Блок. Они читают стихи. Прочтение

Виталий Литвин
Они читают стихи   







                Смотри: я спутал все страницы,
                Пока глаза твои цвели.
                Большие крылья снежной птицы
                Мой ум метелью замели.

                Как странны были речи маски!
                Понятны ли тебе? – Бог весть!
                Ты твердо знаешь: в книгах – сказки,
                А в жизни – только проза есть.

                Но для меня неразделимы
                С тобою – ночь, и мгла реки,
                И застывающие дымы,
                И рифм веселых огоньки.

                Не будь и ты со мною строгой
                И маской не дразни меня,
                И в темной памяти не трогай
                Иного – страшного – огня.
                10 января 1907

 



     – «Они читают стихи»   – автор, как извне, смотрит на пару – поэт и женщина – читающую его стихи.

     – «Смотри: я спутал все страницы» – стихи в этой реальности были написанные на отдельных листах, эти страницы поэт от волнения и перепутал. В реальной реальности вместе они могли читать  книгу «Снежная маска»:

Из Примечаний к стихотворению «Тревога» в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     В экземпляре СМ, принадлежавшем Блоку (см.:  ББО-1. С. 83),  в данном стихотворении отчеркнуты черными чернилами ст.  1-3  и ст.  5-6  (пометы могли быть сделаны Н.Н. Волоховой; ее запись (см.  с.  779  наст. тома) в этой книге, обращенная к Блоку, выполнена также черными чернилами.
»

     Он позволял ей даже чиркать в своей книге…

     – «Пока глаза твои цвели.//Большие крылья снежной птицы // Мой ум метелью замели» – «твои крылатые глаза» – привычная метафора в отношении очей Волоховой.
     – «Как странны были речи маски! // Понятны ли тебе?» – тот, глядящий словно на сцену в спектакле поэт, обращается к такой же, словно рядом сидящей и любующейся той же сценой, женщине.

Из Примечаний к стихотворению «Тревога» в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
«
     – «... И рифм веселых огоньки.» – Образ навеян, возможно,  шуточными стихотворными  импровизациями, сопровождавшими прогулки Блока и Н.Н. Волоховой по ночному Петербургу.
     – «Они читают стихи.» – Чтение, вовлекающее в греховную страсть, – реминисценция из "Ада" Данте (V.  127-138).
»

     У Данте это сцена с Паоло и Франческо.  Вот Данте обращается к пролетающей в вечном мучительном круженьи паре:

                « …«Франческа, жалобе твоей
                Я со слезами внемлю, сострадая.

                Но расскажи: меж вздохов нежных дней,
                Что было вам любовною наукой,
                Раскрывшей слуху тайный зов страстей?»

                И мне она: «Тот страждет высшей мукой,
                Кто радостные помнит времена
                В несчастии; твой вождь тому порукой.

                Но если знать до первого зерна
                Злосчастную любовь ты полон жажды,
                Слова и слезы расточу сполна.

                В досужий час читали мы однажды
                О Ланчелоте сладостный рассказ;
                Одни мы были, был беспечен каждый.

                Над книгой взоры встретились не раз,
                И мы бледнели с тайным содроганьем;
                Но дальше повесть победила нас.

                Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
                Прильнул к улыбке дорогого рта,
                Тот, с кем навек я скована терзаньем,

                Поцеловал, дрожа, мои уста.
                И книга стала нашим Галеотом!
                Никто из нас не дочитал листа».

                Дух говорил, томимый страшным гнетом,
                Другой рыдал, и мука их сердец
                Мое чело покрыла смертным потом;

                И я упал, как падает мертвец.»

     Блок, как минимум, ещё  один раз вспомнит об этой средневековой паре – в стихотворении «Она пришла с мороза раскрасневшаяся…»:
 
                «Она пришла с мороза,
                Раскрасневшаяся,
                Наполнила комнату
                Ароматом воздуха и духов,
                Звонким голосом
                И совсем неуважительной к занятиям
                Болтовней.

                Она немедленно уронила на пол
                Толстый том художественного журнала,
                И сейчас же стало казаться,
                Что в моей большой комнате
                Очень мало места.

                Всё это было немножко досадно
                И довольно нелепо.
                Впрочем, она захотела,
                Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

                Едва дойдя до пузырей земли,
                О которых я не могу говорить без волнения,
                Я заметил, что она тоже волнуется
                И внимательно смотрит в окно.

                Оказалось, что большой пестрый кот
                С трудом лепится по краю крыши,
                Подстерегая целующихся голубей.

                Я рассердился больше всего на то,
                Что целовались не мы, а голуби,
                И что прошли времена Паоло и Франчески.
                6 февраля 1908»

    В реальности всё было ещё обиднее: «...Под влиянием приятного тепла и под звуки его мелодичного голоса я слегка задремала. Это случилось как раз в тот момент, когда Александр  Александрович читал о “пузырях земли”…». Волохова. «Земля в снегу».