Неизбежное
Тихо вывела из комнат,
Затворила дверь.
Тихо. Сладко. Он не вспомнит,
Не запомнит, что' теперь.
Вьюга память похоронит,
Навсегда затворит дверь.
Сладко в очи поглядела
Взором как стрела.
Слушай, ветер звезды гонит,
Слушай, пасмурные кони
Топчут звездные пределы
И кусают удила...
И под маской – так спокойно
Расцвели глаза.
Неизбежно и спокойно
Взор упал в ее глаза.
13 января 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– «Тихо вывела из комнат» и след. – Стихотворением открывается третья, последняя часть сюжета СМ как поэмы: герой, увлеченный (в подцикле "Снега") из домашнего мира в царство "вихрей", а затем ("Маски") вновь оказавшийся в закрытых пространствах дома, маскарада, теперь опять уводится "из комнат" в снега и ветры.
»
«Домашний мир» – это, судя по всему, имеется в виду первое стихотворение СМ («И вновь, сверкнув из чаши винной»):
«И вновь, сверкнув из чаши винной,
Ты поселила в сердце страх…
…И ты смеешься дивным смехом,
Змеишься в чаше золотой
И над твоим собольим мехом
Гуляет ветер голубой.
29 декабря 1906»
Да, золотые чаши по площадям не расставляют, и струи винные по улицам не льются, но и в собольих мехах по квартире наперегонки с голубым ветром не разгуливают. Нет, это не в комнатном мире происходило, а в мире Незнакомки – «в кабаках, в переулках, в извивах, // В электрическом сне наяву», где он искал «бесконечно красивых» - во всемирном Городе. То есть строгой цикличности в поэме нет, точнее есть другая: не из комнат на улицу, и снова – из комнат на улицу, а из кабаков улиц – эпизодик в комнатах, и снова – «ветер звезды гонит». А дверь назад – в красивые уюты – заперта.