Хановой, там мне 3-4 года (1964-1965 год) и на мгновения вернулась в наш мир детства, в мой мир детства, который был очень светлым, добрым, солнечным и вкусным.

Запомнился ещё момент - мне было 7 лет и за мной в тихий час пришла моя старшая двоюродная сестра Валя Макарова. Она повезла меня в Вологду фотографироваться. И в память об этом событии сохранилась вот такая замечательная фотография. Вот такие прекрасные мгновения детства, которые как светлые маячки в нашей взрослой жизни согревают меня до сих пор...

• С благодарностью к заботливым работникам детского сада - заведующей Валентине Афанасьевне Чистяковой, воспитателю Галине Ильинична Федуловой, нянечке тёте Нине Клюкиной, повару тёте Гале
Вященко.


С уважением и добрыми пожеланиями всем девчонкам и мальчишкам, которые ходили в детский сад в Ильинском.
Люба Ханова.